«Исторический характер понятия «детство»».
статья
Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detstvo.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Исторический характер понятия «детство»».
«Все мы родом из детства».
Антуан де Сент-Экзюпери
Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.
Есть проблема, которая заключается в следующем: история детства - одна из наиболее трудных в современной детской психологии, так как в этой области невозможно проводить ни наблюдение, ни эксперимент.
Обратимся к истории.
Вплоть до XII века искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать. (Исследование Ф. Ариеса). Детские образы в живописи XIII века встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах: ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Но он только образ, личности не существует. Детства – не существует. Само слово "ребенок" было синонимом для понятия "дурак".
Пройдёт достаточно лет, когда художники начнут обращаться к детям, но исключительно, чтобы изобразить их в роли «маленьких взрослых»: поза, костюм, украшение, причёска, косметика. Как подчеркивает Ф. Ариес, формирование детского костюма стало внешним проявлением глубоких внутренних изменений отношения к детям в обществе - теперь они начинают занимать важное место в жизни взрослых. Однако, данные суждения не могут дать всех необходимых данных для анализа понятия «детства».
Безразличие к периоду детства связанно с демографической ситуацией тех лет: высокая рождаемость, большая детская смертность.
Д. Б. Эльконин считал, что детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности.
Это кардинально отличается от условий для пролетарских детей. Они начинали иногда работать с пятилетнего возраста; рабочее время у них продолжалось 14-16 часов. Это подводит к выводу, что детство отсутствовало, «появился новый рабочий класс». Активно использовался детский труд. В XIX-XX веках, с помощью законодательства об охране детства начал запрещаться детский труд. Но даже это, не даёт ответов об историческом формировании понятии «детства».
Согласно взглядам советских психологов, изучать детское развитие исторически значит изучать переход ребенка от одной возрастной ступени к другой, изучать изменение его личности внутри каждого возрастного периода, происходящее в конкретных исторических условиях. И хотя история детства еще не исследована в достаточной мере, важна сама постановка этого вопроса в психологии.
Мы обратились к истории, получили определённую информацию для того, чтобы сделать вывод, о времени, через которое формировалось детство: от первобытного общество – появления первого человека до нашего времени; причинах, отсутствия детства у детей, тех эпох. Его замене на труд.
А как поживает детство в наше время?
В наш век – 21. Век «Нового времени», детство – приобретает определённое значение для общества и человека. Родители, взрослые заинтересованы в том, чтобы детство – было! И стараются сделать всё возможное, чтобы каждый ребёнок, по возможности, узнал, что это такое.
А когда детство начинается в наше время?
Стоит спросить: «А когда оно заканчивается?» - шутка.
Вернёмся к вопросу.
Согласно исследованиям психологов, детство заканчивается, когда ребёнок идёт в школу, потому что, таким образом, он примеряет на себя роль взрослого: его работа – получать знания и приносить положительные отметки. До этого момента, до наступления семилетнего возраста, ребёнок ходит в детский сад, где его готовят к школе, к его первому «взрослому миру».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детство, детство, ты куда ушло?...
Урок-классный час проводится в выпускном 9 классе 25 мая после торжественной линейки...
Журналы моего детства и детства моих родителей
Информационный классный час...
Урок литературного чтения "Настоящие друзья детства (рассказ В. Драгунского "Друг детства"). 1 класс, ОС "Школа 2100"
1 класс (ФГОС)...
Понятие «шах». Понятие «мат». Умение различать эти два понятия.
Шах – это такая позиция, в которой король находится под нападением неприятельской фигуры или пешки. От шаха может быть три способа защиты. Мат – это позиция, в которой у атакованного короля нет ...
Классный час "Что такое характер? Воспитание характера"
Классный час в форме ценностного общения, диалога раскрывает понятие "характер", черты сильного и слабого характера, настраивает на самовоспитание....
сценарный план урока и технологическая карта урока ритмики на тему: «Характер музыки и характер движения» (открытый урок проходил в рамках конкурса "Учитель года 2020")
Учебный предмет: ритмика Учитель: Очеретова О.А. Класс: 3- «В» Тема: «Характер музыки и характер движения». Цель: Учить...
Проект развития исторической культуры и исторической памяти "По линии обороны Сталинграда"
В 2023 году в России отмечали 80-летие разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Двести героических дней и ночей обороны Сталинграда сыграли решающую роль в историю...