Использование мелодраматизированных сказок как одно из средств формирования у обучающихся с нарушениями слуха социально-личностных компетенций.
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Луц Елена Викторовна

Особое место в формировании социально-личностных компетенций у младших школьников с ОВЗ занимает внеурочная деятельность, посредством которой дети приобретают:

-  навыки этических норм;

          - осваивают  социальные отношения;

-  происходит обогащение общего и речевого развития;

-  расширяют кругозор.

    Это особенно важно для детей с нарушениями слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные  общеобразовательные программы «Школа-интернат №1»

 Использование мелодраматизированных  сказок как

одно из  средств формирования у обучающихся с нарушениями слуха

социально-личностных компетенций.

Подготовил учитель-дефектолог:

Луц Е.В.

г. Хабаровск

        Нарушение функции слухового анализатора является первичным дефектом и, как правило, приводит к вторичным нарушениям, таким, как, эмоциональная замкнутость, робость, неуверенность в себе, застенчивость, повышенный уровень тревожности, отсутствие образного мышления, ограниченность ориентации в пространстве, недоразвитие мелкой моторики и другим.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности, обеспечения развивающегося потенциала новых образовательных стандартов.  

Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с нарушениями слуха предполагает формирование  и мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД).

Основной ценностью современного образования является человек со всей совокупностью его особенностей как целостная развивающаяся система. В качестве центрального понятия ценности, цели и результата образования все чаще выступает понятие «компетентности».

Главной задачей российского образования на современном этапе обозначено не просто формирование системы предметных знаний, умений и навыков, а развитие личности школьника, что ориентирует школу на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социально-личностной компетентности.

         Начальная школа как первая обязательная ступень общего образования призвана внести существенный вклад в выполнение данной задачи. Социально-личностные компетенции — это совокупность компетенций, относящихся к самому человеку как к личности и к взаимодействию личности с другими людьми, группой и обществом.

Т. В. Ермолова выделяет наиболее важные составляющие социально — личностной компетенций:

1) Я – компетенция. Представления детей о себе как об объекте и субъекте социальных отношений;

2) их оценка адекватности собственного поведения при решении социальных задач;

3) наличие в поведении детей новых способов саморегуляции;

4) развитие собственных способностей, что включает в себя знание своих сильных и слабых сторон, а также готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях.

Особое место в формировании социально-личностных компетенций у младших школьников с ОВЗ занимает внеурочная деятельность, посредством которой дети приобретают:

-  навыки этических норм;

          - осваивают  социальные отношения;

-  происходит обогащение общего и речевого развития;

-  расширяют кругозор.

    Это особенно важно для детей с нарушениями слуха, так как следствием ограничений в приёме потока информации из внешнего мира является не достаточный запас нравственных представлений и понятий, необходимый для анализа норм и правил поведения (социальной адаптации). Часто им бывает трудно сравнить свое поведение с поведением окружающих, ясно представить себе последствия того или иного поступка, дать правильную оценку собственным моральным убеждениям.

Многолетний опыт работы показывает, что развитие социально-личностных компетенций слабослышащих и позднооглохших обучающихся в условиях коррекционно-развивающего процесса на занятиях по внеурочной деятельности будет более успешным при создании специальных организационно-педагогических условий, которые включают в себя:

1. Использование коррекционно-развивающих технологий и специальных  методов обучения и воспитания, которые ориентированы на развитие личности ребёнка с нарушениями слуха,  приобретение социального и коммуникативного опыта, активизацию и интеграцию знаний, умений, навыков, полученных в процессе обучения и воспитания;

2. Использование коллективных форм обучения и воспитания, позволяющих увеличить количество социальных и межличностных связей между учащимися, повысить сплоченность, взаимопонимание и взаимопомощь, развить навыки работы в группе, научить объяснять, слушать и понимать собеседника, учитывать мнение других;

3. Проведение внеклассных общешкольных мероприятий, направленных на самопознание и саморазвитие личности, на развитие коммуникативных навыков.

        Деятельность учителей – дефектологов предметного направления по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в рамках учебного плана относится к коррекционно – развивающей области и направлена на формирование, развитие и совершенствование у неслышащих детей произносительной стороны устной речи и её просодических компонентов.

          Это важное направление деятельности, продиктованное структурой дефекта неслышащих детей. Оно базируется на развитии способности тела неслышащего ребёнка к восприятию и воспроизведению звуков речи.

          Цель работы учителя – дефектолога:  на основе остаточных слуховых возможностей и сохранных анализаторов обучающихся при помощи специальных методов и средств развивать у неслышащих детей мотивацию и психологическую готовность к речевому общению, как  одному из требований ФГОС для детей с нарушениями слуха к формированию коммуникативных компетенций. 

         

В аспекте решения проблем формирования и развития социально-личностных компетенций на занятиях по внеурочной деятельности («Маска», «Музыкальная мозаика») большое практическое значение имеет работа по мелодраматизации адаптированных сказок.

Театрализованная деятельность позволяет формировать у неслышащих детей опыт социальных навыков поведения. Каждая сказка имеет нравственную направленность.  А ярко представленные в образах героев такие качества как, доброта, смелость,  честность, отзывчивость, верность, закрепляются в реальной жизни и во  взаимоотношениях с людьми. Благодаря чему дети познают мир не только умом, но и сердцем, выражая свое собственное отношение к добру и злу.

Результаты мониторинга результативности работы показывают, что, осуществляя коррекционно-развивающее воздействие, межпредметные связи, преемственность и интегрированный подход при реализации целенаправленной работы по мелодраматизации адаптированных и авторски разработанных ритмизованных диалогов, стихотворений, сказок         учитель-дефектолог параллельно осуществляет коррекцию и развитие познавательной деятельности обучающихся, развивает навыки коммуникации   и побуждает обучающихся к широкому использованию вербальных  и невербальных средств общения (образных позирований, мимики, пластики и природных жестов).

Учителями-дефектологами краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные  общеобразовательные программы «Школа-интернат №1» (г. Хабаровск) разработан и накоплен практический материал по данной проблеме.  Это нетрадиционное, новаторское направление деятельности учителей-дефектологов можно классифицировать как разновидность бинарного, межпредметного, долгосрочного проекта, требующего:  знания структуры дефекта неслышащего ребёнка и вторичных нарушений вызванных его следствием. Для успешного усвоения необходимо:

  1. адаптирование текстов к произносительным возможностям обучающихся или авторская разработка сказки);
  2. тщательная подготовка и педагогов, и детей (работа над содержанием, формирование понятийного словаря, отработка ритмов и речевого материала, разучивание песен-диалогов, подготовка костюмов, создание декораций и др.);
  3. систематическое повторение и закрепление уже пройденного материала.  

Итоговые занятия-представления проводятся не чаще 2 раз в течение текущего учебного года. Ценностью и практической значимостью таких форм коррекционной работы является то, что дети с нарушениями слуха получают помимо специфической коррекционной помощи и огромный коммуникативный опыт, как залог успешной адаптации и  социальной интеграции.

Ребята с нетерпением ждут день представления.  С каждым разом они совершенствуют свои умения, повышая уровень своей самооценки. Таким образом, созданная образовательная среда является для детей с нарушениями слуха наименее ограничивающей, наиболее включающей и инклюзивно направленной, а самое главное - они чувствуют себя равными в социальном обществе.

Таким образом, коррекционная работа по мелодраматизации адаптированных сказок в рамках занятий по внеурочной деятельности является реальной возможностью для каждого обучающегося с ОВЗ испытать свои силы, получить шанс на успех и удачу, приобрести определённый жизненный опыт, учит их видеть прекрасное в жизни и в людях, порождает стремление самим нести в жизнь прекрасное и доброе:

-  развивает адаптационные возможности обучающихся;

- формирует навыки элементарного сотрудничества и самостоятельности;

- учит контролировать свое поведение и эмоциональное состояние, что способствует формированию способов усвоения общественного опыта и навыков социального поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром, проведённого в 3 классе для обучающихся, имеющих нарушение слуха и имеющих умственную отсталость. Тема: Фрукты.

Цель: создать условия для расширения представлений о понятии «Фрукты»Коррекционно-образовательные задачи:Уточнить и расширить словарь по теме (фрукты, яблоко, груша, слива, собирать, убирать, сладкий,...

«Особенности реализации требований ФГОС для обучающихся с нарушением слуха по формированию УУД у учащихся»

Важнейшей задачей  современной системой образования является формирование  совокупности УДД. " универсальных учебных действий" которые обеспечивают возможность каждому ученику  самостоя...

Методическая разработка индивидуального занятия для обучающегося с нарушением слуха 1 класса. Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.

Материал предназначен для педагогов службы сопровождения (сурдопедагогов, логопедов). Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.Тема ...

Доклад «Развитие обучающихся с нарушением слуха в процессе формирования универсальных учебных действий»

laquo;Развитие обучающихся с нарушением слуха в процессе формирования универсальных учебных действий»...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи для обучающихся с нарушенным слухом по теме "Космическое путешествие"

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи включает в себя комплекс заданий по предметам : окружающий мир, развитие речи, русский язык и грамматика, математи...

Художественная литература как одно из эффективных средств всестороннего развития обучающихся с нарушениями слуха

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детя...

"Формирование навыков самоконтроля за произношением у обучающихся с нарушением слуха".

В данной теме раскрывается проблема формирования устной речи у детей с нарушением слуха. Какого значение устной речи в жизни каждого человека, важноссть ее становления. Судопедагоги формируют базу про...