Классный час «Умение отказываться: зачем это нужно?»
методическая разработка (3 класс)

Способность отказать — безумно важная вещь в наше время. Она помогает обозначить и отстоять свои границы, показать свое умение делать выбор и следовать собственным приоритетам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx529.03 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Умение отказываться: зачем это нужно?»

Санкт-Петербург


Направление воспитание: нравственное

Ценности: человек, человеческие взаимоотношения

Педагогическая проблема:недостаточно сформированное умение говорить – «НЕТ»и понимание значимости данного словау учащихся начальных классов.

Тема занятия:«Умение отказываться: зачем это нужно?»

Цель:организация деятельности для формирования нравственного воспитания, а именносформировать умение отказывать людямв определенных ситуациях (в школе, дома, на улице) посредством дискуссии и ситуационных заданий.

Задачи:

  1. научить учащихся приёмам вежливого отказа людямв определенных ситуациях;
  2. познакомить учащихся с правилами отказа от сомнительных предложений;
  3. воспитывать у учащихся уверенность в себе, уверенность в правоте своих поступков;
  4. развивать у учащихся навыки групповой и парной работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию.

Цель и задачи должны отражать те нравственные ценности и качества личности, которые вы формируете в ходе классного часа

  1. методы и приемы воспитания: поисковые, дискуссионные, игровые,прием проблемной ситуации.
  2. план расположения столов, стульев (как сидят дети): дети в течение урока двигаются по всему классу, стулья в кругу.
  3. ресурсы (СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ): видеоматериал, аудиоматериал, вопросы для дискуссии, ситуации.
  4. литература, сайты, используемые для подготовки воспитательного мероприятия
  • О.Г. Кондрашова. Как важно уметь говорить «Нет» [электронный ресурс] /О.Г. Кондрашова – Режим доступа:https://urok-1sept-ru.turbopages.org/urok.1sept.ru/s/articles/678655, свободный. – Заглавие с экрана. – На русском языке. 
  • Академия педагогических проектов Российской Федерации. Как научить ребенка говорить «нет»[электронный ресурс] /https://педпроект.рф/как-научить-ребенка-говорить-нет/, свободный. – Заглавие с экрана. – На русском языке. 
  • Мультиурок. Классный час "Учимся говорить нет"[электронный ресурс]https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/02/20/klassnyy-chas-uchimsya-govorit-net, свободный. – Заглавие с экрана. – На русском языке. 
  1. структура классного часа с указанием времени на каждый этап (зависит от формы организации)

Этапы

Время

Организационный

3 минуты

Постановка проблемы

2 минут

Постановка целей и задач

2 минуты

Дискуссия и воспроизведение знаний и способов деятельности в различных ситуациях

20-25 минут

Подведение итогов

2 минуты

Рефлексия

1 минуты

Ход занятия

  1.  Организационный

– Добрый день ребята, я рада видеть вас сегодня на нашем классном часе. Попробуйте с помощью улыбки передать настроение. Ведь, человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. Повернитесь и подарите улыбки друг другу.

  1. Постановка проблемы (для дистанционного занятия)        

– Ребята, сейчас я попрошу двух учеников (Сашу и Дашу) прочитать по ролям одну ситуацию, чтобы потом вместе определить тему сегодняшнего разговора.

Ситуация:

- Я вчера на речку ходила, вода тёплая – прелесть! Пойдём, Катя, сегодня искупаемся!

- Нет, Маша, я на вашей речке ещё не была. Там, наверное, глубоко.

- Что ты, совсем мелко. Не бойся, пойдём!

- Нет, мама мне не разрешает самой ходить на речку.

- Что ты как маленькая? Днём мама на работе, вечером вернётся домой, а мы уже дома. Она ни о чём не догадается.

- Хорошо.

- Заходи за мной.

– Какое предложение сделала Маша Кате?

– Как Катя относится к предложению Маши? Почему же она всё-таки согласилась пойти с ней на реку? Чтобы вы посоветовали Кате?

– А всегда ли надо соглашаться с тем, что говорят взрослые или ваши друзья?

– А вы знаете, как нужно отказывать людям, и в каких случаях?

Постановка проблемы (для очного занятия)

Упражнение «Коробочка»:

Перед Вами коробочка. Вы не знаете, что в ней. Я хочу вас предупредить, что в ней может быть как что-то приятное, так и неприятное. Может быть, даже опасное для жизни или здоровья. А возможно, вообще что-то интересное и веселое. Сделайте свой выбор. Будете ли вы ее открывать?

Ответы учащихся.

Когда подходишь к ребенку, еще раз напоминаешь, что тебе можно и не открывать, ведь это может изменить твою жизнь или навредить.

Когда определились. Нескольким детям показываем, просим их молчать о том, что там увидели.

Если будут такие, кто не открыл коробочку, нужно спросить, почему они это сделали.

– Ребята, чему учит это упражнение?

– А всегда ли надо соглашаться с тем, что говорят взрослые или ваши друзья?

– А вы знаете, как нужно отказывать людям, и в каких случаях?

  1. Постановка целей и задач

– Как вы думаете, трудно или легко отказаться выполнять то, о чём вас просят? А если вас просит что-то сделать ваш друг, но вы пока не готовы это сделать или не хотите?

– Такие трудности испытывают очень многие люди, даже взрослые. Бывает и им очень трудно отказаться от нежелательного предложения, и они, сами того не желая, делают то, чего не должны делать, что приносит им вред.

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на классном часе?

– Тема нашего занятия сегодня: «Умение отказываться: зачем это нужно?»

– Какую мы можем поставить цель перед собой? Чему мы должны сегодня научиться?

– Верно, цель занятия «научиться говорить «нет» в нужных ситуациях».

– С какой проблемой мы столкнулись?

– Верно, проблема будет звучать так: «Как нужно отказывать людям, и в каких случаях?».

– Что нам надо сделать для достижения цели?

– Верно, поставить перед собой задачи или по-другому составить план.

План:

  • Узнать, зачем и в каких ситуациях нужно отказывать людям
  • Научиться отказывать людям
  • Решить ситуационные задания
  1. Дискуссия с практикумом

– У каждого бывают ситуации, когда надо настоять на своем, защитить свои права, отказаться в том, что вам не хочется делать. Случалось ли вам попадать в такие ситуации?В какие? Что вы делали в таких ситуациях?

– А какие слова отказа вы знаете? Помогали ли они вам?

– А как обычно ведут себя люди, которые просят вас что-то сделать, а вы этого не хотите?

Давайте поиграем. Представим такую ситуацию. Один ученик не желает петь на концерте, но весь класс сговорился и теперь пытается заставить, чтобы тот согласился петь. Кто желает быть этим одним учеником? Задача добровольца попробовать противостоять классу.

– Остальным ребятам я раздам карточки с фразами, которые вы должны проговорить нашему добровольцу. Постарайтесь использовать разные эмоции, можете говорить не по одному, а все вместе.

  • Спой! У тебя голос лучше всех!
  • Спой! Мне так нравится твое пение.
  • Если споешь, я подарю тебе игрушку.
  • Если не споешь, я не буду с тобой дружить.
  • Зачем мы его уговариваем петь, он же такой трус. Сразу сцены испугается.
  • Если не споешь, то мы всем расскажем твой секрет.
  • Ну, пожалуйста, спой (з раза повторить), ну пожалуйста (2 раза повторить), спой (2 раза повторить).
  • Если не споешь, мы тебя во дворе школы побьём!

– Итак, спасибо всем, что поучаствовали. У меня вопрос к добровольцу, что ты чувствовал, когда класс разными способами пытался от тебя услышать согласие? От какой фразы тебе было труднее отказаться? Почему?

– Теперь у меня вопрос к остальным, вам было трудно давить на добровольца? Почему? А все ли фразы имели хорошее значение? Какие? Поему?

– Теперь вопрос ко всем, какие способы давления на добровольца вы услышали?

Способы давления:

  • Лесть
  • Угроза
  • Обещание награды
  • Дружеское давление
  • Шантаж
  • Насмешки
  • Уговоры

– Сейчас ваша задача по группам сформулировать отказ для данных фраз по схеме.

К сожалению,

не могу

никак

на днях

завтра

позже

Причина отказа

Охотно бы,

С удовольствием,

С радостью,

Извини (-те),

Прости (-те),

Спасибо,

Фразы для 1 группы:

  • Спой! У тебя голос лучше всех!
  • Если не споешь, я не буду с тобой дружить.
  • Зачем мы его уговариваем петь, он же такой трус. Сразу сцены испугается.
  • Если не споешь, мы тебя во дворе школы побьём!

Фразы для 2 группы:

  • Если не споешь, то мы всем расскажем твой секрет.
  • Спой! Мне так нравится твое пение.
  • Если споешь, я подарю тебе игрушку.
  • Ну, пожалуйста, спой (з раза повторить), ну пожалуйста (2 раза повторить), спой (2 раза повторить).

– Итак, все группы готовы? Тогда давайте проверим, что у вас получилось.

– Молодцы, вы отлично постарались. А чтобы вам легче было выражать свой отказ, чтобы вы чувствовали уверенность в себе, вы должны знать свои права, который прописана в Конституции РФ.

  1. Право делать то, что для вас лучше.

  1. Право принимать решение самостоятельно.

  1. Право передумать, поменять решение.

– Ребята, а для чего нам надо знать эти права? Как они  помогут?

– А в каких ситуациях надо отказывать людям даже не думая?

– Верно, в ситуациях, которые угрожают вашей или чужой жизни. А какие это ситуации? (алкоголь, курение, наркотики, кража).

– В каких еще ситуациях можно отказать? (если вы просто не можете это сделать).

– Вот все мы знаем маленькое слово «Нет!», но как бывает порой не просто его произнести.

– Почему?

– Чего мы боимся? (Обидеть просящего, показаться черствым и подлым по отношению к нему, стать отвергнутым, потерять симпатии окружающих и т.д.)

Верно, поэтомуодно из важнейших качеств человека - умение отказывать, т.е. уметь сказать: «Нет».

– В первую очередь не умеет отказывать тот, кто большое значение придаёт мнению окружающих о том, что он сделал и чего не сделал.

Научиться своевременно, говорить «Нет!» - важный этап в борьбе за самостоятельность мышления и поведения, за твердое следование своим намерениям.

– Что же делать, если ты пока не можешь противостоять давлению товарищей, других людей? Что обычно помогает людям? (правила)

– Верно, правила. Взрослые люди, которые испытывали такие же трудности, составили несколько правил, как можно правильно отказаться. Сейчас вам в паре надо будет сделать памятку с правилами отказа. Вам надо будет просто её оформить, то есть приклеить уже готовые правила, украсить, возможно, дописать свои правила, которые помогли бы вам. На выполнение этого творческого задания у вас есть 5-7 минут.

Правила отказа для парной работы:

  • Никогда не колебаться, а решительно и твёрдо сказать: «Нет!». При этом прямо в глаза смотреть собеседнику.

  • Можно сначала согласиться с собеседником, а потом объяснить ему свой отказ: «Я тебя понимаю, но…»

  • Если давление продолжается, то надо перейти в наступление, говорить жёстко: «Послушай, почему ты мне навязываешь это?»

  • Отказаться вообще говорить на эту тему.

  • Можно уйти от разговора: «Давай сейчас оставим этот разговор и вернёмся к нему в другой раз».

– Все ли пары готовы?

– Тогда давайте повесим все памятки с правилами отказа на доску. Может какая-то пара дописала свои правила?

– Где могут пригодиться нам эти памятки?

  1. Воспроизведение знаний и способов деятельности в различных ситуациях

– Мы изучили права человека, сделали с вами памятку с правилами отказа. Теперь вам осталось проиграть ситуации, которые помогут закрепить полученные сегодня знания.

– Каждой паре я раздам карточки с ситуациями, вам надо будет проиграть их перед классом. На подготовку я вам даю 3 минутки.

Задание для парной работы:

  • Твой друг просит у тебя телефон. Ты не хочешь ему давать, так как боишься, что он его сломает. Как отказать?
  • Твой друг предлагает тебе по-тихому взять у родителей немного денег, чтобы купить сладостей. Что ты ему ответишь?
  • Твой лучший друг просит у тебя списать домашнее задание по математике, как ты поступишь?
  • Весь класс предлагает прогулять урок, потому что учитель уже опоздал на 5 минут. Что ты им ответишь?
  • Твои друзья предлагают забраться на крышу заброшенного здания, чтобы сделать классные фотки. Что ты им ответишь?
  • Ребята из старшего класса под угрозой расправы требуют у тебя деньги. Как ты поступишь?

– Ребята, сейчас каждый из вас попробовал отказаться. Трудно было? Как?

– Ребята, а вам помогли правила, которые вы составляли в парах отказаться от предложения? Как?

– Ребята, ответьте на вопрос: "Надо ли уметь говорить "нет", когда вами пытаются манипулировать?"

– Какие могут быть последствия, если человек не может отказаться, не может сказать "нет"?

Просмотр серии «Дай списать» из Ералаша:

– Ребята, мы с вами выяснили, что всё-таки в некоторых ситуациях надо уметь отказываться. Давайте вернемся к нашему плану, всё ли мы смогли выполнить?

– Молодцы! И за то, что вы так хорошо поработали, я хочу вам показать одну серию из Ералаша, которая называется «Дай списать». Пока смотрите эту серию, подумайте, какая проблема возникла у ребят и почему она возникла.

https://yandex.ru/video/preview/?text=мультик+дай+списать+для+детей&path=wizard&parent-reqid=1645372450590826-6301644028203887067-vla1-4651-vla-l7-balancer-8080-BAL-6910&wiz_type=vital&filmId=14508428864245831006&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D_Xu_vs6KbXk

– Какая проблема возникла у учеников? (никто не смог решить контрольную работу)

– А как вы думаете, почему никто не смог решить контрольную работу? (потому что ребята привыкли все списывать, а не думать самостоятельно)

– Возможно, вы правы, ребята не могут решить задания, так как привыкли постоянно списывать друг у друга. Как вы думаете, чем всё закончится? (получат два, их застукает учитель, не смогут понять новую тему и т.д.)

– Ребята, а давайте решим, кто вообще виноват: тот, кто просит списывать или тот, кто дает списывать?

– Поднимите руку те, кто считает, что виноват тот, кто дает списывать. А поднимите руку те, то считает, что виноват тот, кто просить списать.

– Попробуйте доказать друг другу свою точку зрения. За каждый ваш аргумент я буду ставить плюсы на доске. Так мы выясним, кто же всё-таки виноват.

виноват тот, кто дает списывать

виноват тот, кто просить списать

* в ходе дискуссии можно будет подсказать ученикам, чтобы уровнять плюсы или чтобы получилась небольшая разница в плюсах.

– Давайте, сосчитаем плюсы? Где больше или меньше? Или одинаково?

– Посмотрите, одинаковое количество плюсов. Получается, виноват и тот и другой.

– Какие бы вы рекомендации дали этим ученикам? (не списывать друг у друга, а думать самостоятельно; попросить объяснить того, кто понимает эту тему; обратится к учителю за помощью и т.д.)

– Спасибо, у вас очень хорошие рекомендации.

Подведение итог

–Наш классный час подходит к концу. Какую цель мы ставили перед собой?

– Смогли ли мы её достичь?

– С какой проблемы мы столкнулись?

– Что интересного вы узнали для себя?

– Назовите права человека, с которыми мы познакомились на классном часе.

– Какие правила отказа вы запомнили?

– В каких ситуациях мы можем отказывать?

– Зачем надо уметь отказывать?

  1. Рефлексия

–Спасибо за ваши ответы, теперь я попрошу, чтобы каждый поделился своими впечатлениями от сегодняшнего занятия, для этого закончите предложения:

  •  Очень важным на классном часе для меня было ….
  •  В жизни мне пригодится ….
  •  Сегодня я воспитывал в себе ….

– Ребята, помните в начале урока, у меня была шкатулка, кто-то её открыл, а кто-то нет.

– На самом деле внутри нет ничего опасного, там лежали для вас конфеты (или пожелание).

– Я хочу каждого из вас наградить такой приятной мелочью. Но помните, что не всегда нужно соглашаться с тем, что вам говорят или что просят сделать. Сегодня мы убедились, что вы всегда можете отказаться, ответив твердо «Нет».

– Итак, на этом у меня всё. Спасибо вам за классный час, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребенок отказывается делать уроки...

Консультация для родителей....

Классный час с презентацией "Зачем человек придумал электричество?"

слово «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО» произошло от греческого слова «ЭЛЕКТРОН». А означает это слово «ЯНТАРЬ»- Ещё в 600 году до нашей эры греки знали, что если потереть янтарь, то он способен притягивать к себе мале...

Почему ребёнок отказывается делать уроки?

Полезная информация для тех, чьи дети учатся в школе....

Классный час"Умение прощать"

Классный час предназначен для учащихся 3 класса .Связан с темой по Основам Православной Культуры....

Классный час "Умение видеть своих одноклассников"

Классный час "Умение видеть своих одноклассников"...

Классный час "Умение общаться"

Классный час для развития умения общаться, закрепления знаний хороших манер...

Классный час по теме "Зачем нужно учиться"

Цель: формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру, личностной          мотивации учебной деятельности...