Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как средство личностного развития
статья на тему

Бондаренко Валентина Николаевна

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как средство личностного развития" -  обобщения опыта

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upravlenie_obrazovaniya_administratsii_goroda_belgoroda.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Белгорода

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как средство личностного развития

Автор опыта

Бондаренко Валентина Николаевна

учитель начальных классов

                                                                         МОУ «Средняя                                                                        

                                                                         общеобразовательная школа № 41

                                                                         г. Белгорода»

           

                                                     

Белгород

2010


Содержание:

  1. История возникновения и  становления опыта ……………………3

     2.Обоснование перспективности и актуальности опыта……………..4

3. Технология описания опыта………………………………………....6

4. Результативность опыта……………………………………………..15

5. Заключение …………………………………………………………..16

6. Библиографический список …………………………………………17

7. Приложение к опыту…………………………………………………18


История возникновения и становления опыта.  Складывающиеся новые отношения в обществе предъявляют к личности повышенные требования: умение самостоятельно разбираться в изменяющейся ситуации, оперативно принимать решения, брать на себя ответственность, адаптироваться при смене рода деятельности, уметь анализировать, сравнивать, прогнозировать нежелательные события и моделировать целесообразный, адекватный ситуации стиль поведения. Для этого необходимо обладать особыми личностными качествами, которые формируются на протяжении всей жизни и в основе их лежит стремление к активному познанию и самореализации личности.
Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Такие условия обеспечиваются в начальном обучении пока не в полной мере, поскольку все еще распространенным приемом в практике преподавания является организация учителем действий учащихся по образцу. Излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы.
В результате такого обучения у детей недостаточно развиваются качества мышления: глубина, критичность, гибкость, которые определяют его самостоятельность. Развитие самостоятельного, творческого, поискового, исследовательского мышления является одной из основных задач школьного обучения вообще и в начальных классах в частности. Самостоятельность мышления проявляется в своеобразном видении ребенком проблемной ситуации, требует индивидуального подхода, который учитывал бы особенности мыслительной деятельности каждого ученика.

Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших психических функций - восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи, и упустить этот период в развитии ребенка - значит затормозить его личностное развитие и взросление, создать большие трудности на последующих ступенях обучения. Успешность решения этих задач зависит от того, насколько умело может использовать педагог важнейший инструмент своей педагогической деятельности – технологию обучения. В 2005году наша школа приступила к реализации дидактической системы Л.В.Занкова. В 2006 году по этой системе начала работать я. Общаясь с педагогами разных школ, имеющими большой опыт работы по этой системе, я убедилась, что по ней могут учиться успешно дети с разным уровнем готовности к школе. Только надо принимать ребёнка таким, какой он есть,  уметь определять его уровень ближайшего и актуального развития.

Под общим развитием Л.В.Занков понимал в первую очередь развитие интеллекта учащихся: развитие их логического мышления, творческого воображения, умений наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать - важнейших средств познания, развития, самовоспитания. Проблема развития интеллектуальных умений учащихся в начальной школе особо заинтересовала меня и побудила к более детальному исследованию этого вопроса.

Обоснование перспективности и актуальности опыта.

Актуальность темы обусловлена потребностью изучения путей саморазвития, самосовершенствования, самоорганизации личности. Термин интеллект появился в глубокой древности. Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память. К 6 годам это развитие осуществляется на треть, к 8 годам – наполовину, а к 12 годам - на три четверти. Научные исследования свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. В зависимости от возрастных особенностей детей дифференцируется конкретное содержание интеллектуального развития на разных ступенях начального обучения. Например, основная задача развития первоклассников состоит в совершенствовании сенсорно - перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формирования предпосылок овладения учебной деятельностью. Во 2-м классе совершенствуется наглядно-образное мышление, и закладываются основы формирования словесно-логического мышления и внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития. Основной упор в интеллектуальном развитии учащихся 3-4-х классов делается на формирование словесно-логического понятийного мышления, развитие внимания, совершенствование внутреннего плана действия.

Содержание программы обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Учащиеся 1-2 класса отмечают, прежде всего, наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действия объекта или его назначение. Они часто подменяют аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опираются на аналогию, далеко не всегда правомерную. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. В 3-4 классе школьники уже больше опираются на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения. Они должны уметь устанавливать иерархию понятий, дать обоснованное доказательство или развернуть аргументацию, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. Аналитическая деятельность учащихся 3-4 классов основывается на представлениях и понятиях. Ученик идет в своем развитии и от анализа отдельного предмета, отдельного явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. Особые трудности возникают у учащихся при установлении и понимании причинно- следственных связей. Младшему школьнику легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине, т.к. от причины к следствию устанавливается прямая связь, а от факта к вызвавшей его причине такая связь непосредственно не дана. Ребёнку значительно легче ответить на вопрос: «Что произойдет, если растение не поливать?», чем на вопрос: «Почему засохло растение?». К окончанию начальной школы учащиеся должны научиться выявлять и другие связи между явлениями и понятиями: порядок следования, рядоположенность, наличие функциональных отношений, часть и целое. Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая преображает познавательную деятельность и характер отношений к другим людям и самим себе, самопознанию своих внутренних актов и состояний. 

Технология описания опыта.

В основе опыта лежат следующие утверждения.

 - Система развивающих задач и упражнений, как особое направление профессиональной деятельности учителя, способствует эффективному интеллектуальному развитию учащихся младшего школьного возраста.

- Система развивающих задач и упражнений представляет собой

индивидуализированную, в зависимости от возможностей и способностей

учащихся, совокупность постепенно усложняющихся по процессу решения

задач по русскому языку, математике, окружающему миру и другим предметам, во внеурочной деятельности, направленных на формирование положительного отношения к учению и познавательной раскрепощенности, овладение мыслительными операциями, развитие способности действовать «в уме», делать правильные выводы и обобщения из наблюдений.

- Способ ведения урока основан на принципах гуманистической педагогики: создание условий для выработки у детей  позитивного отношения к себе и к другим людям, что способствует увлеченному интеллектуальному поиску, высокой познавательной активности, формируется система ценностных ориентаций, основанная на активной жизненной позиции, уважении к людям.

 Критерии и показатели интеллектуального развития:

- общий интеллект (показатели — способность к ориентировке в окружающем мире, способность к составлению целого из частей),

- установление отношений (показатели — способность к  пониманию сходства, способность к пониманию целостности),

- мыслительные операции (показатели — способность к установлению логической связи, способность к категориальному обобщению, способность к классификации).

В 1,2 классах знакомимся  с признаками понятий, формируем умение оперировать существенными признаками, опуская несущественные (формирование операции абстрагирования), обращаем внимание на формирование логической операции сравнения, поиск общих и отличительных признаков понятий, предметов, явлений. В это время использую задания и игры на:

1. Выделение признаков предметов;

2) Узнавание предметов по заданным признакам;

3) Формирование способности выделять существенные признаки предметов;

4) Сравнение двух или более предметов;

5) Классификация предметов и явлений;

6) Формирование умений давать определение понятия;

7) Задания и упражнения для формирования умения относить объекты к роду;

8) Игры и упражнения, закрепляющие знания, умения и навыки по составлению определений.

В 3 классе формируем  умение давать определение понятиям на основе  умения находить более общее родовое понятие и видовые отличительные признаки.

В 4 классе развиваем аналитическую деятельность - умении анализировать связи между предметами и явлениями (часть и целое, рядоположенность, противоположность, причина и следствие).

Основной формой проявления интеллектуального развития в младшем школьном возрасте является учебная самостоятельность (умение учиться). Это выражается в умении:

1)планировать свои ближайшие и перспективные шаги;

2)оценивать результат своих действий;

3)оценивать свои знания и умения, обнаруживать и фиксировать свою недостаточность в чем-либо и при необходимости - обращаться за помощью,

Поэтому организую  учебную деятельность на уроках так, чтобы дети встречались с ситуациями, где их знания вступают в противоречие с новыми фактами. Дается невыполнимое практическое задание или задание, несходное с предыдущим:

- Каждое выражение первого столбика соедините с соответствующим ему выражением из второго столбика:

5+5+5+5+5                              5 х 4

3 +3 +3                                     3 х 3

4 + 4                                          4 х 2                  

5 х 5 х 5 х 5                              54

- Задаю вопросы:

- Можешь ли вы выполнить это задание?

Почему?

Что вам неизвестно?

Или, например:

Сравните числа в каждом столбике:

35697мм……………….5км 4м 1 см

83кг……………………8т 6кг 4г

754 км………………….7ч 20мин 5с

-  Чем они отличаются?

- Как преобразовать числа первого столбика, чтобы их записать во второй?

- Выполните это преобразование.

- С какой проблемой столкнулись?

- Почему нельзя записать 83кг и 754 км с помощью нескольких разных единиц измерения?

Разбирая практическое задание, несходное с предыдущим, ученик видит неприемлемость или недостаточность старых знаний. Помогаю ему вопросами:

Что ты хотел сделать?

Что сделал?

Какие знания применил?

Задание выполнено?

Почему не выполнено?

Что неизвестно?

Какова будет цель твоего дальнейшего обучения?

Иногда формулирую проблемный вопрос, на который сразу дать овеет невозможно:

- Запишите выражения и найдите из значения:

1) произведение чисел 5 и 4;

2) сумма чисел 36 и 12;

3) частное чисел 125 и 5 уменьшить на 3 десятка;

4) пять в третьей степени.

Можешь ли сразу ответить на вопрос?

Что тебе нужно знать для того, чтобы ответить?

Эффективное стимулирование интеллектуального развития в значительной мере обеспечивается за счет расширения использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового материала, организации работы в парах сменного состава, в группах. Начало урока стараюсь провести  так, чтобы сразу включить детей в работу. В русском языке применяю активные способы введения новых слов, используя методику Г.И.Бакулиной часто опираясь на личный опыт ребёнка. Приведу пример:  В классе  день рождение у мальчика. Заранее я попросила его познакомить нас с его семьёй. А так как привести он их не мог, то такое знакомство состоялось заочно. На левой стороне доски ребёнок развесил фотографии  своей семьи и ближайших родственников. Во время рассказа мы обратили внимание, что Влад очень похож на папу, на тётю, папину сестру, на дедушку. Я предложила  сделать надпись над фотографиями. Дети решили написать так: «Владик и его родственники». Эта сторона доски так и осталась неубранной. На уроке предлагаю ребятам выяснить, какие ассоциации возникают у них  со словом рыба. Дети записывают на доске, (на листе) в парах, (в группах) то, что им приходит в голову: рыбалка, утро, рыбак, удочка, ведро, поплавок, насадка,  мелкая рыба, небольшая рыбка, рыбёшка, кот,  жареная рыба, уха, было даже слово пиво, что стало в дальнейшем темой для беседы о здоровом образе жизни. Такой набор слов  часто становится основой для  текстов по развитию речи. Но в данном случае нам он нужен с другой точки зрения.  Предлагаю назвать одним словом сочетание: небольшая, мелкая рыба (рыбка, рыбёшка); рыбная ловля (рыбалка); человек, занимающийся рыбной ловлей (рыбак); ловить рыбу (рыбачить). В итоге на доске появилась цепочка слов: рыба, рыбка, рыбёшка, рыбачить, рыбак.

-  Что можно сказать об этой цепочке?

При записи слов дети  заметили, что пишут одинаковую часть: рыб- . Дети говорят, что все слова рыбные( слова сходны по значению) .  

Теперь мне пригодится левая часть доски. Пусть ребята дополнят меня.

-  В жизни людей из одной семьи, одного рода, часто похожих между собой называют ….родственниками.  А здесь у меня записано слово, которым можно назвать все  слова, что  мы сейчас образовали? Какое?

Ребята предлагают разные варианты: родственники, родные слова, семейные слова, родственные. Открываю табличку, где записано: «Родственные слова» и уточняем понятие, что эти слова имеют общую часть, сходны по значению. Так дети определяют тему урока, и приходят сами к очень важному определению. Далее предстоит нам выяснить, а для чего нам нужны знания о родственных словах?

В математике это могут быть оригинальные задания с энциклопедическими сведениями, с природоведческим и историческим сюжетом, загадки, ребусы, кроссворды, головоломки, занимательные и игровые упражнения. На этапе актуализации новых знаний использую упражнения и задания, направленные на самостоятельный поиск знаний. На этапе закрепления и систематизации знаний - часто в групповой работе -  использую упражнения на развитие наблюдательности, внимания, умения сосредотачиваться на нужном объекте; на умение осуществлять группировку и классификацию; на умение выделять существенные и несущественные признаки; на развитие умения строить умозаключения, суждения; на развитие мышления, внимания, памяти; на развитие слуховой памяти, речевых способностей, умения быть сосредоточенным. Приведу пример фрагмента урока математики в теме «Таблица умножения и её преобразование»  Математический диктант  покажет, что ряд ответов можно упорядочить и что упорядоченный ряд с небольшими добавлениями  соответствует результатам таблицы умножения восьми.  Далее дети приходят в к выводу, что темой урока будет работа над этой таблицей. В группах мы проводим исследовательскую работу по преобразованию таблицы, выясняем закономерности и делаем вывод для чего нам это нужно: так мы быстрее освоим таблицу умножения восьми и расширим область её применения. Устный счёт:

Математический диктант:

Найти сумму чисел 20 и 12                         (32)

Найти разность чисел 50 и 2                       (48)

Увеличить 70 на 1 десяток                         (80)

Уменьшить 32 в 4 раза                                 (8)

Увеличить 9 в 8 раз                                      (72)

На сколько 40 меньше 80                           (на 40)

Найти произведение двух четвёрок           (16)

-Что заметили? (ответы таблицы умножения на 8)

- Каких случаев не хватает? (8.3=24,  8.7=56,   8.8=64)Дополним этими ответами ряд.

-Можно сказать, что этот ряд упорядочен? Как его упорядочить?

(8, 16, 24, 32, 40, 48, 56, 64, 72, 80;

80, 72, 64, 56, 48. 40, 32, 24, 16. 8.)

- В чём особенность чисел в произведениях? ( результаты - чётные числа)

Запишите в тетрадь в первый столбик таблицу умножения восьми.

8.1=8

8.2=16

8.3=24

8.4=32

8.5=40

8.6=48

8.7=56

8.8=64

8.9=72

8.10=80

- Для чего мы провели такую работу? (ответы детей, определение темы урока «Работа над таблицей умножения восьми»)

2.  Наблюдение, исследовательская работа и практикум по освоению таблицы умножения восьми:   (в группах)

Я предлагаю рассмотреть, как выполняли дети задания в 1 группе.

а) Задание для 1 группы:

Сравните следующий результат таблицы умножения восьми с предыдущим, затем наоборот. Например:                           24>16, на                                   16<24, на

8.1=

8.2=16

8.3=24

Вывод: Каждый следующий результат   …..(увеличивается на 8) и, соответственно предыдущий …(уменьшается на 8).

Моделирование.

-А теперь я предлагаю вам продолжить поиск закономерностей и на их основании сделать свои выводы. Перед вами листы с заданиями и чистые листы для заметок.

Задание №1 ( для 2 группы):

Найдите суммы пар произведений:

8.1=…

8.2=…

8.3=…

8.4=32

8.5=40   +            

8.6=48

8.7=56

8.8=…

8.9=…

8.10=…

Вывод: В таблице умножения восьми можно найти (какие?)…(одинаковые) суммы пар произведений, равные (88).

Задание№2 ( для 3 группы):

Отнимите от произведения второй множитель, запишите результат. Эти действия проделайте с каждым выражением. Сделайте вывод.

8.1=…                Например: 16-2=14

8.2=16   -2                

8.3=24                                    24-3=

8.4=32                                     32-4=

8.5=…

8.6=…

8.7=…

8.8=…

8.9=…

8.10=…

Вывод: Если от произведений отнимать вторые множители, то разности это результаты таблицы …(умножения на 7).

 Задание №3 (для 4 группы):

Рассмотрите результаты произведений: отдельно цифры в разряде единиц и в разряде десятков. В чём особенности цифр каждого разряда?

8.1=   8                

8.2= 16             

8.3= 24

8.4=32

8.5=…

8.6=…

8.7=…

8.8=…

8.9=…

8.10=…                        Вывод: в разряде десятков …., а в разряде единиц ….. .

Проверка работы.

Исследование можно продолжить, если есть время и ребят такая работа увлекла, например:

А если вторые множители данной таблицы будут увеличиваться на 1, как изменятся произведения?

На уроках окружающего мира работа в группах особенно эффективна: дети получают навыки исследовательской работы, что позволяет вывести мыслительную деятельность на более качественный уровень. Учатся сотрудничать. Учат друг друга и учатся друг у друга. Овладевают приёмами дискуссии, самостоятельной работы используя планы, алгоритмы схемы. Приведу пример: на уроке по теме «Природные сообщества» в 3 классе  предлагаю группе выбрать карточку с ключевым словом и соответствующее приложение. Прочитать внимательно приложение, которое поможет  выполнить задание:  оживить дом, связав в единое целое его обитателей. (Выбор произвольный.) Например:

1 группа – дуб.  2 группа – мышь.  3 группа – кузнечик.  4 группа – лягушка.)

                             водоёмы    лес поле луг

Лес, поле, луг, водоём – это…

Для работы группы №1

Прочитайте внимательно:

 В наших лесах растёт много замечательных деревьев. Самое примечательное дерево – дуб.

Дуб богатырского сложения. Он раскидистый, могучий, любит солнышко, поэтому высокий. Прожить дуб может 500 - 1000 лет. А некоторые дубы доживают до двух тысяч лет.

  Наши предки, славяне, считали дуб святым деревом и посвящали его богу Перуну. Дуб не любит слишком влажных почв, а вот небольшой недостаток влаги он переносит хорошо. Хотя дуб сильное дерево, но очень боится морозов. Его молодые веточки и листики погибают при заморозках. Поэтому дуб начинает зеленеть позже всех деревьев.

   Плоды дуба – жёлуди. Они содержат большой запас питательных веществ и его проростки растут быстрее и лучше, чем проростки других растений.

  В лесу у дуба много друзей.  Его веточки, листья, кора привлекательны для гусениц, жуков, лосей. А желудями лакомятся кабаны, мыши, сойки, белки и  одновременно расселяют  дубки на новые территории. На лакомок охотятся волки, лисицы, совы, орлы и змеи.

Оживите лес.

 - Свяжите в единое целое:

дуб, лисы, волки, лоси, белки, сойки, совы,  змеи, орлы, кукушка, гусеницы, мыши, кабаны, клевер.

 - Что лишнее пришлось исключить из цепочки слов:

--------------------------------------------- .

- Почему?

Обсуждение результатов работы групп. Моделирование.

- Расскажите о чем узнали?

- По какому принципу вы связали в одно целое обитателей (водоёма, поля, леса, луга)?

приспособленность к определённым условиям и по пищевым связям)

- Покажите на примере такую связь. ( Дети могут использовать памятку докладчику)

-Памятка докладчику.

Мы ……(работали изучили, анализировали, рассмотрели) с текстом о жизни …..(поля).

 В результате анализа текста  мы выяснили, что

на  (поле )растут …… (злаки, культурные растения, сорняки)

 и обитают   …….(следующие животные……….)

Их связывает то, что    (они приспособлены  к данным условиям жизни(к среда обитания), и пищевые связи)

- Мы исключили ……( лося ), потому, что……

-Демонстрация модели.

-Если дети не в полном размере показали взаимосвязи внутри сообщества,  предлагаю объяснить схему пищевых связей: зерно – мышь - лисица

Работая ещё и по учебнику, приходим к выводу, что в определённых условиях окружающей среды образуются особые связи между живой и неживой природой и одновременно между живыми организмами – растениями, животными.

Сделаем вывод: Единство живой и неживой  природы, которые складывается в определённых условиях окружающей среды, называется природным сообществом.

А теперь продолжим предложение:

Лес, поле, луг, водоём – природное сообщество.

Проверку материала часто провожу с помощью самостоятельно разработанных мною тестов. И, конечно, использую этап рефлексии для развития у учащихся умений делать выводы, анализировать происходящее на уроке, выявления пробелов в знаниях, прогнозирования будущих уроков. Решение заданий требует выражения в виде логического, доказательного, развернутого, последовательного рассуждения вслух, учит с помощью слов воспроизводить ход мысли, называть результат. Данные задания несут в себе ряд занимательности, воспитывая у детей интерес к урокам. В целом отмечу, что дети творчески подходят к выполнению заданий: придумывают задачи, задания, тесты, сказки с математическим содержанием, литературные загадки, пишут стихи, сочинения по итогам экскурсий.

Результативность опыта. Анализ изучения результативности обучения моих учеников показал, что систематическая работа над развитием логического мышления учащихся, их памяти, внимания, восприятия, способности к саморегуляции развивает их интеллектуальные способности, содействует в целом развитию у них интереса к предметам и явлениям окружающей жизни, положительно сказывается на качестве их знаний, умений и навыков.

Так на региональном, республиканском уровнях в международном конкурсе «Золотое Руно 2008 г 1 место заняла Хамитова Анастасия;

в региональной игре – конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» 2008 г. 3 место занял Артёменко Илья;

на молодёжном предметном чемпионате «Старт – 2008/09» 10 место занял Артёменко Илья;

на муниципальном  уровне (предметная олимпиада по «Окружающему миру»2009год) Подоляко Илья занял 6 место с вручением Диплома как показавшему нестандартный подход к выполнению отдельных олимпиадных заданий;

 на городском конкурсе творческих работ «Белгородчина православная» 2005заняла  3 место Скоробогатько Дарья с работой «Пасхальная мозаика»;

на городском конкурсе сочинений и эссе «Глазами будущих избирателей» 2008год 2 место в номинации «Сочинение» Фриз Арина;

 на городском  конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» с темой  «Надо ли беречь зрение?» 2010г выступила Краткова Анна;

на уровне образовательного учреждения (предметные олимпиады 2009год) заняли 2 места  по русскому языку и математике Бранчукова Ольга и Краткова Анна;

1,2,3 места по окружающему мирузаняли Подоляко Илья, Краткова Анна, Иванова Елизавета;

На конкурсе чтецов в рамках Недели начальной школы 2006г. 1 место занял Куксов Дмитрий.

По итогам  проверки муниципальной контрольной работы по чтению в 3-х классах общеобразовательных учреждений г.Белгорода качество знаний составило 85%

Мониторинг успеваемости  начальной школы  

2005-2006 , 2006-2007,2007-2008,2008-2009,2009-2010 уч.г.                                

 

Ф.И.О. учителя

1 четверть

полугодие

Конец  года

 %             кач.

% успев.

 %             кач.  

% успев.              

 %             кач.

% успев.

 Бондаренко В.Н.

1-а           2006-2007 уч.г.

 --

--

 

2-а        2007-2008 уч.г.

--

--

87,5

100

84

100

3-а          2008-2009 уч.г.        

81

100

81

100

84,6

100

4-а          2009-2010 уч.г.

89

100

93

100

 Одним из показателей результативности моей работы является удовлетворенность учащихся качеством учебного процесса. На вопрос «Нравится ли тебе учиться?» - 85% учащихся 4 класса ответили: «Да», 15% -затруднялись ответить. В школу - 85 % детей идут с хорошим настроением,

15% - когда как.


Заключение. В заключение хочу сказать, что в центре внимания педагогов обязательно должно быть интеллектуальное развитие  ученика, как личности, которая  познаёт себя, реализует свои образовательные потребности и преобразует окружающий мир.


Библиографический список:

1. Зак А.З. «Развитие умственных способностей младших школьников»

 Москва. Просвещение, Владос, 1994г.

2.Зак А.З. «Интеллектика» Тетрадь для развития мыслительных способностей. Москва «Интеллект-центр»,2006г.

3. Занков Л.В. «Обучение и развитие» Занков Л.В - Москва, 1975г.

4. Тихомирова Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьников» - Академия развития, 1999г.

5.Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на

уроках русского языка».- Москва, ГИЦ « Владос», 1999г. 

6.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.-М., 1971.



Приложение к опыту

Примеры организации экскурсий

ЭКСКУРСИЯ НА ТЕМУ "ПРИРОДА И МЫ"

ЦЕЛЬ: создать среду для расширения и обогащения представлений учащихся об окружающем мире; содействовать закреплению и конкретизации основных понятий, изученных на уроках: природа живая и неживая, охрана природы, раны природы;

конкретизировать понятие "взаимосвязи в природе"; формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, выстраивать умозаключения.

ОБОРУДОВАНИЕ: лупы, бинокль, карандаши, личные

дневники наблюдений, фотоаппарат.

ХОД ЭКСКУРСИИ

I Сообщение целей экскурсии, правил поведения во время ее

проведения.

II Характеристика места проведения экскурсии (балка под Дубовым)

III Беседа об объектах природы на данном участке; о взаимосвязях живой и неживой природы.

IY Определение неблагополучий в природной среде, вызванных естественными причинами и неблагополучий, вызванных безответственным отношением людей к природе.

Варианты помощи природе.

Y Выполнение учащимися самостоятельной работы по инструктивным карточкам.

YI Обобщающая беседа по результатам экскурсии, подведение итогов. Зарисовки по впечатлениям.

Экскурсия в парниково-тепличное хозяйство городской организации "Зеленстрой" (зима)

ЦЕЛЬ: содействовать расширению представлений у учащихся о сельскохозяйственном производстве, о том, как человек использует и обогащает природу, как он может управлять жизнью растений; предметное знакомство с условиями выращивания рассады овощных культур и цветов, способами их размножения;

познакомить детей с рабочими профессиями своих родителей.

ОБОРУДОВАНИЕ: тетради, карандаши, фотоаппарат.

ХОД ЭКСКУРСИИ I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К ЭКСКУРСИИ

а) Учитель сообщает агроному цель экскурсии, обговаривает вопросы, которые надо выяснить.

б) Подготовка учеников к экскурсии. Беседа о внедрении в сельское хозяйство теплиц на паровом, водяном и электрическом обогреве, об их назначении.

II .ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИИ.

Понятие открытого и закрытого грунта. Раннее выращивание теплолюбивых овощных растений. Выращивание растений не свойственных нашему климату.

Знакомство с особенностями грунта в теплицах, ухода за ним, способами его обогрева, способами поддержания режима влажности, защиты от перегрева, способами борьбы с вредителями, то есть выяснение роли света, тепла, влажности, воздуха, питательных веществ в развитии растений. Знакомство с разными способами размножения растений.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: Определите по размещению растений в теплице:

а) теплолюбивые растения;

б) холодостойкие растения;

в) светолюбивые растения;

г) теневыносливые растения.

Рассказ агронома об истории некоторых растений и в частности об агаве, которую ежегодно высаживают на клумбах у развилки дорог вблизи школы.

Рассказ одной из мам о своей работе в теплице. Демонстрация возможностей тепличного хозяйства, которые планируются использовать при соответствующем  финансовом обеспечении.

III ИТОГИ ЭКСКУРСИИ

Обсуждение по следующему плану:

а) Какое значение имеют теплицы и парники?

б) Где размещают парники и почему?

в) Как обеспечивается в парниках и теплицах нужные условия для выращивания растений?

г) Какая почва нужна для парников и теплиц?

д) Как обогревают теплицы?

е) Какими способами можно размножить растения?

IY РАБОТА С ДНЕВНИКОМ НАБЛЮДЕНИЙ В ШКОЛЕ.

ВЫВОД: в закрытом грунте человек может управлять температурой, освещением, влажностью и другими условиями жизни растений, что существенно увеличивает количество продуктов питания.

Y ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. Узнать у родителей или в справочной литературе об особенностях при подготовке семян различных овощей к выращиванию в ящиках.

2. По желанию написать рассказ об экскурсии.

Анкеты для учащихся,  родителей  для организации уроков окружающего мира, ОБЖ, родительских собраний.

( К изучению темы  по окружающему миру "Воздух и его охрана")

Воздух в нашей квартире

I.  Определите состояние воздуха в вашей квартире: (детям даны рекомендации о способах определения состояния воздуха)

а) чистый

б) грязный

в) не знаю

II.  Удовлетворены ли вы качеством воздуха в вашей квартире

а) да

б) нет

III.  Назовите возможные источники загрязнения воздуха в вашем доме.

IY.  Сколько у вас комнатных растений?

Y.  Следите ли вы за влажностью воздуха? YI Стараетесь ли поддерживать определенную температуру? Как?

YII.  Часто ли вы проветриваете помещение?

а) регулярно

б) изредка

в) не обращаю внимания на это.

YIII. Как часто вы делаете влажную уборку?

а) каждый день

б) по выходным дням (раз в неделю)

в) другие варианты (напишите об этом)

IX. Учитываете ли вы экологическую безопасность материалов при покупке

а) мебели

б) обоев

в) ковров

X..  Какими препаратами бытовой химии вы пользуетесь?

XI. .Как очищаете воздух в квартире?

Анкеты могут заполняться анонимно. Ответы обобщаются, и на основе этого строится урок по ОБЖ.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 Курение и воздух.

( К изучению темы: "Будем беречь здоровье")

I Сколько членов вашей семьи курит?

II Бывает ли так, что ребенок находится в прокуренной комнате?

III Если вы не курите, как относитесь к "пассивному

курению":

а) считаю опасным для себя присутствие курящего человека рядом:

да нет

б) покидаю помещение, где курят:

да нет

IY Считаете ли вы, что курение усугубляет влияние

неблагоприятной экологической обстановки на здоровье курильщика:

а) согласен

б) не согласен

Ответы обобщаются, на их основе можно разработать урок по природоведению или

 ОБЖ, рассмотреть на родительском собрании.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 Выбор безопасного участка для прогулок и отдыха с детьми.

 К теме урока по природоведению " Природа и люди - одно целое".

I Как часто вы гуляете с детьми?

а) каждый день

б) по выходным дням

в) другие варианты (укажите какие)

II Чаще всего вы гуляете:

а) в парке, сквере, посадке (укажите какие)

б) во дворе

в) в других (каких?) местах.

Ill Вспомните, есть ли недалеко от мест ваших прогулок:

а) автодороги

б) гаражи

в) автостоянки и автозаправочные станции

г) свалки

д) предприятия

IY Много ли зеленых насаждений в тех местах?

а) много деревьев и кустарников

б) есть деревья, кустарники

в) растения отсутствуют.

Y Назовите растения, которые вы видели в местах прогулок с детьми? Знаете ли вы, как они влияют на состояние воздуха?

YI Слышен ли какой-нибудь шум на этой территории?

а) сильный   б) слабый      в) отсутствует шум

г) постоянный   д) изредка бывает

 YII Как вы сами оцениваете состояние воздуха в местах

ваших прогулок?

а) чистый        б) загрязненный

Примерные задания по окружающему миру, выполнение которых способствует формированию умений работать с учебником, справочными материалами, цифрами, таблицами, картами.

Самостоятельная работа

I.  Смотри карту России. Дай характеристику географического положения Белгородской области (используй план учебника.)

II.  Раскрась тот рисунок, который больше соответствует поверхности края (на листе изображены равнина и горы).

III.  Вспомни знак обозначения залежей железной руды. На контурной карте обозначь основные места этих залежей.

IY.  С помощью справочного материала расположи каменный уголь, торф и антрацит в порядке возрастания горючих

свойств.

Таблица

Горючие свойства полезных ископаемых.

Пояснительная записка: при сжигании топлива выделяется теплота. Ее количество измеряется в калориях (кал.) или килокалориях (ккал.). При сжигании 1 кг различного топлива выделяется разное количество теплоты:

торф -                                   500... 2000 ккал

горючий сланец                    1500...3000 ккал

бурый уголь                           3500...7500 ккал

 каменный уголь                   7000...9000 ккал

 антрацит                           8000...8400 ккал

 нефть                                 1000... 1500 ккал

Y На контурной карте обозначь знаком места залегания

известняков

песка и гравия

строительного камня

 YI Из какого материала сложен фундамент здания школы, колонны музея, памятник маршалу Коневу?

Обоснуй выбор строительного материала, пользуясь таблицами прочности природных

камней.

Таблица прочности природных камней

Камень                                                 первые признаки                            полное

разрушение                  

гранит мелко и                                    до 500 лет                                      до 1500 лет

среднезернистый

кварцит

гранит круннозер                               до 250 лет                                      до 750 лет

нистый, лабрадорит

известняк пористый.        -               до 50 лет

тисовый камень

YII  Смотри физическую карту Белгородской области. Найди основные реки края.

YIII  На какой реке город Белгород (другие города и села). Укажи ее на физической карте края. Нанеси ее на контурную карту и подпиши.

IX  Даны разные изображения материков. Вырежи их расположи, чтобы получилась карта полушарий, наклей. Подпиши названия материков и океанов.

X  Из фрагментов составь карту России. Наклей их. Подпиши названия равнин, гор, озер, рек (как итог знакомства на уроке).

XI  Определи представленные на рисунках природные зоны. Расположи их в порядке смены с севера на юг. Дополни рисунки соответствующими изображениями растений и животных. Подпиши названия. Проверь себя по учебнику. Наклей.

XII  Узнайте из книг о природе, какие редкие растения и

животные нашей страны занесены в Международную Красную книгу. Запиши их названия.

XIII  Используя учебник, определи

а) масштаб карты полушарий

б) масштаб карты России

в) во сколько раз масштаб карты полушарий больше масштаба карты России?

г) какой картой удобно пользоваться для изучения поверхности нашей страны? Почему?

XIY  С помощью карты России определите расстояние

а) от Москвы до Санкт-Петербурга?

б) другие расстояния

в) как вы это сделали? (записать алгоритм)

XY С помощью карты " Природные зоны " установите

а) Какая природная зона занимает наибольшую часть территории нашей страны?

б) Какова ее протяженность с севера на юг? (с запада на восток?)

в) В какой природной зоне находится столица нашей страны?

г) В какой природной зоне находится наш родной город? XYI Изучите в учебнике сведенья о размножении лягушки.

Зарисуйте икру, головастиков. Найдите на рисунках стадии раннего развития лягушки, формирующихся из головастиков, и более поздние стадии. По каким признакам вы будете их различать?

XYII Прочитай информации о том, как надо помочь себе и

товарищам в случае повреждения кожи. Выпиши эти сведения в таблицу.

Первая помощь при травмах кожи.

Виды повреждений                               Первая помощь при повреждении

Ранка

Ушиб

Ожог

Обморожение

XYIII Изучите информацию о влиянии курения на здоровье человека. Какое влияние оказывает курение на подростков? Какие органы в наибольшей степени страдают от курения?

XIX Прочитай статью "Умей предупредить болезни"

 Заполни таблицу:

Причины болезни

ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ТЕМА: " О ПОДЗЕМНЫХ БОГАТСТВАХ" ГРАНИТ

Цель: Установление свойств гранита. Выработка умения определять причинно-следственные связи. Оборудование: на каждую парту кусочки гранита разного

Оборудование: на каждую парту кусочки гранита разного цвета, лупа, стакан с водой, гвоздь, кусок дерева, молоток, тетрадь наблюдений.

Ход работы:

I Установление цвета гранита. Визуально определите цвет.

Почему гранит пестрый? Предполагают, что зависит от состава гранита.

II Состав гранита

Рассмотрите гранит под лупой, установите из чего он состоит (зерна вкрапленные в плотную массу).

Демонстрация коллекции составных частей гранита: кварца, слюды, полевого шпата. ВЫВОД: Цвет зависит от состава гранита.

III Установление тяжести (массы) гранита. О чем говорит данный опыт?

1. Опустить в стаканы с водой одновременно кусок гранита и дерева.

2. Расскажите, что произошло?

3. Сколько времени понадобилось граниту, чтобы он опустился на дно.

ВЫВОД: Гранит тяжелый.

IY Установление прочности.

Раздвиньте гвоздем зерна гранита? Попробуйте разбить молотком. О чем говорят результаты? Почему при добыче гранита используют взрывчатку?

 Y Установление твердости гранита

Предположение - твердый. Убедиться в этом с помощью опыта, который демонстрирует в целях безопасности учитель. На стекле остается царапина. ОБОБЩЕНИЕ

Составить таблицу свойств гранита.

 Какие свойства позволяют использовать гранит в строительство? Как сберечь это полезное ископаемое?

ТЕМА:   ПОЧВА. СОСТАВ ПОЧВЫ

Цель: Опытным путем установить состав почвы.

Оборудование: почва в одном лабораторном стакане; в другом стакане - вода; промокательная бумага. На столе учителя спиртовка, штатив, держатель, стекло, лабораторные стаканы с водой и почвой.

Ход практической работы:

1. О чем говорит этот опыт?

Брось комочек сухой почвы в стакан с водой. Наблюдай, что произошло? О чем говорят вышедшие пузырьки. Вывод: в почве есть воздух.

2. О чем говорят эти опыты?

а) Придавите плотно комочек почвы к промокательной бумаге. Стряхните почву назад в стакан. На бумаге осталось влажное пятно.

б) Учитель нагревает кусочек почвы на огне. Над ней устанавливается стекло. Оно становиться влажным. Вывод: в почве есть вода.

3. О чем говорит этот опыт.

Почву продолжаем нагревать. Видим дым и ощущаем неприятный запах. В другой чашке нагреем старые сухие листья и остатки сухих насекомых. Опять такой же запах. Это горит перегной. Он придает почве темный цвет. Вывод: в почве есть перегной.

4. В стакан с водой добавь еще почвы и размешай. Проследи некоторое время. Запиши, что произошло.

а) Всплыли остатки листьев, иголок, мусор;

б) На дно осел песок, а вода помутнела.

в) Поверх песка оседает глина и вода светлеет. Вывод: в почве содержится песок и глина.

5. Возьмите стакан, в котором до этого находилась почва в воде. Несколько капель этой воды поместим на стекло. Подержим его над огнем. Вода испарилась, на стекле белый налет. Это соли.

Вывод: В почве содержатся соли растворяющиеся в воде.

ОБОБЩЕНИЕ Заполните схему:

Составные части почвы

ПОЧВА

Учитель дополняет: в почве обитают живые существа, микробы, различные животные (черви, насекомые и др.)

ТЕМА:   ОБРАЗОВАНИЕ ПОЧВЫ

Цель: Доказать на опытах, что вода, лед, ветер и солнечные лучи способствуют образованию почвы. Оборудование: для работы в классе дощечка, 2 гвоздя, монетка, спиртовка, коробка с глиной, песком,

камешками, 2 банки.

Зимой.

1. Наполни бутылку водой. Хорошо закрой ее.

а) Выставь на ночь на балкон. Запиши, что вы увидели утром.

Вода замерзнет, бутылка лопнет и расколется на куски, б) В чистый полиэтиленовый флакон из-под шампуня налей воды до края. Закрой плотно крышкой и поставь в морозильник. Через сутки опиши или зарисуй увиденное. Почему флакон изменил форму? Проведи аналогию с горными породами.

2. Проделать с помощью взрослых. В дощечку вбито 2 гвоздя так, что между ними проходила монета. Нагрей монету на огне. Пройдет ли она через щель? Что происходит с твердыми телами при нагревании, а при охлаждении? Проведи аналогию с горными породами.

3. В лоточек горкой положи камешки, песок и глину. Из бумаги сделай трубочку и несколько подуй на горку.

Что стало с горкой?

Что разрушило горку?

Сделай вывод, что разрушает горные породы.

4. Понаблюдайте долгое время за этим опытом. В первой банке просто с лесной подстилкой камешки, песок, глина. В этой банке несколько дождевых червей. Во второй банке только камешки, песок, глина. Ежедневно поверхность обрызгивать водой. Через месяц в первой банке образовался перегной, во второй банке изменений не произошло. Итак, как образуется почва? Почему нельзя сжигать опавшие листья в парках и скверах?

Д/3. Докажи, что почву нельзя отнести только к неживой или только к живой природе.

Примеры заданий для самостоятельного изучения темы индивидуально или для организации работы в группе

Питание растений

  1. Прочитай статью
  2. Укажи, что растения получают из почвы.

Почва, ее значение для жизни на Земле

1. Прочитай рассказ (статью).

2. Какие меры должен принимать человек, чтобы защитить себя от вредных микроорганизмов, находящихся в почве?

А)

 Б)

В)

Г)

Д)

3. Какая почва называется плодородной?

4. Как можно объяснить выражение: «Основа жизни на Земле - ее почва»?

Образование почвы

1. Из чего состоит почва?

2. Как определить, что в почве есть воздух?

3. Как определить, что в почве есть вода?

4. Как определить, что в почве есть песок и глина?

5. Как определить, что в почве есть соли?

6. Кто живет в почве?

7. Может ли почва быть плодородной без насекомых и других живых организмов?

Круговорот веществ в природе

Докажи, что такой круговорот существует.

Банк данных:

Вода,

Соли,

Насекомые, Микроорганизмы

Что растения получают из почвы

1. Прочитай статью.

2. Ответь на вопросы:

A) Во что превращается перегной?

Б) Кто участвует в этом превращении?

B) Могут ли корни усваивать соли без воды?

Г) Откуда растения берут воду?

Д) Могут ли корни растения найти воздух под землей?

Образование почвы

1. Из чего состоит почва?

2. Как определить, что в почве есть воздух?

3. Как определить, что в почве есть вода?

4. Как определить, что в почве есть песок и глина?

5. Как определить, что в почве есть соли?

6. Кто живет в почве?

7. Может ли почва быть плодородной без насекомых и других живых организмов?

Образование почвы

Сделай сообщение, пользуясь вопросами.

1. Как образуется перегной?

2. Какие живые организмы помогают образовываться плодородному слою?

3. Кто живет в почве?

4. Что такое лесная подстилка?

5. Почему не следует сжигать опавшие листья в парках и скверах?

6. Как ученые установили роль насекомых в образовании перегной (гумуса)?

Проверь себя, перечитав статью.

Загадки Лесовичка

Правила вежливости:

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть: листьями побрасаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени - еще вырастет!

3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь.

4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаиться, и вы не узнаете ни одной тайны.

5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

6. Звери всякие важны - звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

Наука «Экология»

 Вставь в текст  пропущенные слова.

Человек должен знать, как, пользуясь всем, чем богата Земля, не……………………ей. Помочь человеку в этом должна наука………………. .

Человек не должен загрязнять почву, воздух и…………………………… . Сохранение………………….. , ……………………………………..и воды - главные

условия сохранения жизни на нашей планете Земля.

Примеры уроков и внеурочных занятий смотрите на сайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики в 3 классе

В материале  раскрыты теоретические основы развития интеллектуальных способностей младших школьников и представлена система работы  на уроках математики в 3 классе....

Обобщение опыта: "Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка"

Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Необходимость таких перемен в обра...

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА"

На современном этапе общества наиболее остро ощущается потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Создание условий для проявления и...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников   как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)...

Контрольные занятия по развитию интеллектуальных способностей младших школьников (3-4 класс)

Данный материал предназначен для проведения контрольных занятий по развитию интеллектуальных способностей младших школьников (3 – 4 классы).Контрольные занятия являются результатом проведения занятий ...

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных способностей младших школьников.

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальныхспособностей младших школьников....

«Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики средствами игровой технологии».

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще мн...