Проектная и исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности
материал
Выступление на педсовете по теме "Проектная и исследовательская деятельность младших школьников во внеурочное время" (из опыта работы во время учебной практики в школе)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности
Составила: Кучалу М.А.,
учитель начальных классов
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, являющееся средством для воспитания и развития личности ребенка, его познавательных потребностей и развития творческих способностей.
Учитывая важность внеурочной деятельности, учителями начальных классов Чибитской средней школы разработаны программы по внеурочной деятельности для 1-4 классов. Во время прохождения учебной практики в этой школе мною составлена программа «Твори, выдумывай», которая рассчитана на 1 час в неделю в 4 классе.
Цель программы: создание условий для того, чтобы ученики успешно освоили основы исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; развивать познавательные потребности и способности.
Слово проект в с латинского языка переводится как "брошенный вперёд". Проектирование-процесс разработки и создания проекта. Он должен завершится практическим результатом - спектакль, экскурсия, схема, таблица, картина, книжка-малышка. При проекте ученик решает проблему взятую из жизни, важной для него.
Исследовательская работа - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Поиск информации, её обобщение, эксперимент, анализ полученных результатов, рефлексия.
Для ученика проект – это возможность творческой деятельности, которая направлена на решение для себя или группы детей проблемы.
Для учителя – это дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе работы над проектом, руководить процессом, быть для ученика советчиком и координатором.
Реализуя проектную деятельность, я распределяю задания между учащимися таким образом, чтобы каждый ученик принял участие в выполнении хотя бы одного проекта. Проектные работы выполняются как индивидуально, так и в парах, группах. В классе, в котором прохожу практику, мы с учащимися завели специальные тетради, которые ребята приносят по пятницам, так как по расписанию в этот день проходит занятие "Твори, выдумывай" в рамках внеурочной деятельности. В тетрадях учащиеся записывают тему будущего проекта, его цели и задачи, оборудование и средства информации, которые им помогут в сборе материала. Далее ребята с помощью учителя делятся на рабочие группы, пары или принимают решение работать самостоятельно и в течение недели работают над проектом.
Тематика проектов разнообразна. Это и социального характера «Профессии моих родителей», «Ырысту болорго меге не керек?» «Нет плохого, есть то, что тебя огорчает. Нет хорошего, есть то, что тебя радует», « Плюсы и минусы мобильного телефона», «Жевательная резинка. Жевать или не жевать?». Также связанные с экологией, природой родного края, с целью воспитания патриотизма и интереса к истории страны и родного края: «Волшебные слова на алтайском языке», «Эл-ойын – ол кандый байрам?», «Как ячмень превращается в талкан»
На этих занятиях также происходит защита проектов. Дети выступают перед классом рассказывают о своих целях и задачах, демонстрируют свою работу. Путём тайного голосования выбирается лучший проект, победителю - грамота. Во время проведения в школе тематической акции «Здороье детей здоровье нации»,мы сребятами в классе реализовали проект на тему "Как ячмень превращается в талкан". Тема работы выбрана не случайно. Она является социально-значимым, так как предмет исследования талкан - является экологически чистым продуктом питания. Идет пропаганда здорового питания.
Я считаю, что проекты и исследования в начальных классах – это трудно, это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно и необходимо. Проектная и исследовательская деятельность младших школьников развивает у детей самостоятельность, умение размышлять, опираясь на факты, делать выводы, умение работать в группе, сотрудничать, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают, учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.
Каждое занятие у нас заканчивается тестами, которые состоят из трех-пяти вопросов и их обсуждением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/06/picture-759153-1657105115.jpg)
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/29/picture-171968-1375069517.jpg)
Организация проектно - исследовательской деятельности младших школьников во внеурочной деятельности
Данное выступление было представлено на городском семинаре по теме: "Формирование исследовательских умений младших школьников на осове проектной деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-1200264-1576605292.jpg)
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования исследовательских умений младших школьников. Дается теоретическое обоснование модели формирования исследовательских умений младших школьников в...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/18/picture-1228076-1584483989.jpg)
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ"
В статье раскрыта проблема формирования исследовательских умений школьников во внеурочной деятельности, описываются понятия «исследовательские умения», «внеурочная деятельность»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/12/picture-729198-1457807617.jpg)
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...