«Особенности исследовательской и экспериментальной деятельности в работе с детьми с ОВЗ»
статья
Дети с самого рождения являются исследователями - это в них заложено природой. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Не все дети могут освоить исследовательскую деятельность. Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в силу своих диагнозов, которые ограничивают их умственные и физические способности, не в полной мере могут использовать доступные источники познания для формирования знаний и собственного мировоззрения.
Как же эффективно и легко помочь детям с ОВЗ быть исследователями?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Особенности исследовательской и экспериментальной деятельности в работе с детьми с ОВЗ»
Аннотация
Дети с самого рождения являются исследователями - это в них заложено природой. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Не все дети могут освоить исследовательскую деятельность. Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в силу своих диагнозов, которые ограничивают их умственные и физические способности, не в полной мере могут использовать доступные источники познания для формирования знаний и собственного мировоззрения.
Как же эффективно и легко помочь детям с ОВЗ быть исследователями?
В этой статье мы расскажем про наш опыт работы, как вместе с ребенком после уроков заниматься дополнительным творчеством, поиском информации. Как вместе с детьми и их родителями радоваться малейшему их достижению, выполнять работу поэтапно и дозировано. Как сделать так, что бы исследовательская деятельность в том виде, которая доступна здоровым детям, детям с ОВЗ далась так же легко.
Ключевые слова: проектная деятельность, ребенок с ОВЗ, исследователь.
Статья
Продуктивные технологии обучения
Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ:
1. Технология разноуровневого обучения
2. Коррекционно - развивающие технологии
3. Технология проблемного обучения
4. Проектная деятельность
5. Игровые технологии
6. Информационно-коммуникационные технологии
7. Здоровьесберегающие технологии
Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей.
Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие различных видов мышления;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных проблем в знаниях.
Технология проектной деятельности
Для детей с ОВЗ важен отработанный алгоритм действий, все новые действия учащиеся осваивают медленно и не в полном объеме.
По мнению А.И. Савенкова, «работая с детьми над их проектами, мы ориентируем их не просто на поиск некоего нового знания, а на решение реальных, вставших перед ними проблем. Детям в этом случае постоянно приходится учитывать массу обстоятельств, нередко находящихся далеко за пределами задачи поиска истины» [2].
Планируя организацию учебно – воспитательного процесса, делаем акцент на развитие исследовательских способностей каждого школьника, индивидуализацию их образования не только с учетом диагноза, но и интересов и склонностей к творческой деятельности.
В своей работе мы опираемся на методики А.И. Савенкова.
По этой методике проводили упражнения, направленные на различные умения: это умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезу и умение задавать вопросы.
Наблюдения показали, что легче и интереснее для детей с ОВЗ дается работа над формированием умения задавать вопросы.
На уроке мы вспомнили игру «Найди загаданное слово». Ребята задавали простые условные вопросы, перечисляя предметы, которые могут лежать в мешочке (Это ручка?, Это игрушка? и т.д.). После этого мы вывели план, по которому можно узнать о предмете то, что хотим (форма, размер, цвет, мягкий или твердый, предназначение предмета).
Упражнение: «Вопросы домашним животным» вызвало более яркие эмоции, так как у всех есть кошки, и они непосредственно общаются с ними. А используя это упражнение несколько раз, дети сначала повторяли заданные раннее вопросы, тогда мы стали их записывать на ватмане, чтобы не повторять.
Это же упражнение в обратном порядке, т.е. задавая нам вопросы от имени домашнего животного, оказались интереснее и вызвали большее число ответов. Дети отвечали, перебивая друг друга, и задавали очень много простых неопределенных вопросов (Почему вы меня не моете?; зачем вы меня кидаете в подпол?; почему редко даете мясо?).
Изучая тему «Время глаголов» включила в урок упражнение «Вопросы машине времени». С помощью этого упражнения дети поняли, что такое настоящее, прошедшее и будущее время, но вопросы прошлому и настоящему задать не смогли, пока не перефразировала упражнение: задать вопрос в прошлое: встретив своих родителей маленькими, какой вопрос вы им зададите? (Что вы делаете, что едите, что любите?). Вопросы задавались все подряд. Особенность этих детей, отвечая на вопрос учителя, учащиеся с ОВЗ не обдумывают ответы и вопросы, а отвечают все, что придет в голову.
В процессе работы с детьми с ОВЗ над развитием исследовательских способностей реализуется принцип создания ситуации успеха для учащихся, который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: его интересы, жизненный опыт и индивидуальные особенности.
Важно на каждом занятии останавливаться на одном умении. Не стоит ставить задачу шире и работать над несколькими умениями одновременно, это приводит к переутомляемости детей с ОВЗ и потере интереса ко всей деятельности на уроке.
Используемая методика требует корректировки для таких детей. Ведь эффективность исследовательской работы у детей с ОВЗ оказывает положительное воздействие на их дальнейшее обучение, способствует самостоятельному мышлению и получению знаний и опыта из непосредственно личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, инициативу и рефлексию.
Опыт участия класса для детей с ОВЗ
в опытно-экспериментальном исследовании
Мы с ученики моего класса начали активно участвовать в конкурсах проектно-исследовательских работ.
Та как легче и интереснее для детей с ОВЗ дается работа над формированием умения задавать вопросы. Мы организовали «Мозговой штурм» , где ребята могли задавать любые вопросы которые приходили им в голову. Так рождались темы проектов.
Например : «Почему самолеты такие тяжелые, но они летают и не падают?». После этого ребятам уже гораздо легче работать по структуре проекта. Остается лишь направлять их рассуждения в нужное русло. Составив теоретическую часть, мы перешли к практической. В нашей школе есть ТехноЛаб, в котором ребята могут осуществить любую задумку. Там под руководством специалистов ребята создали макет самолета и практическим путем убедились, что полет самолета зависит от его строения. Данный проект был высоко оценен жюри в конкурсе «Первые шаги в науку»
Один из наших проектов , который мы представали на конкурсе «Я познаю мир» мы начали довольно неожиданно. В рамках внеурочной деятельности, мы отправились на мастер класс по изготовлению изделий из глины. И в ходе мастер класса мы начали рассуждать и задавать вопросы «Как изделие можно использовать?», «Используется ли сейчас изделия из глины?». Тема оказалась такой увлекательной, что вернувшись в стены школы мы начали работать над теоретической частью. Так получилось, что свой проект мы начали с практической, а не с теоретической части. Но не смотря на это получился замечательный проект под названием «Удивительный мир глины»
Список используемой литературы
- Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания [Текст] / А.И. Савенков - Ярославль: Академия развития, 2002. – 208 с.
- Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. [Текст] / А.И. Савенков – Самара: Учебная литература, 2004. – 80 с.
- Организация учебно – исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС: учебно-методическое пособие [Текст] / авт.-сост. Т.А. Иванова. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2014. – 91 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности здоровьесберегающей деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями
Проблема состояния здоровья детей с ограниченными возможностями, обучающихся в общеобразовательной школе, в последнее время является очень актуальной. Как показывают данные ООН, ВОЗ о положении детей ...
1. Особенности исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.
Консультации для практического применения....
Особенности исследовательской и проектной деятельности в начальных классах
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это позволяет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику о...
Презентация "Особенности организации внеурочной деятельности при работе с детьми с повышенной мотивацией "
Презентация содержит в себе основные понятия работы с одарёнными детьми.Содержит множество иллюстраций....
Статья на тему : « Особенности использования информационных компьютерных технологий в работе с детьми с ОВЗ»
Статья содержит в себе рекомендации учителю по использованию в работе ИКТ в коррекционной школе....
Особенности построения индивидуального образовательного маршрута при работе с детьми с недостаточной мотивацией в обучении
Выступление на педагогическом совете....