Детская наркомания
материал

Волкова Ольга Александровна

Детская наркомания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_narkomaniya.docx40.98 КБ

Предварительный просмотр:

Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез, и родители в большинстве своем заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.

Возможно, поэтому  большую часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.

Иными словами, на хрупкие плечи учителя государство возложило еще одну, на первый взгляд непосильную ношу – профилактику наркомании.

Более того, в соответствии с приказом Минобразования России от 5 февраля 2002 г. № 330, «при осуществлении инспектирования образовательных учреждений и проведении аттестации руководителей и других работников образовательных учреждений в качестве одного из критериев результатов их деятельности принято рассматривать показатель состояния антинаркотической работы обучающихся, воспитанников».

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является  создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

Исходным в работе является предположение, что выделенная система профилактики наркомании будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:

  1. подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;
  1. поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  2. осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
  3. в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.

Для достижения поставленной цели в МБОУ  Лесоперевалочной СОШ – 1 решаются  следующие задачи:

1) определяется  специфика наркомании как особого социально-психологического феномена;

2) выявляется  социально-психологические причины распространения наркомании в детской и подростковой среде;

3) обосновывается  система педагогических условий предупреждения детской и подростковой наркомании;

4) разрабатывается  система педагогических средств, направленная  на предупреждение наркомании в рамках работы классного руководителя;

5) определяется  круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.

Принципы работы:

Комплексность или согласованное взаимодействие

 органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании;

 специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (воспитатели, педагоги,  школьные, медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и др.);

 органов управления образования ( региональном, муниципальном уровне).

Д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о с т ь: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом:

 возраста детей;

 степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.

А к с и о л о г и ч н о с т ь: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

М н о г о а с п е к т н о с т ь: сочетание различных направлений профилактической работы:

 социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);

 психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

 образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Л е г и т и м н о с т ь: профилактическая работа осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

П р е е м с т в е н н о с т ь. Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:

 согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;

 анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений).

Н е п р е р ы в н о с т ь: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования

С и с т е м а т и ч н о с т ь.  Работа по профилактике ведётся систематически, а для этого все принимаемые меры сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.

В соответствии с вышесказанным, можно выделить три основных на-

правления работы школы по профилактике наркомании:

1) Работа с детьми:

 общая воспитательная педагогическая работа с детьми;

 работа с детьми «группы риска»;

 работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;

 работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.

2) Работа с педагогическим составом:

 подготовка учителей к ведению профи

 организационно-методическая антинаркотическая работа.

3) Работа с родителями:

 информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;

 работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);

 психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;

 поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).

4) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (на региональном и муниципальном уровнях).

Этапы работы

Первый этап: диагностирующий.

Время проведения: сентябрь (начало месяца).

Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.

Задачи:

  1. определить степень информированности детей и подростков по проблеме;
  1. выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков;
  2. сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.

Методы:

1) изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом;

2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.

Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:

 подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;

 подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;

 подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.

Второй этап: организационно-практический.

Время проведения: сентябрь – май.

Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.

Задачи:

1) предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках;

2) способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией;

3) учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;

4) создать условия для формирования у детей культуры выбора, на-

учить их принимать ответственные решения;

5) обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.

Методы работы:

1) информационный;

2) метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);

3) конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).

Формы работы:

1) лекция;

2) беседа;

3) семинар;

4) конференция;

5) мини-спектакль;

6) психотерапевтические занятия;

7) тренинг;

8) ролевая и деловая игра;

9) мозговой штурм;

10) круглый стол;

11) дискуссия;

12) конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);

13) социологический опрос;

14) показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.

 Тематика мероприятий:

1. Спортивное ток-шоу «Наркомания – эпидемия века».

2. Соревнования по массовым видам спорта:

 «Спорт против наркотиков»

 «Будущее за нами»

 «Я выбираю жизнь без наркотиков!»

3. Классные часы:

 «Школа без наркотиков»

 «Профилактика ВИЧ/СПИДа и наркомании»

 «Умей сказать нет наркотикам»

 «Пивной алкоголизм»

 «Волшебная страна здоровья»

 «Мир без табачного дыма»

 «Мир без наркотиков»

 «Мир в наших руках»

4. Беседы со школьниками:

 «СПИД – чума ХХ века»

 «Курение и здоровье»

 «Алкоголь и здоровье»

 «В чем вред курения?»

 «Опасность «пассивного курения»

 «Эффективные методы отказа от курения»

 «Программа малых шагов»

 «Препараты, применяемые против курения»

 «Здоровый образ жизни – школа выживания»

 «Профилактика вредных привычек»

 «Войдем в мир здоровья»

 «Наркоманам скажем «НЕТ!»

 «От чего мы зависим»

5. Общешкольные мероприятия:

 «День без вредных привычек»

 «Молодежь против наркотиков»

 «Благодеяние».

6. Научно-исследовательские работы:

 «Психология общения»,

 «Конфликт. Пути выхода из конфликта»

 «Стресс и способы борьбы с ним»

7. Подготовка буклетов:

 «Исправь свое настроение сам»

 «Как стать сильным и привлекательным»

 «Как стать красивой и привлекательной»

 «На «игле».

8. Тематическая дискотека «Я взрослый!».

Значение этапа:

1) развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;

2) формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;

3) повышение уровня психосоциальной адаптации детей;

4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.

Третий этап: заключительный.

Время проведения: май (конец месяца).

Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.

Задачи:

1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;

2) определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании;

3) определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.

Методы:

1) анализ отчетной документации;

2) опрос, беседа;

3) анонимное анкетирование.

Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность:

1) изучить характер изменений в отношении учащихся к употреблению наркотических веществ;

2) выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие приобщению детей и подростков к наркотикам;

3) определить динамику целевых групп.

Значение этапа:

1) позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;

2) сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;

3) на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.

Основные составляющие системы

профилактики наркомании в школе и их взаимосвязь

Администрация школы: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом.

Учителя-предметники: обеспечивают организацию профилактической работы на уроке (использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков).

Классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психолого-педагогической службой школы и т. д.).

Медико-психолого-педагогическая служба

Школьный врач обеспечивает активную работу медицинских кабинетов учебных заведений – одного из важных звеньев антинаркотической профилактики, консультативного пункта для педагогов, детей, родителей (источник специальных знаний и сведений, центр производства оригинальных идей по проведению целевых акций разного масштаба).

Школьный психолог обеспечивает:

 организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы;

 психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;

 психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в процессе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение различных конфликтных ситуаций);

 выделение групп риска с помощью ежегодного тренинга;

 организацию целостной психологической помощи детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.

Социальный педагог несет ответственность:

за привлечение к совместной работе различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;

 организацию досуга учащихся как внутри школы, так и с привлечением организаций дополнительного образования детей и молодежи;

 систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей группы риска).

Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение, проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях, организуют постоянную работу внутришкольного наркопоста.

Библиотека: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.

Учреждения дополнительного образования и культуры: обеспечивают максимальную занятость в течение дня, отсутствие времени для «ничегонеделания».

Районная и городская наркологическая служба организует:

 информационно-просветительскую работу со школьниками о медико-социальных последствиях употребления алкоголя, табака, токсических, наркотических веществ;

 лекционную работу с педагогическим составом школы по темам, связанным с организацией профилактической работы среди несовершеннолетних, рассматривает вопросы диагностики потребления наркотических веществ;

 консультативную работу с родителями: признаки приобщения ребенка к наркотикам,  лечение наркомании и стратегия поведения родителей в период реабилитации.

Правоохранительные органы:

 работают с детьми по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических веществ;

 осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании;

 проводят педагогические семинары на тему правового обеспечения профилактической работы в школе;

 обеспечивают взаимодействие школы с районными комиссиями по защите прав несовершеннолетних, отделениями профилактики правонарушений несовершеннолетних для разъединения в районе школы групп наркотизирующихся подростков, которые могут вовлекать в наркотизацию все новых детей и подростков;

 организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме наркотических веществ.

СМИ и Интернет: оказывают существенное влияние на характер молодежной моды и состояние молодежной культуры в целом. В связи с этим сегодня необходимо:

 увеличить в сетке телерадиовещания (прежде всего на государственных телерадиоканалах) объем регулярных тематических информационно-образовательных программ профилактической, воспитательной, спортивно-оздоровительной направленности, специализированных программ для детей и молодежи;

 обеспечить распространение антинаркотических материалов в сети «Интернет» путем создания тематических сайтов;

 подключить к работе службу анонимного консультирования «Телефон доверия».

Семья.

Наркомания сегодня – сложная многоаспектная проблема, которая обусловлена социальными, семейными и личностными факторами. Это болезнь, от которой нужно лечить не только наркомана, но и всю его семью. Именно поэтому  одним из ведущих элементов профилактической системы является работа с родителями, которая включает в себя:

 проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории;

 родительские собрания с обсуждением воспитательных, психологических проблем развития и поведения ребенка;

 организацию родительских семинаров по проблемам семьи, воспитания и антинаркотической профилактической работы;

 организацию родителей, готовых участвовать в оказании социальной поддержки другим семьям, создание групп родительской поддержки для «трудных» семей данной школы;

 работа с конфликтными семьями, включая данные о случаях социального вмешательства со стороны службы социальной помощи;

 семейное консультирование по проблемам взаимоотношений с ребенком, который находится на стадии реабилитации;

 психологическая поддержка семье со стороны школьного психолога, социального педагога;

 оказание помощи родителям в проведении в семье тестового контроля вероятных случаев токсико-наркотического опьянения;

 консультирование родителей по особенностям взаимоотношений с ребенком, который прошел лечение и находится на стадии реабилитации.

Значение системы работы школы по профилактике наркомании:

1) воспитание подрастающего поколения в духе неприятия наркотических веществ;

2) включение подростков в организованную борьбу против алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения;

3) развитие у детей глубокого понимания опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом;

4) формирование у учащихся убеждения в том, что употребление наркотиков, алкоголя, никотина наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому распаду, утрате трудоспособности, радости человеческого общения, полноценных духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной;

5) развитие у школьников полезных привычек использования свободного времени, стремления к творчеству и богатому духовному общению

        Система программных мероприятий

  • При разработке системы программных мероприятий особое внимание авторами проекта уделялось выбору содержания, форм и методов деятельности, поскольку хотелось составить оптимальную систему действий, направленных на решение поставленных задач.
  • Так как деятельность в рамках данного проекта носит разноплановый характер, в качестве элементов её структуры использовались различные направления, как во взаимодействии руководителей проекта и воспитанников, в самостоятельной работе детей, так и во взаимодействии всех звеньев кадрового обеспечения проекта. Все направления взаимосвязаны между собой. При этом возможна одновременная или последовательная работа по разным направлениям, которые объединены одной темой, что можно наглядно проследить при структурировании проекта на части-модули:
  • Совместная выставка творческих работ родителей и детей «Умелые руки не знают скуки»
  • Мини-сочинения «Мое будущее»
  • Выполнение презентации «Здоровье нации – в наших руках!»
  • Издание рукописной книги «Я и мои друзья»

Досуг - одна из важнейших составляющих структуры свободного времени. По результатам исследования почти все подростки большую часть свободного времени тратят на общение с друзьями, просмотр телевизора, компьютерные игры и Интернет,И на занятии в спортивных секциях, кружках разных направлений.

На организацию досуговой деятельности оказывают влияние множество факторов, в том числе, общекультурные тенденции, экономический, образовательный статус семьи.

        Наш школьный музей «Тус танмазы» был открыт 20 сентября в 2007 учебном году, во время краеведческой недели 19-24 февраля «Люби и знай родной Аскизский район». По инициативе руководителя краеведческого кружка начальных классов, учителей школы и учащихся 9 классов – мы участвовали с проектом о создании школьного музея в конкурсе общественно полезных инициатив школьников «100 классных проектов» и победили.

Музей в образовательном учреждении создан «в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся». Школьный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края, формировать умения исследовательской работы с краеведческой литературой, архивными материалами, письменными и устными источниками. Только музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие и может приобщить учащихся к материальным, культурным, духовным ценностям родного края, осуществить патриотическое воспитание на примерах героической борьбы, подвигов, служения стране.

№ п/п

Направленность дополнительных образовательных

программ

Наименование кружков и спортивных секций

Форма реализации дополнительной образовательной программы

Материально-тех. оснащенность доп. образовательной программы (%)

Контингент обучающихся воспитанников

(1-4, 5-11,  классы)

Охват обучающихся, воспитанников (чел)

1

2

3

4

Спортивное

«Футбол»

секция

100%

8 - 10

18

«Общая физическая подготовка»

секция

100%

8 - 10

18

«Волейбол»

секция

100%

7 -11

36

«Вольная борьба»

секция

100%

4 - 11

39

5

6

Греко – римская борьба

секция

100%

4-6

6

Бокс

секция

100%

2-10

4

1

2

Естественно научный

«Зелёный мир»

кружок

100%

6 – 9

15

«Ах тасхыл»

кружок

100%

7 – 11

17

1

Художественное

«Умелые руки»

кружок

100%

5 – 9

18

1

Социально педагогическое

«Школа безопасности»

кружок

100%

8-11

15

1

Другие: ДК,ДШИ и др.

ДК

ДШИ

100%

100%

11-11

59

245

  1. Динамика занятости обучающихся во внеурочное время

Показатели участия

детей во внеурочной деятельности

2019 - 2020

2020-2021

2021-2022

Количество участников

% от общего числа обуч-ся

Количество участников

% от общего числа обуч-ся

Количество участников

% от общего числа обуч-ся

 Занятия в кружках:

В школе в целом

251

74,04%

240

70%

245

72 %

В не школы

88

25,95%

25

0,13

59

18 %

Занятия в спортивных секциях:

В школе

68

19,88%

130

38,3%

36

11 %

В не школы

50

14,61%

10

2,9%

85

25%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Поговорим о наркомании"

Материалы помогут учителю обратить внимание родителей на возможные причины употребления наркотических средств младшими школьниками. ...

Буклет "Поговорим о наркомании"

Буклет приготовлен как памятка для родителей....

Проблемы наркомании среди подростков

Материал для МО классных руководителей,для социальных педагогов и родителей...

Уроки профилактики наркомании в начальных классах

Программа составлена на основе методического пособия Министерства образования и науки Республики Татарстан «Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков школьниками» - Казань, 2006  и методи...

План профилактики наркомании, табакокурения и алкоголизма

План профилактики вредных привычек среди учащихся...

Классный час по теме "Наркомания и детство"

Классный час по теме "Наркомания и детство"....

«Детский досуг как средство профилактики наркомании»

В настоящее время в России наблюдается устойчивая тенденция к значительному росту потребления алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ с одновременным снижением возраста приобщающейся...