Классный час "Детство опалённое войной"
классный час (4 класс)
Классный час направлен на развитие патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстниках в годы ВОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detstvo_opalennoe_voynoy.docx | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Доволенская ООШ
Классный час
«Детство, опаленное войной»
Ф.И.О. учителя
Сидорова Т.П.
Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.
Задачи:
- Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.
- Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
- Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.
Оборудование: плакаты, компьютер, мультимедийный проектор, фотографии военных лет, Презентация 1и 2, рисунки ,книги.
Ход мероприятия
УЧ.Дети войны и веет холодом,
Дети войны и пахнет голодом,
Дети войны боль отчаянна.
И сколько надо им минут молчания!
УЧ. Назовите тему нашего мероприятия . Цель. Слайд 1
Сегодня мы не будем говорить о взрослых. Мы поговорим о судьбах ваших ровесников - военном поколении детей, о том, как и чем жили, как боролись с врагом, за что умирали. Эти ребята стали взрослыми в одночасье – 22 июня 1941 года, и с той минуты несли на своих хрупких плечах все тяготы войны наравне со взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядах, терпели голод и унижения в концлагерях, гибли от фашистских пуль, их рабский труд использовали на заводах и фермах Германии.
УЧ. В эти годы порой казалось,
Что мир детства навек опустел,
Что не вернется радость
В город, где дома без стен.
Чтец 6. Юные безусые герои!
Юными остались вы навек, Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
(ДЕТИ САДЯТСЯ)
Учитель:
Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети.
Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.
1 Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!
2 У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил,
но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы
С бойни той немыслимой вернулись
.
3 Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной.
4 Мерзли вы в нетопленных квартирах,
В гетто умирали и в печах.
Было неуютно, страшно, сыро,
Но несли на слабеньких плечах
Ношу непомерную, святую,
Чтоб скорее мира час настал.
Истину познавшие простую.
Каждый на своем посту стоял.
Мы сегодня узнаем, как жили: Слайд 2
- Дети в блокадном Ленинграде;
- Дети под оккупацией у немцев;
- Дети в концлагерях;
- Дети пионеры – герои;
- Дети в тылу.
Было мирное время, дети играли, росли, и не было у них забот Слайд 3
Папа был рядом Слайд 4
Мама была рядом. Слайд 5
Мы играли на улицах Слайд 6
У нас было веселое детство. Слайд 7
И мы не знали, что нас ждет… Слайд 8
Война! 22 июня 1941 года. Слайд 9
(Звучит мелодия песни «Священная война».)
Дети в блокадном Ленинграде. Слайд 10
Блокада города Ленинграда (прочитать на слайде) Слайд 11
В блокадном Ленинграде оставалось 2млн.544тыс. жителей, в том числе 400тыс. детей. «Ленинградские дети» - когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. «Ленинградские дети» - и навстречу бросался каждый в любом уголке нашей земли, когда детей эвакуировали из блокадного города. Дети, старики – без улыбчивые, молчаливые, вялые.
Дети Ленинграда, Слайд 12, 13
Девчонки и мальчишки.
Им играть бы в куклы
И читать бы книжки.
Все перечеркнула
Фашистская громада,
Рано повзрослели
Дети Ленинграда.
Началась бомбежка,
И они узнали,
Как заклеить стекла,
Чтоб не вылетали.
И какой в убежище
Ведет теперь маршрут,
Сколько завтра хлеба
По карточке дадут.
И из невской проруби
Как воды достать,
От слабости при этом
Стараясь не упасть.
Для печурки комнатной
Где найти дровишки,
Как без мамы младшего
Уложить братишку.
И уже от холода
Не спасают валенки...
Дети Ленинграда
Мученики маленькие.
Слайд 14, 15
Таня Савичева жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода , Таня отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Таня вела дневник, в котором рассказывала о том ,как умирала от голода и холода её семья.
В те жуткие дни Таня сделала девять коротких записей: "Женя умерла 28 декабря в 12.00 утра 1941 года»
« Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942-го»
«Лека умер 17 марта в 5ч. Утра 1942 года»
«дядя Вася умер в 2 часа ночи 14 апреля 1942 года»
«дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года»
« мама умерла 13 мая в 7.30 утра 1942 года ".
Слайд 16
А дальше — без даты: «Савичевы умерли». « Умерли все». «Осталась одна Таня».
Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.
Слайд 17 (прочитать инф. на слайде )
Норма выдачи хлеба в блокадном Ленинграде 250г - рабочим , служащим и членам их семей , в то числе детям, 125г.
Ольга Берггольц Ленинградская поэма .125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам.
1 Ленинград обжег мне душу Слайд 18
Своими бедными детьми,
Я в Ленинграде, правда, не был,
Но знаю – говорят бойцы:
2 Там дети плачут, просят хлеба.
А хлеба нет. А мы отцы.
И я, как волка, караулю
Фашиста – сутками в снегу,
И от моей свирепой пули
Пощады не было врагу.
3 Лежу, порою до костей
Достигнет снег:
Дрожу, устану.
Уйти? А вспомню про детей –
3 Зубами скрипну – и останусь…
«Нет, - говорю, - позорный гад,
Палач детей, я здесь, я слышу.
На, получай еще заряд
За ленинградских ребятишек!»
Дети под оккупацией у немцев и в лагерях Слайд 19
Блокада... Далеко как это слово
От наших мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей.
Чтец 6. «Ленинградские дети»... Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям.. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.
Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь -дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ
СЛАЙД 18 ТАНЯ САВИЧЕВА
Чтец 4. Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Пионерка-ленинградка,
Потрясает твой дневник!
Таня Савичева, Таня,
Ты в сердцах у нас жива.
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.
УЧИТЕЛЬ
Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1942 года.
Бабушка умерла 25 декабря в 3 часа дня 1942 года.
Лека умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года.
Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.
Мама умерла 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.
Дети войны, вы детства не знали. Слайды 20-22
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
Дети войны, как же вы голодали…
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали…Война…
Чёрные дни от пожаров и гари-
Детским сердцам непонятны они.
Зачем и куда тогда вы бежали,
Всё покидая, в те горькие дни.
Слайды 23-24
Дети и война - более жуткого сочетания не придумаешь. Юные герои, защитники Родины - их было много - обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами, отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время...
Среди сугробов и воронок, Слайды 25-26
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.\
Гитлеровское руководство с тупой педантичностью истребляло мирное население на всей оккупированной территории Советского Союза. Массы загубленных детей перед их мучительной гибелью варварскими способами использовались в качестве живого экспериментального материала для бесчеловечных опытов «арийской медицины». Немцы организовали фабрику детской крови для нужд немецкой армии, был сформирован невольничий рынок, где шла продажа детей в рабство местным собственникам.
На оккупированных территориях гитлеровцы создают лагеря, тюрьмы.
Дети в концлагерях. Слайд 27
Слайд 28 (прочитать инфор на слайде)
Одним из концлагерей, где наиболее изощренно уничтожались дети, стал располагавшийся в 18 км от Риги (Латвия) лагерь смерти Саласпилс. Отличительная особенность этого концлагеря - наличие специальных бараков для содержания детей, а также одного барака для самых маленьких детей (включая грудных). Находившиеся в этом лагере дети были превращены в принудительных доноров. Каждый день у каждого ребенка, оказавшегося в Саласпилсе, забиралось до полулитра крови. В результате этого очень скоро погибали даже самые здоровые дети.
Ребенок в лагере всегда был голоден. Его суточный рацион состоял из 150 граммов хлеба, смешанного наполовину с опилками, и чашки супа из овощных отходов.
Дети регулярно становились жертвами медицинских экспериментов. На них испытывали действие ядов
Рассказывает десятилетняя Наталья Лемешонок узница Саласпилса (в концлагерь Саласпилса попали все пятеро братьев и сестер – Наталья, Шура, Женя, Галя, Боря).
«Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Маленькая Аня постоянно плакала и просила хлеба, но у меня нечего было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами. Потом нас построили в ряд и сказали, что сейчас осмотрит врач. Что делал он, не было видно, но потом одна девочка очень громко закричала. Врач стал топать ногой и кричать на нее. Подойдя ближе, я увидела , как врач этой девочке вколол иглу, и из руки в маленькую бутылочку текла кровь. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил меня на стол. Он держал иглу и вколол ее мне в руку». Затем подошел к младшей сестре и проделал с ней то же самое. Все мы плакали. Врач сказал, что не стоит плакать, так как все равно мы все умрем, а так от нас будет польза… Через несколько дней у нас снова брали кровь. Аня умерла». Выжили в лагере Наталья и Боря.
Знаю, помните вы, не забыли Слайды 31-32
Хату детства и небо над ней,
Как в войну нас фашисты губили
За оградами концлагерей.
Все мы видели, все испытали –
Голод, холод, побои и страх,
К голым нарам порой примерзали
Малыши с сединой на висках.
В синяках все избитое тело,
Ужас боли в потухших глазах.
За грехи, что начальство имело,
Нас фашисты сжигали в печах.
Песен правды о нас не сложили,
Не слагали правдивых стихов,
И дороги к вершинам закрыли
Малышам, не имевшим грехов.
11 млн человек погибли в концлагерях, уничтожено 800 тыс детей. Во многих городах возведены памятники узникам фашизма
Дети пионеры – герои. Слайд 33
Солнечным ранним утром в июне, . Слайды 34-37
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало впервые для юных -
Это страшное слово «Война».
Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения, боль и беду,
Уходили из детства ребята
В сорок первом году.
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!
За боевые заслуги десятки тысяч детей - пионеров были награждены орденами и медалями
(Слайд 38).Зина Портнова.
–Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Девочка отличалась бесстрашием и смекалкой. Однажды её арестовали, возможно, всё обошлось бы, если бы Портнову не опознал предатель. Её долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Её схватили и вскоре казнили. Зинаиде Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
(Слайд 39). Леня Голиков.
Он был, как и мы, школьником. Жил в деревне, в Новгородской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Был в его жизни бой, который Лёня один на один вел с фашистским генералом. Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Из Москвы пришел приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза. Он погиб смертью храбрых в неравном бою с фашистами 24 января 1944 года. Ему было 16 лет.
(Слайд 40). Марат Казей .
Партизан-разведчик, немало полезных сведений добыл он. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнётся, и взорвал себя вместе с врагами.11 мая 1944-го года, возвращаясь с задания, Марат и командир разведки наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено в 1965 году, через 21 год после гибели.
(Слайд 41).Валя Котик.
– Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик с друзьями решили бороться с врагом. Ребята собирали на месте боев оружия, которые потом партизаны на возу с сеном переправляли в отряд. Коммунисты доверили Вале Котику быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов и порядок смены караула. Был дважды ранен. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Уходили мальчики – на плечах шинели, Слайды 42-43
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами...
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести...
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики – стиснув автоматы.
Повидали мальчики – храбрые солдаты –
Волгу – в сорок первом,
Шпрее – в сорок пятом,
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа.
Дети в тылу. . Слайд 44
Ушли на фронт родители
Отчизну защищать,
А нам - детишкам маленьким -
Картошку убирать.
Девчоночья бригада
Пять-двенадцать лет,
Но выполняли честно мы
Родительский завет …
Вязали варежки, носки,
На фронт их отсылали,
И тем победу над врагом
Коварным приближали
Слайд 45 (прочитать информ на слайде)
Слайды 45-50
Дети войны» - так называют это поколение. В том далеком 1941г. Они были мальчишками и девчонками. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день - 22 июня 1941г. Дальше - вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких, работа наравне со взрослыми. И страстное ожидание победы. Многие из них не просто ждали победы, но и боролись за неё. Тысячи школьников выпускали оружие и боеприпасы, внося свой вклад в священное дело борьбы с фашизмом. Часто к станку пристраивали подставки, чтобы юный рабочий мог дотянуться до рычагов управления. Они работали по 12-14 часов в сутки: стояли у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, сеяли, собирали урожай, рыли окопы, помогали тушить пожары и разбирать завалы после бомбежек
В великой русской кузнице за каменной горой Слайды 51-52
Стоит, гудит, работает заводик номерной.
Туда Василь Васильевич приходит чуть заря
И весело командует: "За дело, токаря!
За горы за Уральские молва о нем идет,
А он себе работает и бровью не ведет.
Во всем Урале токаря, пожалуй, лучше нет.
Привет, Василь Васильевич, примите наш привет!
С глазами светло-синими, с кудрявой головой
Работает, старается гвардеец тыловой.
Фотографы газетные бегут его снимать.
Никто Василь Васильича не может обогнать.
В минуту получается готовая деталь,
На грудь ему повешена отличия медаль.
Девчата им любуются, подходят и молчат,
А он и не оглянется, не смотрит на девчат.
За горы за Уральские молва о нем идет,
А он себе работает и бровью не ведет.
Василию Васильичу всего тринадцать лет.
Привет, Василь Васильевич, примите наш привет!
Во время Второй мировой войны всего в мире погибло 13 миллионов детей.
Эти девчонки и мальчишки не играли в войну - они показывали чудеса храбрости и мужества, выдержки и терпения и погибали по-настоящему.
Все дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не уходит память о подвиге!
Юные, погибшие герои, Слайд 53
Юными остались вы для нас.
Мы - напоминание живое,
Что отчизна не забыла вас.
Жизнь и смерть - и нету середины.
Благодарность вечная вам всем –
Маленькие, стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм!
Слайд 54 (реквием)
1.- Помните! Через века, через года. Помните, о тех, кто уже не придет никогда, Помните!
2.- Тех, кто шел в бой за Родину. Выстоял и победил.
3. -Тех, кто выстоял стужу блокадных ночей.
4. – Тех, кто улетел вместе с дымом из Бухенвальдских печей.
5. – Тех, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну.
6.- Тех, кто на века канул в фашистском плену.
7.- Тех, кто ради победы сердце отдать был готов.
Все вместе: Всех, кто ушел в бессмертие. метроном
Помните! (минута молчания, зажечь свечи)
Подведение итогов ( Рефлексия)
Сегодня мы как бы прикоснулись к жизни целого поколения – военного поколения. Какие мысли и чувства пробудила в вас эта информация?
(Начинаешь ценить мирную жизнь ,наше безмятежное детство, стало стыдно за свое хамство ,пренебрежение, грубость по отношению к старикам.
Забывать о прошлом – просто странно. Слайд 55 (песня День Победы)
Благодарной памяти верны,
Хвалим, постоянно, ветеранов,
А реально помогать должны!
Ветеран войны проснулся рано –
Снова раны старые болят.
Помоги седому ветерану –
За тебя сражался он в боях.
Он пешком прошел моря и страны.
И нелегким был тот долгий путь.
Помоги сегодня ветерану!
Сделай для него хоть что-нибудь!
Проступают словно из тумана,
Лица тех, кто отдал жизнь за нас.
Помоги живому ветерану!
Помоги не завтра, а сейчас!
Слайд 56
Пусть чисто будет небо над землей,
Пусть жизни мирной радуются люди!
А Вас, кто рядом был с войной,
Мы помним, бережем и любим!
Герои не забудутся, поверьте!
Пускай давно закончилась война,
Но до сих пор все дети
Погибших выкликают имена.
Песня Солнечный круг Слайд 56
Пережившие войну дети говорили: «Мы родом с войны. Родом из украденного детства, наполненного горем и ужасом». Забыть страдание даже одного маленького человека - это предать детскую память 4 миллионов погибших детей.
Вечная память всем погибшим
Закончился наш классный час, но я думаю, что он вас убедил, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к врагам. Давайте сейчас все вместе возьмём георгиевские ленточки и повяжем их на дерево памяти, которое стоит в фойе нашей школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Детство опалённое войной"
Цель: знакомить учащихся с героизмом и мужеством детей в годы Великой Отечественной войны на фронте и в тылу врага....
Презентация к классному часу к 9 мая "Детство, опалённое войной", а также презентация с 70- летию Великой отечественной войне
Презентация посвящена детям, которые принимали участие наравне со взрослыми в Великой Отечественной войне 1941 года....
Классный час "Дороги опалённые войной"
Классный час проводился в рамках месячника военно-патриотического воспитания.Дети познакомились с главными битвами Великой Отечественной войны....
КЛАССНЫЙ ЧАС в 3 классе «СЫН ПОЛКА. ДЕТСТВО, ОПАЛЁННОЕ ВОЙНОЙ»
В доступной и эмоциональной форме познакомить учащихся с жизнью сверстников в тяжелые годы Великой Отечественной войны, показать, что дети на ряду со взрослыми приближали Победу. Воспитывать патр...
Классный час "Страницы истории моей семьи,опалённые войной",4 класс
Итоговый урок-классный час из серии долгосрочного проекта "Моя родословная" (1-4 класс). Дети делятся своими изысканиями о героическом прошлом своей семьи...
Тематический классный час «Детство, опалённое войной»
Данная методическая разработка предназначена для учащихся 1-2 классов. Сопровождается мультимедийной презентацией. Классный час "Детство, опалённое войной" приурочен к 77-ой годовщине снятия...
Презентация к классному часу "Песни, опалённые войной"
Данная презентация подойдёт для классного часа ко дню Победы. В ней представлены названия песен, авторы и фотографии....