Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир слов".(1-4 классы)
рабочая программа (1, 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_mir_slov.doc | 339.5 КБ |
annotatsiya_k_rp_mir_slov_1-4_klass.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАССМОТРЕНО» Протокол заседания №______ методического объединения учителей __________________ от «___»____________20___г. _________________________ (подпись руководителя МО) Ф.И.О.____________________ | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР от «___»____________20___г. _________________________ (подпись зам. директора по УВР) Ф.И.О.____________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ФГОС-2021)
По направлению (указать: учебный предмет; внеурочная деятельность) | ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Наименование учебного предмета, курса (модуля) | «МИР СЛОВ» |
Уровень образования (начальное общее, основное общее образование) | НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ |
Классы | 1-4 класс |
Учитель-составитель (ФИО) | ГУЗЬ ЛАРИСА ИВАНОВНА |
Срок реализации программы | 2023-2027 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая примерная программа внеурочной деятельности «Мир слов» для 1-4 классов разработана на основе (нормативные основы):
- ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015;
- ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897;
Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи
-развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету; мотивацию к изучению русского языка;
-совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
-углублять и расширять знания и представления о литературном языке.
-формировать и развивать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления.
Рабочая программа является авторской.
Особенность данной программы заключается в ее практической значимости. курс внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. Рассчитана на 4 года обучения (1-4 класс).
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Место рабочей программы в ООП (сколько времени отводится на изучение данного предмета (курса), как оно распределяется по классам)
Предмет | Классы /кол-во часов (в неделю/год) | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Русский язык | 1/33 | 1/34 | 1/34 | 1/34 |
Результаты освоения курса «Мир слов»
Класс | Личностные результаты |
1 класс 2 класс 3-4 классы | -осознавать роль языка и речи в жизни людей; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; -высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. -осознавать роль языка и речи в жизни людей; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; -понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). -умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; -интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; -интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
Метапредметные результаты: | |
1 класс 2 класс 3-4 классы | -определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; -учиться работать по предложенному учителем плану. -находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. -оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); -слушать и понимать речь других; -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). -определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; -учиться работать по предложенному учителем плану. - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); -слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; -выразительно читать и пересказывать текст; -договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). -самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; -осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения. - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. -высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -задавать вопросы. |
Предметные результаты | |
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс | Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов. Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. Пересказать текст. Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. Четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи. Подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты. Различать слова-паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы. Пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическим, орфоэпическим словарями. Данный уровень знаний, умений и навыков на протяжении всей программы расширяется и углубляется. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
с указанием форм организации и видов деятельности
1 класс
Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.)
Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.)
Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды».
Рассказ «Снежные слова».
Тема 3-4 . К тайнам волшебных слов. (2ч.)
Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.)
Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.)
Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
Тема 7. Чудесные превращения слов.(1ч.)
Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Тема 8-9. В гости к Алфавиту. (2ч)
Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
Тема 10. К тайнам звуков и букв. (1ч.)
Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.)
Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».
Тема 12. В Страну Говорящих Скал. (1ч.)
Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема13. В глубь веков на Машине времени. (1ч.)
Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.)
Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема 15. В Страну Слогов. (1ч.)
Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Тема 16. Неожиданная остановка в пути. (1ч.)
Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.)
Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».
Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.)
Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.)
Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.
Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.).
Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
Тема 23. В театре близнецов. (1ч.)
Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
Тема 24. Конкурс знатоков. (1ч.)
Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знатоков». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
Тема 25. Новое представление. (1ч.)
Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».
Тема 26. Необычный урок.(1ч.)
Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.)
«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.).
Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.)
Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».
Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.)
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
Тема 32. Полёт в будущее. (1ч.)
Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».
Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.)
Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов.
2 класс
Тема 1. Удивительный мир слов 1 ч.)
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».
Тема 2. Лексическое богатство языка 1 ч.)
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.
Тема 3. Как улицы получают свои названия? (1 ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 4 -5. 2 ч.)
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.
Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.
Тема 11. Тайны фонемы.(1 ч.)
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».
Тема 12 – 13. Опасные согласные. (2 ч.)
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».
Тема 14. На сцене гласные.(1 ч.)
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.
Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)
Песенки - «напоминай-ки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.
Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.
Тема 21. Память и грамотность.(1ч.)
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.
Тема 22. Строительная работа морфем.(1ч.)
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
Тема 23. Где же хранятся слова?(1ч.)
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.
Тема 24 – 26. Поговорим обо всех приставках сразу.(2ч.)
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка -с. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминай-ка». Игры и упражнения с приставками.
Тема 27. Слова – «родственники».(1ч.)
корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Тема 28 – 30. Кто командует корнями?(2ч.)
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
Тема 33. «Пересаженные» корни.(1ч.)
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарём. Тренировочные упражнения.
Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)
3 класс
Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Тема 2-3. Устаревшие слова. Почему слова устаревают. Значения устаревших слов. (2ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»
Тема 4-5. Сравнение толкований слов в словаре В.И.Даля в современном толковом словаре. (2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка
Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаков слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».
Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)
Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)
Знакомство со словами - синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова - синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 16. Слова - антонимы (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема17. Слова - омонимы (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 18. Крылатые слова (1ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».
Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)
Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.
Тема 23-24. Искусство красноречия. (2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка).
Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Тема32. Откуда пришли наши имена.(1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 34. КВН по русскому языку. (1ч.)
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
4 класс
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
Тема 1. Что такое орфоэпия? (1ч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 2. Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 3. Звуки не буквы! (1ч.)
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 4. Звучащая строка. (1ч.)
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 5. Банты и шарфы. (1ч.)
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
Тема 7. Кис- кис! Мяу! или «Кое- что о звукоподражаниях». (1ч.)
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Лексикология (27 часов)
Тема 8. Имена вещей. (1ч.)
Знакомство с термином «лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.) Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)
Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов - омонимов».
Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 12. Многозначность слова. (1ч.)
Рассказ о свойстве «многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 13. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.
Тема 14. Об одном и том же - разными словами. (1ч.)
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 15. Как возникают названия. (1ч.)
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
Тема 16. Слова – антиподы. (1ч.)
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 17. Фразеологические обороты. (1ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 18. Словари «чужих» слов. (1ч.)
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 19. Капитан и капуста. (1ч.)
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Тема 20. «Он весь свободы торжество». (1ч.)
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 21. Мы говорим его стихами. (1ч.)
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С.Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема 22. Слова, придуманные писателями. (1ч.)
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально - авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально - авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.)
Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Тема 25. Смуглая Чернавка. (1ч.)
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Тема 26. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.)
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .
Тема 27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)
Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.
Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)
Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Тема 29. Словарь - грамотей. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 30. Научная этимология. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая».Работа с этимологическим словарем.
Тема 31. Какие бывают имена? (1ч.)
Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема 32. Древнерусские имена. (1ч.)
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Тема 33. Отчество и фамилия. (1ч.)
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Тема 34. Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)
Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».
Тема 33. «Пересаженные» корни.(1ч.)
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарём. Тренировочные упражнения.
Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название раздела | Кол-во часов | Форма проведения занятий | Использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов |
1 класс | ||||
1 | В мире безмолвия и неведомых звуков. | 1 | беседа | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
2 | В страну слов. Первые встречи. | 1 | беседа | |
3 | К тайнам волшебных слов. | 1 | игра | |
4 | К тайнам волшебных слов. | 1 | игра | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
5 | Выбор друзей в Стране Слов | 1 | Игра-соревнование | |
6 | К несметным сокровищам Станы Слов. | 1 | конкурс | |
7 | Чудесные превращения слов. | 1 | игра | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
8 | В гости к Алфавиту. | 1 | ||
9 | В гости к Алфавиту. | 1 | беседа | |
10 | К тайнам звуков и букв. | 1 | беседа | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
11 | Встреча с Радугой. | 1 | беседа | |
12 | В Страну Говорящих Скал. | 1 | игра | |
13 | В глубь веков на Машине времени. | 1 | беседа | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
14 | В Королевстве ошибок. | 1 | игра | |
15 | В Страну Слогов. | 1 | игра | |
16 | Неожиданная остановка в пути. | 1 | викторина | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
17 | В удивительном городе Неслове. | 1 | игра | |
18 | Чудеса в Стране Слов. | 1 | Конкурс рисунков | |
19 | Чудеса в Стране Слов. | 1 | беседа | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
20 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. | 1 | беседа | |
21 | На карнавале слов. | 1 | беседа | |
22 | На карнавале слов. | 1 | Игра-соревнование | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
23 | В Театре близнецов. | 1 | ||
24 | Конкурс знатоков. | 1 | беседа | |
25 | Новое представление. | 1 | беседа | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
26 | Необычный урок. | 1 | игра | |
27 | Следопыты развлекают гостей. | 1 | викторина | |
28 | В Клубе весёлых человечков. | 1 | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ | |
29 | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | 1 | беседа | |
30 | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | 1 | игра | |
31 | Экскурсия в прошлое. | 1 | конкурс | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
32 | Полёт в будущее. | 1 | беседа | |
33 | Итоговое занятие. | 1 | беседа | |
Итого | 33 часа | беседа | ||
2 класс | беседа | |||
1 | Удивительный мир слов | 1 | беседа | |
2 | Лексическое богатство языка | 1 | беседа | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
3 | Как улицы получают свои названия? | 1 | игра | |
4 | Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. | 1 | игра | |
5 | «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. | 1 | Игра-соревнование | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
6 | История происхождения слов. | 1 | конкурс | |
7 | Поиск информации о происхождении слов. | 1 | игра | |
8 | Слова исконно русские и заимствованные. | 1 | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ | |
9 | «Ошибкоопасные» места | 1 | беседа | |
10 | Тайны фонемы | 1 | беседа | |
11-12 | Опасные согласные | 2 | беседа | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
13 | На сцене гласные | 1 | игра | |
14 | «Фонемы повелевают буквами» | 1 | беседа | |
15 | Когда ь пишется, а когда не пишется? | 1 | игра | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
16 | Ваши старые знакомые | 1 | игра | |
17-18 | Правила о непроизносимых согласных | 2 | викторина | |
19-20 | Волшебное средство – «самоинструкция» | 2 | игра | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
21 | Строительная работа морфем | 1 | Конкурс рисунков | |
22-23 | Где же хранятся слова? | 2 | беседа | |
24-25 | Поговорим обо всех приставках сразу | 2 | беседа | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
26-27 | Слова – «родственники» | 2 | беседа | |
28-30 | Кто командует корнями? | 3 | Игра-соревнование | |
31-32 | «Не лезьте за словом в карман!» | 2 | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ | |
33 | «Пересаженные» корни | 1 | беседа | |
34 | Итоговое занятие | 1 | беседа | |
Итого | 34 | игра | ||
3 класс | ||||
1 | Сказочное царство слов. | 1 | ||
2 | Устаревшие слова. Почему слова устаревают. Значения устаревших слов. | 1 | беседа | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
3 | Использование устаревших слов в современном языке. Старые и новые слова. | 1 | игра | |
4 | Сравнение толкований слов в словаре В.И.Даля в современном толковом словаре. | 1 | конкурс | |
5 | Как появляются новые слова. | 1 | беседа | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
6 | В гостях у слов - родственников. | 1 | беседа | |
7 | В гостях у слов - родственников. | 1 | беседа | |
8 | Добрые слова. | 1 | беседа | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
9 | Добрые слова. | 1 | беседа | |
10 | Описание предметов в художественных текстах. | 1 | беседа | |
11 | Внешность и характер в портретах мастеров слова. | 1 | игра | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
12 | Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи. | 1 | игра | |
13 | Распространение предложений с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными? | 1 | Игра-соревнование | |
14 | Синонимы в русском языке. | 1 | конкурс | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
15 | Синонимы в русском языке. | 1 | игра | |
16 | Слова - антонимы. | 1 | ||
17 | Слова - омонимы. | 1 | беседа | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
18 | Крылатые слова. | 1 | беседа | |
19 | В королевстве ошибок. | 1 | беседа | |
20 | В королевстве ошибок | 1 | игра | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
21 | В стране Сочинителей. | 1 | беседа | |
22 | В стране Сочинителей | 1 | игра | |
23 | Искусство красноречия. | 1 | игра | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
24 | Искусство красноречия. | 1 | викторина | |
25 | Праздник творчества и игры. | 1 | игра | |
26 | Трудные слова. | 1 | Конкурс рисунков | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
27 | Трудные слова. | 1 | беседа | |
28 | Анаграммы и метаграммы. | 1 | беседа | |
29 | Анаграммы и метаграммы. | 1 | беседа | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
30 | Шарады и логогрифы. | 1 | Игра-соревнование | |
31 | Шарады и логогрифы. | 1 | ||
32 | Откуда пришли наши имена. | 1 | беседа | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
33 | Занимательное слообразование. | 1 | беседа | |
34 | КВН по русскому языку. | 1 | игра | |
Итого | 34 часа | |||
4 класс | ||||
Фонетика и орфоэпия (7 часов) | беседа | |||
1 | Что такое орфоэпия? | 1 | игра | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
2 | Что такое фонография или звукозапись? | 1 | конкурс | |
3 | Звуки не буквы! | 1 | беседа | |
4 | Звучащая строка. | 1 | беседа | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
5 | Банты и шарфы. | 1 | беседа | |
6 | «Пигмалион» учит орфоэпии. | 1 | беседа | |
7 | Кис- кис! Мяу!, или «Кое- что о звукоподражаниях». | 1 | беседа | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
Лексикология(27) | беседа | |||
8 | Имена вещей. | 1 | игра | |
9 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 | игра | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
10 | В царстве смыслов много дорог. | 1 | Игра-соревнование | |
11 | Как и почему появляются новые слова? | 1 | конкурс | |
12 | Многозначность слова. | 1 | игра | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
13 | «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 1 | ||
14 | Об одном и том же - разными словами. | 1 | беседа | |
15 | Как возникают названия. | 1 | беседа | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
16 | Слова – антиподы. | 1 | беседа | |
17 | Фразеологические обороты. | 1 | игра | |
18 | Словари «чужих» слов. | 1 | беседа | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
19 | Капитан и капуста. | 1 | игра | |
20 | «Он весь свободы торжество». | 1 | игра | |
21 | Мы говорим его стихами. | 1 | викторина | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
22 | Слова, придуманные писателями. | 1 | игра | |
23 | Слова уходящие и слова – новички. | 1 | Конкурс рисунков | |
24 | Словарь языка Пушкина. | 1 | беседа | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
25 | Смуглая Чернавка. | 1 | беседа | |
26 | Паронимы, или «ошибкоопасные слова». | 1 | беседа | |
27 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | 1 | Игра-соревнование | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
28 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | 1 | ||
29 | Словарь- грамотей. | 1 | беседа | |
30 | Научная этимология. | 1 | беседа | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ |
31 | Какие бывают имена? | 1 | игра | |
32 | Древнерусские имена. | 1 | викторина | |
33 | Отчество и фамилия. | 1 | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ | |
34 | Надо ли останавливаться перед зеброй? | 1 | беседа | |
Итого | 34 часа |
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе внеурочной деятельности
«Мир слов» 1-4классы
(ФГОС-2021)
Настоящая программа внеурочной деятельности учебного предмета «Мир слов» для 1-4 классов разработана на основе (нормативные документы):
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287).
- Основная образовательная программа школы, разработанная на основе ФГОС и ФООП.
- Федеральная программа курса внеурочной деятельности Функциональная грамотность: учимся для жизни.
- Учебный план МБОУ «ООШ № 1 города Анадырь», утверждён приказом № 468-о, от 31.08.2023г.
- План внеурочной деятельности, утверждённый приказ № 514-о, от 07.09.2023г.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом Рабочей программы воспитания «МБОУ ООШ № 1 г. Анадыря». Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Мир слова: всему название дано”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в форме целевых ориентиров (направлений), представленных в виде обобщенных портретов выпускника на уровне начального общего образования и отражены в личностных результатах данной рабочей программы.
Программа курса рассчитана на четыре года с проведением занятий один раз в неделю, длительность занятия – 40 мин.
1 класс – 33 часа (1 час в неделю)
2 класс – 34 часа (1 час в неделю)
3 класс – 34 часа (1 час в неделю)
4 класс – 34 часа (1 час в неделю)
Рабочая учебная программа включает в себя: пояснительную записку, содержание учебного предмета, курса; планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов.
Срок освоения: рабочая программа разработана на 2023-2027 гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"
Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....
Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс
Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)
Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 2 класс
Программа "Зеленая планета" разработана с целью расширения курса "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного ст...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Слово" 2 класс
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Русский язык. 1-4 классы» (авторы...