Не попить ли нам чайку…
план-конспект занятия (4 класс)
Цель: развитие толерантности в межличностном общении и взаимодействии
Задачи:
- познакомить с интересными фактами из истории чая, с историей возникновения русской традиции чаепития.
- формировать интерес к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным свойствам чая;
- создать условия для общения детей в дружеской обстановке.
- способствовать развитию мышления, памяти, реализации творческих способностей;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._ne_popit_li_nam_chayku.docx | 532.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Не попить ли нам чайку?
Не попить ли нам чайку…
Когда-то был в почете самовар,
Велись негромкие беседы под чаек,
С еловым дымом плыл медовый пар,
И разговор неспешно, вкусно тек.
Теперь спешим, глотаем кипяток,
Беседы - телефонные гроши...
Давайте я поставлю вам чаек
И пряников насыплю от души.
С погоды поведем свой разговор,
А не хотите - просто помолчим,
Не на бегу рассудим чей-то спор
И может домолчимся до причин.
Давайте я поставлю вам чаек,
Включу настольной лампы полукруг,
И пропоет нам песенку сверчок,
И станет тихо, просто тихо вдруг...
Давайте я поставлю вам чаек…
Цель: развитие толерантности в межличностном общении и взаимодействии
Задачи:
- познакомить с интересными фактами из истории чая, с историей возникновения русской традиции чаепития.
- формировать интерес к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным свойствам чая;
- создать условия для общения детей в дружеской обстановке.
- способствовать развитию мышления, памяти, реализации творческих способностей;
Оборудование:
- мини выставка пачек и банок из-под чая
- на столах скатерти;
- чашки с блюдцами,
- заварочный чайник (3-4 шт);
- ваза со сладостями для чаепития;
- шоколадки («Сникерс», «Марс», «Милки вей», «Баунти», «Аленка», «Гулливер») для конкурса «Сладкие вопросы»;
- маски ободки для конкурса загадок (чашка, блюдце, чай, чайник, стол, самовар, сахар, сахарница)
- Чай в пакетиках, прищепки, повязка для глаз для конкурса «Сбор чая»;
- Ножницы, повязка для глаз, бублики и сладости для конкурса «Найди угощение»;
- мед и 3-4 вида варенья для конкурса «Дегустатор»;
- Теннисные шарики, повязка для глаз для конкурса «Шишки для самовара»;
- Заварочный чайник, чай (желательно не в пакетиках) для конкурса «Я умею заваривать чай»
Ход мероприятия
Ведущий 1: Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Ведущий 2: Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных – это чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохранился и до наших дней. Чай - это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Как и хлеб, чай прочно вошел в повседневную жизнь многих народов мира.
Ведущий 1: Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир!
Ведущий 2: А откуда же и когда появился чай? Кто-нибудь из вас знает?
Ведущий 1: Однажды, пять тысяч лет назад, китайский император, отдыхал в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
Ведущий 2: Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. Ценился чай очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые заслуга. А при дворе этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Чай поэты воспевали в стихах. Выращивание и изготовление чая в Китае стало таким же секретом, как производство шелка, фарфора, бумаги и других великолепных китайских изобретений. Чайные плантации скрывали и строго охраняли от чужеземцев. Хотя чай позже и стал любимым напитком в большинстве стран мира, выращивать его долгое время не умели и привозили из Китая.
Ведущий 1: На первых порах не все умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок - полкило чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив их сметаной, подала к столу.
Ведущий 2: Как же попал чай на Русь? 360 лет назад монгольский хан, наряду с мехами и атласом, подарил русским посланникам 200 пакетов с названием «бах-ча», что значит «чай для заварки». Русские послы деликатно попытались отказаться от груды никчемных пакетов, ссылаясь на дальний путь. Но приближенные хана настояли на своем, утверждая, что русскому царю напиток из листьев, которые они посылают, придется по душе. Возвратившись в Москву, послы с опаской передали царю сушеные листья, которые были в пакетах. Лекарь испробовал действие отвара из этих листьев на заболевшем придворном: через некоторое время ему стало легче. Вот и начали лечить этим питьем царя и его приближенных.
Ведущий 1: Только спустя сорок лет Россия заключила договор с Китаем о поставке чая. В Китай отправился первый караван русских купцов. Тернистым был путь китайского чая к русскому столу. Его везли 11 тысяч километров на верблюдах, тележках, санях, переправляли на паромах через реки. Около года караван с чаем добирался до Москвы. Жадные купцы продавали его в 5-6 раз дороже, чем закупали. Для крестьян же чай был практически недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому-то и возникло выражение «чайком побаловаться».
Ведущий 1: С тех древнейших времён чай признается не только вкусным, но и целебным напитком. В японском средневековом лечебнике о замечательных свойствах чая говорится так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени и селезенки, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела». Именно эти качества прославили чай как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников. Не случайно чай был принят на «вооружение» как обязательный продукт сначала в английской, а потом и в русской армиях. Скот, который ел листья чая, лучше себя чувствовал и предпочитал его другим растениям.
Ведущий 2: Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет. Изучая целебные свойства чая, ученые узнали много интересного и полезного. Чай - прекрасное противоядие при отравлении организма стронцием. Чай используют в борьбе с такой страшной болезнью как рак кожи и легких. Если регулярно пить чай, становишься благодушным и миролюбивым. Недаром дипломаты предпочитают вести переговоры за чашкой чая.
Ведущий 1: Ребята, а с чем вы любите пить чай? Вы, наверное, знаете, очень много различных сортов шоколада, но их сейчас так много, что можно легко запутаться. А вот насколько хорошо вы их знаете, мы сейчас и проверим, загадав вам «Сладкие вопросы».
Ведущий 2: Всего вопросов будет шесть, для тех, кто шоколадки любит есть.
Вы только в зале не зевайте, а быстро руку поднимайте.
Пермяки и волгоградцы, Москвичи и питерцы, Очень любят шоколадки Под названьем… (Сникерсы) | Отчего рыдают дети И устраивают фарс? Очень хочется детишкам Скушать шоколадку… (Марс) |
Если праздник наступает Или просто юбилей Подарите шоколадку Под названьем… (Милки вей) | Спи малышка, сладко-сладко! Баю-баю-баиньки… Дам за это шоколадку Под названьем… (Баунти) |
Должен каждый мальчик знать И каждая девчонка – Очень вкусный шоколад Русская… (Алёнка) | Любят люди всей планеты От Карпат до Кордильер, Огроменную конфету Под названьем… (Гулливер) |
Ведущий 1: В Китае практически не встречается такое заболевание, как камни в желчном пузыре, потому что там знают, что чай является «чистильщиком» организма, выводя из него вредные вещества. В чае присутствуют чуть ли не все витамины. В Бразилии, где любят кофе, футболисты перед матчем, все-таки пьют чай - он полезнее. Пить надо только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее». На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые, целебные травы. Травяной чай не только приятен на вкус - это бодрящий тонизирующий напиток.
Ведущий 2: А сейчас мы проверим, как вы запомнили эти интересные сведения о чае. Мы проведем небольшую «Чайную» викторину.
Ведущий 1: Где и когда зародился обычай чаепития?
Ведущий 2: Когда чай впервые появился в России?
Ведущий 1: Почему чай прославился как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников?
Ведущий 2: Почему чай собирали только женщины?
Ведущий 1: В борьбе с какими болезнями помогает чай?
Ведущий 2: Как правильно нужно заваривать чай?
Ведущий 1: А сейчас послушайте загадки - и, если вы отгадаете, узнаете, что же является обязательным атрибутом русского чаепития.
- Конкурс «Чайная пара» (загадки с масками)
Если хочешь выпить чай - | Я хочу предостеречь! Чтобы губы не обжечь, К чаю подаются Ложечки и … (блюдца) |
Зелёный, чёрный и в пакетах, Чай | Ароматный чай душистый Заварить в нем можно быстро. Он с рисунком на боку, С круглой крышкой наверху, С носиком как закорючка И с фарфоровою ручкой. (Заварочный чайник) |
Это что за паренёк Разливает кипяток — | Ножки у него четыре, Он стоит в любой квартире, В центре комнаты, у стенки, Ставим на него тарелки. Ножки прочные его Опираются на пол, Догадались? Это… Стол |
Бел, как снег, в чести у всех, Сахар | Стоит сундук, В сундуке – жемчуг, Огнём переливается, В воде растворяется. Сладкий жемчуг. Что за сундук? (Сахарница) |
- Конкурс «Доскажи словечко» (коллективная игра)
Я захотел устроить бал,
Я гостей к себе___
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый ___
Ножи, тарелки, вилки тут,
Но что-то гости ___
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ___
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту ___
Когда же гости подошли,
То даже крошек не ___
- Конкурс «Сбор чая»
Участвуют 2 человека (участники предыдущего конкурса). Пакетики чая с помощью прищепок прицепить к одежде одного игрока, второй игрок с завязанными глазами должен за 1 минуту собрать как можно больше пакетиков.
- Конкурс «Найди угощение».
На веревочке привязаны конфеты, сушки и т. д. дети с завязанными глазами ищут и отрезают ножницами угощение.
- Конкурс «Как заварить чай»
В народе считается, что чай от 49 болезней помогает! Вот он, какой полезный! Чай заварить - непростое искусство! Заваривать чай следует свежевскипячённой водой, однако кипяток не должен бурно кипеть - такая вода способна убить аромат самого лучшего чая! Чайник для заварки, споласкивают кипятком, всыпав чай, заливают водой на две трети, закрывают крышкой, настаивают 3-5 минут, затем чайник доливают кипятком. Если при заварке выделяется пена - значит, чай заварен правильно. Снимать пенку не следует - такой чай самый ароматный.
Настаивают черный чай – 5 минут, зеленый – 8 минут. Затем заварной чайник доливают кипятком, оставляя 0,5 – 1 см. до крышки. После этого заварку разливают по чашкам или стаканам.
- Конкурс «Сладкоежка»
Дети встают в круг и под музыку передают вазочку, до краёв наполненную конфетами. Передавая вазочку нужно назвать как можно сладостей, с чем пью чай. Музыка умолкает, кто остался с вазочкой – берет себе конфетку и выбывает из игры
- Конкурс «Я предпочитаю с чаем...»
Ведущий приглашает по одному участнику, они выбирают себе букву (В, П, Б, К) за 2 минуты команды на листе бумаги записывают блюдо или продукт на эту букву, который они употребляют с чаем. Например, буква «В» — ватрушки, варенье, вафли и т. д.
- Конкурс «Шишки для самовара»
Игрокам завязываются глаза. Необходимо с завязанными глазами собрать как можно больше теннисных шариков (шишек).
- Конкурс «Дегустатор»
Для конкурса потребуется мед, джем или 3-4 вида варенья. Дети по вкусу определяют и называют варенье: вишнёвое, клубничное. малиновое, сливовое, абрикосовое, ежевичное. Можно завязать глаза.
Хоть и кончен разговор,
Приглашаем всех за стол.
Чашка чаю ждет гостей,
Приглашаем всех друзей.
Приятного чаепития!
Приложение
Ведущий 2: Пить чай нужно только свежезаваренный. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее»
Разные народы по-разному готовят чай. В Китае – ароматизированные чаи с добавками из цветов и фруктов.
В Индии – чай со специями: гвоздикой, корицей имбирём.
В Англии – чай с молоком.
В России – чай с лимоном, который во всём мире называют «русским».
В США – пьют холодный чай.
В Тибете чай смешивают с солью, сливочным маслом и взбивают горячую смесь.
Назовите как можно больше сладостей, с чем пьют чай.
Ответы детей: сахар, конфета, мёд, торт, пирожное, печенье, зефир, рулет, пряник, варенье, бублик, блин, баранки, сушки, калачи, ватрушки, пышки, коврижки, желе, шоколад, вафли.
5. Конкурс «Перенеси бублики».
Участвуют мальчики в равном количестве (командное соревнование). На стульях, стоящих напротив, размещены две корзинки. В одной - бублики, другая - пустая. Задача - надеть юбку, косынку, взять в руки корзинку, добежать до другого стула с корзинкой, положить бублик в пустую корзинку и вернуться обратно, передать корзинку следующему участнику команды. Кто окажется быстрее, тот побеждает в конкурсе и получает приз. (Приз - бублики.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения "Девушка-чайка" легенда
урок чтения по технологии развития критического мышления...
фото "Чайка"
фотография...
Лепим чайку с детьми
Пошаговая инструкция по лепке чайки из пластилина...
План-сетка работы пришкольного ЛОЛ "ЧАЙКА" на июнь 2019 г.
Тематика лагерной смены 2019 г.: «Театральный фестиваль». Каждый день смены - тематический. На отрядах работали педагоги - воспитатели. Мастер-классы, спортивные мероприятия, квесты провод...
Литература Бурятии. Конспект урока по теме "Легенды Байкала. Чайка-необычайка".
Цели: Рассмотреть образы героев сказки. Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать...
Сценарий праздника "Попьём-ка чайку!"
Чайная церемония в чуме у ненцев...
Разработка урока в 1 классе " Перенос слов типа "" рама, " чайка"
Цель урока:-научить переносить слова типа «рама» «чайка»;Планируемый результат:-научиться переносить слова типа «рама» «чайк...