Самообразование учителя начальных классов: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФАОП НОО»
консультация (1 класс)

Соловьева Елена Александровна

В работе представлен материал по самообразованию учителя начальных классов Соловьевой Е.А. по духовно-нравственному воспитанию младших школьников с ОВЗ (нарушение слуха).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_soloveva_e.a.docx131.85 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1»

Московская ул., д.44, г. Иваново, 153000 т.8(4932) 30-32-25

ОГРН 1023700547419 ОКПО 02083763 ОКАТО24401370000 ИНН/КПП3702011633/370201001

Тема самообразования учителя начальных классов Соловьевой Е.А.:

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФАОП  НОО»

Иваново 2023 г.

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что  каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».

В.А.Сухомлинский

         

    Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости  понятий «долг», «честь», «совесть»,  «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

    Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно сегодня,  в современных условиях реализации ФАОП НОО. И в связи с актуальностью выбранной мной темы объектом исследования является – процесс воспитания школьников, а предметом исследования – педагогические условия работы по воспитанию школьников.

     Перемены в системе российского образования обязывают нас, учителей, быть готовыми к ним. Учителя начальных классов, зачастую,  являются первопроходцами в перестройке образования – с них начинается путь в Новую школу.

Цель работы учителя – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для формирования личности школьников.

     Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:

- обосновать задачи и принципы воспитания школьника;

- выявить методы и приемы воспитания школьников;

- показать эффективность современной технологии воспитания в общеобразовательной школе.

       Обозначим новые требования ФАОП НОО  к духовно-нравственному воспитанию:

- перестройка взглядов учителя на новое (принятие нового);

- целостность направления;

- система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;

- просветительная работа среди родителей;

- интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

-духовно- нраственное воспитание-сквозная линия всего школьного уклада жизни;

-интеграция усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, общественных объединений;

-развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.

        Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

      Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

           Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности,  любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана с такими положениями как :

   - во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

   - во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности;

   - в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, т.к. воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека,  его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

   - в-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей;

   Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

    Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них – абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Духовность, по мнению Л.П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.

      Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления личностных характеристик выпускника начальной школы , а именно:

    - умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

    - владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международного уровней;

    - обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);

    - любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

    -  любящий свою семью, свой край, свою Родину;

    -  уважающий и принимающий ценности общества;

    -  готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;

    - выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;

    Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Основные направления духовно-нравственного развития

обучающихся начальных классов:

 

Направления

Базовые нравственные ценности

1

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике

3

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие

4

Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.

уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое

5

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание

6

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве

Основные принципы организации духовно-нравственного  воспитания:

  • Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
  • Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
  • Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
  • Принцип творчества и успеха. Создание ситуации успеха, обстановки общей увлеченности и творчества, воспитывающей добрые чувства, умение сопереживать и радоваться вместе.
  • Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников.

           Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Поэтому необходимо в своей работе педагогу использовать разные методы и приёмы воспитания:

       - методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

       - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

       - методы стимулирования поведения и деятельности;

   Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации.

           Для учителя начальных классов важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов, а для этого он активно применяет различные приёмы и методы: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример.

     Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение  здесь имеет не логика отдельных «уединённых» средств, а гармонично организованная система. Разумеется, на каком – то определённом этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде, но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает своё назначение, замедляет движение.

     Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.

Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом устойчивых, традиционных нравственных начал. Нравственный учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность.  В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть – его нравственное самосознание. 

     Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей  (формы работы: родительское собрание, родительская конференция, организационно- деятельностная  и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей), а также внешкольными учреждениями по месту жительства. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Активное участие в процессах духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на основе национальных ценностей и духовных приоритетов могут принимать традиционные российские религиозные организации.

   

Перечень мероприятий:

Основное содержание

Формы организации

Ответственные

Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.                             

Классный час «Правила поведения в школе», «Как надо вести себя на улице, в магазине, в гостях?»  Диспуты «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Классный

руководитель

Участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся забота о животных, природе.

Акция «Прилетите птицы» (строим домик для пернатых)

 Волонтёрское движение.

Акция  «Вахта памяти»

Классный руководитель.

Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.

Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.

Праздники вместе с родителями.

Конкурс творческих работ: «История и традиции моей семьи» «Генеалогическое дерево моей семьи»

Классный руководитель, родители

Получение первоначальных представлений о ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов.

Заочные путешествия «Традиции народов России»

Виртуальные посещения музеев

Классный руководитель

Ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей с деятельностью православных религиозных организаций.

 Встреча с религиозным деятелем. Экскурсии в музей.

Классный руководитель, религиозные деятели, родители.

    Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания и социализации личности младших школьников.

    Каждое из основных направлений духовно-нравственного воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

     Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

     Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

     Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

Все материальные и духовные богатства, накопленные человечеством на длительном пути исторического развития, созданы в процессе труда - единственного средства развития человеческого общества. Труд выступает как целенаправленная, социально обусловленная деятельность человека, основанная на практическом освоении окружающего мира, преобразовании его сообразно своим потребностям. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. Эти изменения носят многоаспектный характер. В труде происходит умственное, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание и физическое развитие личности, что соответствует «современному  национальному  воспитательному идеалу - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»

     В 2023 – 2024 учебном году в рамках моей темы самообразования учащимся были подготовлены консультации: «Традиции русского народа», «Костюмы народов мира» и др. Совместно с учащимися был сделан лэпбук «Семья». В рамках года семьи совместно с учащимися был оформлен стенд в классе. На этом наша работа не останавливается. Впереди у нас запланированы мероприятия, посвященные данной теме. И в последующие годы обучения в планах продолжить работу в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно - нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации УМК "Перспективная начальная школа"

выступление на 2 Всероссийских Аксиологических чтениях "Духовно-нравственное воспитание молодежи и  младших школьников"...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Цель моей работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для форми...

Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС по программе «Гармония». "

Тема основана на идее народного воспитания известного русского педагога, Константина Дмитриевича Ушинского.Заключается она в том, что " как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов всл...

Взаимодействие воспитателя ГПД и учителя начальных классов в вопросах воспитания младших школьников

Статья на тему:"Взаимодействие воспитателя ГПД и учителя начальных классов в вопросах воспитания младших школьников "...

План самообразования учителя начальных классов. Тема "Формирование самооценки младшего школьника"

План самообразования учителя начальных классов. Тема работы учителя "Формирование самооценки младшего школьника"...

Выступление на ШМО учителей начальной школы "Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС"

В данной работе речь идет о развитии познавательных способностей младших школьников, об их личностном развитии.О том, как учитель строит образовательный процесс, позволяющий эффективно раскрыться и са...

Духовно - нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации УМК "Перспективная начальная школа"

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены ...