Рабочая программа кружка
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа Кружка "Я - исследователь" предназначена для подготовки детей к проектной деятельности в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_issledovatel_3_klass.doc | 103 КБ |
ya_issledovatel_4_klass.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа педагога
Сарсеновой Анны Вадиславовны
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 41»
по внеурочной деятельности в рамках ФГОС
по общеинтеллектуальному направлению в 3 «В»
«Я-исследователь»
(математика)
Рассмотрено на
заседании
педагогического совета
протокол №_____ от «___»__________
2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
г. Саратов, Ленинский р-н, МОУ «СОШ №41»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа математического кружка «Я - исследователь» предназначена для работы с учащимися 3 класса общеобразовательной школы и направлена на развитие интеллекта, личности ученика, его творческого потенциала.
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
- «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
- Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
- Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.
- Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Направленность программы «Занимательная математика» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Цель и задачи программы
Цель:
Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
- формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
- повышение математической культуры ученика;
- воспитание настойчивости, инициативы;
- развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.
Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе
Принципы программы:
- Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
- Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты.
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
- успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач
- оформление математических газет
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
- проектная деятельность
- самостоятельная работа
- работа в парах, в группах
- творческие работы
- экскурсия
Основные требования к уровню математической подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Основной программный материал курса математики в начальных классах
Учащиеся должны уметь:
Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
- Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах
- Выпуск математических газет
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Календарные сроки | Фактические сроки |
1 | Магические квадраты. | 07.09 | |
2 | Математические ребусы, шарады. | 14.09 | |
3 | Трехзначные числа. | 21.09 | |
4-5 | Решение логических и нестандартных задач. | 28.09 05.10 | |
6-7 | Геометрия вокруг нас. Площадь фигур. | 12.10 19.10 | |
8 | Площадь и периметр. | 26.10 | |
9 | Игра «Самый умный». | 09.11 | |
10 | Примеры со звёздочками. | 16.11 | |
11 | Математические головоломки. | 23.11 | |
12-13 | Занимательная геометрия. | 30.11 07.12 | |
14 | Меры длины. | 14.12 | |
15 | Действия над многозначными числами. | 21.12 | |
16 | Решай, смекай, отгадывай. | 28.12 | |
17 | Числовой луч. Именованные числа. | 11.01 | |
18 | Геометрические задачи на смекалку. | 18.01 | |
19-20 | Решение заданий конкурса «Кенгуру». | 25.01 01.02 | |
21 | Задачи – сказки, задачи в стихах. | 08.02 | |
22 | Числовые и буквенные ребусы. | 15.02 | |
23 | Закономерность. Составление закономерностей. | 22.02 | |
24 | Уравнения сложной конструкции. | 01.03 | |
25 | Логические игры и задачи. | 15.03 | |
26 | Математический КВН. | 22.03 | |
27 | Занимательная геометрия. | 05.04 | |
28 | Занимательный материал с дробными числами. | 12.04 | |
29 | Решение нестандартных примеров и задач. | 19.04 | |
30 | Решение нестандартных примеров и задач. | 26.04 | |
31 | Математические кроссворды. | 03.05 | |
32 | Задачи на движение на смекалку. | 10.05 | |
33 | Математический турнир. | 17.05 | |
34 | Решение примеров со звёздочками. КВН. | 24.05 |
Учебно-методические средства обучения
Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е.Ю., Фрид М.Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Белякова О.И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007
Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.-Пб.: «Лань», 1995
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО классных руководителей ________/Низаметдинова Д.Ю. Протокол №______ от «____» ___________2022 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МОУ «СОШ №41» ___________/Сосницкая Л.Н. «____» ____________ 2022 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №41» ____________ /Гнатенко Е.А./ Приказ №__________ от «____» __________ 2022 г. |
Рабочая программа педагога
Сарсеновой Анна Владиславовны
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 41»
по внеурочной деятельности в рамках ФГОС
по общеинтеллектуальному направлению в 4 «В» классе
«Я-исследователь»
(математика)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №_____ от «___»__________
2022-2023 учебный год
г.Саратов, Ленинский район, МОУ «СОШ №41»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа математического кружка «Я - исследователь» предназначена для работы с учащимися 4 класса общеобразовательной школы и направлена на развитие интеллекта, личности ученика, его творческого потенциала.
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
- «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
- Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
- Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.
- Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Направленность программы «Занимательная математика» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Цель и задачи программы
Цель:
Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
- формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
- повышение математической культуры ученика;
- воспитание настойчивости, инициативы;
- развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.
Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе
Принципы программы:
- Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
- Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты.
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
- успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач
- оформление математических газет
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
- проектная деятельность
- самостоятельная работа
- работа в парах, в группах
- творческие работы
- экскурсия
Основные требования к уровню математической подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Основной программный материал курса математики в начальных классах
Учащиеся должны уметь:
Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
- Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах
- Выпуск математических газет
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Календарные сроки | Фактические сроки |
1 | Занимательные вопросы | 02.09 | |
2 | Задачи - смекалки | 09.09 | |
3 | Задачи - шутки | 16.09 | |
4 | Логические упражнения | 23.09 | |
5 | Математические игры | 30.09 | |
6 | Занимательные квадраты | 07.10 | |
7 | Математические игры ( ребусы) | 14.10 | |
8 | Задачи в стихах | 21.10 | |
9 | Логические упражнения | 28.10 | |
10 | Математическая викторина | 11.11 | |
11 | Логические задачи | 18.11 | |
12 | Игры со спичками | 25.11 | |
13 | Волшебные квадраты | 02.12 | |
14 | Волшебная таблица | 09.12 | |
15 | В часы досуга | 16.12 | |
16 | Остроумный делёж. Затруднительные положения. | 23.12 | |
17 | Разрезание и перекладывание фигур | 13.01 | |
18 | Огромные числа | 20.01 | |
19 | Любопытные особенности некоторых чисел | 27.01 | |
20 | Задачи, требующие большей сообразительности и сложных вычислений | 03.02 | |
21 | Ряды чисел, суммы которых можно получать, не производя сложения этих чисел. | 10.02 | |
22 | Игры и забавы | 17.02 | |
23 | Затруднительные положения | 24.02 | |
24 | Геометрические задачи | 03.03 | |
25 | Головоломки | 10.03 | |
26 | Математика в играх | 17.03 | |
27 | Отгадать число, ничего не спрашивая | 07.04 | |
28 | Арифметический фокус | 14.04 | |
29 | Геометрические головоломки | 21.04 | |
30 | Логические задачи | 28.04 | |
31 | Рассказы о числах - великанах | 05.05 | |
32 | Зашифрованная переписка | 12.05 | |
33 | Магическая звезда | 19.05 |
Учебно-методические средства обучения
Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е.Ю., Фрид М.Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Белякова О.И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007
Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.-Пб.: «Лань», 1995
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Список группы
№ п/п | ФИ учащихся | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
12 | ||
13 | ||
14 | ||
15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по чтению "В гостях у книги".
Это рабочая программа кружковой работы по чтению для 1 класса....
Рабочая программа кружка "Логика, информатика, математика"
Программа рассчитана для 2 класса. Требования ФГОС соблюдены. ...
Рабочая программа кружка "Клуб юного читателя"
Программа рассчитана для 2 класса. Требования новых стандартов соблюдены....
рабочая программа кружка "Риторика"
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» г.Энгельса Саратовской области «Рекомендовано к утверждению»...
Рабочая программа кружка "Волшебная аппликация"
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО и предназначена для внеурочной деятельности младших школьников...
Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015
Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....
Рабочая программа кружка "Веселая программа"
Пояснительная записка...