Воспитательный час "Сталинградская битва" 02.02.2024
классный час (3 класс)
Предварительный просмотр:
«Сталинградская битва»
Цель: знакомство с важной исторической битвой Великой Отечественной войны, славным героическим прошлым города-героя Волгограда.
Задачи:
- Уточнить и расширить знания учащихся о Сталинградской битве, ее значении в ходе Великой Отечественной войны.
- Способствовать формированию патриотизма, стремления знать историю своей страны в период 1941 – 1945 годов.
- Воспитать любовь к Родине, уважительное отношение к исторической памяти народа, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.
Оборудование:
Презентация, видеоролик «Сталинградская битва», виртуальная экскурсия по музею-заповеднику Сталинградской битвы и Мамаеву кургану.
- Ребята, сегодня, у нас необычный воспитательный час. (Слайд 1)
2 февраля в 1943 году прозвучали последние залпы одной из важнейших битв Великой Отечественной войны – Сталинградской. (Слайд 2)
- Давайте вспомним, когда началась Великая Отечественная война?
- Какими для нашей страны были первые месяцы войны?
- Где происходило первое крупное сражение с немцами? Кто в нем победил? (Битва под Москвой. Немецкая армия была отброшена от столицы нашей Родины.)
- Потерпев поражение под Москвой, летом 1942г. фашисты начали новое наступление на юге. Для танков и самолетов, автомашин нужно было много горючего. Нефтью, из которой делают горючее, богат советский Кавказ. Для того чтобы кормить миллионную немецкую армию, необходимо много продуктов. Хлебом богата советская Кубань.
- Фашисты стремились выйти к Волге, захватить Кавказ, Кубань и отрезать их от Москвы и центральных районов России. И конечно, они по-прежнему пытались уничтожить Советскую Армию и закончить войну быстрой победой.
- Грозным было лето 1942г. Собрав новые силы, фашистские полчища устремились на Дон и к Волге.
17 июля 1942 г. началась одна из величайших битв Великой Отечественной и второй мировой войны.(слайд 3)
- Сталинградская битва, которая продолжалась 200 дней и ночей. Гитлеровцы стремились в кратчайший срок овладеть Сталинградом.(слайд 4)
- Сталинград, Волгоград. Эти слова слились воедино. Это имя города, прославившегося легендарным мужеством и стойкостью своих защитников. Битва за этот город получила название Сталинградская битва.
- Для наступления на Сталинградском направлении из состава группы армий "Б" выделялась 6-я полевая армия (генерал танковых войск Ф. Паулюс)
- На 17 июля 1942 года в ее состав входили 13 дивизий, 3 тыс. орудий и минометов и около 500 танков. Ее поддерживала авиация 4-го воздушного флота (до 1200 самолетов). К началу Сталинградской битвы противник имел превосходство над советскими войсками в людях в 1,7 раза, в танках и артиллерии — в 1,3 и в самолетах — более чем в 2 раза.
- Весь мир, затаив дыхание, следил за битвой на волге, понимая: здесь решается исход войны. Боевым девизом защитников Сталинграда стали слова: “За Волгой для нас земли нет!”
- Город превратился в горящие развалины. В битве, которая не утихала ни днем, ни ночью, перемешалось все. Прорывавшиеся в разрушенные кварталы города немецкие солдаты попадали под обстрел, ведущийся из-за каждой груды обломков.
- Советские солдаты сражались за каждую улицу, за каждый дом, каждый этаж, за каждый камушек родной земли. 200 дней и ночей длилась Сталинградская битва. Один из страшных дней для жителей города – 23 августа 1942 года. (Слайд 5)
- Тогда в далеком 1942 году немецкая боевая авиация намеревалась стереть Сталинград с лица Земли. На дома горожан были сброшены несколько тысяч бомб, уничтожив большую половину Сталинграда, убила более 40 тысяч человек, превратив тем самым город в громадную территорию, покрытую горящими руинами.
- (слайд 6) Дом сержанта Павлова – Дом солдатской славы. 58 дней в окружении немцев отбивали наши бойцы атаки врага. Они держали под пулеметным огнем площадь и ближайшие улицы. (слайд 7)
- Ценой невероятных усилий наши войска смогли не только отбить наступление гитлеровских войск 19 ноября 1942 года (Слайд 8), но и окружить передовые части немецкой армии во главе с генералом-фельдмаршалом Паулюсом - 2 февраля 1943 года. (Слайд 9)
- Великим был и трудовой подвиг сталинградцев. Под непрерывными бомбежками артиллерийскими обстрелами они продолжали выпускать орудия, минометы, автоматы; знаменитые танки Т-34, собранные руками рабочих тракторного завода, из ворот уходили прямо в бой. Бои продолжались до 2 февраля 1943 года.
Сгущались тучи в пепельном рассвете,
И сединой покрылись небеса,
И битву века ожидала вся планета,
Дыханье в ожиданье затая.
И приближался взрывов грохот дикий,
И смерть, смеясь, готовила капкан.
Нельзя назад - там Родины погибель,
Сказал нам перед боем капитан.
Давай, вперед, пока мы, братья, живы!
Нельзя назад, вперед, сквозь пулей град,
Давай, вперед, за матушку-Россию!
Давай, вперед, за жизнь, за Сталинград!
От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой,
Содрогалась земля,
И краснели поля,
Всё пылало над Волгой-рекой.
В зное заводы, дома, вокзал,
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
Город не сдай врагу.
Верный присяге русский солдат,
Он защищал СТАЛИНГРАД.
Время придёт – рассеется дым,
Смолкнет военный гром.
Шапку, снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нём:
Это железный русский солдат,
Он защищал СТАЛИНГРАД.
- Жители города покинули Сталинград. Те, кто не смог уйти, прятались в подвалах домов. Женщины и подростки строили оборонительные сооружения, работали на заводах наравне с мужчинами.
- В Сталинградской битве Советская Армия разгромила 5 армий противника, пленила 91 тыс. человек. Но и среди советских солдат было много потерь. (Слайд 9)
Ложатся строчки ровные в тетрадь…
Пусть сотни раз
Снега сойдут со склонов,
Все так же сердце будет замирать
При этой цифре – 20 миллионов.
- Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе, воли, мужеству..
О героях Сталинградской битвы.
Примерами героизма стали подвиги простых солдат, офицеров, мирных жителей.
Подвиг снайпера Пётра Гончарова. В боях под Сталинградом он уничтожил 445 фашистов.
Пётр Гончаров продолжал участвовать в боях после Сталинградской битвы. Погиб под Кривым Рогом 31 января 1944 года.
10 октября 1944 года Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза. (Посмертно)
Яков Федотович Павлов
Не только сталинградцам известен подвиг защитников дома Павлова, но и всему миру. Обыкновенное четырехэтажное здание горстка советских воинов превратила в неприступную крепость. - Вечером 27 сентября 1942 г. Я. Павлов получил боевое задание командира роты лейтенанта Наумова разведать обстановку в 4-этажном здании. С тремя бойцами (Черноголовом, Глущенко и Александровым) ему удалось выбить немцев из здания и полностью захватить его. Вскоре группа получила подкрепление, боепитание, телефонную линию. Вместе со взводом лейтенанта И.Афанасьева численность защитников дошла до 24 человек.
Фашисты непрерывно атаковали здание, пытались разбить его артиллерией и авиабомбами. Умело маневрируя силами небольшого «гарнизона», Я. Ф. Павлов избегал больших потерь и в течение почти двух месяцев не давал врагу пробиться к Волге.
25 ноября во время атаки Я. Ф. Павлов был ранен в ногу. Лежал в госпитале, затем воевал наводчиком орудия и командиром отделения разведки в артиллерийских частях. Был награждён двумя орденами Красной Звезды, медалями. Вскоре после окончания войны (17 июня 1945 г.) младшему лейтенанту Я. Ф. Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Их солдатский подвиг стал символом мужества, стойкости и братской дружбы воинов.
Все бойцы были удостоены правительственных наград.
Интересный факт: на оперативной карте немецкого командующего Сталинградской группировкой генерала Паулюса «дом Павлова» был обозначен как крепость.
Матвей Мефодиевич Путилов
В одном из боев в середине октября бессмертный подвиг совершил связист штаба Матвей Мефодиевич Путилов. В разгар боя при исправлении поврежденной линии связи миной ему раздробило обе руки. Истекая кровью, он дополз до места разрыва и, теряя сознание, зубами соединил оба конца.
Паникаха Михаил Аверьянович (1918 – 02.10.1942) Родился на Украине. Призван в ряды Красной Армии Царичанским райвоенкоматом Днепропетровской области в 1939 г. На защиту Сталинграда прибыл в составе бойцов Тихоокеанского флота. Рядовой (командир отделения 883-го стрелкового полка 193-й стрелковой дивизии). Беспартийный. 2 октября 1942 г. в районе завода «Красный Октябрь» Паникаха и его фронтовой товарищ Бедеров находились в окопе, выдвинутым к позициям противника. Со стороны Мамаева кургана немецкие танки перешли в наступление. Бой завязался неравный. У бойца остались только две бутылки с горючей жидкостью «КС». Тогда М.А. Паникаха, взяв их, пополз вперед. Вражеская пуля попала в поднятую матросом бутылку и жидкость, растекшись по солдату, воспламенила его. Превозмогая боль, Михаил вскочил на головной танк и вместе с его экипажем сгорел. Советский боец пал смертью храбрых. Остальные немецкие танки и пехотинцы повернули назад. Михаила похоронили в глубокой воронке, близ завода «Красный Октябрь». Подвиг Михаила Паникахи стал известен всей стране. Паникаха был награжден орденом Отечественной войны I степени посмертно.
Василий Григорьевич Зайцев
Василий Григорьевич Зайцев родился 23 марта 1915 года в селе Еленинка Карталинского района Челябинской области в семье крестьянина. Русский. Окончил семь классов неполной средней школы. В 1930 году окончил строительный техникум в городе Магнитогорске, где получил специальность арматурщика.
С 1937 года служил на Тихоокеанском флоте, где его зачислили писарем артиллерийского отделения. После учёбы в Военно-хозяйственной школе его назначили начальником финансовой части на Тихоокеанском флоте, в бухте Преображение. В этой должности его и застала война.
К лету 1942 года старшина 1-й статьи Зайцев подал пять рапортов с просьбой направить его на фронт. Наконец командир удовлетворил его просьбу и Зайцев уехал в действующую армию. Сентябрьской ночью 1942 года, вместе с другими тихоокеанцами, Зайцев переправился через Волгу и начал участвовать в боях за город Сталинград.
Он умел выбирать самые лучшие позиции, маскировать их; обычно скрывался от вражеских солдат там, где они не могли и предполагать русского снайпера. Прославленный снайпер бил врага беспощадно. Только в период с 10 ноября по 17 декабря 1942 года в боях за Сталинград В. Г. Зайцев уничтожил 225 солдат и офицеров противника, в том числе 11 снайперов, а его товарищи по оружию в 62-й армии — 6000. Особенно прославил Зайцева снайперский поединок с начальником берлинской школы снайперов майором Кёнингсом, присланным в Сталинград со специальным заданием активизировать снайперское движение в немецких войсках.
Филиппов Александр Александрович
(26.06.1925 – 23.12.1942)
Саша родился в 1925 году в городе Сталинграде. Когда началась война, четыре его брата ушли на фронт. Летом же 1942 года на второй год тяжелой войны Саше было 16 лет, и он уже имел специальность слесаря и сапожника. Немецкие солдаты прорвались в Ворошиловский район, заняли район, где жила семья Филипповых. Ночью Саша связался с воинской частью старшего лейтенанта Семинихина, которому принес разведывательные данные о противнике. Так, Саша стал разведчиком под кличкой «школьник». С сумкой через плечо, с сапожным инструментом ходил Саша по немецким штабам чинить сапоги немцам. Днем работает, все высматривает, а ночью пробивается к штабу, и в окно летят гранаты. Немцы после взрыва бегают, ищут партизан, а Саша на улице с детьми в «классы» играет. Много раз ходил Саша в тыл противника. 23 декабря 1942 года после выполнения задания возвращался вместе с разведчицей Марией Усковой. При переходе линии фронта они были схвачены немецкими солдатами. После долгих пыток фашисты повесили Сашу вместе с Усковой и еще неизвестным юношей-партизаном недалеко от дома на глазах матери. Перед своей смертью Саша успел крикнуть: «Все равно наши придут и перебьют вас, как бешеных собак!» Посмертно Саша награжден орденом Красного Знамени и медалью «За оборону Сталинграда». Похоронен в сквере Ворошиловского района, на могиле установлен ему памятник. Его именем в Волгограде названа улица, где жил, школа, в которой учился и сквер, где похоронен.
Владимир Васильевич Землянский
Родился 21.11.1906 г. в Москве. Русский. По окончании рабфака работал на заводе. В Вооруженных Силах с 1926 г. В 1927 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу, в 1928 г. Севастопольскую военную авиационную школу, в 1933 г. Курсы усовершенствования командного состава. Служил в Тамбовском военном авиационном училище летчиков.
В действующей армии в период Великой Отечественной войны с декабря 1941 г.. За этот период майор Землянский совершил 45 боевых вылетов, в результате которых уничтожено 100 танков противника, несколько сот автомашин, подавлен огонь нескольких десятков зенитных батарей, разрушено 2 переправы, частично уничтожено более батальона пехоты.
07.08.42 г. во время атаки вражеских танков, прорывавшихся с юга к внешнему оборонительному обводу Сталинграда, Землянский показал образец мужества и бесстрашия, прицельным огнем уничтожил несколько танков и автомашин. При последнем заходе его Ил-2 был подбит огнем зенитной артиллерии. Мотор штурмовика загорелся, нарушилось управление. И тогда Землянский подал по радио команду своему заместителю возглавить группу, а сам направил горящий самолет на скопление войск противника.
- Особо необходимо отметить подвиги, которые совершали медицинские сестры. Это большей частью были девушки 18-20 лет, совсем юные, хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти… Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сестрами милосердия.
Наташа Качуевская добровольно пошла на фронт медсестрой. Вынесла с поля боя 79 солдат. В одном из боёв за Сталинград, попав в окружение с 45 бойцами, она не только оказывала раненым медицинскую помощь, но и стреляла в фашистов. Когда враги приблизились, подпустила их близко к себе и взорвала гранату. Вместе с ней погибло 10 фашистов.
Давайте все минуту помолчим,
Помянем с болью тех, кто не вернулся,
Кто в полный рост о пулемет споткнулся,
Идя в атаку сквозь огонь и дым.
Давайте все минуту помолчим,
Пусть слезы навернуться на ресницы,
Фронтовикам война доныне снится
И тем, кого ничем не воскресим,
Давайте все минуту помолчим.
Мы жизнью им обязаны на свете –
И сами мы и даже наши дети.
Их подвиг не забыт, неповторим.
Давайте все минуту помолчим.
Объявляется минута молчания.
- В период Сталинградской битвы местом самых ожесточенных боев стал Мамаев курган, защитники Сталинграда называли его главной высотой России.
Сто двадцать дней и ночей фашисты рвались на эту высоту, но так и не смогли захватить ее полностью. Вершина кургана много раз переходила из рук в руки, но все же осталась в руках ее защитников.
Десятки тысяч соотечественников положили здесь свою жизнь за Отечество. В память о погибших воинах на Мамаевом кургане был создан мемориал воинской славы.
Здесь на холме захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. Сюда каждый год и каждый день приходят люди, здесь горит вечный огонь, в память о тех, кто уже никогда не придет.
На Мамаевом кургане возвышается гора,
А под ней лежат ребята не пришедшие тогда.
Не вернулись сотни деток к матерям родным домой!
Все они легли на поле под родною стороной.
- Все содрогалось от взрывов бомб, мин, снарядов. Казалось, что все живое неминуемо погибнет в этом море огня и адском грохоте. Но советские воины выстояли. Потеряв сотни тысяч убитыми и ранеными, гитлеровцы в ноябре прекратили натиск и перешли к обороне.
- История войн не знала еще подобного примера окружения и разгрома такой многочисленной армии. Сталинград стал триумфом советского военного искусства и мужества советских воинов.
Великая битва на Волге явилась началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Началось массовое изгнание фашистских оккупантов с родной земли.
За массовый героизм и мужество жителей во Время Великой Отечественной войны город Сталинград был удостоен звания «Город – герой».
Там, где 200 дней и ночей
Бушевала великая битва,
Там, где кровью тысяч людей
Каждый метр земли был пропитан
Там, где сила советских солдат
Сокрушала фашистскую силу,
Там давно уже пушки молчат
И поля от пожарищ остыли.
Там сегодня над Волгой-рекой,
На священной землей Сталинградской,
Рвется к солнцу цветок полевой
Из-под каски пробитой солдатской.
Жизнь! Мы славим величье ее
Жить! Вот благо и счастье людское!
За него, за счастье твое и мое
Свои жизни отдали герои.
- Всех героев не назвать, но их помнят. В их честь называют дома, улицы, площади, в их честь зажигают вечный огонь.
Рефлексия.
- А теперь, давайте еще раз назовем дату начала битвы за Сталинград.
- Вспомните , почему немецкая армия стремилась захватить Сталинград?
- Как подготовились враги к началу битвы?
- Каких героев – защитников узнала наша страна?
- Как закончилось Сталинградское сражение?
- Какое значение имела победа в этой битве для нашей страны?
- В конце нашего занятия я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию по музею Сталинградской битвы и Мамаеву кургану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс
План воспитательной работы в 3 классе на 20011-2012 учебный год ...
Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе
Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию. Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....
"Повышение воспитательного потенциала урока - важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса".
О необходимости реализации воспитательного потенциала содержания урока....
Педагогический анализ воспитательного мероприятия. Воспитательный анализ урока.
Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего ...
Качество воспитательного образования Анализ воспитательной работы в 1 «в» классе
Младший школьный возраст- это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно, в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные...
Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель моей работы: всестороннее развитие каждого ученика....
«Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе - залог успешной воспитательной работы с учащимися»
Инновационность-важный признак современного качественного образования....