Непокорённый Ленинград.Дети блокадного города
методическая разработка (3 класс)
Занятие посвящено 80-летию полного снятия блокады Ленинграда.Проходит в форме беседы в группе продлённого дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskaya_beseda_deti_blokadnogo_leningrada.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа «Дети блокадного Ленинграда» воспитателя группы продлённого дня ГБОУ школа 525 с углублённым изучением английского языка имени дважды героя Советского Союза Г.М.Гречко, Московского района Санкт-Петербурга
Цель: Ознакомление детей с историческим моментом нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда;
- формировать умение внимательно слушать и анализировать услышанное;
- способствовать развитию интереса к истории нашей Родины.
Развивающие:
- пополнять знания о Великой Отечественной войне, блокаде Ленинграда;
- развивать речь, пополнять словарный запас;
- уметь правильно формулировать свои мысли;
- развивать интерес к музыкальным произведениям.
Воспитательные:
- развивать умение сопереживать, сочувствовать;
- испытывать гордость за свой народ, свою Родину;
- воспитывать уважение к военным и людям старшего поколения;
- воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам питания.
Предварительная работа:
- Чтение книг в группе:
-«Лист фикуса». Автор блокадница В.Н.Семенцова.
-«Вот как это было». Автор Юрий Герман.
-«Кукла». Автор Г.Черкашин.
- «900 дней мужества». В.Воскобойников.
- Рассказы о Дне снятии Блокады Ленинграда, о мужестве и стойкости юных ленинградцев.
- Рисунки, посвященные Блокаде Ленинграда.
- Посещение музея Защитникам города Ленинграда.
Методы и приемы:
Наглядные:
- рассматривание фотографий военных лет, карточек с изображением военной техники, фотографий города Ленинграда (Санкт – Петербурга).
Практические:
- беседа,
- использование художественной литературы,
- прослушивание музыкальной композиции.
Материалы и оборудование:
Фотографии военных лет, карточки с изображением военной техники,
фотографии города Ленинграда (Санкт – Петербурга, отрывок из книги В.
Семенцевой «Лист фикуса», небольшой кусок серого хлеба, запись симфонии № 7 (Ленинградская) Д. Шостаковича.
Ход беседы:
-Дети, вы любите праздники? (ответы детей)
Праздники обычно бывают шумные и радостные, с веселой музыкой, смехом, шутками. Но есть и такие, о которых говорят, что они «со слезами на глазах» - это памятные даты, о которых нельзя забывать.
27 января – это памятная дата для всех жителей нашей страны.
В истории города Санкт-Петербурга есть особая страница. Давным-давно (уже почти восемьдесят лет тому назад) шла Великая Отечественная война. В опасности была вся наша страна (Родина, Отечество). Над нашим городом, тогда его называли Ленинградом, нависла смертельная угроза. Фашисты окружили город. Они решили уничтожить Ленинград и его жителей.
Город, как живой организм, рождается, растет, развивается, иногда и умирает. Он может болеть, а может и хорошеть. Это зависит от людей, которые любят, берегут, защищают город. Послушайте, как бьется ваше сердце.
- Как вы думаете, есть ли сердце у города? ( Ответы детей).
Пока в городе живы люди, которые его берегут и защищают, пока бьются их сердца, до тех пор стучит и сердце города, город жив. Сердце нашего Санкт-Петербурга бьется уже более 300 лет.
А в те горестные военные дни фашисты окружили наш любимый Ленинград кольцом блокады.
- Ребята, как вы думаете, что такое блокада? (ответы детей)
Это кольцо вокруг города. Немцы окружили наш город и не давали уехать никому из него. В город перестало поступать продовольствие. Наступила зима. Настали тяжелые блокадные дни. Их было почти 900…
В блокадном Ленинграде остановились трамваи, автобусы и троллейбусы. Не работало отопление, во многих домах не было света и воды.
В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу. Где проходила эта дорога? Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни»
- А почему она так называлась? (Ответы детей)
По этой дороге грузовики по льду перевозили муку, оружие.
К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде и это было очень опасно. Как вы думаете почему? (Ответы детей)
Продуктов почти не осталось. Кусочек блокадного хлеба был очень маленьким. Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку. Благородные и добрые мальчики прятали недоеденный сухарь в кармане и подкармливали своих младших сестер и братьев. Те, в свою очередь, делали тоже самое, только по отношению к совсем малышам
Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда- 125 грамм (показ предмета временной экспозиции – кусочек хлеба) И всё, больше ничего - только вода.
До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу. Вам понятно почему? (Ответы детей: Потому, что город пережил голод. Потому что ничего, кроме кусочка хлеба в день не было)
Правильно, потому, что только маленький кусочек хлеба спас много жизней. И, давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу. Да, сейчас у нас всегда много хлеба на столе. Он разный: белый и черный, но он всегда вкусный. И все вы должны помнить, что хлеб нельзя бросать, крошить, нельзя оставлять недоеденным.
Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться.( показ предмета временной экспозиции- керасиновая лампа) Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.
Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось кроме взрослых
400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков.
У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других. Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы, школы продолжали работать. Ребята такого же возраста как и вы, сели за парты и продолжали учебу в бомбоубежищах.
Детей учили не только грамоте, но и тому, как пережить голод, страх.
Дети были обучены всему необходимому и подготовлены к любому повороту сценария. Если во время урока начинался артобстрел, класс организованно устремлялся в отведенное место в бомбоубежище и продолжался урок.
Учителя преподавали только самые важные предметы. Взрослые стремились сделать занятие интересным, чтобы хоть ненадолго ребенок забыл о том, что происходит на улице.
Учиться в блокадном Ленинграде было подвигом, особенно в морозы. Детям и учителям приходилось самостоятельно колоть дрова, чтобы в классе стало хоть чуть-чуть теплее. Записи не велись, не только потому, что замерзали детские худые ручки, но и потому что, при минусовой температуре чернила не писали. Занятия длились не больше 25 минут.
Новый Год – праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. Учителя совершили настоящий подвиг – были организованы праздничные елки с подарками и сытным обедом. Для изнеможенных ленинградских мальчишек и девчонок это был незабываемый праздник.
Ленинград продолжал жить и работать. Кто же работал в блокадном городе? (ответы детей)
На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. А как ещё помогали взрослым дети? (ответы детей)
Они тушили зажигалки, сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец. карточкам. Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни, читали стихи, танцевали.
Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города Работало радио, и люди узнавали новости с фронта. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники.
Музыка звучала для воинов – ленинградцев. Она помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы.
Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.
Звучит музыка «Седьмая симфония» Д.Д.Шостаковича
В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. И вот пришел этот час. 27 января 1944 года советские войска прогнали фашистов с Ленинградской земли. Ленинград был освобождён от блокады.
В честь победы в городе был праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.
Почти 900 дней и ночей боролся наш город. Ленинград выстоял и победил.
Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. А детям воздвигнут памятник «Цветок жизни». Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.
Все жители блокадного Ленинграда стали защитниками города, чтобы не отдать его врагу, ведь фашисты хотели стереть Ленинград с лица земли – взорвать и сжечь всю его красоту, уничтожить всех жителей. Но жители нашего города победили врага и оставили нам, своим предкам, прекрасное наследие и наш прекрасный город!
Наше занятие я хочу закончить отрывком из стихотворения Ольги Берггольц:
Сестра моя, товарищ, друг и брат!
Ведь это мы, рожденные блокадой.
Нас вместе называют «Ленинград»,
И шар земной гордится Ленинградом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блокадный Ленинград. Город жив. Литературно-музыкальная композиция. Сценарий
История жизни блокадного Ленинграда в стихах, чувствах, мыслях, в самоотверженном отношении друг к другу, к животным. Героический пример стойкости и силы человеческого духа....
Всероссийский урок памяти Блокадный хлеб "125 блокадных грамм"
Сценарий всероссийского урока памяти Блокадный хлеб "125 блокадных грамм"...
Культура в блокадном городе
Блокада Ленинграда. Люди жили, работали, ходили в библиотеки и театры. Жили и не сдавались....
« Непокорённые». День снятия блокады Ленинграда.
классный час для учащихся 1-4 классов....
Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)
Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда) При 235-ой школе Адмиралтейского района работа...
Внеклассное мероприятие. «Есть память, которая не забудется, и слава, которой не будет конца… Непокорённые»
Внеклассное мероприятие, посвящённое блокаде Ленинграда...
Статья "Непокорённые"
Люди Ленинграда,Жертвы злой войны.Хваткою блокадыНа смерть обречены.Хлеба не хваталоТак же, как тепла.Сколько бомб упалоРазрушило дома....