Рабочая программа "Орлята России" для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант)
рабочая программа

Программа предназначена для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I)

Программа направлена на развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orlyatarossii_1-4_klass.docx79.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы №104

Загляда И. Г.

протокол №___

«___» _________ 2023 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Орлята России»

1-4 классы

Составитель: Сидорова И.Б.

2023-2024 уч. год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

1. Приказа Минпросвещения от № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

2. Учебно-методического комплекса к Программе развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Методические материалы / авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.

3. Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от № 09-1672.

Программа предназначена для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I)

Программа направлена на развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года);

Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» (Федеральный закон № 304 от г. «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся.

Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.

Задачи курса:

1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России.

2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценностям с учётом национальной, религиозной принадлежности.

3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде.

4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.

5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре.

6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.

7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру.

8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.

2. Общая характеристика курса

В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально-коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России».

Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни.

Курс внеурочной деятельности представляет комплекс занятий по 7 трекам. Логика каждого трека выстроены на основе коллективно-творческой деятельности с учётом возрастных особенностей младших школьников в зависимости от класса.

3. Описание места курса внеурочной деятельности

Занятия по программе «Орлята России» относятся к внеурочной деятельности и входят в часть учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

4 класс «а»

Программа рассчитана на 33 учебные недели, по базисному плану 1 час в неделю, 33 часа в год.

4. Планируемые результаты освоение курса внеурочной деятельности

Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы комплекса личностных и предметных результатов

Личностные результаты:

- формирование уважительного и доброжелательного отношения друг к другу; формирование положительного опыта взаимоотношений в коллективе;

- формирование учебно-познавательного интереса; умение активизировать мыслительную деятельность и совершенствовать интеллектуальные качества; работа на осознание ответственности за общее дело;

- формирование представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;

- формирование уважительного отношения к культуре своего народа;

- формирование культуры общения, уважительного отношения к мнению другого человека;

- формирование понимания значения нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; соблюдение правил организации здорового образа жизни;

- формирование культуры здорового образа жизни человека; формирование учебно-познавательного интереса к содержанию треков курса;

- осознание ответственности за общее благополучие, основы экологической культуры;

- формирование сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны;

- формирование чувства сопричастности к традициям своей страны.

Предметные результаты:

- знакомство с понятием «лидер», со способами выявления лидеров в коллективе, качества и характеристики человека-лидера; формулирование умения строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические рассуждения;

- формирование учебно-познавательного интереса к треку «Орлёнок – Эрудит»; умение активизировать мыслительную деятельность и совершенствовать интеллектуальные качества; работа над осознание ответственности за общее дело;

- расширение знания о разнообразии профессий и их роли; освоение основных мотивов росписи, разнообразных приёмов работы;

- знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтёр», «добровольчество», с качествами волонтёра и теми добрыми делами, которые волонтёры совершают со смыслами деятельности волонтёра (безвозмездность и дело для других – помощь, забота);

- формирование знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни;

- усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе;

- знакомство с понятиями «хранитель», «хранитель исторической памяти», формирование умения проявлять уважение к семейным ценностям и традициям;

- понимание особой роли в истории России и мировой истории, воспитание чувства гордости за достижения малой Родины.

По итогам участия в программе «Орлята России» обучающийся:

- понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);

- применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);

- демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).

5. Содержание курса внеурочной деятельности

В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально-коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России».

1. Трек «Орлёнок – Эрудит». Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека – конверт – копилка.

Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации.

2. Трек «Орлёнок – Доброволец». Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – Круг Добра. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями: «доброволец», «волонтёр», «волонтёрское движение».

3. Трек «Орлёнок – Мастер». Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека – Шкатулка мастера.

В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы родителей-мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр.

4. Трек «Орлёнок – Спортсмен». Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни. Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни)

В рамках трека необходимо усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки.

5. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти». Ценности, значимые качества трека: семья, Родина. Символ трека – альбом «Мы - хранители».

В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я и моё дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.

6. Трек «Орлёнок – Эколог». Ценности, значимые качества трека: природа, Родина. Символ трека – Рюкзачок эколога

Занятия трека «Орлёнок – Эколог» рекомендуется проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр.

6. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Вводный орлятский урок

1

Слушают учителя, отвечают на вопросы представленной темы;

Высказывают свою точку зрения, договариваются с одноклассниками, работают в группах;

Анализируют текстовую и видеоинформацию, рассуждают на представленную тему;

Участвуют в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности;

Проявляют инициативность, активность, самостоятельность;

Оценивают свои поступки и действия, свои возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности;

2

«Орлёнок – Лидер»

4

3

«Орлёнок – Эрудит»

4

4

«Орлёнок – Мастер»

5

5

«Орлёнок – Доброволец»

5

6

«Орлёнок – Спортсмен»

4

7

«Орлёнок – Эколог»

5

8

«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

4

9

Итоговый урок

1

10

Итого

33

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Тип занятия

Кол-во часов

Дата

Планируемые результаты

Вид контроля

Корректировка

предметные

личностные

I четверть (9 часов)

1

Вводный «Орлятский урок»

вводный

1

знакомство с понятием «Лидер», со способами выявления лидеров в коллективе, качества и характеристики человека - лидера;

знакомство с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности;

расширение знаний о разнообразии профессий и их роли в обществе;

знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтёр», «добровольчество», с качествами волонтёра и теми добрыми делами, которые волонтёры совершают;

формирование знания о положительном влиянии здорового образа жизни на укрепление здоровья;

усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе;

формирование умения проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, воспитание чувства гордости за достижения малой Родины.

умение сравнивать свои качества с качествами лидера; проявлять инициативность, активность, самостоятельность;

умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в группе;

умение рассуждать на представленную тему;

проявление интереса к разным профессиям; участие в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности;

стремление к самовыражению в разных видах

деятельности;

понимание ценности природы, зависимости жизни людей от природы, влияния людей на природу, окружающую среду;

понимание важности занятия физкультурой и спортом; ценности здорового образа жизни;

овладение основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе;

оценивание поступков с позиции их соответствия нравственным нормам, осознание ответственности за свои поступки;

формирование сопричастности к прошлому, настоящему и будущее своей страны;

применение в жизни позитивного опыта, полученного в результате участия в различных видах внеурочной деятельности

Текущий

«Орленок-лидер»

4

2

«Лидер – это …» «Я могу быть лидером!»

комбинированный

1

Текущий

3

«Мы - команда». В обсуждении рождается идея»

комбинированный

1

Текущий

4

«Планируем вместе!» «Создаем дело - планируем смело»

комбинированный

1

Текущий

5

КТД «Вместе мы сможем всё!»

комбинированный

1

Текущий

«Орлёнок – Эрудит»

4

6

«Кто такой эрудит?»

комбинированный

1

Текущий

7

«Игра – это полезно и интересно»

комбинированный

1

Текущий

8

«Твори! Выдумывай! Пробуй!»

комбинированный

1

Текущий

9

КТД «Играй, учись и узнавай»

комбинированный

1

Текущий

II четверть (8 часов)

«Орлёнок – Мастер»

5

Текущий

10

«Мастер – это…»

комбинированный

1

Текущий

11

«Россия мастеровая»

комбинированный

1

Текущий

12

«От идеи – к делу»

комбинированный

1

Текущий

13

КТД «Мастер своего дела»

комбинированный

1

Текущий

14

«Мастер – это звучит гордо!»

комбинированный

1

Текущий

«Орлёнок – Доброволец»

5

15

«Спешить на помощь безвозмездно!»

комбинированный

1

Текущий

16

«С заботой о старших»

комбинированный

1

Текущий

17

КТД «Создай хорошее настроение»

комбинированный

1

Текущий

III четверть (9 часов)

18

«Доброволец – это доброе сердце»

комбинированный

1

Текущий

19

КТД «Подари улыбку миру!»

комбинированный

1

Текущий

«Орлёнок – спортсмен»

4

20

«Движение – жизнь!»

комбинированный

1

Текущий

21

«Основы ЗОЖ»

комбинированный

1

Текущий

22

«Мы гордимся нашими спортсменами»

комбинированный

1

Текущий

23

КТД «Спортивное»

комбинированный

1

Текущий

«Орлёнок – Эколог»

5

24

«ЭКОЛОГиЯ »

комбинированный

1

Текущий

25

«Мой след на планете»

комбинированный

1

Текущий

26

Игра по «Путешествие в природу»

комбинированный

1

Текущий

IV четверть (7 часов)

27

Экологический квест «Ключи природы»

комбинированный

1

Текущий

28

«Шагая в будущее - помни о планете»

комбинированный

1

Текущий

Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

4

29

«Традиции моей страны»

комбинированный

1

Текущий

30

«Расскажи мне о России»

комбинированный

1

Текущий

31

КТД «Мы хранители памяти»

комбинированный

1

Текущий

32

« Мы – хранители»

комбинированный

1

Текущий

33

Подведение итогов участия в Программе

комбинированный

1

Текущий

7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Список литературы

Учебно-методический комплекс к Программе развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Методические материалы / авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.–342 с.

2. Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя: Классная доска с креплениями для таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер.

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

3. Учебно-практическое оборудование

Простейшие школьные инструменты и материалы: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик, бумага писчая, бумага цветная, картон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабоча программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по технологии для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" в 1-ом классе разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по окружающему миру для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку для обучающихся 1 класса

    Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интелл...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по математике для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 ( 2 класс)

Даннаякоррекционно-развивающая  программа разработана и составлена на основе программы курса коррекционных занятий по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 1-4 ...