Использование мелодраматизированных сказок как одно из средств формирования у обучающихся с нарушениями слуха социально-личностных компетенций.
методическая разработка по логопедии (1 класс)
Особое место в формировании социально-личностных компетенций у младших школьников с ОВЗ занимает внеурочная деятельность, посредством которой дети приобретают:
- навыки этических норм;
- осваивают социальные отношения;
- происходит обогащение общего и речевого развития;
- расширяют кругозор.
Это особенно важно для детей с нарушениями слуха.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №1»
Использование мелодраматизированных сказок как
одно из средств формирования у обучающихся с нарушениями слуха
социально-личностных компетенций.
Подготовил учитель-дефектолог:
Луц Е.В.
г. Хабаровск
Нарушение функции слухового анализатора является первичным дефектом и, как правило, приводит к вторичным нарушениям, таким, как, эмоциональная замкнутость, робость, неуверенность в себе, застенчивость, повышенный уровень тревожности, отсутствие образного мышления, ограниченность ориентации в пространстве, недоразвитие мелкой моторики и другим.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности, обеспечения развивающегося потенциала новых образовательных стандартов.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с нарушениями слуха предполагает формирование и мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД).
Основной ценностью современного образования является человек со всей совокупностью его особенностей как целостная развивающаяся система. В качестве центрального понятия ценности, цели и результата образования все чаще выступает понятие «компетентности».
Главной задачей российского образования на современном этапе обозначено не просто формирование системы предметных знаний, умений и навыков, а развитие личности школьника, что ориентирует школу на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социально-личностной компетентности.
Начальная школа как первая обязательная ступень общего образования призвана внести существенный вклад в выполнение данной задачи. Социально-личностные компетенции — это совокупность компетенций, относящихся к самому человеку как к личности и к взаимодействию личности с другими людьми, группой и обществом.
Т. В. Ермолова выделяет наиболее важные составляющие социально — личностной компетенций:
1) Я – компетенция. Представления детей о себе как об объекте и субъекте социальных отношений;
2) их оценка адекватности собственного поведения при решении социальных задач;
3) наличие в поведении детей новых способов саморегуляции;
4) развитие собственных способностей, что включает в себя знание своих сильных и слабых сторон, а также готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях.
Особое место в формировании социально-личностных компетенций у младших школьников с ОВЗ занимает внеурочная деятельность, посредством которой дети приобретают:
- навыки этических норм;
- осваивают социальные отношения;
- происходит обогащение общего и речевого развития;
- расширяют кругозор.
Это особенно важно для детей с нарушениями слуха, так как следствием ограничений в приёме потока информации из внешнего мира является не достаточный запас нравственных представлений и понятий, необходимый для анализа норм и правил поведения (социальной адаптации). Часто им бывает трудно сравнить свое поведение с поведением окружающих, ясно представить себе последствия того или иного поступка, дать правильную оценку собственным моральным убеждениям.
Многолетний опыт работы показывает, что развитие социально-личностных компетенций слабослышащих и позднооглохших обучающихся в условиях коррекционно-развивающего процесса на занятиях по внеурочной деятельности будет более успешным при создании специальных организационно-педагогических условий, которые включают в себя:
1. Использование коррекционно-развивающих технологий и специальных методов обучения и воспитания, которые ориентированы на развитие личности ребёнка с нарушениями слуха, приобретение социального и коммуникативного опыта, активизацию и интеграцию знаний, умений, навыков, полученных в процессе обучения и воспитания;
2. Использование коллективных форм обучения и воспитания, позволяющих увеличить количество социальных и межличностных связей между учащимися, повысить сплоченность, взаимопонимание и взаимопомощь, развить навыки работы в группе, научить объяснять, слушать и понимать собеседника, учитывать мнение других;
3. Проведение внеклассных общешкольных мероприятий, направленных на самопознание и саморазвитие личности, на развитие коммуникативных навыков.
Деятельность учителей – дефектологов предметного направления по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в рамках учебного плана относится к коррекционно – развивающей области и направлена на формирование, развитие и совершенствование у неслышащих детей произносительной стороны устной речи и её просодических компонентов.
Это важное направление деятельности, продиктованное структурой дефекта неслышащих детей. Оно базируется на развитии способности тела неслышащего ребёнка к восприятию и воспроизведению звуков речи.
Цель работы учителя – дефектолога: на основе остаточных слуховых возможностей и сохранных анализаторов обучающихся при помощи специальных методов и средств развивать у неслышащих детей мотивацию и психологическую готовность к речевому общению, как одному из требований ФГОС для детей с нарушениями слуха к формированию коммуникативных компетенций.
В аспекте решения проблем формирования и развития социально-личностных компетенций на занятиях по внеурочной деятельности («Маска», «Музыкальная мозаика») большое практическое значение имеет работа по мелодраматизации адаптированных сказок.
Театрализованная деятельность позволяет формировать у неслышащих детей опыт социальных навыков поведения. Каждая сказка имеет нравственную направленность. А ярко представленные в образах героев такие качества как, доброта, смелость, честность, отзывчивость, верность, закрепляются в реальной жизни и во взаимоотношениях с людьми. Благодаря чему дети познают мир не только умом, но и сердцем, выражая свое собственное отношение к добру и злу.
Результаты мониторинга результативности работы показывают, что, осуществляя коррекционно-развивающее воздействие, межпредметные связи, преемственность и интегрированный подход при реализации целенаправленной работы по мелодраматизации адаптированных и авторски разработанных ритмизованных диалогов, стихотворений, сказок учитель-дефектолог параллельно осуществляет коррекцию и развитие познавательной деятельности обучающихся, развивает навыки коммуникации и побуждает обучающихся к широкому использованию вербальных и невербальных средств общения (образных позирований, мимики, пластики и природных жестов).
Учителями-дефектологами краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №1» (г. Хабаровск) разработан и накоплен практический материал по данной проблеме. Это нетрадиционное, новаторское направление деятельности учителей-дефектологов можно классифицировать как разновидность бинарного, межпредметного, долгосрочного проекта, требующего: знания структуры дефекта неслышащего ребёнка и вторичных нарушений вызванных его следствием. Для успешного усвоения необходимо:
- адаптирование текстов к произносительным возможностям обучающихся или авторская разработка сказки);
- тщательная подготовка и педагогов, и детей (работа над содержанием, формирование понятийного словаря, отработка ритмов и речевого материала, разучивание песен-диалогов, подготовка костюмов, создание декораций и др.);
- систематическое повторение и закрепление уже пройденного материала.
Итоговые занятия-представления проводятся не чаще 2 раз в течение текущего учебного года. Ценностью и практической значимостью таких форм коррекционной работы является то, что дети с нарушениями слуха получают помимо специфической коррекционной помощи и огромный коммуникативный опыт, как залог успешной адаптации и социальной интеграции.
Ребята с нетерпением ждут день представления. С каждым разом они совершенствуют свои умения, повышая уровень своей самооценки. Таким образом, созданная образовательная среда является для детей с нарушениями слуха наименее ограничивающей, наиболее включающей и инклюзивно направленной, а самое главное - они чувствуют себя равными в социальном обществе.
Таким образом, коррекционная работа по мелодраматизации адаптированных сказок в рамках занятий по внеурочной деятельности является реальной возможностью для каждого обучающегося с ОВЗ испытать свои силы, получить шанс на успех и удачу, приобрести определённый жизненный опыт, учит их видеть прекрасное в жизни и в людях, порождает стремление самим нести в жизнь прекрасное и доброе:
- развивает адаптационные возможности обучающихся;
- формирует навыки элементарного сотрудничества и самостоятельности;
- учит контролировать свое поведение и эмоциональное состояние, что способствует формированию способов усвоения общественного опыта и навыков социального поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром, проведённого в 3 классе для обучающихся, имеющих нарушение слуха и имеющих умственную отсталость. Тема: Фрукты.
Цель: создать условия для расширения представлений о понятии «Фрукты»Коррекционно-образовательные задачи:Уточнить и расширить словарь по теме (фрукты, яблоко, груша, слива, собирать, убирать, сладкий,...
«Особенности реализации требований ФГОС для обучающихся с нарушением слуха по формированию УУД у учащихся»
Важнейшей задачей современной системой образования является формирование совокупности УДД. " универсальных учебных действий" которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоя...
Методическая разработка индивидуального занятия для обучающегося с нарушением слуха 1 класса. Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.
Материал предназначен для педагогов службы сопровождения (сурдопедагогов, логопедов). Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.Тема ...
Доклад «Развитие обучающихся с нарушением слуха в процессе формирования универсальных учебных действий»
laquo;Развитие обучающихся с нарушением слуха в процессе формирования универсальных учебных действий»...
Коррекционно-развивающее занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи для обучающихся с нарушенным слухом по теме "Космическое путешествие"
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи включает в себя комплекс заданий по предметам : окружающий мир, развитие речи, русский язык и грамматика, математи...
Художественная литература как одно из эффективных средств всестороннего развития обучающихся с нарушениями слуха
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детя...
"Формирование навыков самоконтроля за произношением у обучающихся с нарушением слуха".
В данной теме раскрывается проблема формирования устной речи у детей с нарушением слуха. Какого значение устной речи в жизни каждого человека, важноссть ее становления. Судопедагоги формируют базу про...