Программа внеурочной деятельности " Фасоль-Ка"
рабочая программа (1 класс)
С раннего детства сельский ребенок наблюдает, как родители работают на приусадебном участке, подсобном хозяйстве, готовят дом к зиме. Он принимает активное участие в уходе за домашними животными, помогает в выращивании овощей, фруктов. Вместе с тем в каждой школе есть великолепные возможности приобщения к сельскохозяйственному труду. Это комнатное овощеводство, которое можно успешно использовать для образования и воспитания, – причем круглый год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Заместитель директора по ВР ___________Кудрявцева Н.Ф. | Утверждено Директор школы________А.Л.Эгго Приказ № 176/А от 31.08.2023 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Фасоль-Ка»
Учитель начальных классов
Вологжина Е.В.
Усть-Уда, 2023 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Фасоль-Ка» ( 64 ч)
Пояснительная записка
Склонность к исследовательской работе дети проявляют с раннего возраста. У них велик интерес к труду старших и желание самим принять участие. Их важные особенности – неуемная энергия, быстрота, они «всегда готовы» к любой работе. Это позволяет успешно вовлекать ребят в разнообразную посильную для них деятельность
Актуальность программы:
С раннего детства сельский ребенок наблюдает, как родители работают на приусадебном участке, подсобном хозяйстве, готовят дом к зиме. Он принимает активное участие в уходе за домашними животными, помогает в выращивании овощей, фруктов. Вместе с тем в каждой школе есть великолепные возможности приобщения к сельскохозяйственному труду. Это комнатное овощеводство, которое можно успешно использовать для образования и воспитания, – причем круглый год.
Овощеводство – отрасль сельского хозяйства. Задача его – возделывание овощных культур. Особенности овощеводства – выращивание овощных культур в открытом и защищенном грунте.
Овощеводство отличается большим разнообразием культур и сортов, агротехническими приемами (рассадный метод, доращивание, выгонка, дозаривание и д.р.).
Как наука овощеводство изучает биологические особенности овощных растений, их связи с внешней средой и разрабатывает технологию получения высоких урожаев высококачественных овощей при наименьших затратах труда и материальных средств. Она связана с такими науками, как физиология, биохимия растений, почвоведение, агрохимия, защита растений, которые являются основой для изучения биологических особенностей овощных культур.
Овощеводство в учебном процессе обладает многими качествами. Наиболее ценными из них являются:
доступность выращивания на небольших площадях,
проведение опытной работы в течение круглого года,
быстрота получения результатов проводимых опытов,
возможность демонстрации на уроках окружающего мира живых растений,
социальное значение – общественно-полезный труд, одним из видов которого является выращивание овощей для школьной столовой.
Цель программы: «Прививать учащимся интерес и любовь к природе и сельскому хозяйству, углублять их знания по предметам естественного цикла, вооружить их практическими умениями и навыками по изучению и выращиванию овощных культур»
Задачи обучения:
Обучающие:
расширение круга знаний о комнатных и овощных растениях на основе глубокого и прочного освоения учебного материала.
практическое изучение агротехники выращивания групп комнатных и овощных растений.
Воспитывающие:
воспитание ответственного отношения к растениям
воспитание культуры труда, ответственности за порученное дело
воспитание экологической культуры
Развивающие:
развитие эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы
развитие познавательной активности, творческого мышления
развитие практических умений и навыков по выращиванию растений и уходу за ними
развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности
Основные разделы программы:
Вводная часть.
Осенние работы на пришкольном участке.
Важнейшие сельскохозяйственные культуры.
Почва и её роль в жизни растений, питание из почвы.
Охрана и привлечение зимующих птиц.
Сорные растения, вредители и болезни овощных культур.
Красная книга Сибири.
Кладовая здоровья.
Особенности возрастной группы , которой адресована программа:
Программа внеурочной деятельности «Фасоль-Ка», предназначена для детей младшего возраста (1– 4 класс), 2 часа в неделю (64ч.). В группу входят дети с 7 до 10 лет.
Режим занятий.
Общее количество часов в год – 64 часа, 2 часа – 1 раз в неделю.
Воспитанник научится :
Узнавать основные сельскохозяйственные культуры;
Агротехнике возделывания овощных культур (петрушка, лук, огурец);
Узнавать полезных и вредных жителей огорода;
Определять основные болезни овощных культур;
Узнавать представителей живой природы, занесённых в Красную книгу области;
Определять сорные растения;
Выполнять правила поведения в природе;
Выполнять правила техники безопасности при работе с инвентарём и минеральными удобрениями.
Воспитанник сможет научиться:
Распознавать семена овощных культур;
Правильно посадить рассаду огурцов и ухаживать за ней в течение всего вегетационного периода;
Проводить наблюдения за овощными растениями (петрушка, лук, огурцы);
Проводить наблюдения за природными явлениями;
Работать со справочной литературой;
Работать с гербарным материалом.
Содержание программы
1. Вводная часть. (2 ч.)
- Организационное занятие;
- Ознакомление учащихся с планом работы;
- Экскурсия на пришкольный участок. «Понятие об открытом и защищенном грунте»;
- Знакомство с комнатным овощеводством;
- Техника безопасности при работе на пришкольном участке и на занятиях кружка.
2. Осенние работы на пришкольном участке. (10ч.)
- Знакомство с участком. Сад. Огород. Цветник;
- Сроки и техника уборки урожая овощных культур. Учёт урожая;
- Значение осенней обработки почвы;
- Пересадка петрушки в ящики для зимней выгонки зелени;
- Агротехника выращивания петрушки в комнате;
- Оформление выставки овощей;
- Подготовка к Празднику урожая;
- Праздник урожая.
Практические работы: уборка урожая овощных культур, послеуборочных остатков, перекопка почвы, пересадка петрушки в ящики, заготовка земли, сбор листьев и цветов для гербария.
3. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. (10 ч.)
- Сортовое разнообразие овощных культур;
- Полевые культуры;
- «Значение овощных и полевых культур в жизни человека и сельскохозяйственных животных»;
- Выбор овощной культуры для дальнейшего более подробного исследования (огурец);
- Сбор материала и оформление буклетов «Из прошлого огурца. Огурец и ее родственники»;
- Проект «Азбука витаминов овощей».
Практические работы: работа с литературой, работа над проектом, изготовление буклетов, уход за петрушкой, сбор зелени для школьной столовой.
4. Почва и её роль в жизни растений, питание из почвы. (6 ч.)
- Разнообразие почв по механическому составу: песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые;
- Образование верхнего плодородного слоя почвы (в лесу, на лугу; роль растений, животных, микроорганизмов и климатических условий);
- Понятие о плодородии. Изменение почвы под влиянием хозяйственной деятельности человека;
- Почва - источник минеральной пищи для растений;
- Удобрения. Минеральные и органические;
- Влияние удобрений на повышение урожайности растений;
- Техника безопасности при работе с минеральными удобрениями;
- Агротехника выгонки лука на перо методом гидропоники.
Практические работы: определение состава почв, зарисовка образцов почвенных разрезов, распознавание основных минеральных и органических удобрений по внешнему виду, наблюдение за растворимостью минеральных удобрений в воде, посадка лука на перо, уход за петрушкой и сбор зелени.
5. Охрана и привлечение зимующих птиц. (6ч.)
- Знакомство с птицами нашей местности;
- Корма для зимующих птиц и значение зимней подкормки птиц;
- Техника изготовления кормушек;
- Акция «Кормушка».
Практическая работа: наблюдение за поведением зимующих птиц, изготовление кормушек, заготовка кормов для зимующих птиц, зарисовка птиц и написание рассказов о своих наблюдениях над птицами в тетради, наблюдение и уход за петрушкой , луком и сбор зелени.
6. Знакомство с семенами овощных культур. (6 ч)
- Знакомство с семенами овощей;
- Распознавание семян; особенности строения семян;
- Значение подготовки семян к посеву. Различные способы подготовки семян;
- Условия хранения семян;
- Методы выбора сорта или гибрида огурцов для различного вида выращивания;
- Подготовка и посадка семян огурца.
Практические работы: распознавание семян овощных культур, изготовление наглядного пособия «Строение семени», выбор наиболее подходящего сорта огурца для комнатного выращивания, подготовка семян к посеву, посадка семян огурца, наблюдение и запись в тетрадь.
7. Сорные растения, вредители и болезни овощных культур. (8 ч.)
- Наиболее распространённые сорные растения и их внешний вид;
- Способы размножения сорняков;
- Меры борьбы с сорными растениями;
- Наиболее распространенные вредители и болезни овощных культур;
- Методы борьбы с вредителями и болезнями овощных культур;
- Пересадка рассады огурцов;
- Изготовление панно из высушенных листьев и цветов к празднику 8 марта.
Практические работы: ознакомление с сорными растениями по гербарным образцам, работа с определителями и другой справочной литературой, ознакомление с вредителями и основными болезнями огородных растений, работа с тетрадью, наблюдение и уход за рассадой огурцов, пикировка.
8. Красная книга Сибири. (8 ч.)
- Красная книга Иркутской области ;
- Охраняемые территории и растения;
- Первые перелётные птицы;
- Различные виды искусственных гнездовий, правила их развески;
- Значение птиц в сельском хозяйстве;
- День птиц.
- Подкормка огурцов.
Практические работы: составление докладов, оформление стенда «Растения нашей местности, занесённые в Красную книгу», наблюдение за поведением перелётных птиц, изготовление скворечников, зарисовка птиц и написание рассказов о своих наблюдениях над птицами в тетради, наблюдение и уход за огурцами: подкормка и сбор первых плодов.
9. Кладовая здоровья. (4 ч.)
- Что такое лекарственные растения?
- Как искать, собирать и хранить лекарственные растения?
- Лечебные свойства овощных растений и их использование.
- Проведение конкурса на тему «Лучший рецепт из огурцов»
- Праздник «Первого урожая».
- Итоговое занятие объединения. Представление презентации «Наши работы».
Практические работы: составление сборника «Лечебные свойства овощных растений», изготовление буклетов «Лучшие рецепты из огурцов», уход и сбор урожая огурцов.
Учебно – тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводная часть. Защищенный грунт и комнатное овощеводство | 2 | - | 2 |
Осенние работы на учебно-опытном участке школы/ | 2 | 8 | 10 | |
2 | Знакомство с участком школы. Сад, огород, цветник. | 2 | ||
3 | Значение осенней обработки почвы. Обработка почвы. | 2 | ||
4 | Пересадка петрушки в ящики для зимней выгонки зелени. Агротехника выращивания петрушки в комнате. | 2 | ||
5 | Оформление выставки овощей. Подготовка к празднику Урожая. | 2 | ||
6 | Праздник Урожая. | 2 | ||
Важнейшие сельскохозяйственные культуры | 2 | 8 | 10 | |
7 | Сортовое разнообразие овощных и полевых культур. | 1 | 1 | |
8 | Значение овощных и полевых культур в жизни человека и сельскохозяйственных животных. | 1 | 1 | |
9 | Выбор овощной культуры для дальнейшего исследования (огурец). | 2 | ||
10 | Сбор материала и оформление презентации (буклетов) «Огурец и его родственники». | 2 | ||
11 | Проект «Азбука витаминов овощей». | 2 | ||
Почва и её роль в жизни растений, питание из почвы | 2 | 4 | 6 | |
12 | Разнообразие почв по механическому составу. | 1 | 1 | |
13 | Понятие о плодородии. Изменение почвы под влиянием хозяйственной деятельности человека. | 1 | 1 | |
14 | Агротехника выгонки лука на перо. | 2 | ||
Охрана и привлечение зимующих птиц | 2 | 4 | 6 | |
15 | Знакомство с птицами нашей местности. | 1 | 1 | |
16 | Корма и их значение для зимней подкормки птиц. | 1 | 1 | |
17 | Техника изготовления кормушек. Акция «Кормушка» | 2 | ||
Знакомство с семенами овощных культур | 2 | 4 | 6 | |
18 | Знакомство с семенами овощей. Особенности строения семян. Распознавание семян. | 1 | 1 | |
19 | Значение подготовки семян к посеву. Различные способы подготовки семян к посеву. | 1 | 1 | |
20 | Методы выбора сортов огурцов для различного вида выращивания. Подготовка и посадка семян огурцов. | 2 | ||
Сорные растения, вредители и болезни овощных культур | 2 | 6 | 8 | |
21 | Наиболее распространённые сорные растения и их внешний вид. Способы размножения сорняков, и меры борьбы с сорняками. | 1 | 1 | |
22 | Наиболее распространённые вредители и болезни овощей. Меры борьбы с вредителями и болезнями овощных культур. | 1 | 1 | |
23 | Пересадка рассады огурцов. | 2 | ||
24 | Изготовление панно из листьев к 8 марта. |
| 2 | |
Красная книга Сибири | 2 | 6 | 8 | |
25 | Красная книга Сибири. Охраняемые территории и растения. | 1 | 1 | |
26 | Первые перелётные птицы. Различные виды гнездовий, охрана птиц. Значение птиц в сельском хозяйстве. | 1 | 1 | |
27 | Праздник «День птиц». | 2 | ||
28 | Подкормка огурцов. | 2 | ||
Кладовая здоровья | 2 | 2 | 4 | |
29 | Что такое лекарственные растения? Лечебные свойства овощных растений. Изготовление сборника «Лечебные свойства овощных растений». | 2 | ||
30 | Конкурс на тему «Лучший рецепт из огурцов» (совместно с родителями). | 2 | ||
Защита проекта | 2 | 2 | 4 | |
31 | Подготовка к защите проекта. | 2 | ||
32 | Представление презентаций «Наши работы», «Чему мы научились». | 2 | ||
Всего | 20 | 44 | 64 |
Список литературы:
Ганичкина О.А. «Моим огородникам» ООО «Издательство «Эксмо», 2003г.
Герасимов А.М. «Комнатное цветоводство», Москва, 1992г.
Господникова М.К. «Проектная деятельность в начальной школе» В.: «Учитель», 2009г.
Корин С. «Биология. Иллюстрированный справочник» М: изд.дом «Росмэн», 1997г.
Кривобок Е.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» В.: «Учитель», 2009 г.
Лостникова Е.А. «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний. Задания для самостоятельных работ», М.: «Владос», 2001г.
Мухин В.Д. «Справочник садовода-любителя» Издательство «Московская правда», 1986г.
Стрельцов Б.В. «1000 агроприёмов садовода- овощевода» М.: ООО «СЛК», 1995г
Таранов В.В. «Садово-огородный участок» М.: Агропромиздат, 1989г.
Цветкова М.В. «Энциклопедия комнатного цветоводства» Харьков Книжный клуб, 2005г
Набор из карточек «Сад и огород: шаг за шагом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...