Классный руководитель 2020-2024г
методическая разработка (3 класс)

Бурлакова Светлана Евстахиевна

Классный руководитель - это не просто педагог, а наставник и помощник для детей и родителей; к мнению которого прислушиваются родители. Он руководит воспитательным процессом в классе, планирует, организует, мотивирует, поддерживает и вдохновляет ребят на успехи.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Внеклассное занятие

«Что такое настоящая дружба?»

 (2020-2024учебный  год)

Автор: Бурлакова С.Е.

г.Нижневартовск

Цели:

1. Расширение знаний детей о дружбе.

2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

4. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

5. Формулирование законов дружбы

В результате занятия участники смогут:

- сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы.

- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем.

- приобретут навыки работы в сотрудничестве.

Ход классного часа.

процессе кл. часа все основные выводы оформляются в газету о дружбе)

1. Организационный момент.

– Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать.

2. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа.

Отгадайте загадку:

На минуту в землю врос                                                                             Разноцветный чудо-мост
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. /
Радуга./

Я хочу вам подарить «Радугу», но только она спрячется в лепестках весеннего волшебного цветка.

ЭТОТ ЦВЕТОК

Обществу
Дарит
Радость
Улыбку    исполняет
Желания     учит быть
Благородным    он такой на свете
Единственный

Читая первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа.

– О чем будем говорить? /О дружбе./

Учитель читает отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?

3. Мозговой штурм «Дружба – это …».

Работа над понятием «дружба».

«Дружба – это …»

Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям?

После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на мини-цветочках и приклеиваются к листу (будущей газете).

Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».

  • В толковом словаре С.И. Ожегова:

ДРУГ – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью

  • Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы:

 «Дружба - …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

Зачем  дружба нужна людям?         Кого вы называете своими друзьями?

В ходе подготовки к классному часу мы писали сочинение на тему «Мой друг». На стенде я поместила самые лучшие из них. По окончании вы можете подойти и прочитать их.

4. Создание проблемной ситуации. Беседа по прочитанному наизусть стихотворению.

– У Агнии Барто есть прекрасное стихотворение “Требуется друг” /рассказывает ребенок/:

Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
“Ты дружи со мной одной!”.
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменита.

Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу “Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонка на дыбы
Говорит: “Молчала бы!”
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
“Срочно требуется друг!”

- Почему девочка так мечтала о дружбе с Ильиной?

- Почему она очень хотела подружиться со Светловой Надей?

- Почему героине так трудно было найти друга?

- Почему так долго не удавалось ей найти подружку?

- Что вы посоветуете этой девочке, чтобы с ней дружили, а не обходили стороной?

Дружить – это очень непросто.

Как проверяется дружба?

Можно ли назвать наш класс дружным?                          Почему?

5. Работа в группах: обсуждение правил дружбы. 

– А есть книга (мультфильм), в которой действительно один герой написал объявление о том, что хочет завести друзей.

- Кто этот герой?

   

- Что помогло всем подружиться? А кто им мешал?

- Но ведь у героев этой книги была замечательная мысль: построить Дом Дружбы. Хотели бы вы жить в таком доме?

- Давайте вместе поразмышляем, какими мы должны быть и по каким законам жить в Доме Дружбы.

 Давайте с вами выработаем правила дружбы, ПОВЕСИМ В НАШЕМ УГОЛКЕ И ПОСТАРАЕМСЯ ЭТИ ПРАВИЛА СОБЛЮДАТЬ.               (работа в группах по составлению правил дружбы)

  • Не выдавать чужие секреты;
  • Всегда быть откровенным с другом;
  • Не бойся попросить прощения;
  • Не груби;
  • Не надо менять друзей;
  • Надо быть постоянным в дружбе;
  • Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови если он занимается чем-то плохим;
  • Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
  • Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
  • Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).
  • радоваться вместе с другом его успехам;
  • предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
  • стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций;
  • защищать друга;          и т.д.

(правила составленные детьми вклеиваются в «газету»)

  • Вспомнить песни, где говорится о дружбе, друзьях.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

У вас только один лепесток и вы можете загадать только одно желание, запишите его на лепесточке.

Какое было её последнее желание? (Для себя? НЕТ ДЛЯ ДРУГА!)

Давайте выберем лучшие из ваших желаний (вклеиваются в газету)

Прочитайте ваши желания.

Какие из желаний вам понравились больше?

Кого мы называем другом?

Каких друзей нам хотелось бы иметь?

А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе)

Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?

«Мы – друзья»

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Пусть будет шире Дружбы круг.

В кругу стоят друзья твои,

Ты им улыбку подари.              (Дети улыбаются друг другу)

Слева друг и справа друг,

А вместе это Дружбы круг,

Другу справа руку пожми,

Передай ему тепло твоей руки.        (Дети пожимают руку тому, кто справа)

Много в мире нужных вещей,

Но друга иметь – намного важней.

Нет пословице, ребята, верней,

Той, что гласит «Имей СТО друзей».

Пусть растёт и ширится Дружбы круг,

Чтоб рядом был верный друг.                                  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Е Д И Н С Т В Е Н Н Ы Й О Б Щ Е С Т В у Д А Р И Т Р А Д О С Т Ь У Л Ы Б К У Ж Е Л А Н И Я Б Л А Г О Д А Р Н Ы М Д О Р У Ж Б Е

Слайд 3

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Толковый словарь Ожегова Дружба — …это бескорыстная приязнь. Толковый словарь Даля Бескорыстие — …нежелание пользоваться чем- либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград и возмездий… Толковый словарь Даля

Слайд 5

Д О М Д Р У Ж Б Ы МОШ№21

Слайд 6

Не ссориться Уступать Не бояться просить прощения, если обидел друга Быть вежливым Не злиться Не жадничать Помогать и защищать друга Быть честным Быть внимательным

Слайд 7

С голубого ручейка начинается река, Ну а дружба начинается с улыбки. Тем, кто дружен, не страшны тревоги! Нам любые дороги дороги! Ведь сколько на свете хороших друзей … … с детства дружбой дорожить … Если с другом вышел в путь - веселей дорога. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит. Вот, что значит настоящий друг. Как положено друзьям, Всё мы дели пополам …

Слайд 8

Вспомните, как девочка Женя использовала свои 6 желаний. Какое было её последнее желание?

Слайд 9

вместе дружная семья! она - он, ты, Я,



Предварительный просмотр:

"Учимся общаться со сверстниками"

Не печалься о том, что люди не знают тебя,

а печалься о том, что ты не знаешь людей.

Конфуций

Цели: Способствовать расширению нравственного опыта подростков, предостережению их от возможных ошибок во взаимоотношениях со сверстниками.Формировать коммуникативные навыки (учить аргументировать свое мнение).

Задачи:

  • наладить позитивно окрашенные отношения между одноклассниками;
  • развивать навык выражения значимых мыслей и чувств;
  • воспитывать умение находить решения трудных ситуаций.
  • учить детей строить отношения со сверстниками;
  • учить анализировать свои поступки и поступки своих товарищей.
  • развивать умения объяснять свою точку зрения;
  • воспитывать доброжелательность;
  • создавать благоприятную атмосферу в коллективе.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Учащиеся садятся по кругу (у ведущего готовы карточки с именами всех учащихся). Рядом с ведущим садится любой ученик, он вынимает из стопки с именами одну карточку, тот, чье имя написано на карточке садится рядом с ним, и сам вынимает карточку с именем того, кто будет сидеть рядом с ним и т.д.) 
После того, как все учащиеся заняли свои места, ведущий проводит вводную беседу: «Мы собрались с вами, чтобы решить ряд проблем, которые существуют в нашем классе. Скажите, можно ли назвать ваш класс дружным? (дети ответят, что в основном дружные, но не все, так как есть учащиеся, которые отстраняются от общественных дел ит.д.). Я сейчас расскажу вам 
рассказ Л.Н. Толстого «Отец и сыновья» о единении, о силе единства. 
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: 
- Сломайте! 
Сколько не бились сыновья, не могли сломать. 
Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали прутья по одиночке. Отец и говорит: 
- Так – то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит!» 
Есть много сказок, басен, рассказов и песен о дружбе, о совместном труде, о товариществе, о помощи друг другу. Приведете примеры: «Теремок», «Лебедь рак и щука», «Соломинка, пузырь и лапоть», мультфильм «Красавица и чудовище» (в нем все заколдованные герои дают отпор целой армии нападающих, потому, что действуют сообща, как единое целое) и т.д. 

 2. Игра «Узнай кто это?».

Вы учитесь вместе уже несколько лет, а давайте проверим, как вы знаете друг друга. Я предлагаю вам задание. Нужно написать  несколько предложений, в которых вы составите подробную самохарактеристику, не указывая на такие явные признаки, по которым можно сразу вас узнать (Например: меня очень беспокоит мой маленький рост, если вы самый маленький в классе). Затем вы мне их сдаете, я буду зачитывать, а вы попробуйте узнать кто это. 
            Продолжим наше знакомство друг с другом. Все мы разные, но чем-то похожи. Я предлагаю вам игру.

3. Игра «Охота за сокровищем»

Для каждого игрока понадобится вот такая карточка.

№ п/п

Имя

Сходство

Различие

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

Участники игры свободно двигаются по классу и беседуют друг с другом. Задача играющего – найти одно сходство и одно различие с каждым, с кем он поговорит. Чем больше людей он опросит, и чем интересней будут сходства и различия, тем лучше.

Перед началом игры ведущий может привести примеры сходств и различий («И я и он живем в одном доме, но у меня есть собака, а у него никто из животных не живет»).

4. Обмен положительными качествами. Учащимся раздаются листочки, на каждом из которых нужно написать по одному положительному качеству (примерно по 5 листочков). Затем все листочки собираются, перемешиваются. Выходит первый желающий, вытягивает любую карточку, читает ее и отдает тому, у кого есть, по его мнению, это качество. Этот участник в свою очередь проделывает то же самое. Чтобы не затягивать, можно выходить сразу нескольким учащимся.

7Обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».

Старый дед и внучек

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать и давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только горько вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет: что-то слаживает. Отец и говорит: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика, и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

– Все ли слова вам понятны?

– Почему невестка с сыном перестали кормить дедушку из чашки и за столом?

– Почему им стало обидно, что их маленький сынишка тоже собирался их кормить из лоханки?

– Как изменили они свое отношение к дедушке?

В ы в о д ы:

1) Как ты относишься к окружающим, так и к тебе будут относиться.

2) Нельзя унижать, обижать того, кто слабее тебя или от тебя зависит.

8. Обсуждение поговорки: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».

– Когда человеку бывает тревожно в классе? (Когда он не знает урока, его обижают, обзывают. Или когда он злой, ни с кем не дружит, не помогает никому. Жадина.)

– Что надо сделать, чтобы каждому ученику в классе было хорошо, уютно, чтобы в школе чувствовал себя как дома и шел бы сюда с радостью. (Быть вежливыми и добрыми по отношению друг к другу.)

– Каким должен быть человек, чтобы дарить радость окружающим? (Чтение поговорки с доски.)

В ы в о д.Ребята, дарите радость друг другу, не стесняйтесь своих чувств, и тогда на душе у вас будет светло и празднично от того, что вы делаете человека счастливым. Ведь как приятно, когда вокруг вас улыбки, доброжелательная атмосфера и смех, радость жизни.

9. Упражнение «Пожелание другу». Человек живет не один, а в обществе, и поэтому нужно научиться жить в любви и согласии ко всему миру, ко всем окружающим. Мы живем в классе одной общей семьей, трудимся, учимся, выполняем какую–нибудь работу и результат будет тогда наилучшим, когда мы будем едины в своем порыве, будем все вместе, когда не будет вражды, так как единение, дружба и любовь друг к другу – это великая сила. 
А сейчас, мы каждому из вас на спину прикрепим большое сердце (они заранее подготовлены) и каждый из вас сможет написать свои добрые пожелания друг другу. 
А теперь прочитайте те пожелания, поздравления и комплементы, которые вам написали на сердце ваши одноклассники. Посмотрите сколько добрых, нежных слов вы услышали в свой адрес. Дома покажите эти сердца своим родителям и сохраните их на память.

10. Подведение итогов. Упражнение «Аплодисменты по кругу». Представьте, что чувствует артист после концерта, слушая гром аплодисментов. Наверное, он воспринимает их всей душой и испытывает очень приятное волнение. У вас замечательный коллектив класса, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы должны встать в общий круг. Я подхожу к одному из вас, называю его (ее) имя, приветствую аплодисментами, затем он (она) выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. И т. д. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, и овации становятся все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются ...».

– Легко ли общаться с людьми?

Учиться жить среди людей и общаться с ними так же нелегко, как и изучать математику или физику или преодолевать какие-то преграды. Приходится осваивать и применять различные формулы поведения, пробираться через дебри непонимания, коварства, обмана.

Человек должен уметь общаться с людьми.

Общаться с людьми, которые ему нравятся? Да, есть определенный «круг общения» у каждого человека – круг людей, с которыми ему приятно и хочется общаться. Но, к сожалению, а может быть, и к счастью, вся жизнь человека, вернее, большая ее часть, складывается из вынужденного общения. Так необходимость общаться со многими людьми создает множество проблем. Почему? В чем состоит сложность? В том, что нет одинаковых людей. Мне очень легко было бы общаться с человеком, внутренне похожим на меня, но…

– Почему люди такие разные?(ответы уч-ся)

  1. У них разные темпераменты.
  2. Они выполняют разные социальные роли.
  3. У них разный характер.

Учитель:

Все ли школьники одинаково ведут себя на уроках, на переменах, в спортивном зале? Конечно, нет. Есть неусидчивые, вспыльчивые, упрямые забияки, которые делают все очень быстро, громко говорят, могут и подраться…

А есть и другие – стеснительные, молчаливые, спокойные, стремящиеся быть незаметными… - Почему они такие разные?

Учитель:

– Какая черта характера является фундаментом, основой общения?

- Чем каждый человек хочет быть окружен всю жизнь? (доброта и дружба)

Доброта – качество, обозначающее гуманное отношение ко всему живому, готовность помочь ближнему. Добрый человек понимает, каково другому, умеет посочувствовать другому человеку.

Учитель:

- Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом?

- Какие проступки ты мог бы простить другу?

- Что не смог бы простить ему?

- Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?

 

Во все времена и у всех народов высоко ценилась дружба, верность и преданность. « Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг», - писал в 12 веке Шота Руставели. Нет народа, у которого не было бы легенд и пословиц о дружбе. Но что такое  дружба, чем она отличается от других человеческих отношений и привязанностей?

Послушайте приведенные ниже определения друга, выберите из них два: одно, с которым вы согласны, второе, которое, на ваш взгляд, является неточным или неверным. Докажите свою точку зрения. Можете также дать свое собственное определение друга.

 

ДРУГ – ЭТО ТОТ, КОГО НАМ ВЕЧНО НЕ ХВАТАЕТ.

ДРУГ – ЭТО ТОТ, КТО ВСТАНЕТ ВМЕСТО МЕНЯ.

ДРУГ – ЭТО ТОТ, ВМЕСТО КОГО ВСТАНУ Я.

ДРУГ – ЭТО ТОТ, К КОМУ МОЖНО ВОРВАТЬСЯ ДАЖЕ В ДВЕНАДЦАТЬ НОЧИ И СКАЗАТЬ: «МНЕ БОЛЬНО» ИЛИ  «Я ВЛЮБЛЕНА!»

ДРУГ – ЭТО ТОТ, С КЕМ МОЖНО ПОМОЛЧАТЬ.

ДРУГ – ЭТО ТОТ, КТО МОЖЕТ СКАЗАТЬ ПРАВДУ, НЕ БОЯСЬ БЫТЬ ОТВЕРГНУТЫМ ПОСЛЕ ЭТОГО.

 

Друг встанет к тебе лицом, даже если все отвернутся от тебя.  Друг просто придет и скажет: «Не вешай нос. И улыбнется, и похлопает тебя по плечу. Ведь он все понимает, все  видит, он верит в тебя. Это человек, от светлого сердца которого и день становится  не таким хмурым, и прохожие не такими равнодушными, и неудачи – не такими большими и неисправимыми, и сам ты -  не  таким потерянным и скучным. Друг – кто хочет, чтоб ты был лучше его.

Друг – это тот, кто делает тебя лучше, умнее, сильнее, добрее лишь для того чтобы ты делал добро не ему одному, а всем людям.

Товарищество и дружба – это удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре»  В. И. Даля дано такое определение дружбы: « Бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый поставил бескорыстие. Оно делает отношения между людьми благородными и чистыми. Настоящий друг разделит радость и огорчение, проявит сочувствие в трудную минуту, утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Если это необходимо, он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдет на какие угодно жертвы.



Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СОШ № 21 имени В.Овсянникова-Заярского»

______________  А.В. Туренко

« 01 » _сентября  2023 г.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВОСПИТАННИКОВ) МБОУ «СОШ№21

им. В. Овсянникова- Заярского»

  1. Общие положения
  1. Настоящие Правила поведения обучающихся (воспитанники)   (далее по тексту - Правила) Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 21 (далее - Учреждения) устанавливают нормы поведения обучающихся в здании и на территории Учреждения, а также во время любых мероприятий, проводимых по плану Учреждения.
  2. Цель Правил - создание в Учреждении благоприятной обстановки, способствующей успешному обучению каждого обучающегося, воспитанию уважения к личности и её правам, развитию культуры поведения и навыков общения, сохранению жизни и здоровья участников образовательного процесса.
  3. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым Положением об общеобразовательном учреждении, Уставом Учреждения.
  4. Дисциплина в Учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства. Применение методов психического или физического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
  1. Права и обязанности обучающихся
  1. Обучающиеся (воспитанники)  Учреждения имеют право на:
  • получение бесплатного общего (начального, основного, среднего (полного) образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
  • выбор образовательной программы и формы получения образования в соответствии со своими способностями, потребностями и возможностями;
  • обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам и ускоренный курс обучения;
  • знакомство с Уставом Учреждения и другими локальными правовыми актами, регламентирующими деятельность учреждения;
  • обеспечение в полном объеме бесплатной учебной литературой в соответствии с реализуемыми образовательными программами из списков, утвержденных федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе;
  • бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки;
  • получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  • участие в управлении Учреждением, классом;
  • уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений;
  • свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
  • привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой (уборка кабинетов, работа по благоустройству закрепленной за Учреждением территории, участие в мероприятиях по благоустройству города) с их согласия и согласия родителей (законных представителей);
  • добровольное вступление в любые общественные организации, чья деятельность не противоречит действующему законодательству Российской Федерации;
  • перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации;
  • защиту от применения методов физического и психического насилия;
  • условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья;
  • объективную оценку знаний и умений;
  • охрану здоровья, качественное питание и своевременное медицинское обслуживание;
  • участие во всероссийской и иных олимпиадах школьников, смотрах, конкурсах;
  • безопасные условия во время образовательного процесса и массовых мероприятий;
  • льготы и иные меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством.
  1. Обучающиеся (воспитанники)  Учреждения обязаны:
  • выполнять Устав Учреждения, учебный план и программы Учреждения в соответствии со своим возрастом, Правила для обучающихся, решения органов самоуправления и приказы директора Учреждения;
  • добросовестно учиться;
  • быть дисциплинированным, соблюдать общественный порядок в Учреждении, выполнять требования работников Учреждения в части, отнесенной Уставом и правилами внутреннего трудового распорядка к их компетенции, дежурных обучающихся;
  • бережно относиться к имуществу Учреждения, к результатам труда других людей, зеленым насаждениям;
  • уважать права, честь и достоинство других обучающихся, работников Учреждения, не допускать ущемления их интересов, помогать младшим обучающимся;
  • на учебных занятиях (кроме занятий, требующих специальной формы одежды) присутствовать только в одежде делового (классического) стиля;
  • на учебных занятиях, требующих специальной формы одежды (физическая культура, технология и др.) присутствовать только в специальной одежде и обуви;
  • находиться в Учреждении только в сменной обуви;
  • соблюдать правила техники безопасности на уроках, внеклассных мероприятиях, во время общественно-полезного труда;
  • заботиться о красоте своей речи, не допускать вульгарных слов и нецензурных выражений;
  • соблюдать правила дорожного движения, а также не создавать опасные ситуации на проезжей части дорог.
  1. Обучающимся (воспитанникам)Учреждения запрещается:
  • приносить, передавать или использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества и иные предметы и вещества, способные причинить вред здоровью участников образовательного процесса и (или) деморализовать образовательный процесс;
  • использовать любые средства и вещества, которые могут привести к взрывам, пожарам и отравлению, травмам.
  • применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и вымогательства;
  • производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих;
  • без уважительной причины пропускать занятия;
  • курить в Учреждении и на его территории;
  • использовать непристойные выражения, жесты, сквернословие.
  1. Общие правила поведения
  1. Обучающиеся (воспитанники)  должны приходить в школу за 10 – 15 минут до начала уроков.
  2. До звонка обучающиеся (воспитанники) по разрешению учителя входят в класс, спокойно занимают свои рабочие места, готовят все необходимые принадлежности к уроку. Со звонком начинается урок.
  3. Нельзя опаздывать на занятия, приходить в класс после звонка, покидать и пропускать занятия без уважительной причины.
  4. В случае пропуска занятий обучающиеся (воспитанники) предоставляют классному руководителю медицинскую справку или записку от родителей (лиц, их заменяющих) с указанием причины отсутствия.
  5. Во время учебных занятий обучающимся (воспитанникам) запрещается уходить из школы без разрешения дежурного администратора. Дежурный администратор по телефону ставит в известность родителей обучающегося о том, что он отпущен с занятий.
  6. Обучающиеся (воспитанники) ежедневно ведут и заполняют дневник; предъявляют его по первому требованию учителя, классного руководителя или дежурных администратора и учителя.
  7. Обучающиеся (воспитанники)  школы проявляют уважение к старшим, заботятся о младших.
  8. Во время урока все участники образовательного процесса отключают мобильные телефоны и любые иные электронные устройства, не используемые в учебных целях.
  9. Во время учебных занятий без разрешения учителя нельзя использовать звукозаписывающую и проигрывающую технику, фотоаппараты и видеокамеры, аудио- и видеокассеты, компьютерные диски и прочие носители данных.
  10. В школу нельзя приносить и распространять печатную продукцию, не имеющую отношения к образовательному процессу.
  11. Личное имущество обучающегося (воспитанника)  является неприкосновенным, но предъявляется к досмотру по требованию уполномоченных лиц в присутствии родителей или учителей.
  12. Обучающиеся (воспитанники)  Учреждения в любом месте ведут себя достойно и поступают так, чтобы не уронить свою честь, авторитет родителей и Учреждения.
  13. Дежурство по Учреждению начинается за 30 минут до начала занятий и завершается после окончания учебной смены. Дежурные по Учреждению перед уроками и во время перемен следят за порядком на вверенной им территории. О нарушениях порядка и дисциплины докладывают дежурному учителю, классному руководителю, дежурному администратору.
  1. Правила поведения на уроках
  1. Обучающиеся (воспитанники)  приветствуют учителя и любого взрослого, вошедшего в кабинет во время урока, вставанием и садятся по разрешению учителя.
  2. Во время урока обучающиеся(воспитанники)  должны внимательно слушать учителя, выполнять его требования, не противоречащие законам РФ и Уставу Учреждения.
  3. Во время урока дневник обучающегося лежит на парте и предъявляется учителю по его просьбе для записей и выставления отметок. К доске обучающийся обязан выходить с дневником.
  4. На уроке обучающийся может обратиться к учителю, задать вопрос или ответить, только подняв руку и получив разрешение.
  5. Если во время занятий обучающемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешения учителя.
  6. Во время урока обучающимся запрещается шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других обучающихся разговорами, играми, перепиской и другими, не относящимися к уроку делами.
  1. Правила поведения на переменах, до и после уроков
  1. Во время перемен, до и после уроков обучающиеся не должны находиться в учебных кабинетах, спортивных залах, актовом зале, мастерских без учителя.
  2. Обучающиеся (воспитанники)  обязаны постоянно поддерживать чистоту и порядок в помещении Учреждения и на его территории.
  3. Обучающимся (воспитанникам)  запрещается:
  • курить;
  • покидать школу до окончания занятий по расписанию;
  • бегать по коридорам (рекреациям) и лестницам,
  • находиться  в  местах, где нахождение может быть опасно для их здоровья (под лестницами, в подвалах, на чердаках и т.д.)
  • сидеть на подоконниках;
  • открывать окна и высовываться из оконных проемов;
  • вставать и садиться на перила лестничных ограждений;
  • перемещаться по лестничным ограждениям;
  • открывать двери электрощитов, касаться электропроводов и ламп;
  • нарушать целостность и нормальную работу дверных замков;
  • кричать, шуметь, употреблять непристойные выражения и жесты;
  • толкать друг друга, применять физическую силу,
  • бросать различные предметы;
  • играть в игры, опасные для жизни и здоровья.
  1. Правила поведения в гардеробе
  1. Обучающиеся (воспитанники)  самостоятельно раздеваются и вешают верхнюю одежду и уличную обувь в гардеробе, в отведенном для данного класса месте. Верхняя одежда должна иметь крепкую петельку - вешалку и опознавательную метку. Обувь помещается в специальный мешок с ручкой-петелькой. Мешок для обуви должен быть прочным.
  2. В карманах верхней одежды нельзя оставлять деньги, ключи, мобильные телефоны и другие ценные предметы, в рукавах — шапки, шарфы, перчатки и варежки.
  3. Во время уроков обучающиеся пользуются гардеробом в исключительных случаях, по распоряжению дежурного администратора.
  4. В спортивных раздевалках обучающиеся (воспитанники)  находятся только до и после урока физической культуры по разрешению учителя и под его контролем.
  5. Нахождение в спортивных раздевалках во время урока запрещено.
  6. В гардеробе и раздевалках нельзя бегать, толкаться, прыгать, шалить.
  7. После окончания уроков учитель провожает класс в гардероб, присутствует при одевании обучающихся (воспитанников), контролирует соблюдение обучающимися данных Правил и провожает их к выходу из Учреждения в организованном порядке.
  1. Правила поведения в обеденном зале столовой
  1. Обучающиеся  (воспитанники)  организованно и спокойно заходят в столовую в сопровождении учителя, находятся в обеденном зале только на переменах и в отведенное графиком питания время.
  2. При входе в столовую портфели, ранцы и сумки следует держать в руке.
  3. Перед едой и после необходимо мыть руки с мылом.
  4. Обучающиеся (воспитанники) употребляют еду и напитки, приобретенные в столовой только за обеденными столами.
  5. Обучающиеся (воспитанники) соблюдают во время приема пищи хорошие манеры:
  • соблюдают очередь при получении еды;
  • проявляют внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд;
  • горячие блюда  едят осторожно, не обжигаясь;
  • столовыми приборами пользуются по назначению;
  • грязную посуду сдают на мойку;
  • не мешают соседям по столу, не разговаривают, тщательно прожевывают пищу;
  • благодарят сотрудников столовой при получении еды и по окончании ее приема.
  1. В обеденном зале столовой запрещается бегать, прыгать, толкаться, кидать предметы, продукты, столовые приборы, нарушать очередь.
  2. Порядок в обеденном зале столовой поддерживают дежурный учитель, классные руководители и дежурный администратор Учреждения.
  1. Правила поведения в туалетах
  1. Обучающиеся (воспитанники) соблюдают требования гигиены и санитарии.
  2. В туалете запрещается:
  • курить
  • прыгать, вставать на унитазы ногами;
  • портить помещение и санитарное оборудование;
  • использовать санитарное оборудование и предметы гигиены не по назначению;
  • собираться с другими обучающимися для общения и бесед;
  • использовать помещения не по назначению.
  1. Заключительные положения
  1. Настоящие Правила доводятся до сведения обучающихся на классных часах в начале учебного года.
  2. Настоящие Правила обязательны для соблюдения всеми обучающимися  (воспитанниками) Учреждения.
  3. Настоящие Правила могут быть пересмотрены в следующих случаях:
  • при изменении Закона РФ «Об образовании»;
  • при изменении Типового положения об общеобразовательном учреждении;
  • при изменении Устава Учреждения;
  • по решению Совета Учреждения.

Положение принято Управляющим Советом МБОУ «СОШ №21им.В.Овсянникова-Заярского»

Протокол от 31.08.2023 г. № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"

Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура  областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...

Пособие для классного руководителя "Правовой портфель классного руководителя"

Предлагаемое пособие содержит пакет нормативно – методических и правовых документов для организации воспитательной работы в школе, права, обязанности, содержание деятельности классного руководителя....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...

Развитие навыков выразительного чтения 2020-2024г

Научить детей правильному беглому осознанному выразительному чтению - одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, ...

Индивидуальный план профессионального саморазвития педагога (2020-2024г.г.)

Индивидуальный план профессионального саморазвития педагога в соответствии с темой самообразования "Формирование и развитие ключевых компетенций младших школьников через использование методов и п...