Программа "Азбука вежливости"
рабочая программа (3 класс)
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_vezhlivosti_programma.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Пояснительная записка. Программа «Азбука вежливости» соответствует требованиям ФГОС начального общего образования и, в соответствии с программой организации внеурочной деятельности направлена на духовно- нравственное, общекультурное и социальное развитие обучающихся начальной школы.
Программа разработана на основе авторского курса по этике для начальной школы «Основы современного этикета» Л.Н. Антилоговой и на основе осмысления опыта работы с учащимися младших классов (в основном с детьми «группы риска»)
Начальная школа призвана не только научить ребенка письму и счету, правильной речи , но и сформировать нравственные качества личности, культуру поведения.
Мир в наше время требует от маленького человека эффективных навыков поведения и общения. Каждый ребенок должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Не секрет, что сегодня в нашем обществе проявляется дефицит доброжелательности, наблюдается нарушение тех общепринятых нравственных норм и принципов, которые регулируют отношения людей в обществе.
Неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер, дефицит культурного общения приводят не только ребенка, но и взрослого человека к нравственному обнищанию.
А ведь формирование нравственных качеств личности возможно через вовлечение детей в изучение основ современного этикета.
Дети «группы риска» зачастую занимают в общении и поведении по отношению к другим ребятам агрессивно-негативную позицию, так как большинство из них являются носителями отрицательного нравственного опыта , ориентируясь на пример своих родителей.
Результаты исследований и ежедневные наблюдения за такими детьми показывают необходимость проведения систематической и целенаправленной работы по формированию первоначальных знаний и умений у учащихся в области этикета, ведь для них – это дальнейшее условие успешного взаимодействия в социуме. Важно помочь этим детям адаптироваться, научить их справляться со своими проблемами, сформировать нравственные качества и навыки культуры поведения.
Приоритетом в реализации программы является активное взаимодействие учеников младшего школьного возраста с социумом, таким образом, ребенок получает не только информативные знания, но и учится применять их в ситуациях реальной жизни.
Цель : формирование этически грамотной личности, умеющей достойно вести себя в любой ситуации, уважающей себя и окружающих, обладающей внутренней культурой и хорошими манерами.
Задачи : 1. Последовательное и систематическое знакомство с нормами этикета. #1054;богащение конкретных представлений учащихся о нравственных качествах человека, характеризующих его с позиций добра и зла. #1060;ормирование навыков культурного поведения в повседневной жизни, культуры общения, доброжелательного и уважительного отношения к другим людям. 4. Развитие у детей потребности в самовоспитании и реализации таких качеств личности, как вежливость, тактичность, общительность, доброта , сострадание, готовность прийти на помощь другому. #1056;азвитие общей культуры.
Формы организации: коллективные, групповые, индивидуальные
Методы деятельности: игровой, информационно-развивающий, репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесные и наглядные методы, практические .
Формы деятельности: игры, конкурсы, беседы, просмотр кинофильмов, мультфильмов, ролевые игры, викторины, инсценировки, концерты, экскурсии, фестивали, праздники, социальные акции.
Место проведения занятий: учебная аудитория (школа, ДДТ), музыкальная школа, художественная школа, библиотека, кинозал, музей , аквапарк, общественный транспорт, магазины, улицы поселка, парк, стадион. столовая .
Материальное обеспечение программы: транспортные средства, аудио и видеотехника, фотоаппарат, столы, стулья, канцелярские принадлежности, книги, наглядность, таблицы.
Методическое обеспечение программы: методические разработки занятий, материалы для отслеживания результатов работы, психолого- педагогическая литература.
Данная программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий (далее – УУД)
Личностные УУД
∙ самоопределение
∙ ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих
∙ установка на здоровый образ жизни
Регулятивные УУД
∙ понимание и сохранение учебной задачи
∙ адекватное восприятие оценки учителя и окружающих
∙ осуществление пошагового и итогового контроля
∙ различие способа и результата действия
Познавательные УУД
∙ включение в творческую деятельность учителя
∙ установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий
∙ осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя
∙ построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме
Коммуникативные УУД
∙ адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач
∙ умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
∙ аргументация своего решения и координация его с решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности
Планируемые результаты
Реализация программы «Азбука вежливости» ориентирована на достижение первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов ( далее -ВР)
ВР первого уровня:
Приобретение учеником социально-значимых знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни через освоение способов межличностного взаимодействия со сверстниками, педагогами, окружающими .Проявление знания ребенком общественных норм поведения достигается в расширении социокультурного пространства, где ученик «примеряет» на себя роль пассажира, покупателя, читателя библиотеки, зрителя, слушателя и.т.д.
У ученика будут сформированы :
* внутренняя позиция на основе положительного отношения к миру, в котором он живет
* опыт культурного поведения в социальной среде Ученик получит возможность научиться:
*задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
* преобразовывать практическую задачу в познавательную
*адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
ВР второго уровня:
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, общество, природа, труд, культура, Отечество), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
У ученика будут сформированы :
* целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и многообразии народов, культур, человеческих взаимоотношений
* отношение к иному мнению, культуре других народов
* умение быть ведущим и ведомым в совместных проектах Ученик получит возможность научиться:
* доброжелательному и уважительному отношению к людям разных профессий, вероисповеданий, их культуре
* навыкам сотрудничества в разных ситуациях, умению вести диалог, вносить свой труд в общее творческое дело
ВР третьего уровня:
Получение учеником опыта самостоятельного общественного действия, становление человека, гражданина через взаимодействие учащихся с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это происходит во время социально- ориентированных акций.
У ученика будут сформированы :
* умения ставить вопросы, формулировать затруднения, обращаться за помощью к сверстникам и взрослым
* желание и способность прийти на помощь (посильную) и оказать ее в затруднительной для кого-то ситуации, действовать в сотрудничестве Ученик получит возможность для формирования:
* активной жизненной позиции
* внутренней потребности добровольного участия в мероприятиях вне школы, где будет применен личный опыт делового общения ребенка, навык вежливого общения и поведения
* самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
Программа рассчитана на 3 года работы для детей 8-11 лет и предполагает решение поставленных задач средствами четырёх разделов:
#1052;ир вежливости, мир хороших манер
#1071; и люди, которые меня окружают.
#1050;ультура внешнего вида.
#1050;ультура поведения в общественных местах.
В первом разделе предполагается ознакомление детей с важнейшими этикетными и этическими понятиями, с нормами этикета в речевом общении. на которые в последующем будет сделан упор в изучении программы.
В втором разделе учащиеся познакомятся с культурой отношений в семье, классном коллективе, понятиями гуманизма и дружбы, лежащими в основе межличностных отношений.
Во третьем разделе акцент делается на приобщение ребят к знаниям о себе, самовоспитании , формировании культуры внешнего вида.
Расширяются сведения о манерах поведения человека: позе, походке и о роли движений в жизни человека.
Содержание четвертого раздела направленно на формирование у учащихся знаний культуры поведения в общественных местах и умений применять их на практике.
Тематическое планирование третьего года обучения.
Разделы:
- Мир вежливости, мир хор
- Я и люди, которые меня окружают.
- Культура внешнего вида.
- Культура поведения в общественных местах.
№ № | Тема аудиторного и внеаудиторного занятия | Форма организации внеурочной деятельности | Количество часов | ||
аудиторные | внеаудиторные | ||||
теория | практика | ||||
Возникновение и развитие этикета в России | Проект | 1 | 2 | ||
Мимика и жесты в этикете | Мимическая игра | 1 | 1 | ||
Многообразие приветствий | Ролевая игра | 1 | 1 | ||
Визитная карточка | КТД | 1 | 1 | ||
Языковые средства общения: интонация, тон. | Звуковая игра | 1 | 1 | ||
Служебный телефон | Моделирующая игра | 1 | 1 | ||
Общение с младшими | Социальная акция Мини-спектакль | 1 | 1 | 1 | |
Хозяева квартиры и соседи | Конкурс викторина | 1 | 1 | ||
Общение с одноклассниками и учителями | КТД | 1 | 1 | ||
Приём гостей | Вечер-развлечение | 1 | 1 | ||
Красота внешняя и красота душевная | Проблемно-ценностная дискуссия | 1 | 1 | ||
Парадная одежда | Практическое занятие | 1 | 1 | ||
Покупка новых вещей | Поход в магазин | 1 | 1 | ||
Походка | Практическое занятие | 1 | 1 | ||
О вежливости в учреждениях здравоохранения | Ролевая игра, Экскурсия в клинико-диагностическую лабораторию | 1 | 1 | ||
На праздничном вечере | КТД | 1 | 2 | ||
В театре | Поездка | 1 | 1 | ||
В парке и на стадионе | Экскурсия, игра | 1 | 2 | ||
Итоговое занятие | Конкурс эрудитов | 1 | 1 | ||
Итого: | 57 | 45 | 28 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа о вежливости "Что такое вежливость?"
В данном мероприятии уточняется значение слов"вежливость","спасибо", "пожалуйста","здравствуйте", закрепляются правила вежливости; воспитываются уважение к старшим и сверстникам, детей учат осознавать...
Тематическая неделя вежливости "Ежели Вы вежливы..."
Материал содержит цели и план проведения тематической недели вежливости в начальной школе "Ежели Вы вежливы..."....
ПРАЗДНИК ВЕЖЛИВОСТИ "БУДЕМ ВЕЖЛИВЫ И ДОБРЫ ВСЕГДА!"
Данный материал представлен сценарием внеклассного мероприятия "Будем вежливы и добры всегда" и презентацией....
Методическая разработка "Вежливость.Вежливые слова"
Методическая разработка "Вежливость. Вежливые слова" по модулю "Светская этика". Можно использовать на уроках ОРКСЭ в 4 классе....
Статья на тему: "Вежливость воспитывается вежливостью"
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – эти задач...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».
Цель: через знакомство со стихотворениями С.Я. Маршака «Урок вежливости», И.М. Пивоваровой «Вежливый ослик» и Б.В. Заходера «Очень вежливый ослик» способствовать вежливому, доброжелательному общению и...
Презентация к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».
Презентация разработана к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк»....