«Формирование самооценки младшего школьника в рамках реализации ФГОС НОО»
методическая разработка (3 класс)

Сазонова Надежда Михайловна

Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен соотносить к себе, оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. По моему мнению, самооценка не является постоянной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samotsenka_ml.shkolnikov.docx93.51 КБ

Предварительный просмотр:

Сазонова Надежда Михайловна,

учитель начальных классов

МБОУ «Дмитриевская СОШ»

с. Дмитриевка

C:\Users\1\Desktop\

«Формирование самооценки младшего

школьника в рамках реализации ФГОС НОО»

Аннотация.

Тема эта актуальна, потому что младший школьный возраст – это период осознания ребенком самого себя, мотивов потребностей в мире, мотивов потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому особенно важно для дифференцированной, адекватной самооценки.

В настоящее время все более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка, как и завышенная, мешает ребенку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбирать интересные занятия.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен соотносить к себе, оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. По моему мнению, самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств, поэтому многие эмоциональные расстройства, влияющие на самооценку, можно предупредить или преодолеть. Для этого мне как учителю необходимо знать, как правильно формировать самооценку. Ребенок, который пришел в школу, еще не умеет учиться, его учебная деятельность формируется в ходе обучения под руководством педагога. Формирование учебной деятельности представляет собой наиболее важную задачу школьного обучения, такую же важную, как формирование универсальных учебных действий

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.

Самооценка – это способность человека составить определённое суждение о ценности, значении или качестве своих действий, поступков, сторон личности.

Самооценивание – процесс, направленный на сбор и анализ информации о своих сильных и слабых сторонах, о своих возможностях и проблемах.

Ученики должны сами оценивать свои знания. Когда учащиеся владеют навыками самооценивания и взаимооценивания, то вопроса о надёжности и адекватности оценки не возникает.

Умение оценить себя закладывается в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно чётко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса.

Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий.

Основные функции самооценки:

- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Необходимо обучать учащихся тому, что оценивание должно происходить на основе критериев, а не на основе эмоции.

В повседневной педагогической практике объёмом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников использую следующие формы:

1) «Светофор»

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый светофор. В первом классе предлагается зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, всё понял, то он на полях рисует зелёный кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения или что-то осталось не ясным, рисуется жёлтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приёмом дети могут пользоваться на протяжении всех лет обучения в начальной школе

2) «Говорящие рисунки» (Смайлики)

Если доволен собой, у тебя всё получилось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не всё получалось, то рисуй спокойное лицо.

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

3) «Лесенка успеха»

1 ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов, с самостоятельной работой на уроке не справился;

2 и 3 ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме , в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4 ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

4) «Карточка сомнений»

+ «Я всё понял»

- «Не совсем усвоил, сомневаюсь»

? «Не понял»

На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

V «Уже знал это»

+ «Новое»

? «Не понял, возник вопрос»

0 «Думал иначе»

5) «Волшебные линеечки»

Являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

- позволяет любому ребёнку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребёнка можно оценить как успешного);

- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предмете;

- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них линеечка в собственной тетради).

После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок означает «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной или заниженной самооценки учеником своей работы, учитель ещё раз раскрывает ребёнку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе строже или добрее.

Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребёнку оценить свои возможности и результаты.

6) «Дерево успехов»

Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети закрепляют на дерево плод, цветок или листок:

яблоко – «всё удалось»

цветок – «неплохо поработал»

листок – «сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь».

7) «Солнышко»

ясное солнышко – «справляюсь»

солнышко выглядывает из-за тучки – «не совсем справляюсь»

солнышко за тучкой – «не справляюсь».

8) «Прогнозирование»

На уроках важно учить детей прогнозировать успешность выполнения задания. До выполнения задания дети ставят на полях знаки:

! – справлюсь

!? – сомневаюсь

? – не справлюсь

После выполнения задания, просим еще раз поставить значок.

- Посмотрите, какой значок вы поставили перед выполнением задания. Подтвердились ли ваши ожидания?

Индивидуальные карты учащихся (оценочные листы)

Задача учителя:

Отследить продвижение ребёнка в освоении всех умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, счёта и т.д.

Во 2-4 классах процесс формирования адекватной самооценки постепенно меняет форму. Самооценка ученика дифференцируется, то есть складывается из оценок своей работы по целому ряду критериев. Критерии оценки должны быть однозначными и предельно четкими, выработанные совместно педагогом и учащимися или озвученные педагогом на уроке. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Примеры листов самооценки учащихся на уроке.

Лист самооценки

Ф.И. ученика ____________________________________

Незаконченное предложение.

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

я научился ...

было интересно…

было трудно ...

могу похвалить одноклассников за то, что ...

больше всего мне понравилось ...

особенно хорошо мне удалось...

свой результат могу оценить как

Лист самооценки

Ф.И. ученика__________________________________

1. На уроке я работал

активно

пассивно

2. своей работой на уроке я …

доволен

не доволен

3. урок для меня показался

коротким

длинным

4. за урок я

устал

не устал

5. мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

7. домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

не интересным

Оценивание может проходить по листу самооценки за каждую учебную задачу: Оценочный лист «Списывание»; Оценочный лист «Однокоренные слова»; Оценочный лист «Безударные гласные».

Оценивание может проходить за группу заданий, ставится отдельная отметка в оценочный лист, а из «набранных» учеником оценок в течение урока, выводится средняя и выставляется в дневник и журнал

Лист самооценки.

Ф.И.__________________________________________

Критерии:

Да +, нет-

На уроке я отвечал устно.

Я решил без ошибок в тетради задачу.

Я решил без ошибок примеры.

Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение.

В тетради я работал аккуратно

Отметка за урок

Лист самооценки

Ф.И._______________________________________

Дата

д/з

Работа в группе

Устные ответы

Работа в тетради

Сумма

баллов

Оценка

1-2 балла

1-3 балла

По 1 баллу

1-5 баллов

Норма оценки:

6-7 баллов – оценка «3»

8-9 баллов – оценка «4»

Более 10 баллов – оценка «5»

На уроках математики, перед самостоятельной работой, необходимо обсудить, как будет оцениваться то или иное задание и сколькими максимально баллами может быть оценена вся работа. Например, задача – 3 балла (1 б. – чертёж, 1 б. – ход решения задачи, 1 б. – вычисления), уравнение – 2 балла (выбор действия и вычисления), пример – 1 балл, нахождение периметра -3 балла (1 б. – чертёж, 1 б. – ход решения задачи, 1 б. – вычисления), решение примера графически 1 балл, преобразования именованных чисел 1 балл, сравнение чисел, именованных чисел 1 балл и так далее.

Отметка «5» ставится, если набирают максимальное количество баллов или - 1балл. Остальные отметки выставляются по количеству набранных баллов.

На уроках литературного чтения оценивание проходит по критериям, выработанными совместно с детьми. Эти критерия записаны как памятки по оцениванию и находятся у каждого ребёнка:

Оценочный лист «Чтение по ролям»; Оценочный лист «Пересказ»; Оценочный лист «Выразительное чтение наизусть»

К каждой теме по русскому языку и математике необходимо разрабатывать новый лист самооценки, т.к. изменяются предметные УУД.

При введении такой системы оценивания важно прислушаться к советам Г. А. Цукермана:

1. не скупитесь на похвалу;

2. хвалите исполнителя, критикуйте только исполнение (давай в этом примере найдём 2 ошибки);

3. ставьте перед детьми только конкретные цели и не более одной задачи.

Соблюдение таких принципов способствует воспитанию таких качеств личности ребёнка, как уверенность в своих силах, правильная оценка возможностей, развивается познавательный интерес к учению.

Формируя адекватную самооценку, педагоги должны соблюдать правила «оценочной безопасности»:

1) перед выполнением заданий или действий обязательно совместно вырабатывать критерии для оценки;

2) с третьего класса использовать прогностическую самооценку умений, способностей;

3) начинать с самооценки, суждения самого ребёнка;

4) самооценка должна быть дифференцированной, но не обобщённой;

5) самооценка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь там, где есть объективные критерии оценок;

6) при оценке качеств, не имеющих образцов-эталонов, ребёнок имеет право на собственное мнение;

7) для фиксации оценок использовать различные варианты отметок. А для выявления динамики- линейки, лесенки, графики, диаграммы.

Самооценка личности – это отправная точка для достижения успеха.. Самооценка – только инструмент в руках той или иной личности. Но высокий уровень самооценки исключительно важен, потому как от него напрямую зависят ваши действия. Чтобы поднять себе самооценку, нужно в первую очередь развивать свои реальные умения, повышать свою объективную ценность для людей и жизни.

Литература:

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.: Интор., 1996.

2. Ковалёва Г.С., Логинова О. Б. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. – М.: Просвещение, 2011, часть 1,2,3.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2002.

4. Положение о системе оценивания по ФГОС.

5. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва-Рига, «Эксперимент», 1999.

#1069;лектронные ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО( проект)

Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность. Внеуроч...

Выступление по теме "Формирование учебно-логических умений младших школьников в рамках реализации ФГОС"

«Формирование общеучебных умений» - тема моей многолетней деятельности. За основу взяты система Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников», О.Холодовой «Юным умникам и умницам», прог...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС Выступление на пед. совете ОстренкоЛ.П.

Методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравст...

Социальное здоровье младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО.

Школьное обучение в наше время является обязательным для всех детей. Без получения аттестата рассчитывать на благополучную жизнь крайне сложно. Чтобы найти свое место в современном обществе каждому че...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС

Виды работы и комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...

Статья-описание собственного опыта «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО».

Статья-описание собственного опыта по теме: «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и...