Творческий проект "Группа года-2022"
материал
Данный творческий проект был напрвлен на знакомство с малочисленными народностями Севера. Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и заканчивая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества. Нашей группе представилась возможность познакомить воспитанников интерната с народом коми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий к защите проекта | 19.81 КБ |
prezentatsiya.docx | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий выступления
Проект: «Коренные малочисленные народы. Коми»
Выполнили: коллектив воспитателей 7 группы (Пингина В.В., Абуталипова В.Ю., Байханова С.И., Вануйто О.В.)
Слайд -1
Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, слайд 2 начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища слайд 3 и заканчивая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества. слайд 4
Декоративно-прикладное искусство народа коми многокрасочно и разнообразно. Коми издревле знали обработку металла, ювелирное дело, обработку кожи и украшение ее металлическими накладками, разнообразные виды плетения из кожи, бересты, корня, соломы, резьбу по дереву, инкрустацию по дереву металлом и соломой. слайд 5
Главной заботой каждой семьи коми - добыча пищи, изготовление одежды. Женщины и девочки много вяжут из овечьей шерсти теплые носки и варежки. слайд 6
Шаньги – лепешки с начинкой – самая популярная выпечка у коми. Но самой любимой выпечкой были рыбники – черинянь. Пельмени вы сегодня можете купить в любом магазине, но мало кто знает, что это коми национальное блюдо.
Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, музыки, изобразительного искусства. слайд 7
Как народ Коми на земле появился.
(спектакль по мотивам Коми народных сказок.
для детей младшего школьного возраста)
Действующие лица: Бабушка Агния, внучка Аннуш, Зарань, Ен, Пера, заяц, лиса, медведь
Ход спектакля:
(Аннуш смотрит в окно и скучает, бабушка Агния сидит на лавке и вяжет носок.)
Аннуш: Бабушка Агния, расскажи сказку!
Бабушка: Все сказки я уже рассказала, ни одну не позабыла. Впрочем, вспоминаю ещё про то, как наш народ коми на земле появился.
Бабушка: Дед врал – недоврал, баба врала – переврала, внучок хвать-похвать, уж не о чём врать. Мы не станем врать, а будем правду рассказывать о том, как народ коми на земле появился. А вы, ребята, рты раскрывайте, уши расставляйте!
Высоко – высоко над землёй, на небе, жили бог Ен и его дочь Зарань.
Слайд-8 (облака)
(Выходят Зарань и Ен. В руках Ена посох)
Тихо и спокойно текла их жизнь. Вокруг было одно небо – ровное и голубое, ни гор высоких на нём, ни оврагов глубоких, ни рек текучих, ни лесов дремучих.
Зарань: Скучно мне, батюшка, на небе! Посмотри вниз там и реки текут, и горы возвышаются. Пусти меня землю посмотреть!
Ен: Что там смотреть? Плохо на земле: горы да овраги, да дремучий лес, а в нём свирепые звери. Не пущу!.. Устал я, пойду отдохну…
Зарань: Как же мне хочется на землю спуститься. Даже звери меня не пугают. Но как попасть на землю? (видит радугу)
Слайд-9 (радуга)
Ой, радуга, до земли достала, может она мне поможет?
(Обращается к радуге)
Радуга, радуга, позволь по твоей спине на землю сойти.
Радуга: Иди, только спеши: я как только воды напьюсь, поднимусь обратно в небо.
(Зарань «спускается по радуге»)
Слайд-10 (лес)
( Оглядывается) (Звучит шум леса)
Зарань: Успела пробежать. Спасибо тебе, Радуга-дуга! Как здесь красиво.
(Выходит Пера)
Пера: Кто ты такая?
Зарань: Я Зарань, дочь бога Ена. А ты кто?
Пера: Я охотник, хозяин здешних мест. Зовут меня Пера. Зачем ты спустилась с неба сюда?
Зарань: Скучно мне на небе, хочу посмотреть на землю.
Пера: Что ж , будь гостьей, покажу тебе всю земную красоту.
(Уходят)
Бабушка: И повёл охотник Пера Зарань по своим владениям. Показал он ей не только леса и реки, но и познакомил её с лесными жителями.
Гуляли по лесу Зарань и Пера и увидели зайца, лису и медведя. А какая история с ними приключилась – увидите сами.
(Коми народная сказка «Лиса и заяц») слайд 11
Бежал Заяц по лесу и нашёл шанежку, Пера и Зарань наверно обронили.
(Выходит заяц)
Заяц: Что это на пеньке? А как пахнет вкусно (принюхивается), подойду поближе, посмотрю. Это же шанежка и я её нашёл! Ой, кто-то сюда идёт…
(Заяц прижимает уши. Выходит медведь)
Медведь: Здравствуй, Зайчик! Что ты тут делаешь?
Заяц:– Здравствуй Миша-медведь! Да вот, шанежку нашёл.
Медведь: Угостишь меня?
Заяц: Конечно, только как делить будем? Шанежка-то одна, а нас двое.
Медведь: А чего тут думать? Сядем и будем с двух сторон кусать…
Заяц: Нет, не согласен, у тебя вон рот – то какой большой, ты за один раз всю шанежку откусишь!
(Выходит Лиса)
Лиса: А что вы делаете?
Заяц: Лиса-лисонька, знаешь ли ты, как шанежку поделить?
Лиса: Как не знать, я мастерица такие загадки разгадывать.
(Берёт шаньгу, делит пополам)
Медведь: Неладно ты поделила! Одна половинка больше…
Лиса: Вот уж беда, сейчас сравняем! (откусывает)
Заяц: Теперь другая половина больше!
(Лиса кусает опять)
Медведь: А теперь та больше!
(Лиса снова кусает)
Лиса: Наелась я досыта! Теперь вроде одинаковые…
(протягивает оставшиеся кусочки) Довольны?
Заяц и Медведь: Одинаковые, но больно уж маленькие!
Лиса: Ничего! Ешьте на здоровье! В другой раз меня снова зовите, лучше меня никто вам не поделит!
(Выходят Пера и Зарань.)
Зарань: Не огорчайтесь, милые зверюшки! Вот вам ещё по шанежке!
Пера: В следующий раз не жадничайте, не ссорьтесь, а учитесь договариваться!
Лиса: А мне шанежку!
Пера: Ты свою уже съела, обманула! Честным надо быть!
Лиса: Я больше так не буду, обещаю.
Пера: Ну что, ребята, поверим ей? Прощаем тебя, впредь так больше не поступай!
Зарань: Вот, возьми, и тебе целая шанежка!
Звери: Спасибо! (Убегают)
(Выходит Ен)
Ен: Вот ты где! По всему небу тебя искал! Глянул на землю, увидел тебя на берегу реки, по радуге на землю спустился. Возвращайся домой!
Зарань: Не хочу на небо, хочу жить на земле!
Ен: На земле ты будешь жить в тёмном лесу, есть грубую пищу. Придётся терпеть нужду и лишения, тяжёлый труд и болезни, одумайся, пока не поздно!
Зарань: (Подходит к Пере) Нет, я больше никогда не вернусь на небо, останусь всё равно на земле!
Ен: Ну, смотри, пожалеешь, а обратно дороги не будет!
(Все уходят со сцены)
Бабушка: Рассердился Ен на дочь и наслал на землю великую жару. От этой жары высохли все реки и речки, поникла трава на лугах, пожухли листья на деревьях.
Слайд12 (Пустыня)
(Выходят Пера и зарань)
Зарань: Солнце палит, сил нет! Пить хочется!
(Выбегает Заяц)
Пера: Откуда, зайчик, ты силы берёшь в такую жару?
Заяц: Я нашёл ручеёк воды напился! И вас могу туда отвести!
(Пера и Зарань идут за зайцем, огибают занавес и выходят обратно)
Пера: Спасибо, тебе, зайчик!
Слайд-13 (Вода, шум дождя)
Бабушка: А после жары, новое испытание послал Ен на землю. Сильные дожди затопили леса и поля, высокие и низкие горы, кругом вода!
Остался маленький сухой островок, где оказались Пера и Зарань. А вода всё прибывает и прибывает.
Зарань: Смотри, Пера, кто там плывёт? (Смотрят вдаль)
Лиса: (За занавесом) Эй-эй! Пера! Зарань! Это я, Лиса, на лодке плыву! Я за добро, добром плачу: садитесь ко мне в лодку, на сухой берег вас отвезу!
(Пера и Зарань уходят)
Бабушка: Спала большая вода. Пошла было жизнь по-прежнему, но Ен придумал новое наказание. Он увёл от земли солнце и наступила на земле стужа – повалил снег, завыли метели…
Слайд -14 (Зима, шум пурги)
(Пера и Зарань выходят на сцену «закрываясь от ветра». На Зарань накинута шкура)
Зарань: Я больше не могу идти! Я очень замёрзла, давай пургу переждём!
Пера: Я тебя укрою!
(Садятся, накрываются белой тканью, образуя сугроб)
(Выходит медведь)
Медведь: Чего вы тут расселись? Совсем замёрзнуть хотите? Пойдём в мою берлогу, укроемся от ветра и холода!
(Уходят. Звери переодеваются в людей)
Бабушка: Много времени прошло с тех пор. Долго Ен не пускал солнце освещать и греть землю. слайд 15 А когда оно вернулось, осветило и обогрело землю, посмотрел Ен вниз, и глазам своим не поверил! На берегу большой реки, радуясь солнцу, пели и плясали люди
(Танец «Варенька». )
(Выходит Ен)
Ен: Скажи мне, женщина, кто ты такая?
Зарань: Я твоя дочь, Зарань!
Ен: Кто эти люди, которые веселятся вокруг тебя?
Зарань: Это наши дети, твои внуки!
Бабушка: Так на земле появилось племя Перы – предков Коми.
(Звучит плясовая музыка, герои приглашают детей)
Бабушка:
На том и сказка завершилась,
А ты думай и гадай,
Где серёдка, а где край.
Ежели скумекал, сиди и не мекай.
И впредь мои сказки слушай
Да шанежки кушай!
Конец!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Учитель года-2022" - задание "Урок"_4 класс
Конкурсный урокВидеоурок в 4 классе в рамках конкурса "УЧитель года" - задание "Урок"...
Конкурс "Учитель года-2022" - задание "Внеурочное мероприятие"_3 класс
Сценарий интеллектуальной игры-викторины, в рамках недели Доброты «Доброе слово – что ясный день» Видео внеклассного мероприятияСамоанализ внеклассного мероприятия...
Мастер-класс по созданию "Символа года 2022!"
Мастер-класс по созданию "Символа года 2022!"...
Эссе "Я - учитель" на конкурс "Учитель года 2022"
Эссе "Я - учитель" на конкурс "Учитель года 2022"...
Конкурсное испытание "Методическая мастерская" в муниципальном конкурсе "Учитель года - 2022".
Демонстрация методической компетентности и собственного опыта в вопросах обучения и воспитания. Компьютерная презентация с пояснительной запиской, представляющая собой эффективные методические практик...
Фестиваль творческих проектов «Группа года - 2022» в рамках года культурного наследия народов России и школьного проекта « Лабтэйко»!
Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и з...
Фестиваль творческих проектов «Группа года-2022» в рамках года культурного наследия народов России и школьного проекта «Лабтэйко», в номинации «Актерское обаяние».
В сказках о животных отражены поучительные уроки, которыми руководствовались и должны руководствоваться люди. Так, в сказках осуждается хвастовство и хитрость, высмеивают глупых и ленивых. Сказки учат...