ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Решетникова Ирина Михайловна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Патриотическое воспитание 20.74 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Патриотическое воспитание младших школьников является одной из основных задач образовательного учреждения. Это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.

Своеобразие проявления и особенности формирования патриотизма у младших школьников. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний.

Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд). В младшем школьном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для патриотического воспитания.

В процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей. У учащихся младшего школьного возраста педагоги формируют представления о человеке, как о главной ценности общества, дают им начальные сведения о Конституции, правах человека и ребенка.

Важную роль играет и формирование понятия о своей малой родине (город, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение детей культуре общения. У учащихся младшего школьного возраста складываются базовые представления о «большом» и «малом» социумах, своем месте в них.

Показателями успешности воспитательной деятельности педагога является активность воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего «Я» как гражданина, патриота, Человека.

Патриотическое воспитание в школе осуществляется как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности, так как в школьные годы раскрывается содержание патриотизма как чувства любви к Родине, заботы об ее интересах, готовности к ее защите от врагов.

Патриотизм как общечеловеческая ценность для каждого конкретного школьника может проявляться в чувстве гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и беды. Важно воспитать у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, национально-культурным традициям, тем людям, кто своим творчеством обогатил национальную и общечеловеческую культуру.

Патриотическое воспитание в школе носит систематический характер. В его процессе используются разнообразные средства и методы актуализации исторической памяти, объектов патриотической гордости. В комплекс задач патриотического воспитания включается формирование уважительного отношения к символам суверенности народа и государства - государственному флагу, гербу, гимну.

Сегодня общество особенно волнует проблема воспитания молодежи в духе патриотизма, и наличие данной проблемы привело к интенсивному поиску пути ее решения.

Свидетельство тому, является то, что государство уделяет серьезное внимание формированию патриотизма у школьников; что нашло отражение в ряде норм и законодательных систем.

В школе ведется работа, которая включает в себя следующие компоненты:

- гражданско-патриотический;

- героико-патриотический;

- военно-патриотический.

Как правило, план патриотического воспитания разрабатывается на весь учебный год.

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи формирует не просто законопослушного гражданина, человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к государственной символике, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание, способствует единению всех граждан страны.

Во внеурочной и внеклассной работе проводятся информационные часы: учащиеся убеждаются в необходимости для России мира и международного сотрудничества.

Для решения задач гражданско-патриотического воспитания педагоги организовывают следующие мероприятия: проведение акций  в зоне «Милосердия» и «Забота» (ко Дню пожилых людей, шефство над ветеранами и пожилыми людьми), проведение трудовых десантов по уборке пришкольной территории, участие в экскурсиях по историческим местам, и т. п.

Одним из наиболее убедительных приемов воспитания гражданских чувств является ознакомление учащихся с бесценными документами - письмами, дневниками, воспоминаниями участников тех или иных событий. Эти свидетельства передают сокровенные мысли людей, их чувства, переживания, надежды, они оказывают действенное влияние на современную молодежь. Поэтому при проведении воспитательного часа, например, круглого стола «Фронтовое письмо», можно использовать краеведческий материал - письма с фронта, из партизанских отрядов, написанные в годы Великой Отечественной войны.

Патриотизм применительно к ребенку младшего школьного возраста определяется,  как потребность участвовать во всех делах на благо школы, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности ребенка, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, также через различные виды детской деятельности – сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, творческие рассказы, оформление выставок рисунков и плакатов, бесед, игр-драматизаций.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Патриотическое воспитание школьников.

Патриотическое воспитание школьников....

Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...

Патриотическое воспитание школьников.

В своём выступлении я делюсь опытом работы....

Задачи и содержание патриотического воспитания школьников

Сложность патриотического воспитания современных школьников обусловлена следующими факторами...

Сборник мероприятий, посвященных военно-патриотическому воспитанию школьников

В сборнике прелставлены классные часы, уроки - мужества, внеклассные мероприятия, исследовательские работы учащихся, посвященные месячнику оборонно - массовой и спортивной работы...