Группа продлённого дня как основная воспитательная деятельность в начальной школе: цели, задачи, проблемы и решения
статья (3 класс)

Андреева Надежда Аркадьевна

В данной статье я постаралась раскрыть функции ГПД, пути решения проблем, возникающих в ходе работы воспитателя ГПД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Группа продлённого дня как основная воспитательная деятельность в начальной школе: цели, задачи, проблемы и решения

 Группа продленного дня (далее ГПД) является важной формой общественного воспитания детей.  Группы продленного дня существуют во многих школах. К сожалению, эти группы часто соединяют, вследствие чего количество учащихся превышает всякие нормы для педагога .К счастью, в нашем лицее каждая группа продленного дня имеет своё помещение и воспитателя.

  Самой важной задачей ГПД  является забота о том, чтобы время свободное от выполнения учебных заданий, заполнялось разумно и с пользой для детей. В условиях продленного дня у педагога решается задача - изучить психологические, творческие, возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Продленный день - это школьная форма организации во внеурочное время под руководством специально подготовленного педагога, который ежедневно планирует образовательно-воспитательные занятия в своём классе.

ГПД - это объединение учащихся под руководством и контролем педагога - воспитателя, организующего с ними ежедневные занятия во внеурочное время в соответствии с режимом дня. Деятельность ГПД и школ определяется Уставом школы, Положением о ГПД, утвержденным Министерством Образования.

 Цель ГПД - организация труда и отдыха детей, родители которых заняты на работе, а также забота об их здоровье, комфорте и психологическом благополучии.

Задачи продленного дня:

  • дальнейшее расширение общественного воспитания (воспитательная работа);
  • создание благоприятных условий для полноценного развития детей (образовательная, воспитательная, кружковая деятельность);
  • оказание помощи семье в воспитании и образовании детей.

 Основные задачи пересекаются между собой и дополняют друг друга, что в целом выстраивает продуктивный образовательный и воспитательный процессы. Задачи реализуются с помощью особенностями продлённого дня:

  • Все виды деятельности сконцентрированы в школьном коллективе под руководством педагога на протяжении дня.
  • Продленный день выполняет большую часть воспитательных и хозяйственных функций семьи.
  • Удовлетворяются потребности учащихся в общении и  развитии творческих  способностей .
  • Максимальное включение детей в различные виды деятельности, что приводит к их разностороннему развитию.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о достоинствах ГПД.

 В условиях продленного дня воспитатель совместно с учителем имеет возможность сосредоточить все виды деятельности ребенка в детском коллективе. Возникает необходимость перенести значительную часть дидактических, воспитательных, хозяйственных функций семьи в школу, даёт возможность детям использовать материальную базу школы (посещение библиотеки, спортзала, катка и т.д.)

 Недостатки ГПД:

оторванность от дома, нахождение учащихся целый день в стенах школы, перегруженность.

Помня о недостатках, необходимо организовывать режим дня ( в том числе все мероприятия)  таким образом, чтобы исключить эти минусы.

В каждом классе в зависимости от учебной нагрузки, есть свой режим дня. Расскажу, о том, как в моем классе организован режим

Примерный режим группы продленного дня для 3 класса

Время

Вид деятельности

13.00-13.15

Прием детей в группу продленного дня

13.15 или 13.50

Обед

13.50 -14.30

Кружковая и внеурочная деятельность

14.30-15.15

Прогулка, подвижные игры на свежем воздухе

15.20 - 16.20

Самоподготовка с физкультминутками

16.20 -16.30

Полдник

16.30-17.30

Игры, беседы, викторины, занятия по интересам, кружковая деятельность, дополнительное образование

17.30-18.30

Прогулка, игры на открытом воздухе

Для любого класса начальной школы у нас обязательное условие - это прогулка. Дети должны отдыхать и переключаться между видами деятельности.

Продолжительность самоподготовки определяется классом образом:

  • во 2-м - до 1,5 часов;
  • в 3-4-м классах - до 2 час

Деятельность в ГПД стараюсь организовать по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, художественно-эстетическое, социальное,  экологическое, трудовое, общекультурное. А так же включаю работу по соблюдению ПДД.

ДАТА

ФОРМА

ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ

2.09

Викторина

Единый день профилактики ДТП «Детям- безопасные дороги»

10.09

Беседа

«Правила ПДД» (показ мультфильма)

15.09

Беседа

Что такое ПДД?

24.09

Викторина

« Мы пассажиры»

5.10

Работа с родителями

Памятки по ПДД для родителей

15.12

Беседа

Безопасность на дороге зимой

27.01

Игра

Прогулка - игра «Основы детской безопасности на улице»

18.02

Тестирование

Пешеход или водитель?

13.04

Беседа

«Я на дороге»

11.05

Викторина

День ПДД. «Добрая Дорога Детства»

28.05

Работа с родителями

Памятки безопасности на лето

Формы работы, применяемые в работе: беседы, игры, прогулки-экскурсии,  викторины, клубные часы.

Алгоритм выстраивания кружкой и внеурочной деятельности с родителями:

  • Вклеено в дневник расписание кружков и примерный режим дня
  • Обо всех изменениях и отменах родители оповещаются заранее в родительском чате
  • Составлен индивидуальный маршрут для  каждого ребенка, в котором отображено посещение кружков  и внеурочной деятельности на каждый день недели.

В данной статье, я хотела показать как значительные плюсы, так и минусы работы ГПД, а так же на собственном опыте показать, как важно выстраивать работу в ГПД продуктивно, что вторая половина дня не менее важна, чем первая. Обратить внимание, что ГПД необходимо создавать в каждом классе и чтобы педагог-воспитатель уже был отдельный, то есть на класс - 2 педагога. Школы с группами продленного дня способны реализовать воспитательное воздействие на ребенка лишь только в том случае, если они имеют хорошие бытовые условия и высокую организацию работы.

Список использованной литературы

  1. Группа продлённого дня ФГОС , издательство « Учитель», 2013
  2. Группа продленного дня: теория и практика /  С.Н.Галенко, О.В.Шилюк. - Мозырь: Белый ветер, 2015.
  3. Литвинова Т.П. Организация группы продленного дня. Начальная школа. - 2011.
  4. Правила  внутреннего  распорядка обучающихся разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком  применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2013 г. № 185, Уставом школы с учетом мнения совета обучающихся и совета родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная деятельность в группе продлённого дня. Цели, задачи, проблемы и решения.

Воспитательное пространство продленного дня – безграничное пространство. Поле деятельности здесь не имеет границ, четко очерченных рамок. Творческий подход грамотного педагога позволяет создать ...

Группа продленного дня как основная воспитательная деятельность в начальной школе: цели, задачи, проблемы и решения

Школа и группа продленного дня (далее ГПД) являются важными формами общественного воспитания детей. Во многих школах существуют группы продленного дня, но, к сожалению, эти группы часто смешивают...

Статья "Группа продленного дня как основная воспитательная деятельность в начальной школе."

Задачи продленного дня:дальнейшее расширение общественного воспитания (воспитательная работа);создание благоприятных условий для полноценного развития детей (образовательная, воспитательная, круж...

Группа продленного дня как основная воспитательная деятельность в начальной школе.

Раскрытие понятия гпд.Задачи. Достоенства и недостатки.Направления работы с детьми в гпд....

Группа продленного дня как основная воспитательная деятельность в начальной школе: цели, задачи, проблемы и решения

Группа продленного дня как основная воспитательная деятельность в начальной школе: цели, задачи, проблемы и решения...

Группа продленного дня как основная воспитательная деятельность в начальной школе: цели, задачи, проблемы и решения

Работая в школе в группе продленного дня уже давно решила, что пора рассказать, что это такое, насколько важна данная работа, какие проблемы и задачи мы решаем каждый день. Для начала давайте разберем...

Группа продленного дня как основная воспитательная деятельность в начальной школе

Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка, учётом ег...