Проект "Азбука вежливости"
учебно-методический материал

Зайцева Любовь Анатольевна

Становление нравственного сознания, лежащего в основе всех действий человека и формирующего нравственный облик личности, направлен на нравственно развитую личность более устойчивую к отрицательным воздействиям из  вне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_azbuka_vezhlivosti.docx62.99 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,  «ИВАНОВСКИЙ СПЕЦИАЛЬНЫЙ (КОРРЕКЦИОННЫЙ) ДЕТСКИЙ ДОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СОЛНЫШКО»

Информационно – познавательный проект

«Азбука вежливости» .

Для разновозрастной группы.

Выполнил

воспитатель: Л.А. Зайцева.

2023-2024гг

Иваново

2023г.

Вид проекта: информационный, познавательный,  групповой, совместный

Сроки реализации проекта:  01.09.2023 – 22.05.2024

Участники проекта: воспитатели, дети, учитель дефектолог.

Образовательная область: познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, коммуникация.

Актуальность проекта:

Проект разработан  в соответствии с требованиями ФГОС общего дошкольного образования  , на основе программы социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Я -ты -мы», автор О.Л. Князева ,Р.Б. Стеркина.

Критерии психологической культуры и безопасности сегодня выдвигаются на первое место, как в государственной политике, так и в системе образования, поскольку наряду с ухудшением здоровья детей, увеличивается уровень социальной дезадаптации.

Становление нравственного сознания, лежащего в основе всех действий человека и формирующего нравственный облик личности, направлен на нравственно развитую личность более устойчивую к отрицательным воздействиям из  вне.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Речь - важнейшая творческая психическая функция человека - играет уникальную роль в становлении личности ребенка - дошколенка. Являясь важнейшим средством общения, познания действительности, она служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Чем раньше начнется знакомство с правилами общения, тем более осознанными будут речевые средства, с помощью которых ребенок сможет выразить себя через речь и понять, что он сам, его собственные мысли, чувства, слова и действия могут быть путем к успеху в жизни. Воспитание культуры поведения рассматривается как составная часть нравственного воспитания и сформулированы они в виде требований: привитие детям культуры поступков в различных ситуациях и положительных взаимоотношений в различных видах деятельности, воспитание определенных элементов нравственного сознания и нравственных чувств.

Под культурой речевого поведения имеем в виду использование формул речевого этикета и соблюдение правил поведения во время бесед, разговора с кем либо, участие в игре. Правила этикета легче всего формируются в дошкольном возрасте и, чем раньше ребенок с ним познакомится, тем естественнее и непосредственнее он их будет выполнять.

Проблема: дети имеют представления о правилах культуры поведения и общения со сверстниками и взрослыми, но часто их нарушают, нуждаются в постоянном контроле взрослого.

Цель: создание условий для расширения и систематизации у детей знаний о правилах вежливости в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Задачи: способствовать формированию у детей представления о правилах вежливости на специально организованных занятиях и в бытовых ситуациях с использованием адекватных возрасту методов и приёмов нравственного воспитания;

- развивать речь, память, внимание, воображение; умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

- расширять знания о культуре поведения, введение вежливых слов в активный словарь детей;

-воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам.

1.1

и умению «быть в мире с собой».

Развивающие: Цели и задачи проекта.

Цель проекта - дать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить их с правилами речевого этикета. создать условия для развития нравственной социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.

Исходя из цели проекта, предусматривается решение следующих основных задач:

Образовательные:

- познакомить детей с терминологией, учить использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь освоить нормы этикета.

- обучать детей пониманию себя

- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.

- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

- развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию интереса к окружающим людям;

- помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания;

- способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.

1.2 Методы и приемы реализации проекта.

В основе работы с детьми лежит педагогическая технология сотрудничества, то есть содержание занятия раскрывается в форме непосредственного общения педагога с детьми с использованием дополнительных материалов в виде пословиц, поговорок, литературных примеров. Главное для педагога – дать детям возможность понять материал и уметь высказать свои суждения, оценив свое поведение и поведение окружающих; задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных этических ситуаций (задач) и тестовых заданий. Занятия проходят весело, доброжелательно, в форме свободной дискуссии. Важно, чтобы дети не боялись высказываться, не опасались, что их суждения могут показаться смешными или окажутся неверными. Поэтому основными методами работы с обучающимися являются:

  • диалогический;
  • эвристический;
  • показательный;
  • исследовательский;
  • иллюстративный;
  • игровой;
  • коммуникативный;
  • частично-поисковой.

Приемы:

1. Словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет)

2. Наглядные

3. Практические

4. Игровые

1.3 Формы и условия реализации проекта.

В реализации проекта  участвуют дети дошкольного  возраста 3-7 лет.

При наполняемости группы 6 детей занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 30 минут. Занятий в год – 37.

Структура занятия зависит от поставленной цели. Формы проведения занятий: совместная игровая-познавательная деятельность взрослого и детей.

Итоговые занятия проводятся в конце года.

II Содержание проекта

2.1 Учебно-тематический план

Сентябрь

Тема

Цель

Виды деятельности

чтение

худ./лит.

игровая

практическая

1

2

3

4

5

Первое «Волшебное

слово».

Знакомство с понятием «этикет». Воспитание вежливости. Формирование основ культуры общения с окружающими.

В. Осеева

«Волшебное слово»

«Будь вежлив»

Творческий рассказ

«Как мне помогают «волшебные слова».

«Слово доброе,

слово вечное».

Воспитание навыков вежливого общения.  Знакомство с разнообразными формами приветствия сверстников и взрослых.

Отрывки из сказок

«лиса и волк», «Морозко»

Игра – инсценировка «Приветствие»

Лепка героев сказок.

Октябрь

Тема

Цель

Виды деятельности

чтение

худ./лит.

игровая

практическая

1

2

3

4

5

«Правила аккуратности».

Формирование дифференцированной оценки образов художественного произведения. Воспитание культурно – гигиенических навыков.

К. Чуковский «Мойдодыр»

«Шуточные телеграммы»

Составление памятки «Правила аккуратности»

«Твой внешний вид о многом говорит».

Воспитание опрятности. Формирование привычки следить за своим внешним видом, своевременно устранять недостатки своего костюма, причёски.

Стихи

«Чистота и здоровье».

«Как стать красивым».

Творческая игра

«День красоты».

П/игры

«Медвежата»,

«Подсолнух».

Творческий рассказ

«Мой лучший друг»

«Не зарься на чужое – своё береги».

Формировать эмоциональное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, притворство, простодушие и доверчивость.  

Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».

Психоэтюд

«Притвора»

Драматизация отрывка из сказки

«Учимся мириться».

Научиться сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения, развивать чувство юмора.

Чтение русской народной сказки

«стихотворение «Поссорились»,игра «Давай мириться»».

Д/игра «Давай мириться»».

Оформление альбома

«Правила доброты»

Ноябрь

Тема

Цель

Виды деятельности

чтение

худ./лит.

игровая

практическая

1

2

3

4

5

«Добро побеждает зло».

Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло».

Подвести к выводу, что добрым быть лучше.

Чтение сказки «Двенадцать месяцев»

Д/игра «Цветок доброты»

Драматизация отрывка из сказки.

«Доброе слово лечит, а худое калечит».

Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, сочувствия и уважения к близким людям.

Э. Мошковская«Я маму свою обидел».

Д/игра

«Настроение» «Подбери нужные слова».

Раскрась картинку

«Делать добрые дела».

Знакомство детей с правилами поведения в общественных местах: уступать место в транспорте старшим и младшим»

С. Маршак

«Урок вежливости»

«Волшебные слова».

Ситуативный разговор

«Правила поведения в общественных местах»

«Жадная душа – без дна ушат».

Воспитание дружеских отношений между детьми. Формирование у детей способности находить положительные решения в конфликтных ситуациях – поиск компромиссного решения, умения считаться  не только с собственными желаниями.

Я. Аким «Жадина»,

З. Александрова «Подарили нашей Вере».

«Если бы…».

Разыгрывание ситуаций

«Что такое дружба?»

Развитие дружеских взаимоотношений, воспитание отзывчивости, внимания к сверстникам.

Пословицы и поговорки о дружбе.

«Хвастуны»

(называть лучшие качества друга).

Оформление альбома «Правила доброты»

Декабрь

Тема

Цель

Виды деятельности

чтение

худ./лит.

игровая

практическая

1

2

3

4

5

«Наш верный друг телефон».

Обучение детей умению вести разговор по телефону. Формировать представление о важности телефона в жизни. Учить набирать номера экстренных служб.

К. Чуковский «Телефон».

Стихотворение «Вам кого?»

«Экстренный вызов».

Этюд

«Разговор с другом»

«Любишь кататься люби и саночки возить».

Воспитание чувства дружбы, товарищества, трудолюбия; формирование представлений о справедливости.

Н. Носов

«На горке».

«Поводырь»

«Колобок»

Рисование

«На горке»

«Как вести себя в гостях?»

Закрепление правил культурного поведения в гостях. Формирование элементарных этических представлений; развитие дружеских взаимоотношений.

Н. Остер

«Вредные советы».

Игра – упражнение: «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся».

Составление свода правил «Как вести себя в гостях»

«Как аукнется – так и откликнется»ю

Формирование представлений о скромности, трудолюбии, справедливости. Формирование дифференцированной оценки поступков героев.

Нанайская сказка «Айога»

«Хорошо – плохо»

Ситуации

«Заботимся о родителях»

Январь

Тема

Цель

Виды деятельности

чтение

худ./лит.

игровая

практическая

1

2

3

4

5

«Маленькое дело – лучше большого безделья».

Воспитание у детей положительного отношения к труду. Формирование умения оценивать поступки героев произведения.

Д. Лукич

«Четыре девочки».

В. Зайцев«Я одеться сам могу».

«Сюжетно – ролевая игра

«Хозяюшка».

Творческое задание

«Маленькое дело»

«Скромность украшает человека».

Воспитание чувства уважения, гордости по отношению к людям, совершающим героические поступки. Формирование представлений о смелости, скромности.

С. Маршак

«Рассказ о неизвестном герое».

Игра – соревнование

«Удальцы – молодцы».

Рисование

«Геройский поступок»

«Доброта и сопереживание».

Уточнять представление о таких моральных качествах, как доброта и злость. Знакомить с такими моральными качествами, как вежливость и грубость.

Чтение русской народной сказки

«Доброта и сопереживание».

«Правила на всю жизнь»

 закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное — правила не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивых поступках, чтобы в будущем их не повторять;.

чтение 2 отрывка сказки О. Уайльда «Мальчик-звезда»)

II отрывок

Подарки героям рассказа (сердечки)

Рисование

«Осваиваем речевой этикет»

Упражнять детей в умении составлять рассказы по картинкам. Обогатить их словарь за счет фраз словесной вежливости. Напомнить основные правила этикета.

Чтение стихотворения О.Госе «Здравствуй»:

 Рассматриваем и анализируем картинку (картинка «Здравствуйте» из серии «Уроки вежливости»).

Рисование смайликов

Февраль

1

2

3

4

5

«Есть люди хорошие, есть и плохие».

Воспитание у детей чувств, умение характеризовать литературные образы и оценивать их поступки. Формирование представлений о доброте и зле, о неизбежной наказуемости зла.

Русская народная сказка

«Сестрица Алдёнушка и братец Иванушка».

«Если чужой стучится в двери».

Творческое задание

«Карусель»

(Собрать на карусель все добрые поступки)

«Доброму – добрая память».

Воспитание доброжелательности, отзывчивости, милосердия.

А. Барто

«На заставе»

«Цветик – семицветик».

Рисование

«Дерево доброты»

«Защитники Отечества»

Воспитание уважения к воинам – защитникам.

Знакомство детей с родами войск, формирование представлений о службе пограничников.

Стихи о России, Алтае, своём городе.

Подвижная игра

«Бравые солдаты»

Военно – спортивная игра

«Зарничка»

«Я вышел во двор».

Формирование представлений о поведении в общественных местах и на улице: вести себя сдержанно. Не привлекать излишнего внимания.

Отрывки из произведений

А. барто,

Н. Носова,

К. Чуковского.

Игра – упражнение «Повторяй движения и слова».

Составление свода правил поведения в общественных местах

Март

Тема

Цель

Виды деятельности

чтение

худ./лит.

игровая

практическая

1

2

3

4

5

«Хвались, да не поперхнись».

Формирование у детей эмоционального отношения к поступкам: положительного к скромности и отрицательного к хвастовству. Закрепление представлений о скромности.

Русская народная сказка

«Заяц – хваста».

«Да – нет».

«Хорошо – плохо».

Заучивание поговорок о скромности

«Умел ошибиться – умей и поправиться».

Формирование представлений о честности, справедливости. Учить оценивать свои поступки и поступки товарищей.

С. А. Прокофьев

«Красный фонарик».

«Круг честности»

Рисование

«Как я исправил свои ошибки»

«Семья вместе – душа на месте».

Воспитание чувства любви и привязанности к близким и родным людям, развитие желания заботиться о маме, бабушке и других членах семьи.

К. Ушинский «Лекарство».

Е. Благинина

«Посидим в тишине».

Положи своё слово в шкатулку».

Рисование

«Моя  семья»

«Старый друг –  лучше новых двух».

Воспитание бережного отношения к игрушкам, своим вещам. Форм. дифференцированной оценки к поступкам героев произведений.

В. Драгунский «Друг детства».

А. Барто

«Игрушки»

«Подарки»

Акция

«Помоги игрушке»

Апрель

Тема

Цель

Виды деятельности

чтение

худ./лит.

игровая

практическая

1

2

3

4

5

«Ум – богатство человека».

Развивать познав. интерес, способствовать развитию интеллектуальных способностей ребёнка. Развивать осознание ребёнком своего места в обществе.

Стихотворение

«Любознайка»

Упражнение

«Любознательные друзья»

Творческое задание

«Смешная клякса»

«Совесть»

Продолжать формир. у детей положительные моральные качества, развивать способность передавать эмоцию чувств мимикой.

Чтение и обсуждение сказки

«Голос сердца»

Динамическая пауза

«Умные воробышки»

Рисование

«Солнышко наших сердец»

«Береги природу».

Продолжать формир. навыки культурного поведения в природе, расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными»

Чтение и обсеждение сказки

«Подснежники»

Игра «Разговор цветов»

Творческое задание «Мир природы»

«Верность»

Продолжать формир. любовь к животным, ответственность за своих питомцев.

«Сказка о верности»

Игра

«Верные друзья»

Рисование

«Мой верный друг»

Май

Тема

Цель

Виды деятельности

чтение

худ./лит.

игровая

практическая

1

2

3

4

5

«Хвались, там, что имеешь, а гордись тем, что умеешь».

Формировать у детей представление о гордости, чем отличается гордость от хвастовства, чем можно гордиться.

Стихотворение

«Чем я горжусь»

Игра

«Кто чем гордиться»

Аппликация

Горжусь тобой»

«Фантазия».

Продолжать формировать положительный моральные качества у детей, объяснить, чем фантазия отличается от вранья, для чего людям нужна фантазия.

Рассказ

«Фантазёры»

Н. Носов.

Игра

«Мои фантазии»

Рисование

И

Аппликация

«Цветные человечки»

«Завистливый – по чужому счастью сохнет»».

Формировать негативное отношение к такому моральному качеству, как зависть.

Чтение стихотворения

«Завистливая Катя».

Игра

«Хорошо – плохо».

Заучивание

«Завитсь победить сумей…»

Развлечение

«Быть хорошими хотим».

Закрепление знаний о моральных качествах людей, умение выражать эмоциональное отношение к сформировавшимся качествам и поступкам.

Любимые произведения

Коммуникативные игры.

Презентация альбома

«Правила доброты»

«Правила поведения для воспитанных детей» (

 

 А.Барто

 Музыкальный «автобус» (музыкальный диск С. и Е. Железновы «Лимпопо).

 Рисуем волшебный автобус

2.2 Ожидаемые результаты.

  1. Усвоить смысл понятий  «доброта», «вежливость» и «дружба».
  2. Использовать в речи слова:

• здравствуйте,

• доброе утро,

• до свидания,

• извините,

• пожалуйста,

• спасибо, благодарю (речевой этикет).

  1. Овладеть коммуникативными навыками:

• уметь поддерживать беседу,

•проявлять внимание и гостеприимство к сверстникам и к окружающим (коммуникативные умения).

  1. Ребёнок осознаёт и применяет во взаимодействии с другими нравственные нормы и правила поведения, эмоционально реагирует на состояние других детей и готов прийти на помощь. Владеет навыками самоконтроля и саморегуляции, способен выполнять правила в деятельности и действовать по предложенной инструкции, владеет навыками конструктивного взаимодействия.

2.3 Формы подведения итогов реализации программы.

При подведении итогов реализации проекта могут быть использованы различные формы:

1. Игры - занятия

2. Участие в конкурсах

3. Мониторинг

2.4 Материально – техническое обеспечение проекта.

1. Столы и стулья по количеству детей.

2. Иллюстрационные материалы

3. Магнитная доска

4. Музыкальный проигрыватель

5. Мультимедийный проектор

6. Ноутбук

III Список используемой литературы.

1. Баландина Л. А. Риторика для малышей. - Ростов - на – Дону: Феникс,2015.

2. Дурова Н. В. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста-М., Мозаика – Синтез» ,2017.

3. Мулько И. Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет - М. ,ТЦ «Сфера», 2014.

4. Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками – М. ,Владос, 2015.

5. Семенака С. И. Уроки добра. Комплексная программа социально-коммуникативного развития ребёнка –АРКТИ, 2018.

6. Семенака С. И. Учимся сопереживать и сочувствовать. Коррекционно – развивающие занятия для детей – АРКТИ, 2018.

7. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - М. ,ФОЛИО, АСТ,2016.

8. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры,упражнения. (Под редакцией Л. В. Кузнецовой и др.) -М. ,Сфера, 2015.

9. Шипицина Л. М. Азбука общения - М. ,Детство – Пресс, 2016.

10. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки – М. ,Книголюб, 2015.

11. Шорыгина Т. А. Общительные сказки - М. ,Книголюб, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о вежливости "Что такое вежливость?"

В данном мероприятии уточняется значение слов"вежливость","спасибо", "пожалуйста","здравствуйте", закрепляются правила вежливости; воспитываются уважение к старшим и сверстникам, детей учат осознавать...

Тематическая неделя вежливости "Ежели Вы вежливы..."

Материал содержит цели и план проведения тематической недели вежливости в начальной школе "Ежели Вы вежливы..."....

ПРАЗДНИК ВЕЖЛИВОСТИ "БУДЕМ ВЕЖЛИВЫ И ДОБРЫ ВСЕГДА!"

Данный материал представлен сценарием внеклассного мероприятия "Будем вежливы и добры всегда" и презентацией....

Методическая разработка "Вежливость.Вежливые слова"

Методическая разработка "Вежливость. Вежливые слова" по модулю "Светская этика". Можно использовать на уроках ОРКСЭ в 4 классе....

Статья на тему: "Вежливость воспитывается вежливостью"

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – эти задач...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».

Цель: через знакомство со стихотворениями С.Я. Маршака «Урок вежливости», И.М. Пивоваровой «Вежливый ослик» и Б.В. Заходера «Очень вежливый ослик» способствовать вежливому, доброжелательному общению и...

Презентация к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».

Презентация разработана к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк»....