Организация проектно-исследовательской деятельности младшего школьника во внеурочной деятельности.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Вороная Светлана Арсентьевна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  проектно-исследовательской  деятельности младших школьников во внеурочное время.

                                 Вороная Светлана Арсентьевна

МБОУ «Верхне-Идинская СОШ»

с.Тихоновка Боханский район

учитель начальных классов

      Л.Н. Толстой  «…Если ученики в школе не научатся сами ничего творить и создавать, то и в жизни они всегда будут подражать и копировать…»

    Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире, где будут востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Задача образования - помочь ученикам освоить  способы действия, которые окажутся необходимыми в их жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

  Новые Стандарты включают в себя организацию второй половины дня, то есть, внеурочную деятельность. Но нужно учитывать, что внеурочная деятельность – не механическая добавка к основному общему образованию, которая должна  компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное – осуществить на основе взаимных интересов содружество общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

    Перед современным педагогом должен стоять вопрос: как внести в жизнь детей азарт ученых-первооткрывателей? И это не просто игра в науку, а одна из  частей образования, которая ведет  детей к обретению научного мышления и развивает интерес к учебным предметам.

    В современной школе возрастает значимость подготовки ребёнка к самостоятельной исследовательской деятельности. Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы. Так как, в данный  период развиваются формы мышления, которые обеспечивают в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления.

    А как достичь этого, какие выбрать формы и методы? Одним из способов реализации данного принципа, считаю организацию творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников. В основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.

   А может ли младший школьник быть исследователем? А почему нет. Ученики начальной школы – это маленькие почемучки.

  Многие считают, что исследователем человек может стать человек у которого имеется жизненный опыт и определённый запас знаний , умений. На самом  же деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители образовательные учреждения.

Перемены, происходящие в обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Особую, совершенно новую роль в этом контексте играет внеурочная деятельность. А для того чтобы грамотно осуществлять новые подходы в дополнительном образовании детей, необходимо не просто владеть теоретическими и методическими знаниями в этой области, но и уметь находить им практическое применение.

    На протяжении многих лет я занимаюсь исследовательской  деятельностью с младшими школьниками. Реализую через программу внеурочной деятельности «Я – исследователь». Прежде всего, разрабатываем этапы исследования.

 Начальный этап – это выбор  и формулировка темы, постановка проблемы.

 Темы выбирают и сами дети, и при помощи учителя. Вот несколько примеров: побывав на экскурсии в «Доме-музее» детей заинтересовала палочка с рожками ( мутовка). Так и возникла тема «Мутовка: от истоков до наших дней». На уроке технологии при выращивании лука в баночке  перед детьми встала проблема – а можно ли вырастить лук на перо без грунта и чтобы не было такого запаха? Проведя исследование, пришли к выводу, что можно. Данная работа была защищена на научно-практической конференции «Шаг в будущее!» районного уровня и была отмечена дипломом 1 степени. Посетив мемориал ВОВ в центре села, появилась тема о памятных местах – «Путеводитель: памятные места села Тихоновка». Работа была представлена на научно-практической конференции «Земля предков» районного, областного уровня и была отмечена дипломами 1 степени. Таким образом, возникали и другие темы: «Ремонтный клей для шифера», «Электрическое явление – молния», «Природное явление- вулкан» …

   Очень богата исследованиями работа на экологической тропе, которую организовали во внеурочное время. Каждая станция таит в себе какую-то загадку, которую хочется разгадать.

  Вслед за выбором темы и выявлением проблемы идет поиск ее решения. Выдвигается гипотеза-предположение, которая является одним из главных, базовых умений исследователя. Гипотеза, в отличие от простого предположения, должна быть обоснованной и указывающей путь исследовательского поиска. Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский поиск ребенка.

    Следующий шаг - определяем конечную цель и конкретные задачи исследования. Выбор объекта и предмета исследования. Выбираем метод (методики) проведения исследования. Детям очень интересен метод опроса. Опрос составляют с помощью учителя. Провести можно как среди одноклассников , так и среди населения. Проводят и анализируют сами. Опрос проводят до исследования и после . Затем выполняют сравнительный анализ. После исследования формулируют вывод и оценивают полученные результаты.

  Полученный результат в виде презентации представляют в классе. После выступления отвечают на поставленные вопросы слушателей.

    При организации  исследовательской деятельности с младшими школьниками необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности детей. В начальной школе проекты могут быть исследовательскими, творческими, игровыми, информационными, практико-ориентированными.

    В начальной школе   возраст накладывает ограничение на исследовательскую деятельность, но работать в этом направлении нужно обязательно, так как знания, добытые в самостоятельном исследовании, являются более глубокими, прочными и переходят в убеждения и являются стимулом для заинтересованности школьной жизнью.

 Можно сделать вывод, что исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет детям расширить знания и представления об окружающем мире, увидеть бесконечность его познания. А  проектно – исследовательская деятельность является устойчивой частью образовательного процесса.

Исследовательская деятельность помогает детям быть успешными в жизни, позволяет ощутить свою значимость, независящую от успеваемости. Позволяет ребятам верить в себя.

    В процессе такой работы дети могут добывать знания самостоятельно, ведь они получили первоначальные навыки исследовательской и проектной работы и  знают, что такое дух творчества, поиска.

     Возможно, дети и не станут учеными, но знания, которые они приобрели, пригодятся им в жизни. Считаю, что любое открытие зажигает маленькие искорки желания искать и творить, которые обязательно приведут к успешности ребенка в школьной жизни. Они отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью и любознательностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Исследовательское поведение – один из важных источников получения ребенком представления...

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбор...

Формирование навыков самообразования через организацию проектно -исследовательской деятельности младших школьников

Обобщили свой опыт работы, используя технологию проектно-исследовательской деятельности в начальных классов, начиная с 2000 года. Поместили темы проектов, приемы работы над ними....

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Организация проектно - исследовательской деятельности младших школьников во внеурочной деятельности

Данное выступление было представлено на городском семинаре по теме: "Формирование исследовательских умений младших школьников на осове проектной деятельности"...

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Публикация "Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"

Участие в публикации материала,во Всероссийской научно-практической конференции....