Программы внеурочной деятельности.
рабочая программа (4 класс)

Куклева Галина Федоровна

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения основная образовательная программа должна реализовываться образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Мною разработаны программы внурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programmy_po_vneurochnoy_deyatelnosti_4bklassa_kukleva_g.f.zip231.91 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования муниципального автономного образовательного учреждения города Нягани «Средняя общеобразовательная школа № 14»

Приказ № 795о от 31.08.2023 г.  

Рабочая программа

 по курсу внеурочной деятельности

духовно - нравственного направления

« В начале было слово»»

 (для учащихся 9 - 11 лет)

на 2023 – 2024 учебный год

Срок реализации – один год

Руководитель:                      

Куклева Г.Ф

учитель начальных классов

Нягань. 2023

Рабочая программа внеурочной деятельности «В начале было слово»  для обучающихся   4 – Б  класса составлена с учетом требований Федеральных государственных стандартов основного  начального образования.

В основе курса внеурочной деятельности положена  программа «В начале было слово», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской  Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Москва: Издательский дом «В начале было слово», 2016 г.

Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения.  Курс «Истоки»дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.

Цель курса «В начале было слово»в начальной школе – введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.

Задачи:

– раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;

– присоединение семьи к школе;

– формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.

Результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД.

1. Ставить значимые цели и последовательно стремиться к их достижению;

2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.

3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованнию материала.

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.

2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.

3. Учиться  проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.

Познавательные УУД.

1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.

2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.

3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.

4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.

5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы

7. Находить  необходимую информацию в Интернете.

Коммуникативные УУД.

  1. Уметь слушать и слышать.
  2. Учиться приходить к согласию.
  3. Уметь общаться в паре, группе и классе.
  4. Приобщаться к единому контексту категорий и ценностей Истоков.

Учиться доверительному общению с учащимися, родителями и преподавателем.

Предметные:

- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса: Мира, Слова, Образа, Книги;

- формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям;

- выражать свои впечатления от услышанной или прочитанной информации;

- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;

- анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;

- принимать совместное решение;

- анализировать свою работу, работу пары, групп.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Ученик должен знать такие понятия, как:

Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи. Истоки глазами детей. Рождественский дар. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга - образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир. Добро. Доброе слово. Доброе дело. Честное слово. Родительское благословение. Подвиг. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение и почитание. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь. Жизнь. Любовь. Добрые дела. Родина. родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Святой Александр Невский – солнце земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память. Книга-живое существо. Доброта и красота. В каждом человеке живет Творец. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку. Чтение - сердечный да. Живое слово Книги найдет отклик в в душе читателя. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.

Обучающиеся научатся:

- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса: Мира, Слова, Образа, Книги;

- формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям;

- выражать свои впечатления от услышанной или прочитанной информации;

- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;

- анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль заходом работы;

- принимать совместное решение;

- анализировать свою работу, работу пары, группы.

Обучающиеся получат возможность научиться: ценить духовно-нравственные категории: Мир, Слово, Образ, Книга, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;

- приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.

Содержание курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» с указанием форм организации и видов деятельности

Традиции Образа  9 ч.

ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать.

Отечество. Родина. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.

ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел-хранитель.

«Спас» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.

Смыслы купола и креста в храмостроителстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.

ОБРАЗЫ ПОКРОВА В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери – святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова.

ОБРАЗЫ СОФИИ И СВЕТА. Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России.

Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.

Умелые Дела  8 ч

ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи – традиционные трудовые сообщества.

ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Царство и воинство, священство и книжники. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения. Собор и дружина, братия и училище – традиционные сообщества общественного служения.

ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность – основы трудовых традиций. Молодой работает – старый ум дает. Как выгоду совместить с добром.

Отвага и мера, прозорливость и талант – основы служения. Праведный труд. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.

Заветные Слова  9 ч.)

ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.

ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей.

Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.

ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора – самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор.

Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.

ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения.

Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора – наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.

Традиции праздника 8 ч

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход.

Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется.

Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.

.

Основные формы занятий.

Тематическая беседа, анкетирование.

Виды деятельности.

  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа
  • работа в парах, в группах
  • творческие работы

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Кол-во часов

Традиции Образа

9 ч

Традиции слова

8 ч

Традиции  дела

9 ч

Традиции праздника

8 ч

Итого

34

Календарно - тематическое планирование занятий курса

«В начале было слово».

Дата

Тема  занятий.

Универсальные учебные действия.

План

Факт

Традиции образа  – 9 ч

1

05.09.

Вводный урок.

Личностные: самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми).

Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им.

Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: согласование усилий по достижению общей цели. Развитие монологической формой речи.

2

12.09

Первые образы.Отец. Мать.

3

19.09

Родители.

Личностные: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

Познавательные: формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: формирование умения определять цели, функции участников и способов взаимодействия, работа в группах.

Регулятивные: планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

4

26.09

Отечество.

5

3.10

Мир.

Личностные: развитие эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

Познавательные:  умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера.

Коммуникативные:  учёт разных мнений и умение обосновывать своё.

Регулятивные: умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта

6

10.10

Священные образы. Спаситель.

7

17.10

Богородица. Ангел-хранитель.

Личностные: формирование познавательного мотива.

Познавательные:  поиск и выделение нужной информации.

Коммуникативные:  формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение.

Регулятивные:  прогнозирование  результата.

8

24.10

Светлые образы. Свет и просветители. Праведники и мудрецы.

9

31.10

Образы-знаки.

Личностные: формирование адекватной и позитивной самооценки.

Познавательные:  формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Коммуникативные:  умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Регулятивные:  умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки.

10

7.11

Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва.

Личностные:  формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Познавательные:  формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:  умение использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

11

14.11

Сердечные слова. Родительское благословение.

12

21.11

Родительское благословение.

Личностные:  формирование познавательного мотива

Познавательные:  умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:  ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения.

Регулятивные:  предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия.

13

28.11

Сердце сердцу весть подает.

14

5.12

Сердечные слова.

Личностные:  формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Познавательные:  формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные:  формирование умения контролировать действия партнёра.

Регулятивные:  формирование способности к целеполаганию.

15

12.12

Честные слова.

16

19.12

Правила честного слова.

Личностные:  формирование адекватной и позитивной самооценки.

Познавательные:  структурирование знаний.

Коммуникативные:  умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем.

Регулятивные: осознание оценки качества и уровня усвоения материала

17

26.12

Обобщающий урок. «Традиции слова».

Личностные: эмоционально выражать свои эмоции.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

18

9.02

Труд. Земледельцы.

19

16.01

Ремесленники.

Личностные:  формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Познавательные:  формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:  умение использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу

20

23.01

Купцы и предприниматели.

21

30.01

Служение.Воинство.

Личностные:  формирование познавательного мотива

Познавательные:  умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:  ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения.

Регулятивные:  предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия.

22

06.02

Священство.

23

13.02

Суд и управление.

Личностные:  формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности

Познавательные: формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.

Коммуникативные:  формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.

Регулятивные: умение давать эмоциональную оценку деятельности.

24

20.02.

Творчество. Искусники.

25

27.02

Книжники.

Личностные: эмоционально выражать свои эмоции.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

26

5.03

Обобщение, традиции праведного дела.

Личностные: формирование познавательного мотива.

Познавательные:  поиск и выделение нужной информации.

Коммуникативные:  формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение.

Регулятивные:  прогнозирование  результата.

27

12.03

Гулять всем миром.

Личностные: формирование познавательного мотива.

Познавательные:формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач.

Коммуникативные:  понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Регулятивные:  формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

28

19.03

Гулять всем миром.

Личностные:  формирование познавательного мотива

Познавательные:  умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:  ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения.

Регулятивные:  предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия.

29

26.03

Радоваться всей семьёй.

30

2.04

Радоваться всей семьёй.

Личностные:  формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности

Познавательные: формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.

Коммуникативные:  формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.

Регулятивные: умение давать эмоциональную оценку деятельности.

31

9.04

Помнить всем Отечеством.

32

16.04

Молиться всей церковью.

Личностные:  формирование познавательного мотива

Познавательные:  умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:  ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения.

Регулятивные:  предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия.

33

23.04

Потрудиться душой.

Личностные: эмоционально выражать свои эмоции.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

34

30.04

Традиции отечества. Фестиваль проектов.

Личностные: эмоционально выражать свои эмоции.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Итого:  34 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...