Группа продленного дня как основная воспитательная деятельность в начальной школе
статья
Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка, учётом его интересов, чтобы в дальнейшем ребёнок успешно развивался и адаптировался к жизни в социуме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Группа продленного дня как основная воспитательная деятельность в начальной школе
Успешная работа группы продленного дня зависит, прежде всего, от того, насколько целенаправленно спланирована ее работа и правильно организован режим.
Работа группы продленного дня построена таким образом, что ее посещают обычно ученики 1-5 классов. В связи с этим перед воспитателем стоит несколько задач.
Во-первых, - создать необходимые условия для качественного выполнения домашнего задания учениками. В ходе этой деятельности целенаправленно формируются навыки самостоятельной работы. Организуя выполнение домашнего задания, воспитатель приучает детей к определенному порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, к их четкому, аккуратному выполнению, к умению сосредоточенно, систематически, в установленное время выполнять домашнее задание, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.
Во-вторых, - организовать досуг ребят различными играми и развивающими заданиями, которые бы стали им интересны и полезны, способствовали интеллектуальному, физическому и эмоциональному развитию.
Таким образом, одним из главных требований в режиме работы группы продленного дня является обеспечение единства урочной и досуговой деятельности учащихся.
В работе с детьми можно использовать различные формы организации досуга. Досуг ребенка может быть как пассивным (чтение книг), так и активным (физминутка), коллективным (подготовка к спектаклю) и индивидуальным (рисование) и т.д.
Однако любая досуговая деятельность должна вызывать у ребёнка сильные и устойчивые положительные эмоции. Ребёнок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникает стремление по собственной инициативе, без принуждения заниматься ею.
Игры составляют важнейшую часть досуговой деятельности ребенка в группе продленного дня. Игры можно чередовать в зависимости от дней недели или праздников, памятных дат и пр. Это подвижные, музыкальные, дидактические, познавательные, интеллектуальные, творческие игры и др. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сообразительность, инициативу, умение постоять за себя. В ходе игры проверяются, углубляются знания у детей, общая осведомленность и образованность. Игра для детей - важное средство самовыражения. Она помогает сплотить детский коллектив, включает в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В них воспитывается сознательная дисциплинированность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки и оценивать поступки других ребят.
Особое место занимает спортивно-оздоровительные игры и беседы. Специфика моей работы группы продленного дня – в отсутствии прогулок. Поэтому выбор подвижных игр не такой большой. Примером такой игры может стать игра «Заводила». Суть игры: играющие образуют круг, став лицом к центру. Водящий отходит в сторону, так как не должен видеть, кого выберут заводилой. Задача заводилы показывать различные движения, которые должны тут же, не отставая от него, повторить остальные играющие: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать и т. д. Водящего зовут в круг. И он начинает ходить внутри него, присматриваясь, кто же командует игроками. Заводила должен менять движения незаметно, выбирая момент, когда водящий на него не смотрит. Если водящий угадал заводилу, то меняется с ним ролями.
Немаловажное значение играют также беседы на тему здорового образа жизни «Безопасность и здоровье» («Безопасность на улице», «Ты один дома», «Уроки Айболита», «Безопасное обращение с электрическими приборами»), занятия по ПДД, а также правила поведения в школе: на перемене, в школьной столовой, во время самоподготовки.
Интеллектуальные игры. В игре тренируются такие качества, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности, развитие сообразительности, внимания, глазомера. К таким играм относятся ребусы, кроссворды, картинки- находилки, лабиринты, головоломки, задачи-игры, настольные игры.
Примером игр-головоломок могут служить такие игры как «Монгольская игра-головоломка», «Пентамино», «Колумбово яйцо».
Игра «Волшебный круг». Суть игры: одинаково окрашенный с обеих сторон, круг разрезается на 10 частей. Получается 4 одинаковых треугольника, остальные части попарно равные между собой, имеют сходство с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них закруглена.
Игра «Танграм» - квадрат, круг, овал разрезаются на несколько частей, из которых можно сложить разнообразные сюжетные фигуры.
Игры-задания «Найди отличия» представлены рисунками, одинаковыми по сюжету, но имеющими какие-то отличительные признаки в деталях.
Разгадывание кроссвордов – это увлекательная игра в слова, которая развивает у детей словесно-логическое мышление, умение подбирать варианты слов, близких по значению.
Музыкальные игры помогают развить чувство ритма, стимулируют память. Воспроизводится любая русская народная мелодия. Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, притопами.
Научно-познавательные игры и викторины развивают наблюдательность, расширяют кругозор детей. Это могут быть занятия, посвящённые истории изобретений - «Великие изобретения», «Как это устроено»; великим открытиям - «По странам и континентам»; историческим событиям - «Полет в Космос». Такие занятия часто сопровождаются просмотром интересных документальных фильмов, обсуждением увиденного.
Творческие занятия. Творческие занятия в основном связаны с выполнением различных изделий руками с использованием картона, цветной бумаги, клея, ножниц и других подсобных материалов. Часто изготовление поделок связано с какими-то народными или календарными праздниками: Новый год, Масленица, 23 февраля, 8 Марта, Пасха, 9 Мая. Желание сделать подарок, доставить радость близкому человеку создает положительную стойкую мотивацию у ребят, а также развивает и раскрывает творческие способности каждого ребёнка, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что также положительно сказывается на его развитии.
Таким образом, выбор досуговых мероприятий для воспитателя группы продленного дня огромен, и при грамотной организации досуга школьников решаются образовательные и воспитательные задачи: повышение качества знаний, развитие интересов и способностей школьников, подготовка учащихся к общественно полезному труду, воспитание коллективизма и взаимопомощи.
Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка, учётом его интересов, чтобы в дальнейшем ребёнок успешно развивался и адаптировался к жизни в социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Группа продлённого дня как основная воспитательная деятельность в начальной школе: цели, задачи, проблемы и решения
В данной статье я постаралась раскрыть функции ГПД, пути решения проблем, возникающих в ходе работы воспитателя ГПД....
Группа продленного дня как основная воспитательная деятельность в начальной школе: цели, задачи, проблемы и решения
Школа и группа продленного дня (далее ГПД) являются важными формами общественного воспитания детей. Во многих школах существуют группы продленного дня, но, к сожалению, эти группы часто смешивают...
Статья "Группа продленного дня как основная воспитательная деятельность в начальной школе."
Задачи продленного дня:дальнейшее расширение общественного воспитания (воспитательная работа);создание благоприятных условий для полноценного развития детей (образовательная, воспитательная, круж...
Группа продленного дня как основная воспитательная деятельность в начальной школе.
Раскрытие понятия гпд.Задачи. Достоенства и недостатки.Направления работы с детьми в гпд....
Группа продленного дня как основная воспитательная деятельность в начальной школе: цели, задачи, проблемы и решения
Группа продленного дня как основная воспитательная деятельность в начальной школе: цели, задачи, проблемы и решения...
Группа продленного дня как основная воспитательная деятельность в начальной школе: цели, задачи, проблемы и решения
Работая в школе в группе продленного дня уже давно решила, что пора рассказать, что это такое, насколько важна данная работа, какие проблемы и задачи мы решаем каждый день. Для начала давайте разберем...
Группа продленного дня как основная воспитательная деятельность
Работая в школе в группе продленного дня, решила, что пора рассказать, что это такое, насколько важна данная работа, какие проблемы и задачи мы решаем каждый день. Для начала давайте разберемся в поня...