Береза-символ земли русской.
план-конспект занятия (2 класс)
Береза символ земли русской
Цель занятия: дать детям представление о том, что берёза – символ России.
Планируемые результаты
Предметные: Закрепить знания об окружающем мире, о берёзе.
Учить выразительно, читать наизусть, интонационно передавать восхищение красоты природы, проявлять инициативность и самостоятельность.
Познавательные УУД
Наблюдение за берёзой в разное время года. Знакомство с предметами из бересты. Знакомство с целебными свойствами берёзового сока. Учить проявлять любознательность, задавать вопросы.
Коммуникативные УУД
Расширение словарного запаса, взаимодействие со сверстниками и взрослыми, учить положительно относится к себе и другим.
Личностные результаты
Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития и расширение кругозора детей, способствовать развитию воображения, фантазии, творчества.
Формы работы
Фронтальная
Работа в парах, в группах
Индивидуальная
Оборудование и материалы: выставка рисунков, уголок крестьянской избы, берёзовые веники, изделия из бересты.
Технические средства обучения: компьютер, проектор. Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка - земля,
Здравствуйте, мои друзья.
II. Постановка цели и задачи занятия
- О чём мы будем с вами говорить, вы узнаете, отгадав загадки.
Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. (Берёза)
***
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит. А в один из теплых дней май сережки дарит ей. (Берёза)
***
Белоствольная нежная берёзка с давних времён олицетворяет природу России. Она окружает нас повсюду: растёт в лесах и парках, на улицах наших городов, о берёзе слагают стихи. Почему же берёза занимает такое важное место в нашей жизни? Чем помогает берёза человеку? Почему образ берёзы пользовался и пользуется такой любовью и популярностью в России? В этом и предстоит нам разобраться.
III. Актуализация знаний
- Для начала давайте отправимся в прошлые века. Закройте глаза и досчитайте до 5.
- Где это мы оказались? В деревне. А вот и крестьянская изба.
Хозяин и Хозяйка, наряженные в русские народные костюмы
- Здравствуйте, хозяева.
Хозяйка: Заходите, гости дорогие!
- Мы пришли к вам разобраться, за что же русский народ любит берёзку?
Хозяин: Да как же её не любить! У нас о берёзе говорят: это дерево об четыре дела: первое дело – мир освещать; другое дело – тепло давать; третье дело – больных исцелять; четвертое дело – чистоту соблюдать.
- Как это?
Хозяйка: Первое дело – мир освещать. В длинные, зимние вечера, когда не было электричества, избу освещала берёзовая лучина. Она горела ярко, но не быстро и не коптила.
Хозяин: Второе дело – тепло давать. Берёзовыми дровами топили печи. Они давали много жара и долго не сгорали.
- Ну, а третье дело какое?
Хозяйка: Третье дело – больных исцелять. Люди пьют отвар из берёзовых почек. Он успокаивает, раны заживляет.
Хозяин: А я люблю испить берёзового сока. Бодрит он меня. Прямо чувствую, как силы приливают.
Хозяйка: Четвёртое дело – чистоту соблюдать. В давние времена берёзовой метлой наводили порядок в доме. В бане русский человек издавна привык париться с веником. И веник этот непременно был берёзовый.
Хозяин: Да много чего берёза нам даёт. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи.
Хозяйка: Из бересты плели лапти и мастерили корзины для грибов и ягод, куклы, украшения, обереги, на ней писали.
- Спасибо вам большое за подробный рассказ. Посмотрите, сколько пользы приносит берёза нам с вами. Но человек часто беспощадно относится к нашей красавице: собирая сок весной, надо обязательно замазать углубление, просто так не срывать листочки, не ломать ветки, не ранить кору. И она будет радовать нас всех, оберегать, лечить, защищать, очищать загрязнённый воздух.
- Давайте назовём одну из веточек берёзы полезная.
На доске прикрепляется «листочек» ПОЛЕЗНАЯ
Хозяйка: А вы сходите к берёзовой роще, там девицы красные собираются, может и они вам о берёзе расскажут.
Девочки танцуют хоровод «Во поле берёзка стояла»
- Здравствуйте, красны девицы. Хотели вас расспросить, за что же русский народ любит берёзку?
Девочка 1:
Белоствольная берёза —
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Девочка 2:
Изумрудная весною,
А зимою — в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Девочка3:
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.
Девочка 4: Берёза - лиственное дерево с тонкими коричневыми веточками с гладкой корой, покрытой тёмными полосками. Своё название получила по цвету коры. Корень «бер» означает ясный свет, белый. Прежде её звали берзой, а теперь берёзой, берёзкой. А ещё слово «берёза» означает «беречь».
Учитель: Из всех деревьев русского леса всех милее нам берёза. Она просыпается первой после зимней стужи. Берёза символ жизни, расцветающей природы, её красоты. Если бы все деревья сейчас превратились в людей, то дуб стал мудрым старцем, клён – добрым молодцем, а в кого же превратится берёзка? (в девушку, красавицу, принцессу). Да, люди видели в этом деревце символ девичьей красоты и нежности.
На доске прикрепляется «листочек» КРАСОТА
Учитель:
- Представьте, что мы на минуту оказались с вами в берёзовой роще. Продолжите предложение
«Входишь в берёзовую рощу и чувствуешь…».
Ответы учащихся:
- красоту русской берёзки,
- аромат трав, цветов,
- лёгкий холодок,
- шорох листочков,
- пение птиц,
- вдохновение,
- красоту родной земли.
- Дима расскажет, что узнал из древних летописей о берёзе.
Ученик: Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева – берёзы. Берёза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания.
- Значит, дерево считалось магическим и веточка наша магическая.
На доске прикрепляется «листочек» МАГИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО
Ученик: Есть и ещё одна традиция почитания берёзы. На июнь приходится большой христианский праздник – День Святой Троицы. В народе он часто зовётся Троица. Неделя, перед Троицей, совпадала с праздником, который раньше отмечался на Руси – это русальная неделя. По поверьям считалось, что в это время года русалки выходят из воды. И чтобы они не навредили человеку, их надо было задобрить. Девушки украшали берёзы лентами, водили вокруг неё хороводы, плели венки и пели обрядовые песни. Берёза воспринималась как символ женственности, весны и Родины.
- Поэтому и веточка символ весны и женственности.
На доске прикрепляется «листочек» СИМВОЛ ВЕСНЫ И ЖЕНСТВЕННОСТИ
- А молодые люди соревновались в ловкости, сноровке, силе. Давайте и мы попробуем украсить берёзку, и заодно посоревноваться. Дети делятся на две команды. Каждый игрок берёт по одной ленточке, добегает до своей берёзки, завязывает ленточку на веточке и возвращается обратно.
IV. Рисуем русскую берёзку
А вот и “Наш вернисаж”, на котором представлены живописные работы учащихся. Каждый увидел берёзу по-своему. (Каждый представляет свой рисунок).
Я изобразила берёзу зимой и хочу рассказать стихотворение нашего земляка Сергея Есенина.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза,
В сонной тишине,
И горят снежинки,
В золотом огне.
А заря лениво,
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
1. Моя берёза летняя. Это моё самое любимое дерево.
2. А я когда рисовал берёзу, то представлял, как сижу под берёзой и пью березовый сок.
3. А для меня берёза - это моя Родина, мой дом и моя семья.
4. Берёза - это символ нашей России. И я горда, что живу в этой стране.
5. Я нарисовала берёзки. Мне хотелось передать красоту нашей природы.
– Молодцы ребята! Какие замечательные ваши березки. И где бы ни росла русская березка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она красавица русского леса. И будет стоять вечно. И как бы далеко вы не оказались от родного дома, я думаю, всегда будете вспоминать своих родных, и, конечно же, милую берёзку.
V. Игра «Попаримся»
Мы себя полечим сами,
Мы попаримся с друзьями.
Веничком березовым мы пройдем
По ручкам, ножкам и бокам немножко.
Постучим по спинкам,
Постучим по ножкам,
Раз, два, три - вся хворь от нас уйди!
VI. Русская берёзка в произведениях художников
Учитель: Русскую берёзку запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов. Писатель В. Гаршин, глядя на картину А. Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я назвал эту картину «Чувство Родины». Смотрите, какая здесь звонкая, весенняя капель, и дымка, и тонкие берёзки – всё это такое знакомое и такое родное. Глядя на эту картину, в человеке зарождается любовь к Родине, России.
(Идет показ картины А.Саврасова «Грачи прилетели»)
- А вот ещё картины о берёзе. Ребята, кому-нибудь знакомы картины и авторы?
Н. Коростелёва «Осенние берёзы», Василий Бакшеев «Голубая весна»
Ученик: На картине Василия Бакшеева «Голубая весна» изображен лес в середине весны. Денёк очень солнечный, тёплый: от деревьев ложатся тени, а тропинка залита водой. Но самое замечательное здесь это небо. Именно таким оно бывает весной.
- И вот появляется ещё одна веточка.
На доске прикрепляется «листочек»
источник вдохновения писателей, поэтов, художников
VII. Берёзка – символ непобедимой России.
- И последняя страничка наших исследований – берёза символ непобедимой России.
– Удивительная судьба русской березки. В мирное время она – радость, подруга, советчица. Но русский народ знает и другую березу - военную.
Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много могли бы рассказать они о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей нам не найти. В грозные годы войны береза была символом непобедимой Родины. Белоствольная березка давала силы нашим бойцам.
Она стояла, напоминая про любимых жен, сестер, невест. Воины погибали в бою за матерей, за Родину и ... русскую березу.
«Я помню, ранило берёзу».
Я помню, ранило берёзу
Осколком бомбы на заре,
Студёный сок бежал, как слёзы,
По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли,
Спасли берёзу под Москвой.
И рано - раненько весною
Берёза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.
И с той поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
«Родную русскую берёзу
В обиду больше не дадим!
VIII. Обобщение и систематизация знаний
- Мы подошли с вами к заключительной части нашего занятия. За что же русский народ любит берёзку? Можно ли назвать её символом России?
Да, береза является «символом» России:
- первая белоствольная красавица наших лесов;
- мир освещает, тепло даёт, чистоту соблюдает;
- оберег от злых духов;
- дивный лекарь;
- символ девичества;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bereza.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Береза- символ земли русской
Цель занятия: дать детям представление о том, что берёза – символ России.
Планируемые результаты
Предметные: Закрепить знания об окружающем мире, о берёзе.
Учить выразительно, читать наизусть, интонационно передавать восхищение красоты природы, проявлять инициативность и самостоятельность.
Познавательные УУД
Наблюдение за берёзой в разное время года. Знакомство с предметами из бересты. Знакомство с целебными свойствами берёзового сока. Учить проявлять любознательность, задавать вопросы.
Коммуникативные УУД
Расширение словарного запаса, взаимодействие со сверстниками и взрослыми, учить положительно относится к себе и другим.
Личностные результаты
Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития и расширение кругозора детей, способствовать развитию воображения, фантазии, творчества.
Формы работы
Фронтальная
Работа в парах, в группах
Индивидуальная
Оборудование и материалы: выставка рисунков, уголок крестьянской избы, берёзовые веники, изделия из бересты.
Технические средства обучения: компьютер, проектор. Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка - земля,
Здравствуйте, мои друзья.
II. Постановка цели и задачи занятия
- О чём мы будем с вами говорить, вы узнаете, отгадав загадки.
Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. (Берёза)
***
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит. А в один из теплых дней май сережки дарит ей. (Берёза)
***
Белоствольная нежная берёзка с давних времён олицетворяет природу России. Она окружает нас повсюду: растёт в лесах и парках, на улицах наших городов, о берёзе слагают стихи. Почему же берёза занимает такое важное место в нашей жизни? Чем помогает берёза человеку? Почему образ берёзы пользовался и пользуется такой любовью и популярностью в России? В этом и предстоит нам разобраться.
III. Актуализация знаний
- Для начала давайте отправимся в прошлые века. Закройте глаза и досчитайте до 5.
- Где это мы оказались? В деревне. А вот и крестьянская изба.
Хозяин и Хозяйка, наряженные в русские народные костюмы
- Здравствуйте, хозяева.
Хозяйка: Заходите, гости дорогие!
- Мы пришли к вам разобраться, за что же русский народ любит берёзку?
Хозяин: Да как же её не любить! У нас о берёзе говорят: это дерево об четыре дела: первое дело – мир освещать; другое дело – тепло давать; третье дело – больных исцелять; четвертое дело – чистоту соблюдать.
- Как это?
Хозяйка: Первое дело – мир освещать. В длинные, зимние вечера, когда не было электричества, избу освещала берёзовая лучина. Она горела ярко, но не быстро и не коптила.
Хозяин: Второе дело – тепло давать. Берёзовыми дровами топили печи. Они давали много жара и долго не сгорали.
- Ну, а третье дело какое?
Хозяйка: Третье дело – больных исцелять. Люди пьют отвар из берёзовых почек. Он успокаивает, раны заживляет.
Хозяин: А я люблю испить берёзового сока. Бодрит он меня. Прямо чувствую, как силы приливают.
Хозяйка: Четвёртое дело – чистоту соблюдать. В давние времена берёзовой метлой наводили порядок в доме. В бане русский человек издавна привык париться с веником. И веник этот непременно был берёзовый.
Хозяин: Да много чего берёза нам даёт. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи.
Хозяйка: Из бересты плели лапти и мастерили корзины для грибов и ягод, куклы, украшения, обереги, на ней писали.
- Спасибо вам большое за подробный рассказ. Посмотрите, сколько пользы приносит берёза нам с вами. Но человек часто беспощадно относится к нашей красавице: собирая сок весной, надо обязательно замазать углубление, просто так не срывать листочки, не ломать ветки, не ранить кору. И она будет радовать нас всех, оберегать, лечить, защищать, очищать загрязнённый воздух.
- Давайте назовём одну из веточек берёзы полезная.
На доске прикрепляется «листочек» ПОЛЕЗНАЯ
Хозяйка: А вы сходите к берёзовой роще, там девицы красные собираются, может и они вам о берёзе расскажут.
Девочки танцуют хоровод «Во поле берёзка стояла»
- Здравствуйте, красны девицы. Хотели вас расспросить, за что же русский народ любит берёзку?
Девочка 1:
Белоствольная берёза —
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Девочка 2:
Изумрудная весною,
А зимою — в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Девочка3:
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.
Девочка 4: Берёза - лиственное дерево с тонкими коричневыми веточками с гладкой корой, покрытой тёмными полосками. Своё название получила по цвету коры. Корень «бер» означает ясный свет, белый. Прежде её звали берзой, а теперь берёзой, берёзкой. А ещё слово «берёза» означает «беречь».
Учитель: Из всех деревьев русского леса всех милее нам берёза. Она просыпается первой после зимней стужи. Берёза символ жизни, расцветающей природы, её красоты. Если бы все деревья сейчас превратились в людей, то дуб стал мудрым старцем, клён – добрым молодцем, а в кого же превратится берёзка? (в девушку, красавицу, принцессу). Да, люди видели в этом деревце символ девичьей красоты и нежности.
На доске прикрепляется «листочек» КРАСОТА
Учитель:
- Представьте, что мы на минуту оказались с вами в берёзовой роще. Продолжите предложение
«Входишь в берёзовую рощу и чувствуешь…».
Ответы учащихся:
- красоту русской берёзки,
- аромат трав, цветов,
- лёгкий холодок,
- шорох листочков,
- пение птиц,
- вдохновение,
- красоту родной земли.
- Дима расскажет, что узнал из древних летописей о берёзе.
Ученик: Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева – берёзы. Берёза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания.
- Значит, дерево считалось магическим и веточка наша магическая.
На доске прикрепляется «листочек» МАГИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО
Ученик: Есть и ещё одна традиция почитания берёзы. На июнь приходится большой христианский праздник – День Святой Троицы. В народе он часто зовётся Троица. Неделя, перед Троицей, совпадала с праздником, который раньше отмечался на Руси – это русальная неделя. По поверьям считалось, что в это время года русалки выходят из воды. И чтобы они не навредили человеку, их надо было задобрить. Девушки украшали берёзы лентами, водили вокруг неё хороводы, плели венки и пели обрядовые песни. Берёза воспринималась как символ женственности, весны и Родины.
- Поэтому и веточка символ весны и женственности.
На доске прикрепляется «листочек» СИМВОЛ ВЕСНЫ И ЖЕНСТВЕННОСТИ
- А молодые люди соревновались в ловкости, сноровке, силе. Давайте и мы попробуем украсить берёзку, и заодно посоревноваться. Дети делятся на две команды. Каждый игрок берёт по одной ленточке, добегает до своей берёзки, завязывает ленточку на веточке и возвращается обратно.
IV. Рисуем русскую берёзку
А вот и “Наш вернисаж”, на котором представлены живописные работы учащихся. Каждый увидел берёзу по-своему. (Каждый представляет свой рисунок).
Я изобразила берёзу зимой и хочу рассказать стихотворение нашего земляка Сергея Есенина.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза,
В сонной тишине,
И горят снежинки,
В золотом огне.
А заря лениво,
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
1. Моя берёза летняя. Это моё самое любимое дерево.
2. А я когда рисовал берёзу, то представлял, как сижу под берёзой и пью березовый сок.
3. А для меня берёза - это моя Родина, мой дом и моя семья.
4. Берёза - это символ нашей России. И я горда, что живу в этой стране.
5. Я нарисовала берёзки. Мне хотелось передать красоту нашей природы.
– Молодцы ребята! Какие замечательные ваши березки. И где бы ни росла русская березка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она красавица русского леса. И будет стоять вечно. И как бы далеко вы не оказались от родного дома, я думаю, всегда будете вспоминать своих родных, и, конечно же, милую берёзку.
V. Игра «Попаримся»
Мы себя полечим сами,
Мы попаримся с друзьями.
Веничком березовым мы пройдем
По ручкам, ножкам и бокам немножко.
Постучим по спинкам,
Постучим по ножкам,
Раз, два, три - вся хворь от нас уйди!
VI. Русская берёзка в произведениях художников
Учитель: Русскую берёзку запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов. Писатель В. Гаршин, глядя на картину А. Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я назвал эту картину «Чувство Родины». Смотрите, какая здесь звонкая, весенняя капель, и дымка, и тонкие берёзки – всё это такое знакомое и такое родное. Глядя на эту картину, в человеке зарождается любовь к Родине, России.
(Идет показ картины А.Саврасова «Грачи прилетели»)
- А вот ещё картины о берёзе. Ребята, кому-нибудь знакомы картины и авторы?
Н. Коростелёва «Осенние берёзы», Василий Бакшеев «Голубая весна»
Ученик: На картине Василия Бакшеева «Голубая весна» изображен лес в середине весны. Денёк очень солнечный, тёплый: от деревьев ложатся тени, а тропинка залита водой. Но самое замечательное здесь это небо. Именно таким оно бывает весной.
- И вот появляется ещё одна веточка.
На доске прикрепляется «листочек»
источник вдохновения писателей, поэтов, художников
VII. Берёзка – символ непобедимой России.
- И последняя страничка наших исследований – берёза символ непобедимой России.
– Удивительная судьба русской березки. В мирное время она – радость, подруга, советчица. Но русский народ знает и другую березу - военную.
Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много могли бы рассказать они о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей нам не найти. В грозные годы войны береза была символом непобедимой Родины. Белоствольная березка давала силы нашим бойцам.
Она стояла, напоминая про любимых жен, сестер, невест. Воины погибали в бою за матерей, за Родину и ... русскую березу.
«Я помню, ранило берёзу».
Я помню, ранило берёзу
Осколком бомбы на заре,
Студёный сок бежал, как слёзы,
По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли,
Спасли берёзу под Москвой.
И рано - раненько весною
Берёза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.
И с той поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
«Родную русскую берёзу
В обиду больше не дадим!
VIII. Обобщение и систематизация знаний
- Мы подошли с вами к заключительной части нашего занятия. За что же русский народ любит берёзку? Можно ли назвать её символом России?
Да, береза является «символом» России:
- первая белоствольная красавица наших лесов;
- мир освещает, тепло даёт, чистоту соблюдает;
- оберег от злых духов;
- дивный лекарь;
- символ девичества;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "Береза - символ Родины моей"
Этот праздник стал итогом большой исследовательской работы учеников 4 класса по теме "Мое любимое дерево"...
классный час "Русская береза - символ Родины моей"
Классный час направлен на формирование гражданско - патриотической позиции детей. Форма проведения: праздник....
Литературно-экологический праздник "Береза-символ России"
Этим праздником мы с ребятами закончили работу над проектом "Береза-чудо дерево"...
Береза - символ России
Проектная работа на тему "Береза - символ России"...
"Береза – символ России"
Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему « Символ России – русская береза».Презинтация на тему "Береза - символ России"....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «БЕРЕЗА – СИМВОЛ РОССИИ» (для детей 10-11 лет)
АннотацияТема патриотизма – ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо е...
Береза - символ Родины моей
Мероприятие проведено на районном семинар – практикуме «Воспитательный потенциал общеобразовательного учреждения в современных условиях: формы, методы, технологии» с участием руководителя кружка "Бере...