Картотека экологических игр для детей младшего школьного возраста
картотека (1, 2, 3, 4 класс)
Для детей младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_ekologicheskih_igr_dlya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 53.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Картотека экологических игр для детей младшего школьного возраста»
УГАДАЙ ПРАВИЛО.
Цель: Описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия.
Материал: Рисунки с изображением правил: береги муравейники, не разоряй гнёзд, не обрывай паутину, не убивай пауков, не топчи траву, не рви цветы, не уничтожай грибы, не лови бабочек и др. насекомых, не ломай ветки деревьев и кустов, не уноси домой диких животных, не разжигай костер, не шуми в лесу, не мусори и др.
Игровое действие: Педагог показывает рисунок с правилом, а дети своими словами передают смысл правила. После усвоения правил рисунки используются для обозначения действий на экологической тропе.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СВЕТОФОР.
Цель: Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы.
Материал: 3 кружка: красный, желтый, зеленый. Картинки: мальчик выбрасывает мусор на улице, мальчик гуляет с собакой, мальчик ловит бабочек, мальчик белит дерево, мальчик сажает цветы, мальчик делает кормушку и т.д.
Ход игры: Дети должны «зажечь» для каждой картинки знак светофора.
Зеленый цвет- помощник природы, её настоящий друг.
Красный цвет- стой! Ты приносишь вред природе и жизни людей.
Желтый цвет -будь осторожен! Не нанеси вреда.
НАСТРОЕНИЕ ПРИРОДЫ.
Цель: Формировать обобщенное значение слова «природа». Развивать у детей связную речь.
Материал: Картинки изображающие настроение «природы».
Ход игры: Детям предлагается картинка- «настроение природы», плохая или хорошая ситуация в природе. Дети должнф объяснить настроение природы.
МАГАЗИН « ЦВЕТЫ».
Цель: Учить находить, называть и описывать комнатные растения по характерным признакам.
Материал: Комнатные растения.
Ход игры: Выбирается продавец, у которого магазин «Цветы» (на столе расставляются комнатные растения). Покупатели дети - описывают комнатное растение, не называя его. Продавец должен узнать растение, назвать его и выдать покупку. Можно предложить образец описания.
НАЙДИ ДЕРЕВО ПО СЕМЕНАМ.
Цель: Учить соотносить семена деревьев с самим деревьями.
Материал: Семена и плоды деревьев и кустов, которые сохраняются зимой: липы, разных видов клена, ясеня, рябины, хвойные.
Ход игры: Игра проводится зимой на улице. Детям раздаются семена и плоды. По сигналу каждый бежит к тому дереву, семена которого у него в руках. Дети называют дерево.
«ГДЕ , ЧТО РАСТЕТ?».
Цель: Продолжать группировать растения по месту произрастания. Развивать связную речь, расширять словарь детей.
Материал: Большие карточки с изображением леса, огорода, сада, луга; маленькие карточки с изображением овощей, фруктов, цветов, кустов, деревьев, семена, плоды. Конверты для детей.
Ход игры: Детям раздать конверты с маленькими картинками. Педагог показывает большие картинки. Дети рассматривают их и рассказывают о них, подбирают маленькие картинки. В конце игры подводится итог: что растет в лесу, огороде, саду …»
ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ.
Цель: Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знания о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.
Материал: Картинки пищевых цепочек, звеньев.
Ход игры: Педагог показывает картинку, а дети должны определить, кто кем питается и какое звено занимает в лесу, обосновать выбор.1.Образование цепей питания. 2. Основание пищевых цепочек: а).звено- это лес, со всем растит. миром; б). звено- все, кто питается растениями (гусеницы, мыши, зайцы, белки); г). звено- охотники (ласка, совы, куница…) д). звено- хищные ( птицы и звери).
ЗООЛОГИЧЕСКОЕ ЛОТО.
Цель: Закреплять умение детей классифицировать животных: звери, насекомые, рыбы, называть их. Развивать память, внимание.
Материал: Большие карты с изображением разных животных, мелкие картинки этих же животных.
Ход игры: Дети разбирают большие карты. Педагог достает по 1 картинке из коробочки. Дети должны найти этого животного у себя, назвать его и накрыть картинкой на своей карте. Выигрывает самый внимательный, кто не ошибается, быстрее других заполнит карту.
«ВЕРШКИ - КОРЕШКИ».
Цель: Упражнять детей в классификации овощей по принципу: что у них съедобно — корень, или плоды на стебле.
Материал: фанты.
Ход игры: Беседа с детьми «Что называют вершками и корешками у овощей?» Педагог называет овощ, а дети быстро отвечают, что у него съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант. Выигрывает тот, у кого осталось больше всего фантов.
Второй вариант. Педагог говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки.
«КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?
Цель: Уточнять и углублять знания детей о временах года.
Ход игры: Педагог называет время года и дает камешек — право хода. Ребенок вспоминает и говорит, что бывает в это время года. После передает камешек другому, тот вспоминает другой признак.
«ЖИВОЕ - НЕЖИВОЕ».
Цель: Закрепить знания детей о свойствах живых организмов, о принадлежности неживых предметов, их значении. Развивать связную речь, умение описывать объекты.
Ход игры: Дети загадывают предмет. Ведущий — с помощью вопросов должен угадать живое или неживое загадали. Если живое — выяснить его свойства. Если неживое — это явление природы или предмет, сделанный руками человека, как он используется.Ведущим может быть ребенок.
«КОМУ ЧТО ПО ВКУСУ».
Цель: Учить классифицировать птиц или зверей по принципу «каждой птичке свой корм».
Материал: Картинки птиц, по их числу картинки с кормом (рябина, чертополох, зерно, хлебные крошки, семечки, лягушка, рыба, насекомые, мышь и др.).
Ход игры: Дети выбирают себе по три картинки с птицами, и к ним подбирают картинки с кормом, кому что по вкусу.
«ПОДБЕРИ ЖИВОТНОЕ».
Цель: Закреплять умение детей пользоваться моделями животных, расширять знания о классификации животных.
Материал: Картинки зверей, птиц, насекомых, модели этих животных.
Ход игры: Педагог показывает модель, а дети изо всех картинок выбирают только картинки тех животных, которые соответствуют модели.
« ПЛАВАЮТ, БЕГАЮТ, ЛЕТАЮТ».
Цель: Расширять знания детей о многообразии животного мира, способах их передвижения.
Материал: Картинки различных животных, большие карты по 4 в каждой «Летают», «Бегают», «Плавают».
Ход игры: Дети заполняют большие карты картинками тех животных, которые относятся к данной классификации.
«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО».
Цель: Систематизировать знания об аквариумных рыбках: узнавать по внешнему виду и правильно называть.
Материал: Картинки аквариумных рыб.
Ход игры: Педагог показывает картинки, дети называю
«КАЖДЫЙ ГРИБОК В СВОЙ КУЗОВОК».
Цель: Научить детей и называть некоторые съедобные и несъедобные грибы.
Материал: Картинки съедобных и несъедобных грибов, две нарисованные корзины с прорезями для грибов.
Ход игры: По сигналу педагога играющие раскладывают грибы по корзинам.
«РАССЕЛИ ЗВЕРЕЙ»
Цель: Закреплять знания о животных Севера, средней полосы, пустынь, экваториальных тропических лесов, об условиях, необходимых для их жизнедеятельности. Развивать связную речь.
Материал: Крупные картины с изображением различных экосистем: Арктика, Африка, тундра, тропические леса, пустыня, леса средней полосы и др.; мелкие картинки с изображением животных.
Ход игры: Первый вариант. Дети расселяют животных по их местам обитания и объясняют свой выбор.
Второй вариант. Педагог расселяет животных, а дети исправляют ошибки.
«ЧТО ЛИШНЕЕ?».
Цель: Развивать умение детей сравнивать, обобщать, классифицировать, аргументировать свой выбор.
Материал: Картинки с изображением овощей, фруктов, зверей, птиц, насекомых, деревьев, растений леса, сада, луга, комнатных растений.
Ход игры: Педагог выстраивает цепочку, одно звено лишнее, ребенок должен найти его и объяснить свой выбор.
«КРУГЛЫЙ ГОД».
Цель: Закреплять умение видеть признаки сезонных изменений в погоде, у растений, в поведении животных, жизни людей.
Материал: Большой вращающийся диск, разделенный на 4 сектора разного цвета (белый — зима, зеленый — весна, розовый — лето, желтый — осень), серии картинок (сезонные изменения: снег, дождь, жаркое время, листопад и др.; цветы: подснежник, ромашки, астры, плоды; животные и птицы в разное время года; труд людей; развлечения детей).
Ход игры: Вращается диск, стрелка показывает на сектор. Играющие по цвету сектора определяют сезон и подбирают картинки для этого времени года.
«СОСТАВЬ БУКЕТ».
Цель: Научить детей правильно находить садовые, полевые, луговые, лесные цветы, называть их, составлять из них букеты.
Материал: 4 вазы с отметками, живые цветы или картинки с изображением разных цветов.
Ход игры: Первый вариант. Рассмотреть с детьми вазы и цветы, стоящие в них, назвать их и определить, к какому виду относятся.
Второй вариант. Сами дети расставляют цветы или картинки по вазам.
«КАКАЯ СЕГОДНЯ ПОГОДА».
Цель: Учить детей с помощью символов обозначать погоду и рассказывать о ней.
Материал: Рисунки-символы: дождь, снег, солнце, пасмурно, ветер, град, гололед и др.; фланелеграф или магнитная доска
Ход игры: Педагог выкладывает на фланелеграф или магнитную доску схему из символов, а дети угадывают погоду. Педагог рассказывает о погоде сегодня, а дети сами выкладывают рисунки-символы, могут их нарисовать.
Экологические игры и игры - задания
Игра «Большой экологический экзамен»
Методика: учитель задает вопрос, а ученик должен ответить. Отвечает тот, кому бросают мяч.
Вопросы
- Сколько дней в неделе? (Семь)
- Сколько месяцев в году? (Двенадцать)
- Назовите летние месяцы? (Июнь, июль, август.)
- Назовите осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
- Назовите зимние месяцы? (Декабрь, январь, февраль)
- Назовите весенние месяцы? (Март, апрель, май.)
- Назовите главный корм белок? (Семена хвойных растений.)
- Что делает медведь зимой? (Впадает в спячку.)
- Какие съедобные грибы вы знаете? (Груздь, боровик, рыжик, лисички, подберезовик, опята, волнушка и т. д.)
- Можно ли сбивать в лесу ногами мухоморы? (Нет, они являются санитарами леса.)
- Заготавливает ли заяц еду на зиму? (Нет, он питается корой деревьев.)
Игра «Звёздный час»
Цель: закрепить знания о фактах и явлениях в природе. Игровые действия: у детей карточки с цифрами от 1 до 3. Ученики поднимают карточки с цифрой, обозначающей правильный ответ. За каждый правильный ответ выдается звезда, у кого больше звезд, тот и победитель.
Вопросы
- Кто из этих животных не живет в тайге? (1 — волк, 2 — жираф, 3 — лиса.)
- Какие из этих птиц занесены в Красную книгу? (1 — утка-мандаринка, 2 — сокол, 3 — воробей.)
- Какой из грибов ядовитый? (1— белый гриб, 2 — дождевик, 3— белый навозник.)
- Какие из перечисленных растений являются лекарственными? (1 — крапива, 2 — колокольчик, 3 — синий василек.)
- Кого называют королем грызунов? (1 — суслик, 2 — бобр, 3 — хомяк.)
- Кого называют глазастым охотником? (1— варан, 2 — стрекоза, 3—лягушка.)
- Какого жука называют опасным преступником? (1 — майский жук, 2 — колорадский жук, 3 — жук-олень.)
- Какие из перечисленных змей ядовитые? (1— гадюка, 2 — уж, 3 — кобра.)
- Какое из этих животных живет в пустыне? (1 — верблюд, 2 — тигр, 3 — волк.)
- Назовите перелетных птиц. (7 — кукушка, 2 — ласточка, 3 — стриж.)
- О какой птице загадка:
Стали братья на ходули,
Ищут корму по пути.
На бегу ли, на ходу ли —
Им с ходулей не сойти.
(1 — зарянка, 2 — ворона, 3 — журавль.)
Игра «Мы - артисты!»
Игра на развитие творческого воображения. Карточки, которые вытягивают игроки, представляют собой творческие задания самого различного плана.
1 карточка
Представьте, что все звери вдруг решили стать вежливыми и здороваться друг с другом. Изобразите, как бы это сделали крокодилы, жирафы, обезьяны.
2 карточка
Изобразите мимикой и походкой встревоженного кролика, хмурого ястреба, восторженного поросенка.
3 карточка
Расскажите стихотворение А. Барто «Идет бычок, качается», изобразите ситуации, в которых вы: испугались собаки, хвастаетесь перед ребятами, немой.
4 карточка
Зоологические прыжки: попробуйте попрыгать так, как это делают воробьи, кенгуру, зайцы, лягушки, кузнечики.
5 карточка
Сочините историю про собаку, жившую в холодильнике; щуку, играющую на гитаре; ворону, которая любит кататься на велосипеде (на выбор).
6 карточка
Представьте, что вы — кошка, которая любит музыку. Исполните нам на кошачьем языке какую-нибудь песенку, а ребята попробуют ее угадать
7 карточка
Вы все знаете, что есть танец маленьких утят, а вы попробуйте исполнить танец маленьких бегемотиков.
8 карточка
Представьте, что в зоопарке состоится концерт вокально-инструменталь- ных ансамблей, дуэтов и др. Подберите «артистов» для исполнения любой знакомой песни или мелодии так, как это могли бы сделать ансамбль в составе ... (это ваш выбор).
9 карточка
На балу у Мухи-Цокотухи веселились и плясали только насекомые. Изобразите этих насекомых и станцуйте так, как могли бы танцевать тараканы, бабочки, кузнечики, стрекозы, майские жуки (на выбор).
10 карточка
Сочините текст песен про носорогов, или баранов, или волков, или белок (на выбор) аналогично «Песне про зайцев», которую исполняет Ю. Никулин в комедии «Бриллиантовая рука».
11 карточка
Придумайте автобиографию сказочных героев: Кота в сапогах, Медведя (на ваш выбор). Не забудьте сообщить: где и когда родился, кто родители, какую школу окончил, есть ли среднее или высшее образование, где и в качестве кого работал, в каких войсках служил, наличие наград.
12 карточка
Составьте хвалебную речь, где главным содержанием будут похвалы в адрес уважаемых лиц. В качестве героев будут персонажи басен И. А. Крылова (на ваш выбор). Выразите восторг и восхищение Моське — «за смелость в критике вышестоящих инстанций»; Лебедю, Раку и Щуке — «за принципиальность в отстаивании жизненных убеждений»; Муравью — «за последовательную борьбу с тунеядством».
Игра «Мир животных»
Если в игре принимают участие несколько ребят или команд, можно увеличить и вывесить кресс-кросс (см. игровые карточки) или размножить для каждого участника.
Для расшифровки необходимо разгадать загадки, найти ответы в головоломке и обвести. Время на выполнение задания -— 3-5 минут.
Загадки
1. Стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова)
2. Заплелись густые травы, закудрявились луга.
Да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (Баран)
3. По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)
4. С бородой родился, никто не дивился. (Козел)
5. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами. (Петух)
6. Явился в желтой шубке — прощайте две скорлупки! (Цыпленок)
7. В воде купался и сух остался. (Гусь)
8. Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк)
9. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
10. У маленькой скотинки сто серебряных монет на спинке. (Сом)
11. Под землей обитает, длинные норы копает. (Крот)
12. Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
Игра «Экологическая ромашка».
Ход игры
Условия игры. Изготавливается модель ромашки (желтый кружок - сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.
Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выбирает себе командира, придумывает название команды. Затем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами. Команды приступают к подготовке задания. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.
Угадайте о чем пойдет речь?
Стоит в саду кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)
Знакомые с детства родные ромашки
Мы рвем на лужайке у тихой реки,
Как белые звезды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
1. Карточки-задания.
Распределите слова в два столбика по принципу «живая» и «неживая» природа: солнце, мальчик, вода, небо, ягода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, дерево, почва.
2. Изобразите животных с помощью жестов и мимики: медведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну.
3. Отгадайте загадки.
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды:
С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)
Окраской - сероватая,
Походкой - мешковатая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая. (Ворона.)
Длиннохвоста, белобока,
И зовут ее ... (сорока).
Живет в дупле пустом,
Дуб долбит, как долотом. (Дятел.)
Птица-гадалка. (Кукушка)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей.)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей.)
Всех прилетных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица - ... (грач).
Хоть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Синичка.)
4. Расшифруйте криптограмму:
12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 - 10, 5, 6, 3, 12, 8, ! 1, 5, 13, 1, 13, 14. 8.
Ключевые слова: 1, 2, 3, 4, 5 - третий день недели. (Среда.)
6, 7, 8, 9, 5 - учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)
10, 8, 11. 15 - нижние конечности человека. (Ноги.)
12, 8, 13, 14, 5 - верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)
Ответ: Береги лес - наше богатство.
5. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.
Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.
Какие еще экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)
6. Пофантазируйте: что было бы, если ...:
- Вдруг исчезли бы с лица земли все цветы?
- Не стало бы воды?
- Исчезли бы птицы?
7. Проведите с одноклассниками «Аукцион лекарственных растений».
Ваша задача: выразительно прочитать стихи о лекарственных растениях. Задача одноклассников: «собрать» как можно больше лекарственных растений, то есть по окончании чтения стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеждает тот, чей перечень окажется длиннее.
Женьшень
Я - женьшень, чудесный корень.
Если кто-то сильно болен,
Разыщите корень мой,
И поправится любой.
Вам настойка из женьшеня
Аппетит вернет и смех,
Ведь женьшень обозначает
Чудо - «корень-человек».
Подорожник
На тропинке, на дорожке –
Всюду чирьева трава,
Или просто подорожник –
Всем знакома, не нова!
Привязал листок к нарыву.
День-другой пройдет - и диво!
Ты здоров без докторов.
Вот простой листок каков!
Липа
Липа - средство от простуды,
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет.
При ангинах и простудах
Пьют целебный липы чай.
Говорят, когда болеют:
«Ну-ка, липа, выручай!»
Ромашка
Есть герань, гвоздика, кашка –
Всех цветов не сосчитать
Есть аптечная ромашка.
Про ромашку надо знать.
Белый крошечный цветочек –
Для припарок, для примочек.
Если воспаление,
Отвар - успокоение.
Пионы
Семена мои целебны –
При гастритах пьют настой.
Корни - убивают яды
И снимают в почках боль.
У меня одна беда:
Зацветаю я когда,
То цветов моих краса
Всем бросается в глаза.
И в букеты рвут меня,
Я боюсь их как огня!
Я прошу вас, пощадите
И пионы зря не рвите!
Лук, чеснок
В нас не только фитонциды,
Что микробам так страшны,
Мы содержим витамины,
Что, бесспорно, всем нужны.
И поэтому, чтоб реже
Приходилось вам болеть,
В каждом доме лук, чеснок
Круглый год должны иметь.
Тот, кто с нами крепко дружит,
Никогда не занедужит.
Мята
В доме много аромата,
Если в доме сохнет мята.
Мятная лепешка,
Настоя мяты ложка –
Нету больше тошноты,
Нету в горле хрипоты.
Валидол, зубная паста –
Всюду мята, мята, мята!
Собираем не напрасно
Эту травушку, ребята!
8. Сделайте правильный выбор.
Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно стрелками левый столбик с правым.
ЗИМА Набухают почки.
Листопад.
Прилетают грачи.
Бабье лето.
ВЕСНА Грибная пора.
Сбор клюквы.
Уборка зерновых.
ЛЕТО Сенокос.
Птицы вьют гнезда.
Рождество.
ОСЕНЬ Ледоход.
Гололед.
9. Какому животному принадлежит хвост?
- С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)
- С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)
- У нее хвост вместо руля. (Птица.)
- Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)
- У нее хвост - дополнительная рука. (Обезьяна.)
- Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку. (Белка.)
- У нее хвост - мухобойка. (Корова, лошадь.)
- У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)
- В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)
10. Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК.
Ответ: Красная книга.
Ведущий. Что вы знаете о Красной книге? (Ответы детей.)
11. Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова. (Они вразнобой записываются ниже.)
• Свежий, чистый, только что запорошивший землю снег называется ... (порошей).
• Если снежинки слипаются на лету, мы называем их ... (хлопьями).
• Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются ... (крупой.)
• Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это ... (поземка).
• Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это ... (вьюга).
• На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая снежная буря - ... (буран).
• Для старого, залежалого, с твердой коркой снега есть в русском языке хрустящее слово - ... (наст).
Игра «Выяви несоответствие»
Игровое поле для этой игры готовится заранее. Игра проводится как соревнование двух команд. На определенном участке парковой аллеи или лесной тропинки, выбранной в качестве игрового поля, раскладываются (развешиваются, расставляются) предметы, не соответствующие обстановке: игрушки, искусственные цветы, остатки пленки, пластмассовых изделий, ветки отсутствующих деревьев и другие, всего 10—20 предметов. Участникам предлагается за 5 минут отыскать и предъявить эти предметы жюри. Победитель — команда, которая найдет больше предметов. Абсолютный победитель тот, кто найдет все предметы. Контрольный список предметов для каждой команды хранится у членов жюри.
Игра «Сова и мышь»
Все участники становятся в круг, и из их числа по желанию выделяются двое — «сова» и «мышь» (или любые персонажи типа «хищник — жертва»), «Сове» завязывают глаза, и она должна схватить «мышь» в этом кругу как можно быстрее. «Мышь» издает сигнальные звуки, а «сова» старается ее поймать. «Сова» и «мышь» не могут выйти за границы круга. Играют последовательно три-четыре пары. Это необходимо для того, чтобы проанализировать поведение партнеров-соперников в игре. Для этого после игры проводится беседа по следующим вопросам:
1. Как двигались мышь и сова в начале игры?
2. Почему они двигались медленно?
3. Почему темп движения со временем увеличился?
4. От чего зависит жизнь мыши и совы?
5. Какие «советы» можно дать мышке и сове в каждой игровой паре, чтобы они «выжили»?
Игра «Оперативное решение»
Игра помогает развивать ситуационное мышление и обучает быстрому принятию разумных решений. В определенной природной среде (в лесу, поле, на лугу, на берегу реки или озера и т. п.) дается ситуационная задача. Пример: вас застал в пути грозовой дождь, где и как вы укроетесь от дождя? Играющие выбирают места укрытия. Затем идет обсуждение: каждый обосновывает свой выбор. Критика и несогласие должны носить доброжелательный характер.
Игра «Экологический пост»
Играют во время прогулки по городу, селу, парку, лесу, по берегу реки. Учащиеся разбиваются на экологические микрогруппы по 3—5 человек. У каждого звена должны быть листы альбомной бумаги и фломастеры. Учащимся предлагается выявить экологически неблагополучное место и обосновать необходимость экологического поста вблизи него, написать сигнальные и познавательные плакаты и обосновать перечень мероприятий по благоустройству. На это дается 15—20 минут. Каждая микрогруппа ведет своих товарищей к этому месту и показывает результаты своей работы. Из числа наиболее подготовленных учащихся неплохо выбрать жюри, которое проведет оценку выполненного задания по следующим показателям:
1. Обоснован ли выбор места для экологического поста?
2. Правильно и достаточно ли полно выявлены признаки экологического неблагополучия?
3. Какое «сигнальное» или предупреждающее оформление сделали учащиеся на экологическом посту?
4. Какие конкретные меры по устранению причин неблагополучия или по благоустройству они предложили?
Каждый пункт оценивается по 5-балльной шкале. Максимальная оценка задания — 20 баллов. Следует ограничить время выступления каждой группы (3—5 минут).
Игра «Съедобное и несъедобное»
Учитель показывает грибы. Если они съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладет съедобные грибы в корзину. Если грибы несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.
Игра «Эстафета цветов»
Выходят два школьника и по очереди называют цветочно-декоративные растения открытого грунта, не повторяясь и долго не раздумывая. Если ученик назвал цветок — можно сделать шаг вперед; повторился с названием или не сказал — нужно оставаться на месте. Победил тот, кто переступил условную черту первым.
Игра «Времена года»
Оборудование: набор больших картинок с изображением времен года и четыре набора маленьких картинок с изображением предметов, которыми пользуются люди в то или иное время года (одежда, орудия труда, игровой инвентарь). Класс делится на четыре команды. Каждой команде дают наборы больших и маленьких картинок. Дети должны положить предметные картинки на соответствующее изображения времени года. Выигрывает та команда, которая быстрее и точнее справится с заданием.
Игра «Найди дерево»
Игра проводится в парке или в саду. Учитель описывает внешний вид дерева: его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Учителя самостоятельно определяют, какое это дерево. После слов учителя «Раз, два, три — беги!» — ребята бегут к намеченному дереву. Учитель отмечает самых внимательных и наблюдательных.
Игра-задание «На лугу»
Методика. Эту игру хорошо проводить с детьми на лугу или на поляне. Во время прогулки понаблюдайте вместе с детьми за жизнью разных насекомых: бабочек, стрекоз, мух, кузнечиков, пчёл и т.д. Потом каждый ребёнок должен выбрать насекомое, которое ему понравилось больше всего, понаблюдать за ним, дать ему имя, например, кузнечик Миша или бабочка Красавица, и составить рассказ о его жизни.
Когда дети выполнят это задание и снова соберутся вместе, каждый должен рассказать о своём насекомом, называя его только по имени. Остальные ребята пытаются угадать, о каком насекомом идёт речь. Рассказ можно вести от своего имени, предоставив себя бабочкой или кузнечиком. Можно добавлять к рассказу жесты или показать его в виде пантомимы.
На следующем после прогулки занятии можно нарисовать насекомых, которых дети увидели, и продолжить игру. Разделите детей на пары и предложите им составить диалоги от имени насекомых, короткие рассказы о том, как они встретили друг друга на лугу, или небольшие сценки. Если детям трудно справиться с этим заданием, педагог берёт несколько рисунков и сначала составляет диалоги или рассказы сам, показывая рисунки.
Например: Встречаются на цветке пчёлка и кузнечик.
- Здравствуй, сестрица, послушай мою песенку.
- Некогда мне тебя слушать, мне надо нектар собрать с этого цветка.
- Но эта песенка как раз про то, какой этот цветок красивый.
- Дело не в красоте, а в сладком нектаре.
Но цветку так понравилась моя песня о его красоте, что он сразу наполнился сладким нектаром…
Эту игру можно провести командами. Ребята делятся на две или несколько групп. Выигрывает группа, которая составит больше рассказов про разных насекомых. Потом можно предложить детям составить общий рассказ для группы и разыграть его. Если сценки получатся интересными, можно составить из них небольшой спектакль и показать его другим детям.
Эту игру можно провести и в комнате, предварительно показав детям слайды или иллюстрации с различными насекомыми, сопровождая их рассказами и стихами.
Игра-задание «Опиши цветок»
Методика. Разделите детей на две группы. Все дети из первой группы получают по открытке с разными цветами, растениями или деревьями. Потом каждый ребёнок из первой группы пишет на доске качества и признаки, которыми обладает его растение. Члены группы могут помогать ему, но при этом не должно называться само растение.
Дети из второй группы по качествам должны отгадать, о каком растении идёт речь. Можно задавать дополнительные вопросы, если группа не может догадаться сразу. Потом группы меняются ролями.
Другой вариант игры, когда всем детям раздаются открытки с разными цветами, растениями или деревьями; но при этом открытки повторяются так, чтобы у трёх-четырёх детей, сидящих в разных местах, были одинаковые растения.
Каждый составляет описание своего растения. Затем спросите детей по очереди зачитать сделанные ими описания, а все остальные пытаются отгадать описываемое растение. Очень интересно сравнить различные ощущения детей, особенно, если вы подберёте изображения одного и того же растения или дерева в разные времена года.
Игра-задание «Вы пришли в лес»
Методика. Дети вытягивают карточки с различными лесными ситуациями. За несколько минут дети должны написать, что они предпримут в своей ситуации. Примерные ситуации:
- На лесной опушке вы неожиданно встречаете медведя.
- На одной из лесных тропинок вы находите птенцов, но гнезда, из которого они выпали, поблизости нет.
- Началась гроза, а вы заблудились.
Затем все листочки собираются. Педагог по очереди зачитывает ситуации и ответы детей. Дети пытаются отгадать имя попавшего в ту или иную ситуацию.
Можно разделить детей на группы и каждой группе дать одинаковые ситуации за более короткое время.
Можно предложить одну и ту же ситуацию всем детям. Затем интересно сравнить ответы детей, так как в них очень ярко будут отражаться их характеры.
Игра-задание «Если в лесу беда»
Методика. Попросите детей быстро ответить на вопросы. Педагог диктует вопросы, а дети сразу же должны писать свои ответы. На каждый ответ даётся не больше трёх-пяти минут. Например:
- Если все птицы улетят из леса, что произойдёт с другими обитателями?
- Если деревья к весне не распустятся?
- Если осенью листья не опадут?
- Если засохнут все лесные ручьи?
- Если в лесу не будет насекомых?
- Если летом всё время будут идти дожди?
- Если в лесу не будет лесника?
- Если в лесу не будет ягод и грибов?
- Если зимой не будет снега?
Если дети затрудняются ответить на вопросы быстро, педагог может сначала продиктовать все вопросы, а затем дать время на обдумывание.
Это задание должно выполняться группами детей. Результаты ответов групп сравниваются. Побеждает группа, которая ответила на вопросы быстрее и интереснее.
Игра-задание «Этажи леса»
Методика. Попросите детей представить, что лес – это многоэтажный дом. Каждый ребёнок должен написать сочинение на тему: "Кто на каком этаже живёт". Дети могут нарисовать многоэтажный дом и расселить в нём обитателей леса. Побеждает самый интересный многоэтажный дом. Затем дети должны рассказать другим о своём многоэтажном лесном доме и объяснить, почему они решили поселить тех или иных обитателей леса на разные этажи дома.
Это задание дети могут выполнять группами.
После того как дети выполнят это задание, задайте им вопросы:
- Что вы предпримите, если на первом этаже вашего дома случится пожар?
- Если зальёт верхний этаж дома?
- Если сломается одна из стен дома?
- Если дома будет очень холодно?
- Если в доме не будет воды?
- Если жители разных этажей дома перессорятся между собой?
- Если в дом зайдут нежданные гости?
Попросите детей написать план спасения жителей лесного дома в той или иной ситуации.
Игра-задание «Как мы спасаем лес»
Методика. Попросите детей представить себя лесниками. Затем предложите им ситуацию: в лесу начался пожар. Дети должны написать план спасения леса от пожара. Это задание дети могут выполнять группами. Побеждает тот, чей план лучше.
Ситуации могут быть самыми разными: птицы стали гибнуть в лесу; в лесу раздались выстрелы и т.д.
Игра-задание «Кто живет в грибном домике»
Методика. Дети вытягивают карточки с названиями или рисунками разных грибов. Затем предложите детям представить себя насекомыми, живущими под этими грибами. Дети должны описать и нарисовать свою жизнь в грибном домике, рассказать о преимуществах своего домика, о его местонахождении, его семье и лесных соседях, его друзьях и врагах.
Педагог заранее собирает информацию о грибах, чтобы дополнить ответы детей, после того как они выполнят это задание.
Игра-задание «Альбом природы»
Методика. Когда вы идёте с детьми на прогулку или экскурсию, предложите им такое задание: вы говорите фразу о чём-нибудь, что вокруг вас. Например: "Мне кажется, что облака сегодня напоминают белые острова в океане" или "Лес такой зелёный и весёлый, что хочется поскорее войти в него". Следующий ребёнок должен продолжить эту тему, то есть что-либо сказать об облаках или о лесе. И так по кругу. Должно получиться красочное и разнообразие описание какого-либо предмета или явления окружающего мира. После того как дети выполнят это задание, предложите им по возвращении домой или в класс записать всё, что говорилось о том или ином предмете или явлении, и нарисовать его.
То, что дети записывают, не всегда совпадает с описанием, составленным всеми вместе, но это упражнение будит образное мышление ребёнка, и рассказы детей получаются красочными. Это задание можно выполнять и в комнате, глядя в окна. Постепенно в альбоме появляются рисунки и описания разных явлений природы, и в конце года можно устроить выставку альбомов природы.
С детьми можно проводить эту игру так, что каждый из них должен сказать по одному слову, характеризующему данное явление. Например: облака пушистые, как вата, похожи на снежные горы, мягкие и т.д. Если ребёнок не может подобрать слова, другие дети или педагог помогают ему. Хорошо, если ребята могут посмотреть на облака или на деревья, лёжа на траве или на песке. Таким же образом можно рассмотреть любой пень, цветок, муравейник и по возвращению с прогулки нарисовать его.
Игра-задание «О чем говорят цветы и деревья»
Методика. Во время прогулки на поляне предложите детям представить себя цветами на лугу и подумать, о чём могут разговаривать два цветка или цветок и пчела. Во время прогулки в лесу предложите детям представить себя деревьями и подумать о том, что говорят и думают деревья и другие жители леса; о чём говорят два листочка на ветке дерева и т.д.
После прогулки дети смогут описать и нарисовать то, что они представили.
Игра-задание «Разговоры с природой»
Методика. Во время прогулки на поляне или в лесу дайте детям задание выбрать себе цветок, растение или дерево и поговорить с ним. Каждый должен задать по крайней мере четыре вопроса выбранному дереву или цветку и "услышать" или представить их ответы.
Потом дети записывают и рисуют то, что они услышали.
Попросите детей по дороге в школу или домой поговорить с солнцем, облаком, землёй, цветами, горами, звёздами.
Из рисунков и рассказов детей делается стенд: "Наши разговоры с миром природы".
Игра-задание «Найди себе дом»
Методика. Перед прогулкой в поле, лесу или парке скажите детям, что их вдруг заколдовал волшебник, и каждый из них стал ростом со свой мизинец. Дети должны во время прогулки найти себе дом. Это может быть мышиная норка, цветок, лопух, пень или любое другое укрытие. Дети могут сами построить себе дом из травинок, палочек или бересты. Дети должны будут подумать, на чём они будут спать и что будут есть, с кем будут дружить и от кого прятаться.
Дети могут взять с собой на прогулку маленьких куколок, машинки или солдатиков и построить или найти дом для них.
По возвращении с прогулки дети рисуют свои дома и пишут небольшие рассказы о них или рассказывают устно по своим рисункам. Из рисунков и рассказов можно устроить выставку.
Игра-задание «Откуда появились цветы»
Методика. Прочтите детям сказки или легенды о том, как появились на свет разные цветы. А потом попросите их придумать и написать небольшую сказку или историю о том, как появился на свет их любимый цветок. Перед этим можно поиграть в игру: "Я садовником родился" или в игру, когда каждый загадывает свой любимый цветок и описывает его качества, а остальные пытаются догадаться, что это за цветок.
Если ребёнку сложно придумать сказку самому, можно помочь ему, начав сказку и попросив его продолжить её.
Например, как появился василёк:
"Жил-был мальчик Вася. Он очень любил цветы. И больше всего на свете хотел научиться их языку. Однажды, когда Вася поливал розы в своём саду, одна из роз прошептала ему: "Если ты хочешь услышать наши сказки и разговоры, приходи ночью в сад. Сюда приходит фея цветов, и своей волшебной палочкой она может совершить чудо. Ты попроси её превратить тебя в какой0нибудь цветок, которого ещё нет на свете. Она очень добрая и обязательно выполнит твоё желание…"
Затем все написанные детьми истории и сказки перепишите в альбом. В течение года можно написать несколько подобных книг-альбомов о том, как появились на свет те или иные растения, деревья или животные.
Игра-задание «Представь себя дождем»
Методика. Дети делятся на пары. Первый ребёнок из пары закрывает глаза и протягивает руки ладошками вверх, другой пальчиками по ладошкам показывает, какой идёт дождь: мелкий грибной, тёплый, ласковый, летний или осенний, грозовой ливень и т.д. Педагог может включить соответствующую музыку и сначала сам говорить, какой идёт дождь.
Потом дети в паре меняются местами, и теперь первый ребёнок показывает на ладошках другого, какой идёт дождь, а второй должен догадаться, какой дождик к нему пришёл.
Литература
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Академия развития,1998 г.
- Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991.
- Бесова М.А. В школе и на отдыхе: познавательные игры для детей 6-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития,1998 г.
- Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 1981.
- Екимцев А. Хоровод загадок. Хоровод вопросов. Ставропольское книжное издательство, 1981 г.
- Захлебный А.Н. На экологической тропе.- М.: Знание,1986.
- Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы.- М.: Педагогика, 1981.
- Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое воспитание школьников.- М., 1983.
- Зверев И.Д. Экология в школьном обучении.- М., 1980.С. 19.
- Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.:Просвещение, 1990.
- Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.:Просвещение, 1990.
- Экологическое воспитание школьников. /Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983.
- Плешаков А.А. Природоведение - Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002.
- Плешаков А.А. Факультативный курс "Экология для младших школьников". - Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002.
- Охрана природы: (Факультатив. курс). Пособие для учащихся /А.В. Михеев, К.В. Пашканг, Н.Н. Родзевич, М.П. Соловьева; Под ред. К.В. Пашканга. - М.: Просвещение, 1983.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба , и игра: природоведение: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2000 г.
- Усова Г.В. Основы экологического образования. Учебное пособие. - Карачаевск: изд. КЧГПУ, 2000 г.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/ Авт.-сост. А.Е. Чижевский. - М.: ООО "Издательство АСТ", 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных и...
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.Характеризует этапы становления познавательного интер...
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.характеризует этапы становления познавательного интер...
Представление опыта по теме: «Диагностика уровня сформированности экологической культуры у детей младшего школьного возраста»
Учитель начальных классов Жигарева Г.М.....
Картотека подвижных игр для детей младшего школьного возраста
Картотека подвижных игр для детей младшего школьного возраста.Игры направлены на развитие эмоционально-личностной сферы, на сплочение детей группы, на развитие коммуникативных навыков, на развитие инт...
Методические разработки. Картотека подвижных игр для детей младшего школьного возраста.
Картотека подвижных игрдля детей младшего школьного возраста.Предлагаю игры для детей во время перемен, после уроков в группе продлённого дня. Так же возможно использыване на уроках, особенно в ...
Картотека подвижных игр для детей младшего школьного возраста, обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР (вариант 7.2).
В данный сборник включены подвижные игры, которые можно использовать на уроках физической культуры, а также при составлении сценариев спортивных праздников и во внеурочной деятельности спортивно-оздор...