Оформление информационного стенда на тему: "Формирование положительной мотивации младших школьников".
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эти вопросы рано или поздно встают перед каждым учителем, независимо от того, с учащимися какого возрастного периода он работает. Почему это происходит? Как сделать учебный процесс привлекательным на протяжении всего периода обучения?
Изучением мотивации занимались многие отечественные и зарубежные ученые, психологи и классики педагогики (Божович Л.И., Гальперин П.Я., Леонтьев А.Н., Маркова А.К., Эльконин Д.Б., Выготский Л.С. и др.). Божович Лидия Ильинична Гальперин Петр Яковлевич Леонтьев Алексей Николаевич Эльконин Даниил Борисович Выготский Лев Семёнович За внешне одинаковыми проявлениями отсутствия положительной мотивации к учению часто оказываются совершенно разные причины, и они индивидуальны для каждого ребенка. За внешне высоким уровнем отношения к учению могут скрываться мотивы только личного преуспевания, а за внешне низким — могут стоять большая требовательность к себе, критичность. Понимание этого помогает находить подход к каждому ребенку.
Психолог А.К. Маркова выделяет три уровня развития познавательной мотивации школьников:
В педагогической литературе определяются три основных источника формирования положительных познавательных мотивов деятельности: Содержание учебного материала Характер и уровень учебно-познавательной деятельности Отношение учителя с учащимися
В формировании мотивации учения важную роль играет содержание учебного материала Необходимо понимать, что содержание каждого урока, каждой темы может быть мотивировано только при выполнении следующих условий: · учитывать характер потребностей учащихся; · быть доступным, но и достаточно сложным и трудным; · опираться на прошлые знания, нести новую информацию; · направлено на решение проблем познания явлений и объектов окружающего мира, овладение методами этого познания.
Психологические исследования учебной деятельности показали: для того, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к ней, содержательная её мотивация, её нужно строить особым образом. Изучение каждого самостоятельного раздела или темы программы должно состоять из трех основных этапов, которые, исходя из их назначения, можно назвать так: Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности мотивационный операционально-познавательный рефлексивно-оценочный
На мотивационном этапе ученики осознают, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно они должны выполнить, чтобы успешно решить основную учебную задачу. Этот этап обычно состоит из нескольких учебных действий. На уроке учитель рассказывает, показывает учащимся, но вся эта информация для некоторых детей незначима: они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты совсем иной деятельностью: мечтают, думают о своем.
Чтобы эти дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Такими приемами являются: 1. Создание учебно-проблемной ситуации , которая вводит учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы. Она может быть создана разными способами: а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы; б) беседой (рассказом) учителя или учащихся о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы. в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки. г) выполнение практической работы, которая завершается постановкой проблемного вопроса.
После того, как основная учебная задача стала понятна учащимся, намечается и обсуждается план предстоящей работы. Необходимо сообщить время, отпущенное на изучение темы, а также, что нужно знать и уметь для её изучения. Этим создается установка на необходимость подготовки к изучению материала. А некоторые учащиеся могут дать самооценку своим возможностям по изучению темы, указать, какой материал они повторят и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам. Весь этот этап изучения темы очень важен для становления мотивации учебной деятельности учащихся. Поэтому нежелательно говорить: «Сегодня мы приступаем к изучению темы…», и сразу переходить к изучению нового материала. Такая «экономия времени» отрицательно сказывается на всем характере учебной деятельности учащихся. План работы :
2. Формулировка основной учебной задачи , которая обычно производится как итог обсуждения проблемной ситуации. Учебная задача показывает учащимся, на что они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. Л.С. Выготский писал: «Не может возникнуть ни какой деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление». Поэтому, важное условие организации учебной деятельности — подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.
На операционально-познавательном этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают необходимыми учебными действиями. Роль этого этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит от того, будет ли учащимся понятна необходимость содержания, всех учебных действий для решения основной учебной задачи. Для решения этих задач как нельзя лучше подходит деятельностный метод обучения, который реализуется в развивающих образовательных программах. Суть его состоит с том, учащиеся сами открывают каждое новое знание, обучение ведется в «зоне ближайшего развития» каждого ученика. Основным содержанием такого этапа должно быть моделирование объектов и явлений, а также изучение построенных моделей. При этом деятельность учащихся приобретает творческий, исследовательский характер.
Изучение темы завершается рефлексивно-оценочным этапом. На этом этапе учащиеся учатся анализировать собственную учебную деятельность, оценивать ее, сравнивая результаты с поставленными учебными задачами. Подведение итогов изучения пройденного раздела нужно организовать так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребностей в творчестве, в упорной самостоятельной учебе, то есть к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности. Так, полезно использовать задания типа: «Составьте вопросы или задания, по которым можно проверить уровень усвоения изученной темы». Для сильных учащихся такое задание: «Напишите основные вопросы, пройденные нами в данной теме, и рядом пометьте, как вы этот материал усвоили: хорошо, или не очень хорошо, или слабо усвоили». Для менее способных учащихся можно часть вопросов дать, а их задача отметить уровень усвоения материала.
Большую роль в формировании мотивации учения играют различные формы коллективной деятельности на уроке. Её выбор зависит от возраста учащихся, от особенностей класса и учителя. Использование групповых форм обучения позволяет вовлечь в работу всех ребят, поскольку попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик, как правило, не может отказаться выполнять свою часть работы, внося лепту в общее дело. При этом важно правильно организовать работу групп. Такая организация учебной деятельности на уроке не только создает благоприятные условия для усвоения знаний, но и формирует учебно-познавательные мотивы, которые оказывают большое влияние на формирование мотивации.
Для работы в группе полезно выполнять ряд действий :
Еще один источник формирования мотивации лежит в отношениях учителя с учащимися. Основное направление деятельности учителя в данном случае заключается в создании атмосферы эмоционального комфорта в процессе учения, обеспечении доброжелательных отношений в коллективе, в проявлении по отношению к учащимся педагогического оптимизма, который заключается в том, что учитель ожидает от каждого ученика высоких результатов, возлагает на учащихся надежды и верит в их способности. Но проявляя доверие к силам и возможностям учащихся, в тоже время показывает недостатки в развитии личности, а не только его достижения. И, конечно, учитель сам должен быть личностью с ярко выраженным интересом к своей деятельности, любви к педагогической профессии, тогда он может воздействовать на своих учеников и собственным примером.
В своей деятельности учителю начальных классов нужно не только учитывать основные пути формирования мотивации учения, но и активно использовать различные приемы и методы стимулирования учащихся. Условно их можно разделить на четыре группы:
Для более успешного формирования мотивации необходимо вести наблюдения за развитием познавательных интересов у учащихся на уроках по нескольким критериям: Сосредоточенность внимания, увлеченность процессом деятельности ; Стремление по собственному желанию принимать участие в обсуждении вопросов; Стремление выяснить непонятное; Активность в течение всего урока (поднятие руки, характер ответа); Дополнения, исправления ответов товарищей; Задавание вопросов учителям и товарищам; Адекватность реакций на успех, на неудачу; Улучшение успеваемости по предмету. Результаты наблюдений необходимо фиксировать в дневниках, это позволит отслеживать их динамику и планировать дальнейшую работу.
К концу начальной школы возможно общее снижение мотивации учения. В этот период угасает общее положительное отношение к школе, потому что оно уже удовлетворено. Пребывание в школе само по себе теряет для ученика непосредственную эмоциональную привлекательность, он к этому привыкает. Но если у учащихся в начальный период обучения развивается интерес к самому содержанию учения, к способам добывания знаний, т.е. формируется учебно-познавательный мотив, то снижения мотивации учения к концу начальной школы можно избежать. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки перехода ученика в среднюю школу. Формирование этого нового уровня мотивации составляет резерв воспитания положительного отношения к учению в данном возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование положительной мотивации младших школьников в области математики.
Формирование мотивации обучения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность в наше время обусловлена обновлением содержани...
Описание опыта работы по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»
Представление педагогического опыта работы по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»...
Методические рекомендации для работы в начальной школе по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»
Методы и приемы работы по формированию положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений...
Психолого-педагогические условия формирования положительной мотивации младших школьников в процессе обучения
Текст курсовой работы. ...
Формирование положительной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Текст статьи. ...
Использование технологических карт развития речи в технологии по формированию положительной мотивации младших школьников
Одной из главных задач начальной школы является развитие связной речи обучающихся, так как речь человека - это показатель его интеллекта и культуры.Мой педагогический опыт показывает, что большинство ...
Роль графического диктанта в технологии по формированию положительной мотивации младших школьников
Многолетний педагогический опыт доказывает неоценимую роль графического диктанта в успешной реализации проблемы формирования положительной мотивации младших школьников.Кроме того, графический диктант ...