Программы внеурочной деятельности.
рабочая программа (4 класс)
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения основная образовательная программа должна реализовываться образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Мною разработаны программы внурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_po_vneurochnoy_deyatelnosti_4bklassa_kukleva_g.f.zip | 231.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе основного общего образования муниципального автономного образовательного учреждения города Нягани «Средняя общеобразовательная школа № 14»
Приказ № 795о от 31.08.2023 г.
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
духовно - нравственного направления
« В начале было слово»»
(для учащихся 9 - 11 лет)
на 2023 – 2024 учебный год
Срок реализации – один год
Руководитель:
Куклева Г.Ф
учитель начальных классов
Нягань. 2023
Рабочая программа внеурочной деятельности «В начале было слово» для обучающихся 4 – Б класса составлена с учетом требований Федеральных государственных стандартов основного начального образования.
В основе курса внеурочной деятельности положена программа «В начале было слово», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Москва: Издательский дом «В начале было слово», 2016 г.
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения. Курс «Истоки»дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Цель курса «В начале было слово»в начальной школе – введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.
Задачи:
– раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;
– присоединение семьи к школе;
– формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
– подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.
Результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД.
1. Ставить значимые цели и последовательно стремиться к их достижению;
2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.
3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованнию материала.
Метапредметные:
Регулятивные УУД.
1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.
2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.
3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
Познавательные УУД.
1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.
4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.
5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
7. Находить необходимую информацию в Интернете.
Коммуникативные УУД.
- Уметь слушать и слышать.
- Учиться приходить к согласию.
- Уметь общаться в паре, группе и классе.
- Приобщаться к единому контексту категорий и ценностей Истоков.
Учиться доверительному общению с учащимися, родителями и преподавателем.
Предметные:
- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса: Мира, Слова, Образа, Книги;
- формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям;
- выражать свои впечатления от услышанной или прочитанной информации;
- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;
- анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
- принимать совместное решение;
- анализировать свою работу, работу пары, групп.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ученик должен знать такие понятия, как:
Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи. Истоки глазами детей. Рождественский дар. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга - образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир. Добро. Доброе слово. Доброе дело. Честное слово. Родительское благословение. Подвиг. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение и почитание. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь. Жизнь. Любовь. Добрые дела. Родина. родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Святой Александр Невский – солнце земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память. Книга-живое существо. Доброта и красота. В каждом человеке живет Творец. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку. Чтение - сердечный да. Живое слово Книги найдет отклик в в душе читателя. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.
Обучающиеся научатся:
- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса: Мира, Слова, Образа, Книги;
- формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям;
- выражать свои впечатления от услышанной или прочитанной информации;
- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;
- анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль заходом работы;
- принимать совместное решение;
- анализировать свою работу, работу пары, группы.
Обучающиеся получат возможность научиться: ценить духовно-нравственные категории: Мир, Слово, Образ, Книга, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;
- приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.
Содержание курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» с указанием форм организации и видов деятельности
Традиции Образа 9 ч.
ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать.
Отечество. Родина. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.
ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел-хранитель.
«Спас» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.
Смыслы купола и креста в храмостроителстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.
ОБРАЗЫ ПОКРОВА В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери – святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова.
ОБРАЗЫ СОФИИ И СВЕТА. Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России.
Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.
Умелые Дела 8 ч
ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи – традиционные трудовые сообщества.
ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Царство и воинство, священство и книжники. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения. Собор и дружина, братия и училище – традиционные сообщества общественного служения.
ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность – основы трудовых традиций. Молодой работает – старый ум дает. Как выгоду совместить с добром.
Отвага и мера, прозорливость и талант – основы служения. Праведный труд. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.
Заветные Слова 9 ч.)
ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.
ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей.
Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.
ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора – самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор.
Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.
ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения.
Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора – наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.
Традиции праздника 8 ч
ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход.
Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется.
Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.
.
Основные формы занятий.
Тематическая беседа, анкетирование.
Виды деятельности.
- проектная деятельность
- самостоятельная работа
- работа в парах, в группах
- творческие работы
Учебно-тематический план
Наименование разделов | Кол-во часов |
Традиции Образа | 9 ч |
Традиции слова | 8 ч |
Традиции дела | 9 ч |
Традиции праздника | 8 ч |
Итого | 34 |
Календарно - тематическое планирование занятий курса
«В начале было слово».
№ | Дата | Тема занятий. | Универсальные учебные действия. | ||
План | Факт | ||||
Традиции образа – 9 ч | |||||
1 | 05.09. | Вводный урок. | Личностные: самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми). Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им. Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации. Коммуникативные: согласование усилий по достижению общей цели. Развитие монологической формой речи. | ||
2 | 12.09 | Первые образы.Отец. Мать. | |||
3 | 19.09 | Родители. | Личностные: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств. Познавательные: формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: формирование умения определять цели, функции участников и способов взаимодействия, работа в группах. Регулятивные: планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | ||
4 | 26.09 | Отечество. | |||
5 | 3.10 | Мир. | Личностные: развитие эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций. Познавательные: умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. Коммуникативные: учёт разных мнений и умение обосновывать своё. Регулятивные: умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта | ||
6 | 10.10 | Священные образы. Спаситель. | |||
7 | 17.10 | Богородица. Ангел-хранитель. | Личностные: формирование познавательного мотива. Познавательные: поиск и выделение нужной информации. Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение. Регулятивные: прогнозирование результата. | ||
8 | 24.10 | Светлые образы. Свет и просветители. Праведники и мудрецы. | |||
9 | 31.10 | Образы-знаки. | Личностные: формирование адекватной и позитивной самооценки. Познавательные: формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Коммуникативные: умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Регулятивные: умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки. | ||
10 | 7.11 | Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва. | Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: умение использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. | ||
11 | 14.11 | Сердечные слова. Родительское благословение. | |||
12 | 21.11 | Родительское благословение. | Личностные: формирование познавательного мотива Познавательные: умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения. Регулятивные: предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия. | ||
13 | 28.11 | Сердце сердцу весть подает. | |||
14 | 5.12 | Сердечные слова. | Личностные: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Познавательные: формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: формирование умения контролировать действия партнёра. Регулятивные: формирование способности к целеполаганию. | ||
15 | 12.12 | Честные слова. | |||
16 | 19.12 | Правила честного слова. | Личностные: формирование адекватной и позитивной самооценки. Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем. Регулятивные: осознание оценки качества и уровня усвоения материала | ||
17 | 26.12 | Обобщающий урок. «Традиции слова». | Личностные: эмоционально выражать свои эмоции. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | ||
18 | 9.02 | Труд. Земледельцы. | |||
19 | 16.01 | Ремесленники. | Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: умение использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу | ||
20 | 23.01 | Купцы и предприниматели. | |||
21 | 30.01 | Служение.Воинство. | Личностные: формирование познавательного мотива Познавательные: умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения. Регулятивные: предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия. | ||
22 | 06.02 | Священство. | |||
23 | 13.02 | Суд и управление. | Личностные: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности Познавательные: формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. Коммуникативные: формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. Регулятивные: умение давать эмоциональную оценку деятельности. | ||
24 | 20.02. | Творчество. Искусники. | |||
25 | 27.02 | Книжники. | Личностные: эмоционально выражать свои эмоции. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | ||
26 | 5.03 | Обобщение, традиции праведного дела. | Личностные: формирование познавательного мотива. Познавательные: поиск и выделение нужной информации. Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение. Регулятивные: прогнозирование результата. | ||
27 | 12.03 | Гулять всем миром. | Личностные: формирование познавательного мотива. Познавательные:формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. Коммуникативные: понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Регулятивные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | ||
28 | 19.03 | Гулять всем миром. | Личностные: формирование познавательного мотива Познавательные: умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения. Регулятивные: предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия. | ||
29 | 26.03 | Радоваться всей семьёй. | |||
30 | 2.04 | Радоваться всей семьёй. | Личностные: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности Познавательные: формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. Коммуникативные: формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. Регулятивные: умение давать эмоциональную оценку деятельности. | ||
31 | 9.04 | Помнить всем Отечеством. | |||
32 | 16.04 | Молиться всей церковью. | Личностные: формирование познавательного мотива Познавательные: умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения. Регулятивные: предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия. | ||
33 | 23.04 | Потрудиться душой. | Личностные: эмоционально выражать свои эмоции. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | ||
34 | 30.04 | Традиции отечества. Фестиваль проектов. | Личностные: эмоционально выражать свои эмоции. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | ||
Итого: 34 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...