Классный час "Детство опалённое войной"
классный час (4 класс)

Сидорова Татьяна Павловна

Классный час направлен на развитие патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстниках в годы ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detstvo_opalennoe_voynoy.docx41 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Доволенская ООШ

Классный час

«Детство, опаленное войной»

Ф.И.О. учителя

  Сидорова Т.П.

 Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

Задачи: 

  • Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.
  • Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
  • Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

Оборудование: плакаты, компьютер, мультимедийный проектор, фотографии военных лет, Презентация 1и 2, рисунки ,книги.

Ход  мероприятия

УЧ.Дети войны и веет холодом,

Дети войны и пахнет голодом,

Дети войны боль отчаянна.

 И сколько надо им минут молчания!

УЧ.  Назовите тему нашего мероприятия . Цель.                              Слайд 1

 Сегодня мы не будем говорить о взрослых. Мы поговорим о судьбах ваших ровесников - военном поколении детей, о том, как и чем жили, как боролись с врагом, за что умирали. Эти ребята стали взрослыми в одночасье – 22 июня 1941 года, и с той минуты несли на своих хрупких плечах все тяготы войны наравне со взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядах, терпели голод и унижения в концлагерях, гибли от фашистских пуль, их рабский труд использовали на заводах и фермах Германии.

УЧ.  В эти годы порой казалось,

 Что мир детства навек опустел,

 Что не вернется радость

В город, где дома без стен.

Чтец 6.        Юные безусые герои!

Юными остались вы навек, Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

 (ДЕТИ САДЯТСЯ)

Учитель: 

Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети.

Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.

1  Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!

2   У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил,
но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы

С бойни той немыслимой вернулись

.

3   Дети, что без детства повзрослели,

Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,

Но честны перед своей страной.

4   Мерзли вы в нетопленных квартирах,
В гетто умирали и в печах.
Было неуютно, страшно, сыро,
Но несли на слабеньких плечах

Ношу непомерную, святую,
Чтоб скорее мира час настал.
Истину познавшие простую.
Каждый на своем посту стоял.

                                                                       

 Мы сегодня узнаем, как жили:                                    Слайд 2

  • Дети в блокадном Ленинграде;
  • Дети под оккупацией у немцев;
  • Дети в концлагерях;
  • Дети пионеры – герои;
  • Дети в тылу.

                                                                                            

 Было мирное время, дети играли, росли, и не было у них забот    Слайд 3

Папа был рядом                                                                  Слайд 4

Мама была рядом.                                                              Слайд 5

Мы играли на улицах                                                         Слайд 6

У нас было веселое детство.                                             Слайд 7

И мы не знали, что нас ждет…                                         Слайд 8

Война! 22 июня 1941 года.                                                Слайд 9

(Звучит мелодия песни «Священная война».)

Дети в блокадном Ленинграде.                                      Слайд 10

Блокада города Ленинграда  (прочитать на слайде)   Слайд 11

    В блокадном Ленинграде оставалось 2млн.544тыс. жителей, в том числе 400тыс. детей. «Ленинградские дети» - когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. «Ленинградские дети» - и навстречу бросался каждый в любом уголке нашей земли, когда детей эвакуировали из блокадного города. Дети, старики – без улыбчивые, молчаливые, вялые.

Дети Ленинграда,                                                                 Слайд 12, 13

Девчонки и мальчишки.

Им играть бы в куклы

И читать бы книжки.

Все перечеркнула

Фашистская громада,

Рано повзрослели

Дети Ленинграда.

Началась бомбежка,

И они узнали,

Как заклеить стекла,

Чтоб не вылетали.

И какой в убежище

Ведет теперь маршрут,

Сколько завтра хлеба

По карточке дадут.

И из невской проруби

Как воды достать,

От слабости при этом

Стараясь не упасть.

Для печурки комнатной

Где найти дровишки,

Как без мамы младшего

Уложить братишку.

И уже от холода

Не спасают валенки...

Дети Ленинграда

Мученики маленькие.

                                                                                         

   Слайд 14, 15

Таня Савичева жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода , Таня отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Таня вела дневник, в котором рассказывала о том ,как умирала от голода и холода её семья.

  В те жуткие дни Таня сделала девять коротких записей: "Женя умерла 28 декабря в 12.00 утра 1941 года»

« Бабушка умерла 25 января  в 3 часа 1942-го»

«Лека умер 17 марта в 5ч. Утра 1942 года»

«дядя Вася умер в 2 часа ночи 14 апреля 1942 года»

«дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года»

« мама умерла 13 мая в 7.30 утра 1942 года ".

 

 Слайд 16

 А дальше — без даты: «Савичевы умерли». « Умерли все».  «Осталась одна Таня».

   Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.                                                                                               

Слайд 17             (прочитать инф. на слайде )

Норма выдачи хлеба в блокадном Ленинграде  250г -  рабочим , служащим и членам их семей , в то числе детям, 125г.

Ольга Берггольц Ленинградская поэма .125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам.

1  Ленинград обжег мне душу                           Слайд 18                                                                                                                                                                                             

Своими бедными детьми,

Я в Ленинграде, правда, не был,

Но знаю – говорят бойцы:

2  Там дети плачут, просят хлеба.

А хлеба нет. А мы отцы.

И я, как волка, караулю

Фашиста – сутками в снегу,

И от моей свирепой пули

Пощады не было врагу.

3  Лежу, порою до костей

Достигнет снег:

Дрожу, устану.

Уйти? А вспомню про детей –

3  Зубами скрипну – и останусь…

«Нет, - говорю, - позорный гад,

Палач детей, я здесь, я слышу.

На, получай еще заряд

За ленинградских ребятишек!»

 Дети под оккупацией у немцев и в лагерях                          Слайд 19

                     Блокада... Далеко как это слово

 От наших мирных светлых дней.

 Произношу его и вижу снова

 Голодных умирающих детей.

Чтец 6. «Ленинградские дети»... Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям.. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.

Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь -дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ

СЛАЙД 18 ТАНЯ САВИЧЕВА

Чтец 4.        Эта тонкая тетрадка

Стоит многих толстых книг.

 Пионерка-ленинградка,

Потрясает  твой дневник!

Таня Савичева, Таня,

Ты в сердцах у нас жива.

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир твои слова.

УЧИТЕЛЬ

 Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1942 года.

Бабушка умерла 25 декабря в 3 часа дня 1942 года.

Лека умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года.

 Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

 Мама умерла 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Дети войны, вы детства не знали.               Слайды 20-22
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.

Дети войны, как же вы голодали…
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали…Война…

Чёрные дни от пожаров и гари-
Детским сердцам непонятны они.
Зачем и куда тогда вы бежали,
Всё покидая, в те горькие дни.

                                         Слайды 23-24

Дети и война - более жуткого сочетания не придумаешь. Юные герои, защитники Родины - их было много - обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами, отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время...

Среди сугробов и воронок,                                 Слайды 25-26
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок –
Последний гражданин села.


Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.


Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.


При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.


Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.\

Гитлеровское руководство с тупой педантичностью истребляло мирное население на всей оккупированной территории Советского Союза. Массы загубленных детей перед их мучительной гибелью варварскими способами использовались в качестве живого экспериментального материала для бесчеловечных опытов «арийской медицины». Немцы организовали фабрику детской крови для нужд немецкой армии, был сформирован невольничий рынок, где шла продажа детей в рабство местным собственникам.

На оккупированных территориях гитлеровцы создают лагеря, тюрьмы.

Дети в концлагерях. Слайд 27


Слайд 28  
(прочитать инфор на слайде)

Одним из концлагерей, где наиболее изощренно уничтожались дети, стал располагавшийся в 18 км от Риги (Латвия) лагерь смерти Саласпилс. Отличительная особенность этого концлагеря - наличие специальных бараков для содержания детей, а также одного барака для самых маленьких детей (включая грудных). Находившиеся в этом лагере дети были превращены в принудительных доноров. Каждый день у каждого ребенка, оказавшегося в Саласпилсе, забиралось до полулитра крови. В результате этого очень скоро погибали даже самые здоровые дети.

Ребенок в лагере всегда был голоден. Его суточный рацион состоял из 150 граммов хлеба, смешанного наполовину с опилками, и чашки супа из овощных отходов.

Дети регулярно становились жертвами медицинских экспериментов. На них испытывали действие ядов

Рассказывает десятилетняя Наталья Лемешонок узница Саласпилса (в концлагерь Саласпилса попали все пятеро братьев и сестер – Наталья, Шура, Женя, Галя, Боря).

«Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Маленькая Аня постоянно плакала и просила хлеба, но у меня нечего было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами. Потом нас построили в ряд и сказали, что сейчас осмотрит врач. Что делал он, не было видно, но потом одна девочка очень громко закричала. Врач стал топать ногой и кричать на нее. Подойдя ближе, я увидела , как врач этой девочке вколол иглу, и из руки в маленькую бутылочку текла кровь. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил меня на стол. Он держал иглу и вколол ее мне в руку».   Затем подошел к младшей сестре и проделал с ней то же самое. Все мы плакали. Врач сказал, что не стоит плакать, так как все равно мы все умрем, а так от нас будет польза… Через несколько дней у нас снова брали кровь. Аня умерла». Выжили в лагере Наталья и Боря.

 Знаю, помните вы, не забыли                                Слайды 31-32
Хату детства и небо над ней,

Как в войну нас фашисты губили

За оградами концлагерей.

Все мы видели, все испытали –

 Голод, холод, побои и страх,

К голым нарам порой примерзали

 Малыши с сединой на висках.

В синяках все избитое тело,

Ужас боли в потухших глазах.

За грехи, что начальство имело,

Нас фашисты сжигали в печах.

Песен правды о нас не сложили,

Не слагали правдивых стихов,

И дороги к вершинам закрыли

Малышам, не имевшим грехов.

11 млн человек погибли в концлагерях, уничтожено 800 тыс детей. Во многих городах возведены памятники узникам фашизма

Дети пионеры – герои.                         Слайд 33

 Солнечным ранним утром в июне, .                         Слайды 34-37
В час, когда пробуждалась страна,

Прозвучало впервые для юных -

Это страшное слово «Война».

Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

Сквозь лишения, боль и беду,

Уходили из детства ребята

В сорок первом году.

 Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями!

За боевые заслуги десятки тысяч детей - пионеров были награждены орденами и медалями

 (Слайд 38).Зина Портнова.

–Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Девочка отличалась бесстрашием и смекалкой. Однажды её арестовали, возможно, всё обошлось бы, если бы Портнову не опознал предатель. Её долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Её схватили и вскоре казнили. Зинаиде Портновой  посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 

 (Слайд 39). Леня Голиков.

 Он был, как и мы, школьником. Жил в деревне, в Новгородской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Был в его жизни бой, который Лёня один на один вел с фашистским генералом. Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Из Москвы пришел приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза. Он погиб смертью храбрых в неравном бою с фашистами 24 января 1944 года. Ему было 16 лет. 

 (Слайд 40). Марат  Казей .

 Партизан-разведчик, немало полезных сведений добыл он. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнётся, и взорвал себя вместе с врагами.11 мая 1944-го года, возвращаясь с задания, Марат и командир разведки наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено в 1965 году, через 21 год после гибели.

 (Слайд 41).Валя Котик.

– Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик с друзьями решили бороться с врагом. Ребята собирали на месте боев оружия, которые потом партизаны на возу с сеном переправляли в отряд. Коммунисты  доверили Вале Котику быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов и порядок смены караула. Был дважды ранен. Указом Верховного Совета СССР  ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Уходили мальчики – на плечах шинели,                     Слайды 42-43
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами...

Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести...

Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики – стиснув автоматы.

Повидали мальчики – храбрые солдаты –
Волгу – в сорок первом,
Шпрее – в сорок пятом,
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа.

 Дети в тылу. .                         Слайд 44
 

Ушли на фронт родители 
Отчизну защищать, 
А нам - детишкам маленьким - 
Картошку убирать. 


Девчоночья бригада 
Пять-двенадцать лет, 
Но выполняли честно мы 
Родительский завет … 


Вязали варежки, носки, 
На фронт их отсылали, 
И тем победу над врагом 
Коварным приближали

Слайд 45 (прочитать информ на слайде)


Слайды 45-50

Дети войны» - так называют это поколение. В том далеком 1941г. Они были мальчишками и девчонками. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день - 22 июня 1941г. Дальше - вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких, работа наравне со взрослыми. И страстное ожидание победы. Многие из них не просто ждали победы, но и боролись за неё. Тысячи школьников выпускали оружие и боеприпасы, внося свой вклад в священное дело борьбы с фашизмом. Часто к станку пристраивали подставки, чтобы юный рабочий мог дотянуться до рычагов управления. Они работали по 12-14 часов в сутки: стояли у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, сеяли, собирали урожай, рыли окопы, помогали тушить пожары и разбирать завалы после бомбежек

В великой русской кузнице за каменной горой         Слайды 51-52
Стоит, гудит, работает заводик номерной.
Туда Василь Васильевич приходит чуть заря
И весело командует: "За дело, токаря!

За горы за Уральские молва о нем идет,
А он себе работает и бровью не ведет.
Во всем Урале токаря, пожалуй, лучше нет.
Привет, Василь Васильевич, примите наш привет!

 

С глазами светло-синими, с кудрявой головой
Работает, старается гвардеец тыловой.
Фотографы газетные бегут его снимать.
Никто Василь Васильича не может обогнать.

В минуту получается готовая деталь,
На грудь ему повешена отличия медаль.
Девчата им любуются, подходят и молчат,
А он и не оглянется, не смотрит на девчат.


За горы за Уральские молва о нем идет,
А он себе работает и бровью не ведет.
Василию Васильичу всего тринадцать лет.
Привет, Василь Васильевич, примите наш привет!

Во время Второй мировой войны всего в мире погибло 13 миллионов детей.

Эти девчонки и мальчишки не играли в войну - они показывали чудеса храбрости и мужества, выдержки и терпения и погибали по-настоящему.

Все дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не уходит память о подвиге!

Юные, погибшие герои,                       Слайд 53

Юными остались вы для нас.

Мы - напоминание живое,

Что отчизна не забыла вас.

Жизнь и смерть - и нету середины.

Благодарность вечная вам всем –

Маленькие, стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм!

  Слайд 54           (реквием)

1.- Помните! Через века,  через года. Помните, о тех, кто уже не придет никогда, Помните!

2.- Тех, кто шел в бой за Родину. Выстоял и победил.

3. -Тех, кто выстоял стужу блокадных ночей.

4. – Тех, кто улетел вместе с дымом из Бухенвальдских печей.

5. – Тех, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну.

6.- Тех, кто на века канул в фашистском плену.

7.- Тех, кто ради победы  сердце отдать был готов.

Все вместе: Всех, кто ушел в бессмертие.                             метроном

 Помните! (минута молчания, зажечь свечи)

Подведение итогов ( Рефлексия)

Сегодня мы как бы прикоснулись к жизни целого поколения – военного поколения. Какие мысли и чувства пробудила в вас эта информация?

(Начинаешь ценить мирную жизнь ,наше безмятежное детство, стало стыдно за свое хамство ,пренебрежение, грубость по отношению к старикам.

Забывать о прошлом – просто странно.  Слайд 55 (песня День Победы) 
Благодарной памяти верны,
Хвалим, постоянно, ветеранов,
А реально помогать должны!

Ветеран войны проснулся рано –
Снова раны старые болят.
Помоги седому ветерану –
За тебя сражался он в боях.

Он пешком прошел моря и страны.
И нелегким был тот долгий путь.
Помоги сегодня ветерану!
Сделай для него хоть что-нибудь!

Проступают словно из тумана,
Лица тех, кто отдал жизнь за нас.
Помоги живому ветерану!
Помоги не завтра, а сейчас!

                       Слайд 56

Пусть чисто будет небо над землей, 
Пусть жизни мирной радуются люди! 
А Вас, кто рядом был с войной, 
Мы помним, бережем и любим!

Герои не забудутся, поверьте!

Пускай давно закончилась война,

Но до сих пор все дети

Погибших выкликают имена.

Песня Солнечный круг                       Слайд 56

Пережившие войну дети говорили: «Мы родом с войны. Родом из украденного детства, наполненного горем и ужасом». Забыть страдание даже одного маленького человека - это предать детскую память 4 миллионов погибших детей.

Вечная память всем погибшим

 Закончился наш классный час, но я думаю, что он вас убедил, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к врагам. Давайте сейчас все вместе возьмём георгиевские ленточки и повяжем их на дерево памяти, которое стоит в фойе нашей школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Детство опалённое войной"

Цель: знакомить учащихся с героизмом и мужеством детей в годы         Великой Отечественной войны на фронте и в тылу врага....

Презентация к классному часу к 9 мая "Детство, опалённое войной", а также презентация с 70- летию Великой отечественной войне

Презентация посвящена детям, которые принимали участие наравне со взрослыми в Великой Отечественной войне 1941 года....

Классный час "Дороги опалённые войной"

Классный час проводился в рамках месячника военно-патриотического воспитания.Дети познакомились с главными битвами Великой Отечественной войны....

КЛАССНЫЙ ЧАС в 3 классе «СЫН ПОЛКА. ДЕТСТВО, ОПАЛЁННОЕ ВОЙНОЙ»

В доступной и эмоциональной форме познакомить учащихся с жизнью сверстников в тяжелые годы Великой Отечественной войны, показать, что дети на ряду со взрослыми приближали Победу. Воспитывать патр...

Классный час "Страницы истории моей семьи,опалённые войной",4 класс

Итоговый урок-классный час из серии долгосрочного проекта "Моя родословная" (1-4 класс). Дети делятся своими изысканиями о героическом прошлом своей семьи...

Тематический классный час «Детство, опалённое войной»

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 1-2 классов. Сопровождается мультимедийной презентацией. Классный час "Детство, опалённое войной" приурочен к 77-ой годовщине снятия...

Презентация к классному часу "Песни, опалённые войной"

Данная презентация подойдёт для классного часа ко дню Победы. В ней представлены названия песен, авторы и фотографии....