Программа по развитию интеллектуальных способностей обучающихся
рабочая программа
Программа по развитию интеллектуальных способностей обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_intellektualnyh_spobosnostey_obuchayushchihsya.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ашковская основная школа имени С.Г.Кожевникова»
Программа
по развитию интеллектуальных
способностей обучающихся
Составила учитель нач.классов
первой кв.категории
Бушуева Н.В.
2019-2024 уч.год
Целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.
Научно-технический прогресс, все возрастающий объем информации, скорость ее изменения очень сильно влияют на все сферы деятельности человека. В связи с чем выдвигаются повышенные требования к уровню интеллектуальных способностей личности, умеющей самостоятельно решать разнообразные задачи, встающие в процессе профессиональной деятельности и подготовки к ней. Сегодняшний специалист должен быть в состоянии приспосабливаться к быстро изменяющимся условиям, принимать нестандартные решения, нести за них ответственность. Это должен быть человек интеллектуально развитый, способный к самообразованию, поиску, анализу информации.
Только такой специалист будет успешным на современном рынке труда.
Современное образование должно соответствовать этим требованиям. Решение проблемы развития интеллектуальных способностей обучающихся на занятиях математикой предполагает использование различных развивающих средств, форм и методов обучения. Преподавание математики должно опираться на знание и опыт обучающихся, способствовать развитию творческих способностей, быть нацеленным на овладение приемами познавательной деятельности.
Цель программы: положительная динамика интеллектуального развития обучающегося
Задачи программы:
- пробуждение и поддержка интереса к обучению.
- развитие логического мышления, речи, памяти.
- развитие познавательных способностей обучающихся.
Результативность деятельности педагогического работника по развитию способностей обучающихся:
Выявление интеллектуальных способностей обучающихся:
Тестирование обучающихся с целью выявления исходных интеллектуальных способностей производится в начале учебного года в индивидуальном режиме. Затем, на основе полученных данных, определить тактику дальнейшего взаимодействия с каждым обучающимся, спроектировать модель деятельности, направленную на работу по формированию интеллектуальной культуры обучающихся.
Важным условием обследования обучающихся является создание положительной мотивации к интеллектуальной деятельности.
Критерии качества выполнения заданий
- качественные показатели – продуктивность действий, критичность и оригинальность идей, осмысленность выполнения заданий, самостоятельность и т.д.
- показатели, определяющие уровень развития психических функций обучающихся – быстрота смыслового запоминания, гибкость мыслительных действий, скорость реакции, и т.д.
- личностные характеристики – целеустремленность, настойчивость, инициативность, коммуникативность, и т.д.
Личностно ориентированный характер деятельности педагога, направленный на интеллектуальное развитие обучающихся , предполагает использование следующих функций:
а) стимулирующая функция – умение задавать общий настрой, темп, наиболее благоприятствующий развитию интеллектуальных способностей обучающихся;
б) направляющая функция – умение направлять ход мысли обучающегося;
в) организующая функция – умение предопределять ход выполнения действий ;
г) активизирующая функция – умение стимулировать интеллектуальную деятельность;
ж) аппелирующая функция – умение обращаться к эмоциям и чувствам обучающихся;
з) функция регулирования – координирующая работу всех вышеперечисленных функций.
Учебный год
| Способы выявления у обучающихся способностей к разным видам деятельности | |
научной | творческой | |
2019-2024 | Анкеты «Уровень воспитанности обучающихся», методика для изучения социализированности личности (М.И.Рожкова) | Диагностика структуры интеллекта тестом Амтхауэра |
Анкеты «психология и одаренность» аналитический тест интеллекта Мейли. Методика М.Лукьновой (тесты по Р.Кеттолю) | Методика Г. Дэвиса | |
тест Векслера | Методики диагностики универсальных творческих способностей В. Синельникова и В. Кудрявцева. |
Форма | содержание |
Курс внеурочной деятельности
| Создание условий для интеграции урока и внеурочной деятельности как единого процесса развития обучающихся. Учет индивидуальных возможностей обучающихся. Повышение степени самостоятельности и ответственности обучающихся. Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научной. Учебной и справочной литературой. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности. |
«Круглый стол» | Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научной. Учебной и справочной литературой. Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. Формирование информационной культуры обучающихся. Формирование навыков публичных выступлений, навыков ведения монолога, диалога. |
Участие в олимпиадах | Представление разнообразных форм внеурочной деятельности. Повышение мотивации обучающихся к изучению образовательной области. Развитие творческих и интеллектуальных способностей. |
Научное общество | Привлечение обучающихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности. Формирование аналитического мышления Формирование информационной культуры обучающихся. Повышение степени самостоятельности и ответственности обучающихся. Развитие умения работать в команде, микрогруппе, коллективе |
Организация исследовательской работы
Этапы | Виды работ |
Исследовательский этап: | Формы: |
Совершенствование исследовательских навыков. | Урок. Консультации. Внеурочная работа. |
Совершенствование информационной культуры обучающихся. | Защита специальности. Олимпиады. Внеурочная работа.
|
Самостоятельное применение обучающимися знаний умений и навыков. | Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению исследовательских работ |
Выступление на конференциях. Олимпиады: муниципальные, региональные, всероссийские.
|
Приложение
Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Исследование проводит педагогпсихолог 1 раз в семестр с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если Вы несогласны с утверждением, то поставьте «-».
- Я думаю, что я аккуратен (тна).
- Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
- Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
- Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.
- Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.
- Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
- Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
- В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.
- Я иногда поступаю по-детски.
- Когда я что-либо хочу .сделать, то ничего не может меня остановить.
- Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.
- Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
- Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
- Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
- Я часто скучаю.
- Я буду значимым и известным, когда вырасту.
- Я люблю смотреть на красивые вещи.
- Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.
- Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
- Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
- Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.
Ключ
Креативность (способность к творчеству) — в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21. Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.
+ -
2 — беспокойство о других
4 — желание выделиться
- — недовольство собой
- — полный любопытства
- — не популярен
- — регресс на детство
1 — принятие беспорядка
3 — рискованность
5 — альтруизм
11 — любовь к одиночной работе
- — независимость
- — деловые ошибки
10 — отбрасывание давления
12 — самодостаточность
- — чувство предназначенности
- — чувство красоты
19 — спекулятивность
15 — никогда не скучает
18 — активность
- — стремление к риску
- — потребность в активности
Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог должен помнить, что это — еще нереализованные возможности. Главная проблема — помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.). Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» ( из опыта работы)
Выступление на тему:«Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» (из опыта работы) автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель...
Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как средство личностного развития
"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как средство личностного развития" - обобщения опыта...
Развитие интеллектуальных способностей обучающихся
В работе представлены виды интеллектуальных способнойтей обучающихся начальной школы. Даны рекомендации по использовании на уроках материла по развитию внимания, памяти, логического мышления и восприя...
Программа Выявление интеллектуальных способностей обучающихся 1-4 классов, имеющих нарушения речи, и работа с одаренными и талантливыми школьниками.
Школа не может при формировании социального заказа не учитывать потребностей общества в развитии творческих способностей учащихся и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение тала...
Развитие творческих способностей обучающихся. Влияние их на формирование учебных навыков и развитие речи
Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.Эрих Фромм...
Презентация "Роль книги в развитии интеллектуальных способностей обучающихся"
Ситуации, которые можно разобрать совместно с родителями. Советы и рекомендации по теме собрания....
Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ посредством внеурочной деятельности»
Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся ...