Программа "Занимательная математика"
календарно-тематическое планирование (3 класс)
Программа дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zanimatelnaya_matematika.docx | 89.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Учреждение «Управление образования администрации Тайшетского района»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Джогинская средняя общеобразовательная школа
665065, Иркутская область, Тайшетский район, с. Джогино, ул. Школьная,16
E-mail: dgogino@yandex.ru
Согласовано Заместитель директора по УВР ___________/ Визе В.И. / «____» ________ 2023 г. | Утверждаю: Директор МКОУ Джогинской СОШ _________/Елтратов М.П./ Приказ №82/1 «____» ______2023 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
« Занимательная математика»
Направленность: социально гуманитарная
Возраст учащихся: 8-10 лет
Срок реализации: 2 года ( 1 год обучения 34 часа)
Автор - составитель:
Дивакова Анастасия Сергеевна,
педагог дополнительного образования
с. Джогино
2023 – 2024 учебный год
Информационная карта образовательной программы
1. | Образовательная организация | МКОУ Джогинская средняя общеобразовательная школа) |
2. | Полное название программы | Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» |
3. | Направленность программы | социально-гуманитарная |
4. | Сведения о разработчиках | |
4.1. | ФИО, должность | Дивакова Анастасия Сергеевна, педагог дополнительного образования |
5. | Сведения о программе: | |
5.1. | Срок реализации | 2 года, 1 год обучения – 34ч. |
5.2. | Возраст обучающихся | 8-10 лет |
5.3. | Характеристика программы: - тип программы - вид программы - принцип проектирования программы - форма организации содержания и учебного процесса | дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающая |
5.4. | Цель программы | Закрепить школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках математике, расширить свои знания по математике, совершенствовать свою речь и логическое мышление. |
6. | Формы и методы образовательной деятельности Формы: учебное, практическое занятие, занятие презентация, самостоятельная работа, творческая работа, выставка, открытое занятие. Методы: словесные, практические, наглядные, контроль и самоконтроль, стимулирования и мотивации, инструктивно-репродуктивный, наблюдения. | Методы обучения, в основе которых лежат способы организации занятий как: Словесный, наглядный, практический Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: Объяснительно-иллюстративный. репродуктивный, частично-поисковый исследовательский Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия: Фронтальный, индивидуально – фронтальный, индивидуальный |
7. | Формы мониторинга результативности | Проектная деятельность, тестирование, практическая работа, участие в конкурсах , школьного, муниципального, республиканского и др. уровней, |
8. | Результативность реализации программы | |
9. | Дата утверждения и последней корректировки программы | |
10. | Рецензенты |
Содержание
- Целевой раздел
- Пояснительная записка;
- Актуальность, педагогическая целесообразность;
- Отличительные особенности программы;
- Адресат программы;
- Срок освоения, форма обучения, режим занятий;
- Цель и задачи программы;
- Планируемые результаты;
- Содержание программы;
- Организационно-педагогические условия
- Учебный план;
- Календарно тематическое планирование;
- Оценочные материалы;
- Методические материалы
- Условия реализации программы;
- Список литературы
- Целевой раздел.
- Пояснительная записка.
Программа «Занимательная математика» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Указ Президента № 474 от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития России до 2030 года».
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642
- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 года № 467
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 года № 882/391
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи)
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Уровень программы – базовый.
- Актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность выбора курса “ Занимательная математика ” определена следующими факторами:
- в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
- анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
- конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.
1.3. Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления. Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.
Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить. Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал “умнее”, “способнее”, “одареннее”? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях — результат обязательно будет. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
Отличительными особенностями программы по данному курсу являются:
- определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
- достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
- Адресат программы:
Программа рассчитана для обучающих в возрасте от 8 до 10 лет, разного уровня развития. Возрастные психологические особенности детей были учтены при разработке данной образовательной программы. Количество детей в кружке до 10 человек.
Программа «Занимательная математика» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности. Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Программа рассчитана для обучающих в возрасте от 7 до 8 лет, разного уровня развития. Возрастные психологические особенности детей были учтены при разработке данной образовательной программы. Количество детей в кружке до 10 человек.
- Срок реализации программы: 2 года
- Количество учащихся в группе: до 10 человек
Форма получения образования – очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность. Занятия проводятся в соответствии с СаПиН от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Длительность занятий составляет 40 минут.
Раз в неделю, 1 учебный час.
Формы организации занятий:
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.
Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.
Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах. Работа кружка оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся класса.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира, труда и т.д.
В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7 – 10 лет в течение 4 лет обучения в объёме 138 часов и предназначена для учащихся начальной школы.
Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково–исследовательской работы.
Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках, физиках России и Европы формирует устойчивый интерес к математике.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный, дифференцированный
Основные методы:
1.Словесный метод:
- Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
- словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
2.Метод наглядности:
- Наглядные пособия и иллюстрации.
3.Практический метод:
- Тренировочные упражнения;
- практические работы.
4.Объяснительно-иллюстративный:
- Сообщение готовой информации.
5.Частично-поисковый метод:
- Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
- Цели и задачи программы:
Цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности младшего школьника через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения и формирование ключевых компетенций обучающихся; развитие логического мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждений и его доказательности .
Задачи программы:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
- Организация специального психолого-педагогического пространства для возможности интеллектуального и творческого проявления одаренных детей.
- Формирование практических умений поиска, восприятия, воспроизводства информации и помощь в систематизации полученных знаний по школьным курсам математики, окружающего мира, русского языка, литературного чтения.
- Развитие творческого мышления, воображения учащихся.
- Формирование и развитие коммуникативных умений и навыков (умения ставить вопросы, строить ответы, обосновывать высказывание, умение вести диалог), активности и самостоятельности школьников.
- Создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях и умения провести небольшое исследование по определённой проблеме.
- Планируемые результаты:
Личностные и метапредметные результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные
Универсальные учебные действия:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры.
- Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
- Содержание изучаемого курса
Мир занимательных задач : Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика : Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами: Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
- конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;
-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей ( танов, треугольников, угол- и, спичек) в исходной конструкции;
-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в соответствии с заданным контуром конструкции;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;
-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» - игра-соревнование; «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», и др.
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
Игры , конструкторы из электронного пособия «Математика и конструирование».
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. 3адачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вниз»,»вверх» Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники , уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента.
Методы диагностики результативности занятий
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя); Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем; Итоговый контроль в формах: тестирование; практические работы; творческие работы; самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего “знания-незнания”.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру;
- достижение конкретных ожидаемых результатов: победа в школьном туре по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру, успешное выступление в городских турах предметной Олимпиады среди школьников младшей ступени, а также во Всероссийских и Международных конкурсах и олимпиадах;
- результаты опроса родителей.
II. Организационно – педагогические условия
2.1. Учебный план
Первый год обучения, 34 часа:
- Занимательные символы - 5 часов;
- Математика - это интересно - 7 часов;
- Веселая геометрия - 4 часа;
- Сложение и вычитание в пределах 10 - 5 часов;
- Спичечный конструктор - 4 часа;
- Занимательные игры - 3 часа;
- Танграм - 2 часа;
- Сложение и вычитание в пределах 20 - 3 часа;
- Обобщение - 1 час.
Второй год обучения, 34 часа:
- Числовые головоломки - 7 часов;
- Интеллектуальная разминка - 4 часа;
- Числа от 1 до 1000 - 5 часов;
- Геометрия вокруг нас - 4 часа;
- Мир занимательных задач - 10 часов;
- "Спичечный" конструктор - 4 часа;
2.2. Календарно – тематический план (1-ый год обучения)
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Сроки проведения | |
план | факт | ||||
1. | «Удивительная снежинка» | 1 | Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» | ||
2. | Игpa «Крестики-нолики» | 1 | Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20 | ||
3. | Математические игры | 1 | Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото» | ||
4. | Прятки с фигурами | 1 | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. | ||
5. | Секреты задач | 1 | Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. | ||
6-7 | «Спичечный» конструктор | 2 | Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | ||
8. | Геометрический калейдоскоп | 1 | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. | ||
9. | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку). | ||
10. | «Шаг в будущее» | 1 | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». | ||
11. | Геометрия вокруг нас | 1 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | ||
12. | Путешествие точки | 1 | Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. | ||
13. | «Шаг в будущее» | 1 | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. | ||
14. | Тайны окружности | 1 | Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). | ||
15. | Математическое путешествие | 1 | Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 - 14 = 20 20 + 18 = 38 38 - 16 = 22 22+ 15 = 37 | ||
16-17 | «Новогодний серпантин» | 2 | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. | ||
18 | Математические игры | 1 | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». | ||
19. | «Часы нас будят по утрам...» | 1 | Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками. | ||
20. | Геометрический калейдоскоп | 1 | Задания на разрезание и составление фигур. | ||
21. | Головоломки | 1 | Расшифровка закодированных слов. | ||
22. | Секреты задач | 1 | Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи. | ||
23. | «Что скрывает сорока?» | 1 | Решение и составление ребусов, | ||
24. | Интеллектуальная разминка | 1 | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. | ||
25. | Дважды два — четыре | 1 | Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». | ||
26-27. | Дважды два — четыре | 2 | Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». | ||
28. | В царстве смекалки | 1 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | ||
29. | Интеллектуальная разминка | 1 | Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | ||
30. | Составь квадрат . | 1 | Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей | ||
31-32. | Мир занимательных задач | 2 | Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».. | ||
33. | Математические фокусы | 1 | Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). | ||
34. | Математическая эстафета | 1 | Решение олимпиадных задач |
Содержание деятельности.
Тема № 1 « Удивительная снежинка».
Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»
Тема №2 Игра «Крестики -нолики».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20
Тема №3 Математические игры.
Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»
Тема № 4 Прятки с фигурами.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.
Тема № 5Секретя задач.
Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.
Тема № 6-7 «Спичечный конструктор».
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Решение задач. Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
Тема № 8 Геометрический калейдоскоп.
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.
Тема №9 Числовые головоломки.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку).
Тема №10 «Шаг в будущее».
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».
Тема № 11 Геометрия вокруг нас.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Тема № 12 Путешествие точки.
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.
Тема № 13 Шаг в будущее.
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.
Тема № 14 Тайны окружности.
Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Тема №15 Математическое путешествие.
Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.
1-й раунд:
34 - 14 = 20
20 + 18 = 38
38 - 16 = 22 22+ 15 = 37
Тема №16-17 «Новогодний серпантин».
Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.
Тема № 18 Математические игры.
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».
Тема № 19 «Часы нас будят по утрам».
Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками.
Тема № 20 Геометрический калейдоскоп.
Задания на разрезание и составление фигур.
Тема № 21 Головоломки.
Расшифровка закодированных слов.
Тема №22 Секреты задач.
Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи.
Тема №23 «Что скрывает сорока?»
Решение и составление ребусов.
Тема № 24 Интеллектуальная разминка.
Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи
Тема № 25 Дважды два-четыре.
Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».
Тема № 26-27 Дважды два- четыре.
Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Тема № 28 В царстве смекалки.
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Тема №29 Интеллектуальная разминка.
Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Тема №30 Составь квадрат.
Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей
Тема № 31-32 Мир занимательных задач.
Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте»..
Тема № 33 Математические фокусы. Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).
Тема № 34 Математическая эстафета. Решение олимпиадных задач.
Календарно-тематическое планирование (2-ой год обучени)
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Сроки проведения | |
план | факт | ||||
1. | Интеллектуальная разминка | 1 | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | ||
2. | «Числовой» конструктор | 1 | Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью ком- | ||
3. | Геометрия вокруг нас | 1 | Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. | ||
4. | Волшебные переливания | 1 | Задачи на переливание. | ||
5-6 | В царстве смекалки | 2 | Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации | ||
7 | «Шаг в будущее» | 1 | Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» | ||
8-9 | «Спичечный» конструктор | 2 | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание | ||
10 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | ||
11-12 | Интеллектуальная разминка | 2 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- | ||
13 | Математические фокусы | 1 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, | ||
14 | Математические игры | 1 | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», | ||
15 | Секреты чисел | 1 | Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева на- | ||
16 | Математическая копилка | 1 | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га- | ||
17 | Математическое путешествие | 1 | Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; вто- | ||
18 | Выбери маршрут | 1 | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре- | ||
19 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи- | ||
20 -21 | В царстве смекалки | 2 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | ||
22 | Мир занимательных задач | 1 | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недо - | ||
23 | Геометрический калейдоскоп | 1 | Конструирование многоугольников из заданных элементов. | ||
24 | Интеллектуальная разминка | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- | ||
25 | Разверни листок | 1 | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | ||
26-27 | От секунды до столетия | 2 | Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. | ||
28 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи- | ||
29 | Конкурс смекалки | 1 | Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. | ||
30 | Это было в старину | 1 | Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер- | ||
31 | Математические фокусы | 1 | Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное | ||
32-33 | Энциклопедия математических развлечений | 2 | Составление сборника занимательных заданий. Использование | ||
34 | Математический лабиринт | 1 | Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подго- |
Содержание деятельности.
Тема № 1 Интеллектуальная разминка. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Тема №2 «Числовой» конструктор. Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью ком-
плектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … ,
90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.
Тема №3 Геометрия вокруг нас. Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.
Тема № 4 Волшебные переливания. Задачи на переливание.
Тема № 5-6 «В царстве смекалки» Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации
и выпуск математической газеты (работа в группах).
Тема № 7 «Шаг в будущее». Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой»
и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты
и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и кон-
струирование».
Тема № 8-9 «Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной
работы.
Тема №10 Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
Тема № 11 -12 Интеллектуальная разминка. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
Тема № 13 Математические фокусы. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (судоку).
Тема № 14 Математические игры. Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»,
«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки
с зонтиками» (по выбору учащихся).
Тема №15 Секреты чисел. Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30тремя одинаковыми цифрами.
Тема №16 Математическая копилка. Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.
Тема №17 Математические путешествие.Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный
контроль 1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 +
+ 150= 670
Тема № 18 Выбери маршрут. Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.
Тема № 19 Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
Тема № 20 -21 В царстве смекалки. Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Тема №22 Мир занимательных задач.
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на
доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Тема №23 Геометрический калейдоскоп.
Конструирование многоугольников из заданных элементов.Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения
на части; заданного в уменьшенном масштабе.
Тема № 24 Интеллектуальная разминка.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки.занимательные задачи.
Тема № 25 Разверни листок.
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
Тема № 26-27 От секунды до столетия.
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих
родственников.
Тема №28 Числовые головоломки.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).
Тема №29 . Конкурс смекалки.
Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.
Тема № 30 Это было в старину.
Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.
Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»
Тема № 31. Математические фокусы.
Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.
Тема № 32-33 Энциклопедия математических развлечений.
Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы,
книги и др.).
Тема № 34 Математический лабиринт.
Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
2.3. Оценочный материал:
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
· занимательность;
· научность;
· сознательность и активность;
· наглядность;
· доступность;
· связь теории с практикой;
· индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять физические и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало теории и много практики, игр, соревнований.
Формы подведения итогов реализации программы:
Виды аттестации | Формы оценки результативности | Срок проведения |
Промежуточная аттестация | Диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся . Формы – тестирования | за один год: декабрь 2023 г., май 2024 г. |
Итоговая аттестация | Оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по образовательной программе. Формы – тестирование. | май 2024 г. |
Виды аттестации | Формы аттестации |
Промежуточная аттестация | Диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся . Формы – тестирование, защита проектов, собеседование, анкетирование, участие в конкурсах школьного уровня , |
Итоговая аттестация | Оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по образовательной программе Формы – тест, защита проектов, творческий отчет по спортивному проекту . |
Критерии оценки результатов тестов.
- 80–100% - высокий уровень освоения программы;
- 60-80% - уровень выше среднего;
- 50-60% - средний уровень;
- 30-50% - уровень ниже среднего;
- меньше 30% - низкий уровень.
2.4 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Помещение : учебный кабинет для проведения групповых и индивидуальных учебных занятий. В кабинете имеются 14 мест для обучающихся, уголок объединения, накопительные папки, литература.
Информационно-коммуникативные средства:
• Ноутбук.
• Мультимедийный проектор.
• Интерактивная доска.
Экранно – тематические пособия:
• Презентации, диски
2.5. Условия реализации программы
Для реализации содержания программы используются педагогические технологии, методы, приемы, формы и средства, способствующие получению знаний и умений, формированию материала образовательной программы.
В кабинете есть:
противопожарный инвентарь и аптечка с набором перевязочных средств;
инструкция по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда;
Кабинет имеет:
учебно-методическую, справочно-информационную литературу;
Специальное оборудование, которое используется для занятий:
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во | примечание |
Экранно-звуковые пособия | ||
Мультимедийные образовательные ресурсы (ЦОРы) | д | Математика и конструирование.
|
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование класса | ||
Краски акварельные, гуашевые | к | |
Тушь | к | |
Бумага А | к | |
Бумага цветная | к | |
фломастеры | к | |
Восковые мелки, кисточки, ёмкость для воды | к | |
клей | К | |
Карандаши простые, стиралка | к | |
Техническое оснащение: | ||
компьютер, магнитофон |
Контрольно-измерительные материалы: тестовые задания, анкеты .
Главным результатом реализации программы является талантливость, способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата.
Для отслеживания результатов реализации программы не применяется оценочная система, а учитываются творческие успехи детей. Результатом занятий могут быть
– подготовка и защита проектных работ;
- педагогическое наблюдение;
- анкетирование;
- тестирование
III. Список литературы:
Литература
1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2013
2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.
3. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
4. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007.
5. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2011.
6. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя.-«-е изд., перераб. и доп.- М.:Просвещение, 1983.
7. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл.школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартный урок математики в 4 классе на тему "Математика в углу"
Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”, понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Зак...
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Урок математики, "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества".
Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему....
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»)»: «Сборник дидактических заданий для индивидуальной работы по математике для 2-ого класса» по учебнику «Математика» Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б.
Данный сборник заданий можно использовать как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности по научному направлению....
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»)»: «Сборник самостоятельных и контрольных работ по математике для 2-ого класса» по учебнику «Математика» Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б.
Самостоятельные и контрольные работы для 2 класса УМК "Перспектива"...
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по математике для 3-ого класса по учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой, Т.Б. Бука «Математика»»
Данное программно-методическое сопровождение по математике для 3-его класса поможет педагогам в проверке знаний учащихся. Удобство данного материала заключается в том, что весь материал разбит на инди...