Проект "Азбука вежливости"
учебно-методический материал
Становление нравственного сознания, лежащего в основе всех действий человека и формирующего нравственный облик личности, направлен на нравственно развитую личность более устойчивую к отрицательным воздействиям из вне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_azbuka_vezhlivosti.docx | 62.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, «ИВАНОВСКИЙ СПЕЦИАЛЬНЫЙ (КОРРЕКЦИОННЫЙ) ДЕТСКИЙ ДОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СОЛНЫШКО»
Информационно – познавательный проект
«Азбука вежливости» .
Для разновозрастной группы.
Выполнил
воспитатель: Л.А. Зайцева.
2023-2024гг
Иваново
2023г.
Вид проекта: информационный, познавательный, групповой, совместный
Сроки реализации проекта: 01.09.2023 – 22.05.2024
Участники проекта: воспитатели, дети, учитель дефектолог.
Образовательная область: познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, коммуникация.
Актуальность проекта:
Проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС общего дошкольного образования , на основе программы социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Я -ты -мы», автор О.Л. Князева ,Р.Б. Стеркина.
Критерии психологической культуры и безопасности сегодня выдвигаются на первое место, как в государственной политике, так и в системе образования, поскольку наряду с ухудшением здоровья детей, увеличивается уровень социальной дезадаптации.
Становление нравственного сознания, лежащего в основе всех действий человека и формирующего нравственный облик личности, направлен на нравственно развитую личность более устойчивую к отрицательным воздействиям из вне.
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Речь - важнейшая творческая психическая функция человека - играет уникальную роль в становлении личности ребенка - дошколенка. Являясь важнейшим средством общения, познания действительности, она служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Чем раньше начнется знакомство с правилами общения, тем более осознанными будут речевые средства, с помощью которых ребенок сможет выразить себя через речь и понять, что он сам, его собственные мысли, чувства, слова и действия могут быть путем к успеху в жизни. Воспитание культуры поведения рассматривается как составная часть нравственного воспитания и сформулированы они в виде требований: привитие детям культуры поступков в различных ситуациях и положительных взаимоотношений в различных видах деятельности, воспитание определенных элементов нравственного сознания и нравственных чувств.
Под культурой речевого поведения имеем в виду использование формул речевого этикета и соблюдение правил поведения во время бесед, разговора с кем либо, участие в игре. Правила этикета легче всего формируются в дошкольном возрасте и, чем раньше ребенок с ним познакомится, тем естественнее и непосредственнее он их будет выполнять.
Проблема: дети имеют представления о правилах культуры поведения и общения со сверстниками и взрослыми, но часто их нарушают, нуждаются в постоянном контроле взрослого.
Цель: создание условий для расширения и систематизации у детей знаний о правилах вежливости в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Задачи: способствовать формированию у детей представления о правилах вежливости на специально организованных занятиях и в бытовых ситуациях с использованием адекватных возрасту методов и приёмов нравственного воспитания;
- развивать речь, память, внимание, воображение; умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
- расширять знания о культуре поведения, введение вежливых слов в активный словарь детей;
-воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам.
1.1
и умению «быть в мире с собой».
Развивающие: Цели и задачи проекта.
Цель проекта - дать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить их с правилами речевого этикета. создать условия для развития нравственной социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.
Исходя из цели проекта, предусматривается решение следующих основных задач:
Образовательные:
- познакомить детей с терминологией, учить использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь освоить нормы этикета.
- обучать детей пониманию себя
- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к окружающим людям;
- помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания;
- способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.
1.2 Методы и приемы реализации проекта.
В основе работы с детьми лежит педагогическая технология сотрудничества, то есть содержание занятия раскрывается в форме непосредственного общения педагога с детьми с использованием дополнительных материалов в виде пословиц, поговорок, литературных примеров. Главное для педагога – дать детям возможность понять материал и уметь высказать свои суждения, оценив свое поведение и поведение окружающих; задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных этических ситуаций (задач) и тестовых заданий. Занятия проходят весело, доброжелательно, в форме свободной дискуссии. Важно, чтобы дети не боялись высказываться, не опасались, что их суждения могут показаться смешными или окажутся неверными. Поэтому основными методами работы с обучающимися являются:
- диалогический;
- эвристический;
- показательный;
- исследовательский;
- иллюстративный;
- игровой;
- коммуникативный;
- частично-поисковой.
Приемы:
1. Словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет)
2. Наглядные
3. Практические
4. Игровые
1.3 Формы и условия реализации проекта.
В реализации проекта участвуют дети дошкольного возраста 3-7 лет.
При наполняемости группы 6 детей занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 30 минут. Занятий в год – 37.
Структура занятия зависит от поставленной цели. Формы проведения занятий: совместная игровая-познавательная деятельность взрослого и детей.
Итоговые занятия проводятся в конце года.
II Содержание проекта
2.1 Учебно-тематический план
Сентябрь
Тема | Цель | Виды деятельности | ||
чтение худ./лит. | игровая | практическая | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Первое «Волшебное слово». | Знакомство с понятием «этикет». Воспитание вежливости. Формирование основ культуры общения с окружающими. | В. Осеева «Волшебное слово» | «Будь вежлив» | Творческий рассказ «Как мне помогают «волшебные слова». |
«Слово доброе, слово вечное». | Воспитание навыков вежливого общения. Знакомство с разнообразными формами приветствия сверстников и взрослых. | Отрывки из сказок «лиса и волк», «Морозко» | Игра – инсценировка «Приветствие» | Лепка героев сказок. |
Октябрь
Тема | Цель | Виды деятельности | ||
чтение худ./лит. | игровая | практическая | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
«Правила аккуратности». | Формирование дифференцированной оценки образов художественного произведения. Воспитание культурно – гигиенических навыков. | К. Чуковский «Мойдодыр» | «Шуточные телеграммы» | Составление памятки «Правила аккуратности» |
«Твой внешний вид о многом говорит». | Воспитание опрятности. Формирование привычки следить за своим внешним видом, своевременно устранять недостатки своего костюма, причёски. | Стихи «Чистота и здоровье». «Как стать красивым». | Творческая игра «День красоты». П/игры «Медвежата», «Подсолнух». | Творческий рассказ «Мой лучший друг» |
«Не зарься на чужое – своё береги». | Формировать эмоциональное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, притворство, простодушие и доверчивость. | Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк». | Психоэтюд «Притвора» | Драматизация отрывка из сказки |
«Учимся мириться». | Научиться сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения, развивать чувство юмора. | Чтение русской народной сказки «стихотворение «Поссорились»,игра «Давай мириться»». | Д/игра «Давай мириться»». | Оформление альбома «Правила доброты» |
Ноябрь
Тема | Цель | Виды деятельности | ||
чтение худ./лит. | игровая | практическая | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
«Добро побеждает зло». | Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло». Подвести к выводу, что добрым быть лучше. | Чтение сказки «Двенадцать месяцев» | Д/игра «Цветок доброты» | Драматизация отрывка из сказки. |
«Доброе слово лечит, а худое калечит». | Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, сочувствия и уважения к близким людям. | Э. Мошковская«Я маму свою обидел». | Д/игра «Настроение» «Подбери нужные слова». | Раскрась картинку |
«Делать добрые дела». | Знакомство детей с правилами поведения в общественных местах: уступать место в транспорте старшим и младшим» | С. Маршак «Урок вежливости» | «Волшебные слова». | Ситуативный разговор «Правила поведения в общественных местах» |
«Жадная душа – без дна ушат». | Воспитание дружеских отношений между детьми. Формирование у детей способности находить положительные решения в конфликтных ситуациях – поиск компромиссного решения, умения считаться не только с собственными желаниями. | Я. Аким «Жадина», З. Александрова «Подарили нашей Вере». | «Если бы…». | Разыгрывание ситуаций |
«Что такое дружба?» | Развитие дружеских взаимоотношений, воспитание отзывчивости, внимания к сверстникам. | Пословицы и поговорки о дружбе. | «Хвастуны» (называть лучшие качества друга). | Оформление альбома «Правила доброты» |
Декабрь
Тема | Цель | Виды деятельности | ||
чтение худ./лит. | игровая | практическая | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
«Наш верный друг телефон». | Обучение детей умению вести разговор по телефону. Формировать представление о важности телефона в жизни. Учить набирать номера экстренных служб. | К. Чуковский «Телефон». Стихотворение «Вам кого?» | «Экстренный вызов». | Этюд «Разговор с другом» |
«Любишь кататься люби и саночки возить». | Воспитание чувства дружбы, товарищества, трудолюбия; формирование представлений о справедливости. | Н. Носов «На горке». | «Поводырь» «Колобок» | Рисование «На горке» |
«Как вести себя в гостях?» | Закрепление правил культурного поведения в гостях. Формирование элементарных этических представлений; развитие дружеских взаимоотношений. | Н. Остер «Вредные советы». | Игра – упражнение: «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». | Составление свода правил «Как вести себя в гостях» |
«Как аукнется – так и откликнется»ю | Формирование представлений о скромности, трудолюбии, справедливости. Формирование дифференцированной оценки поступков героев. | Нанайская сказка «Айога» | «Хорошо – плохо» | Ситуации «Заботимся о родителях» |
Январь
Тема | Цель | Виды деятельности | ||
чтение худ./лит. | игровая | практическая | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
«Маленькое дело – лучше большого безделья». | Воспитание у детей положительного отношения к труду. Формирование умения оценивать поступки героев произведения. | Д. Лукич «Четыре девочки». В. Зайцев«Я одеться сам могу». | «Сюжетно – ролевая игра «Хозяюшка». | Творческое задание «Маленькое дело» |
«Скромность украшает человека». | Воспитание чувства уважения, гордости по отношению к людям, совершающим героические поступки. Формирование представлений о смелости, скромности. | С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». | Игра – соревнование «Удальцы – молодцы». | Рисование «Геройский поступок» |
«Доброта и сопереживание». | Уточнять представление о таких моральных качествах, как доброта и злость. Знакомить с такими моральными качествами, как вежливость и грубость. | Чтение русской народной сказки | «Доброта и сопереживание». | |
«Правила на всю жизнь» | закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное — правила не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивых поступках, чтобы в будущем их не повторять;. | чтение 2 отрывка сказки О. Уайльда «Мальчик-звезда») II отрывок | Подарки героям рассказа (сердечки) | Рисование |
«Осваиваем речевой этикет» | Упражнять детей в умении составлять рассказы по картинкам. Обогатить их словарь за счет фраз словесной вежливости. Напомнить основные правила этикета. | Чтение стихотворения О.Госе «Здравствуй»: | Рассматриваем и анализируем картинку (картинка «Здравствуйте» из серии «Уроки вежливости»). | Рисование смайликов |
Февраль
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
«Есть люди хорошие, есть и плохие». | Воспитание у детей чувств, умение характеризовать литературные образы и оценивать их поступки. Формирование представлений о доброте и зле, о неизбежной наказуемости зла. | Русская народная сказка «Сестрица Алдёнушка и братец Иванушка». | «Если чужой стучится в двери». | Творческое задание «Карусель» (Собрать на карусель все добрые поступки) |
«Доброму – добрая память». | Воспитание доброжелательности, отзывчивости, милосердия. | А. Барто «На заставе» | «Цветик – семицветик». | Рисование «Дерево доброты» |
«Защитники Отечества» | Воспитание уважения к воинам – защитникам. Знакомство детей с родами войск, формирование представлений о службе пограничников. | Стихи о России, Алтае, своём городе. | Подвижная игра «Бравые солдаты» | Военно – спортивная игра «Зарничка» |
«Я вышел во двор». | Формирование представлений о поведении в общественных местах и на улице: вести себя сдержанно. Не привлекать излишнего внимания. | Отрывки из произведений А. барто, Н. Носова, К. Чуковского. | Игра – упражнение «Повторяй движения и слова». | Составление свода правил поведения в общественных местах |
Март
Тема | Цель | Виды деятельности | ||
чтение худ./лит. | игровая | практическая | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
«Хвались, да не поперхнись». | Формирование у детей эмоционального отношения к поступкам: положительного к скромности и отрицательного к хвастовству. Закрепление представлений о скромности. | Русская народная сказка «Заяц – хваста». | «Да – нет». «Хорошо – плохо». | Заучивание поговорок о скромности |
«Умел ошибиться – умей и поправиться». | Формирование представлений о честности, справедливости. Учить оценивать свои поступки и поступки товарищей. | С. А. Прокофьев «Красный фонарик». | «Круг честности» | Рисование «Как я исправил свои ошибки» |
«Семья вместе – душа на месте». | Воспитание чувства любви и привязанности к близким и родным людям, развитие желания заботиться о маме, бабушке и других членах семьи. | К. Ушинский «Лекарство». Е. Благинина «Посидим в тишине». | Положи своё слово в шкатулку». | Рисование «Моя семья» |
«Старый друг – лучше новых двух». | Воспитание бережного отношения к игрушкам, своим вещам. Форм. дифференцированной оценки к поступкам героев произведений. | В. Драгунский «Друг детства». А. Барто «Игрушки» | «Подарки» | Акция «Помоги игрушке» |
Апрель
Тема | Цель | Виды деятельности | ||
чтение худ./лит. | игровая | практическая | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
«Ум – богатство человека». | Развивать познав. интерес, способствовать развитию интеллектуальных способностей ребёнка. Развивать осознание ребёнком своего места в обществе. | Стихотворение «Любознайка» | Упражнение «Любознательные друзья» | Творческое задание «Смешная клякса» |
«Совесть» | Продолжать формир. у детей положительные моральные качества, развивать способность передавать эмоцию чувств мимикой. | Чтение и обсуждение сказки «Голос сердца» | Динамическая пауза «Умные воробышки» | Рисование «Солнышко наших сердец» |
«Береги природу». | Продолжать формир. навыки культурного поведения в природе, расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными» | Чтение и обсеждение сказки «Подснежники» | Игра «Разговор цветов» | Творческое задание «Мир природы» |
«Верность» | Продолжать формир. любовь к животным, ответственность за своих питомцев. | «Сказка о верности» | Игра «Верные друзья» | Рисование «Мой верный друг» |
Май
Тема | Цель | Виды деятельности | ||
чтение худ./лит. | игровая | практическая | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
«Хвались, там, что имеешь, а гордись тем, что умеешь». | Формировать у детей представление о гордости, чем отличается гордость от хвастовства, чем можно гордиться. | Стихотворение «Чем я горжусь» | Игра «Кто чем гордиться» | Аппликация Горжусь тобой» |
«Фантазия». | Продолжать формировать положительный моральные качества у детей, объяснить, чем фантазия отличается от вранья, для чего людям нужна фантазия. | Рассказ «Фантазёры» Н. Носов. | Игра «Мои фантазии» | Рисование И Аппликация «Цветные человечки» |
«Завистливый – по чужому счастью сохнет»». | Формировать негативное отношение к такому моральному качеству, как зависть. | Чтение стихотворения «Завистливая Катя». | Игра «Хорошо – плохо». | Заучивание «Завитсь победить сумей…» |
Развлечение «Быть хорошими хотим». | Закрепление знаний о моральных качествах людей, умение выражать эмоциональное отношение к сформировавшимся качествам и поступкам. | Любимые произведения | Коммуникативные игры. | Презентация альбома «Правила доброты» |
«Правила поведения для воспитанных детей» ( |
| А.Барто | Музыкальный «автобус» (музыкальный диск С. и Е. Железновы «Лимпопо). | Рисуем волшебный автобус |
2.2 Ожидаемые результаты.
- Усвоить смысл понятий «доброта», «вежливость» и «дружба».
- Использовать в речи слова:
• здравствуйте,
• доброе утро,
• до свидания,
• извините,
• пожалуйста,
• спасибо, благодарю (речевой этикет).
- Овладеть коммуникативными навыками:
• уметь поддерживать беседу,
•проявлять внимание и гостеприимство к сверстникам и к окружающим (коммуникативные умения).
- Ребёнок осознаёт и применяет во взаимодействии с другими нравственные нормы и правила поведения, эмоционально реагирует на состояние других детей и готов прийти на помощь. Владеет навыками самоконтроля и саморегуляции, способен выполнять правила в деятельности и действовать по предложенной инструкции, владеет навыками конструктивного взаимодействия.
2.3 Формы подведения итогов реализации программы.
При подведении итогов реализации проекта могут быть использованы различные формы:
1. Игры - занятия
2. Участие в конкурсах
3. Мониторинг
2.4 Материально – техническое обеспечение проекта.
1. Столы и стулья по количеству детей.
2. Иллюстрационные материалы
3. Магнитная доска
4. Музыкальный проигрыватель
5. Мультимедийный проектор
6. Ноутбук
III Список используемой литературы.
1. Баландина Л. А. Риторика для малышей. - Ростов - на – Дону: Феникс,2015.
2. Дурова Н. В. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста-М., Мозаика – Синтез» ,2017.
3. Мулько И. Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет - М. ,ТЦ «Сфера», 2014.
4. Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками – М. ,Владос, 2015.
5. Семенака С. И. Уроки добра. Комплексная программа социально-коммуникативного развития ребёнка –АРКТИ, 2018.
6. Семенака С. И. Учимся сопереживать и сочувствовать. Коррекционно – развивающие занятия для детей – АРКТИ, 2018.
7. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - М. ,ФОЛИО, АСТ,2016.
8. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры,упражнения. (Под редакцией Л. В. Кузнецовой и др.) -М. ,Сфера, 2015.
9. Шипицина Л. М. Азбука общения - М. ,Детство – Пресс, 2016.
10. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки – М. ,Книголюб, 2015.
11. Шорыгина Т. А. Общительные сказки - М. ,Книголюб, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа о вежливости "Что такое вежливость?"
В данном мероприятии уточняется значение слов"вежливость","спасибо", "пожалуйста","здравствуйте", закрепляются правила вежливости; воспитываются уважение к старшим и сверстникам, детей учат осознавать...
Тематическая неделя вежливости "Ежели Вы вежливы..."
Материал содержит цели и план проведения тематической недели вежливости в начальной школе "Ежели Вы вежливы..."....
ПРАЗДНИК ВЕЖЛИВОСТИ "БУДЕМ ВЕЖЛИВЫ И ДОБРЫ ВСЕГДА!"
Данный материал представлен сценарием внеклассного мероприятия "Будем вежливы и добры всегда" и презентацией....
Методическая разработка "Вежливость.Вежливые слова"
Методическая разработка "Вежливость. Вежливые слова" по модулю "Светская этика". Можно использовать на уроках ОРКСЭ в 4 классе....
Статья на тему: "Вежливость воспитывается вежливостью"
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – эти задач...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».
Цель: через знакомство со стихотворениями С.Я. Маршака «Урок вежливости», И.М. Пивоваровой «Вежливый ослик» и Б.В. Заходера «Очень вежливый ослик» способствовать вежливому, доброжелательному общению и...
Презентация к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».
Презентация разработана к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк»....