«Экологическое воспитание в системе дополнительного образования»
статья

Сорокина Лариса Масгутовна

Всё взаимосвязано со всем – гласит   закон экологии. Значит, и шага нельзя ступить, не задев и не нарушив что-либо из окружающей среды.  Каждый шаг человека по обычной траве – это десятки погубленных микроорганизмов и насекомых. Можем ли мы что-то изменить? Как нам быть?

Решить проблемы экологии на нашей планете мы сможем только в том случае, если основой развития человечества станет дружба человека и природы. Каждый из нас должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые нужно создавать и воспитывать с ранних лет. С детства нужно учиться жить в согласии с природой, ее принципами и законами. Именно поэтому актуально сейчас говорить об экологическом воспитании и образовании. И именно зеленая лаборатория под синим небом – во все времена и у всех народов была источником обучения, воспитания и развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sorokina_l.m.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей»

Сорокина Л.М., методист

МБУ ДО ДДТ «Радуга талантов»

Агрызского муниципального района

Республики Татарстан

Глобальные проблемы экологии заставляют нас задуматься о будущем нашей планеты, о нашем с вами будущем. Проблемы неразрывно связаны

с деятельностью человека и его влиянием на окружающую среду. Чрезмерная активность человека привела к тому, что уничтожены гектары лесов, всё сильнее загрязняется воздух и мировой океан. К сожалению, наша планета за последние несколько десятилетий загрязнилась сильнее, чем за все предшествующие тысячелетия. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.[1]

Всё взаимосвязано со всем – гласит закон экологии. Значит, и шага нельзя ступить, не задев и не нарушив что-либо из окружающей среды. Каждый шаг человека по обычной траве – это десятки погубленных микроорганизмов и насекомых. Можем ли мы что-то изменить? Как нам быть?

Решить проблемы экологии на нашей планете мы сможем только в том случае, если основой развития человечества станет дружба человека и природы. Каждый из нас должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые нужно создавать и воспитывать с ранних лет. С детства нужно учиться жить в согласии с природой, ее принципами и законами. Именно поэтому актуально сейчас говорить об экологическом воспитании и образовании. И именно зеленая лаборатория под синим небом – во все времена и у всех народов была источником обучения, воспитания и развития.

Указом Президента Российской Федерации 2017 год назван годом экологии в России [2].

Экологическое воспитание является приоритетным в общей системе воспитания. В реализации экологического воспитания важнейшее место принадлежит учреждениям дополнительного образования, так как именно они обладают гибкой системой, быстро реагирующей на изменения индивидуальных и образовательных потребностей детей.

Перед нами поставлена задача воспитания поколения людей с экологическим мировоззрением, с развитой экологической культурой.

Базовая модель экологического воспитания основывается на ряде принципов:

непрерывности, которая означает, что при моделировании необходимо учитывать постоянное и целенаправленное создание условий протекания экологического воспитания во всех видах деятельности учащихся и формах организации: индивидуальной, групповой, массовой;

преемственности: тщательный отбор форм и видов деятельности, которые могут успешно быть использованы в построении модели экологического воспитания;

индивидуальности: принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка.

Выделяются следующие методологические подходы в сфере дополнительного экологического образования детей :

1. Научный подход

2. Исследовательский подход

3. Практико-ориентированный подход

4. Принципы образования в интересах устойчивого развития

5. Междисциплинарный подход

6. Индивидуальный, личностный подход

7. Гуманитарный подход

На практико-ориентированный подходе строится вся система воспитания подрастающего поколения. Ведь только через практические действия мы можем внести существенный вклад в дело защиты экологии нашей планеты.

Деятельность в детских объединениях естественно-научной направленности МБУ ДО ДДТ «Радуга талантов» разнообразна по своей специфике и содержанию: дети занимаются научно-исследовательской работой, проводят опыты с растениями, участвуют в природоохранных акциях и экспедициях, проводят мониторинги и экологические рейды, учатся правильно заготавливать и использовать природный материал при изготовлении творческих работ, используют полученные знания в декоративно-прикладном искусстве.

С увлечением занимаются ребята в кружках «Живая планета», «В мире животных». Воспитанники определяют урожайность растений, проводят химический анализ корнеплодов, зерна, определяют структуру урожая, учатся и успешно делают выводы по опытнической работе, оформляют дневники, сравнивают полученные результаты с предыдущими годами. Обучаются основам ухода за домашними животными. Существенным результатом такой деятельности является интерес к профессиям, связанным с сельским хозяйством, есть выпускники, связавшие свое дальнейшее обучение по профилям кружка.

Экологическое воспитание воспитанников происходит во время экскурсий и походов в природное окружение, проведения мониторингов и экологических рейдов, природоохранных акций. Проводятся рейды по очистке береговых зон водоёмов от бытового мусора, сушняка, расчищаются и облагораживаются родники.

Приоритетной является организация постоянного экологического дозора за состоянием реки Иж.

Активно ведется и совместная работа с родителями учащихся .В работе с семьей используется и нетрадиционные формы работы . Накоплен положительный опыт работы по формированию экологической культуры в результате совместной деятельности педагога, учащихся и их родителей.[3,с.120]. Необычным способом привлекается внимание населения к проблемам, о которых делаются записи в специальном журнале «Жалобная книга Земли».

Наблюдательные родители и учащиеся записывают в специальный журнал проблему: допустим, это сломанная ветка дерева на улице Октябрьской около магазина, небольшая куча мусора около школы. Затем они устраняют эти проблемы-жалобы Земли. Очень интересный метод сокращения использования полиэтиленовых пакетов предложили, реализуют и пропагандируют учащиеся

в своих семьях: они всегда отказываются от маленьких фирменных пакетов в аптеках (таблетки и микстуры уже идут в упаковках).

Также ребята дома практикуют раздельный сбор мусора в пятилитровые пластиковые бутылки.

Конечно же, наши ребята являются активными участниками и научно-практических конференций, конкурсов экологических рисунков, акций, и становятся победителями и призерами на различных уровнях.

Посредством пропаганды экологической культуры, здорового и экологически-ориентированного образа жизни у детей и подростков формируется культура природолюбия. Преподнесенные должным образом экологические сведения, дополненные местным материалом по этой проблематике, способствуют выработке у обучающихся убеждения в необходимости безотлагательной помощи природе, стремления хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго у нее брали.

До учащихся мы всеми возможными способами стараемся донести, что решить проблемы сохранения природы, её животного и растительного мира можно только всем вместе. И в тоже время забота об окружающей среде должна быть делом каждого, каждого, кто живет не одним днем и хочет оставить свой дом – Землю – своим детям в хорошем состоянии. Поэтому чтобы улучшить экологическое состояние не только города и страны, но и планеты в целом, нужно начать с себя!

Список литературы:

1. Экологическая доктрина Российской Федерации
(одобрена
распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р)

2. Указ Президента Российской Федерации от г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии».

#1069;кологическое образование и воспитание детей / М.: ООО «Новое образование», 2010. – 120 с. (Серия «Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы экологического воспитания в учреждениях дополнительного образования.

В этой статье вы найдёте эффективные и апробированные на практике формы эколого-биологического воспитания....

«Социализация учащихся начальной школы через экологическое воспитание и образование»

«Социализация учащихся начальной школы через экологическое воспитание и образование»...

Экологическое воспитание и образование младших школьников

Данный материал раскрывает важность экологического воспитания младших школьников.Содержит тематическое планирование кружка "Краеведение"Структура экологических занятий....

Экологическое воспитание и образование младших школьников

Цели и задачи экологического воспитания учеников начальных классов.Театическое планирование кружка "Краеведение"...

Экологическое воспитание как часть дополнительного образования в школе.

Дополнительное образование всегда было частью школьной жизни. Дополнительное образование школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в...

Изучение понятий «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»

Статья о  понятиях «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»...

Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников

Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к при...