Внеклассное мероприятие
классный час (4 класс)

Дёмина Анастасия

Классный час "Зимушка- зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka-zima.docx30.94 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Зима в творчестве русских поэтов и художников».


Цель: показать различные способы созданий образов в различных видах искусства на примере литературных, музыкальных, художественных произведений; выявить выразительные и изобразительные интонации; закрепить средства музыкальной выразительности.

Задачи:
- познакомить учащихся с произведениями о зиме русских поэтов, музыкантов, художников;

- развивать устную речь учащихся;

- воспитывать чувство прекрасного, любовь к русскому языку и родной природе через произведения художников, поэтов, композиторов.

Участники: учащиеся 3 класса, разбиты по микрогруппам из 4-х человек.

Оборудование: выставка произведений русских писателей и поэтов о зиме, картины русских художников

#1052;отивационный настрой

Дети, вам тепло?

В классе светло?

Прозвенел уже звонок?

Уже закончился урок?

Только начался урок?

А хотите вы учиться?

Значит, можно всем садиться.

- Поприветствуем сегодняшних гостей нашего урока.

1 задание – собрать пазлы из слов – выйти на тему урока – разобрать слово что такое искусство, и какие виды искусства бывают.

Ведущий 1: Наша земля прекрасна во все времена года. Но особое очарование, сказочность и таинственность приносит нам белоснежная зима. По-разному зима поет свои песни: то звонкую, то радостную, то морозную, то тоскливо-унылую, печальную. Русская красавица-зима – искрящаяся сверкающая – очаровывает и берет в свой сказочно-снежный плен каждого, кто хоть раз побывал в ее холодно-прекрасных владениях. Убаюканная белокрылыми метелями, засыпанная сверкающими пушистыми снегами, сладким сном засыпает природа.

Поэты написали много красивых стихов о зиме, а композиторы сочинили к ним музыку, художники написали картины, они чувствуют зиму, ее настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты – в словах, художники – в красках, композиторы – в звуках.

Ведущий 1: Давайте вместе с вами еще раз откроем для себя волшебную сказку зимы. Мы попробуем расслышать вместе с поэтами "язык" природы, увидеть с художниками красоту зимнего пейзажа, услышать с композиторами музыку зимы.

Ведущий 2: Еще совсем недавно мы вспоминали о лете, но вот промелькнули и осенние денёчки, и мы встретили зиму, сейчас уже идет второй зимний месяц. Но нас ждет еще много чудес, ведь зима - самое волшебное время года. Вы готовы встретиться с чудесами? Тогда отправляемся в путь.

Ведущий 1. Начало зимы — это всегда событие для души поэта, хотя для каждого — свое… А.А. Фет в одном из своих стихотворений вспоминает эпизод из детства…

^ Чтение стихотворения А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» (
Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Ведущий 2. Как красив снегопад в безмолвной тишине зимнего дня, когда снежинки мелькают в воздухе, будто маленькие белые мотыльки, тихонько опускаются на землю. Каждая снежинка нежная, хрупкая, похожая на прекрасный сказочный цветок, и каждый снежный цветок неповторим.

После снегопада очень красиво в лесу. “Молодые березки и липы, вытянув свои тонкие стволы, образуют причудливых форм арки, покрытые снегом. В белых пушистых шубках, напоминающих озябших снегурочек, стоят елочки и сосенки, опустив заснеженные рукава. Снеговая лепка так выразительна, и кажется, что ее создавал какой-то чародей-скульптор.

(стихотворение «Зима»)

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело

Точно пеленою

Всё её одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Ведущий 1. Как красива природа зимой! Ни одно другое время года не может нас порадовать такими великолепными сказочными пейзажами. Искусник мороз «убирает» « в алмазы, жемчуг и серебро» деревья, поля, реки, украшает ослепительно-белым одеянием улицы, крыши домов, радуя взрослых и детвору… А великолепные ледяные узоры на окнах! Это еще одна зимняя сказка! .(стихотворение «Зимнее утро»)

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

.Но есть и другие зимние дни, когда весь мир вдруг как будто занавешен мутной вьюжной пеленой, свирепствует на улице ледяной ветер. И страшно оказаться вне дома в такую погоду. Сказка исчезла, и перед нами картины суровой зимней природы.

(стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер»)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко постучит.

А волшебница зима превратилась в грозного воеводу Мороза.

^ Чтение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, красный нос…»

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи, -

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет - по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

- Мороз-воевода из стихотворения Н.А.Некрасова имеет мало общего с добрейшим рождественским дедом, скорее он похож на Морозку из русских народных сказок.

Ведущий 2. А теперь давайте представим, что может произойти, если зимы не будет

( звучит песня «Кабы не было зимы…»)

- Ведущий 2: Зима - красивое, волшебное время года, когда приходят самые сказочные праздники: Новый год, святки, Рождество. У каждого человека воспоминания детства непременно связаны с этим временем года: снежные игры, катание с горок, подарки Деда Мороза. (стихотворение «Детство»)

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

Вот свернулись санки,

И я на бок – хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Всё лицо и руки

Залепил мне снег…

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

2 станция – музыкальная.

- А теперь представьте себя композиторами. Если бы вы сочиняли музыку о зиме, какой бы она была по характеру? (мягкая, нежная, быстрая, вьюжная, громкая, тихая, спокойная и т.д.)

-Видите, какая она у вас разная! Так и в жизни, то она мягкая, пушистая, а то резвая, вьюжная, сердитая. Вот и композиторы, сочиняя свои произведения о зиме, видят её очень разной, каждый по-своему.

-Вот, например русский композитор Г. Свиридов увидел её такой. Давайте послушаем и узнаем, о чём нам рассказал композитор в этой музыке? (Слушание «Тройка» Г. Свиридова)

-В каком характере прозвучало это произведение? (Весело, празднично, игриво, легко….)

-А что изобразил композитор? (Топот копыт, порывы ветра, скрип снега….)

-А как бы вы назвали это произведение?

Свиридов назвал это произведение «Тройка». А эпиграфом к этой музыке послужили строчки из стихотворения Петра Вяземского:

-Тройка мчится, тройка скачет

Вьётся пыль из под копыт

Колокольчик звонко плачет

И хохочет, и визжит.

-Издавна на Руси любили кататься зимой на лошадях. Крестьяне в деревнях запрягали их в сани и ездили в лес, за дровами. В праздники часто катались на тройках. Лошадей украшали лентами с подвешенными на них колокольчиками. Когда такая тройка лошадей неслась по дороге, далеко был слышен звон колокольчиков. (Показ картины) – Посмотрите внимательно на картину художника и скажите, подумав:

-Совпадает ли образ картины с образом, который мы увидели в музыке Свиридова?

- Как вы думаете, какой должна быть мелодия к словам такого стихотворения?

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится.

(Плавная, тихая, медленная, нежная, ласковая…)

-Почему? (Потому что снежинки падают мягко, плавно…..)

-Ребята, представьте, что вы превратились в снежинок и закружились в танце, опускаясь на землю. Давайте все встанем и под следующую музыкальную композицию изобразим падающих снежинок.

-Вы очень хорошо изобразили снежинок, а теперь давайте посмотрим, как танцуют профессиональные танцоры в балете.

-Вспомните что такое балет? (Музыкально-театрализованный спектакль, рассказанный танцем, жестами, мимикой)

-Итак, это была музыка и фрагмент балета «Вальс снежных хлопьев» из балета Чайковского «Щелкунчик».

3 станция – живописная

Неповторимые зимние пейзажи поражали своей красотой не только поэтов, но и художников. Многие из них на своих полотнах изображали русскую зиму. Иван Ивнович Шишкин, Василий Иванвич Суриков, Игорь Эмануилович Грабарь, Константин Коровин, Николай Крымов – это лишь малый перечень тех, кого поражала своей красотой и величием русская зима.

- Картина Аркадия Александровича Пластова «Первый снег». Это первый зимний день. Первый снег! Он медленно ложится на землю белыми хлопьями! Снег покрыл крыши домов. И стало все кругом светло и радостно. Хочется смотреть, любоваться, радоваться, бежать по первому снегу и поиграть в снежки. …).

- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Радостное чувство восторга при виде первого снега. Возникает ощущение радости,

счастья, праздника. Нельзя быть равнодушным, глядя на это великолепие природы).

- К какому прочитанному стихотворению подошла бы эта картина? («Мама, глянь-ка из окошка»)

Ведущий 1 – Посмотрите следующую картину. Кто написал эти картины?

- Русский художник Иван Иванович Шишкин является создателем русского эпического пейзажа.

- Чем отличаются эти две картины? (на одной картине изображен зимний лес, а на другой – одинокая сосна). Одну из своих картин он назвал строчкой из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова.

«На севере диком…» (Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна…)

«Зима» мы видим зимний лес, который изображен так реалистично, что становится немного прохладно. Белые, заснеженные деревья пригнулись под тяжестью груза, а отдельные деревья даже упали, не выдержав такой роскошного снежного убранства. Снег укрыл весь лес прекрасным покрывалом, на котором играют редкие лучи солнца. Еще большее ощущение праздника возникает при взгляде на маленькую птичку, которая притаилась на одном из деревьев. Она напыжилась, старается согреться, но, все равно, рада наступлению такой удивительной поры. Картина оказалась настолько притягательной и живой, что захотелось пройтись по зимнему лесу, вдохнуть аромат свежести – и в полной мере ощутить на себе красоту живой природы.

- Какое стихотворение подойдёт к репродукции первой картины? («Зима» Ивана Захаровича Сурикова)

Ведущий 2. Огромное пятно заснеженной и застывшей, как в волшебном сне, могучей сосны четко выделяется на фоне темного неба. Пятном на снегу смотрится и падающая тень от сосны, стоящей на крутом холме. Чувством печали, грусти пронизана вся картина.

Ведущий 1. Василий Суриков – автор многих картин на темы российской истории и прекрасных портретов.

На картине «Взятие снежного городка» Суриков изобразил сибирскую игру, которую художник наблюдал в юности. Построенную из ледяных и снежных глыб крепость всадники должны были сломать и перескочить через нее.

На переднем плане в санях с богатым ковром на спинке в красивых шубках сидят молодые женщины, с восторгом наблюдающие за происходящим. Разудалая молодежь, смеющиеся румяные девушки, нарядные костюмы, разноцветные узоры на одеждах, ковре, дугах – все полно радости, создает настроение праздника.

- А как называется эта картина? И назовите автора, который её написал. («Снегурочка» Васнецов)

- Она нам знакома? (Да)

- Сейчас каждая группа придумает по вопросу по данной картине и задаст другим участникам. Вопросы не повторяются. Вы должны в группе обсудить ответ и озвучить. Другой группе можно дополнить.

- У кого получилось? Почему? (Помогло умение договориться, умение работать в группе, внимание, наблюдательность).

4 станция – творческая.

- Сейчас мы с вами будем творцами. Я включаю музыку, и мы начинаем рисовать на листе зимний пейзаж. Но не просто рисовать, а вслушиваясь в музыкальное произведение, передать настроение музыки. (по группам)

Итог урока:

- Какому времени года мы посвятили наш урок (зиме)

- В каких жанрах искусства мы встречались с зимой? (в живописи, поэзии, музыке)

- Верно. Мы окунулись в мир большого искусства. Все вы были большие молодцы, потому что не только знакомились с произведениями о зиме, но и сами пытались творить.

Поэты и художники помогли нам лучше увидеть и почувствовать красоту природы, они заставили нас зорче всмотреться в окружающий мир, увидеть неповторимость зимних красок.

Зима оставляет ощущение чистоты и свежести, ясности и таинственной красоты, которая причудливо запрятана в переплетениях заснеженных ветвей деревьев, в неповторимых узорах снежинок, в очаровании зимнего леса и неба. И так хочется в своей душе обрести эту первозданную чистоту, которую дарит нам зима. Нужно только уметь видеть и чувствовать эту красоту, не проходить мимо нее. И мы надеемся, что стихи и картины, которые вы сегодня услышали и увидели помогут вам по- новому взглянуть на нашу зимнюю природу, вслушаться и всмотреться в красоту, окружающую нас.


Доп материал

Кстати сказать, к нам только что из зимнего сказочного леса пожаловали гости.
Декабрь.
Верные слуги -
Снежные вьюги,
Заметите все пути,
Чтобы в чащу не пройти
Ни конному, ни пешему!
Ни леснику, ни лешему!

Январь.
Вьюга белая - пурга,
Взбей летучие снега.
Ты крутись, ты дымись,
Пухом на землю вались,
Кутай землю пеленой,
Перед лесом стань стеной.
Вот ключ,
Вот замок,
Чтоб никто пройти не мог!

Февраль.
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи.
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землёю.
Пусть бежит в полях позёмка
Белою змеёю!

Декабрь.
Из-за северных
Морей,
Из серебряных
Дверей
На приволье, на простор
Выпускаю трех сестер!

Январь.
Буря, старшая сестра,
Ты раздуй огонь костра.
Стужа, средняя сестра,
Скуй котел из серебра -
Соки вешние варить,
Смолы летние курить…

Февраль.
А последнюю зову
Метелицу-куреву.
Метелица-курева
Закурила, замела,
Запылила, завалила
Все дорожки, все пути -
Ни проехать, ни пройти!

Ведущий 1. Не только стихов и песен много о зиме. Известно много пословиц и поговорок, загадок. Я буду читать пословицы, а вы должны отгадать окончание.

Береги нос в большой... (мороз).
В зимний холод всякий... (молод).
Зима без снега, лето без... (хлеба).
Мороз невелик, да стоять... (не велит)
Шубка зимой... (не шутка).
Гуси летят - на хвосте... (зимушку тащат).
В зиму шубу... (не занимают).
На морозе и старик... (вприпрыжку).
Зимой тулуп всякому... (люб).
Зимний денек с... (воробьиный скок).

Ведущий 2. А теперь отгадайте-ка загадки.

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (
Декабрь)

Старик-шутник: на улице стоять не велит, за нос домой тянет. (
^ Мороз.)


Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет, тогда заревет. (
Снег.)


Не драгоценный камень, а светится. (Лед.)


Я потрещу, а ты бей в ладоши да пляши. (Мороз.)


Прихожу - все рады, ухожу - все рады. (Снег)

Нет колес у меня -
Я крылата и легка.
Громче всех постовых
Я свищу без свистка.
На лету, на лету, на лету-у,
Всю страну замету. (Вьюга)

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрылось серебром. (Зима)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.

Цели занятия:1.    Познакомить детей с правилами дорожного движения.2.    Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.

Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...

"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....