Рабочая программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия (психологические)» 1-4 классы Вариант 2.1 (для обучающихся с нарушениями слуха)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Коррекционно-развивающая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной, коммуникативной и личностной сферах, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности, направлена на развитие психических процессов у детей имеющих низкий уровень познавательного развития и учащихся с нарушениями слуха, обучающихся по адаптированным образовательным программам. (АООП 2.1)
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)», является обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного плана при реализации ФАОП НОО для обучающихся с нарушениями слуха. Цель реализации ФАОП НОО для обучающихся с нарушениями слуха (вариант 2.1): обеспечение выполнения требований ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по коррекционному курсу
«Психокоррекционные занятия (психологические)»
1– 4 классы
Вариант (для обучающихся с нарушениями слуха)
Срок освоения программы: 4 года
Федеральная рабочая программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия» на уровне начального общего образования для обучающихся с ОВЗ составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
Федерального закона Российской Федерации № 237-ФЗ от «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки РФ от № 1598);
Приказа Минтруда России от N514 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от №28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодёжи»;
Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. №115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной, коммуникативной и личностной сферах, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности, направлена на развитие психических процессов у детей имеющих низкий уровень познавательного развития и учащихся с нарушениями слуха, обучающихся по адаптированным образовательным программам. (АООП )
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)», является обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного плана при реализации ФАОП НОО для обучающихся с нарушениями слуха. Цель реализации ФАОП НОО для обучающихся с нарушениями слуха (вариант ): обеспечение выполнения требований ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями слуха
Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих и позднооглохших обучающихся
Вариант предназначен для образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами), которые достигли к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками; понимают обращённую к ним устную речь; их собственная речь должна быть внятной, т.е. понятной для окружающих.
Уникальность ситуации с имплантированными детьми заключается в том, что их социально-психологический статус меняется в процессе постоперационной реабилитации трижды. До момента подключения речевого процессора ребенок может характеризоваться в соответствии с устоявшимися классификациями как глухой, слабослышащий с тяжелой тугоухостью, оглохший (сохранивший речь или теряющий ее). После подключения процессора состояние слуха детей уравнивается – все благополучно прооперированные становятся детьми, которые могут ощущать звуки интенсивностью 30-40 дБ, что соответствует легкой тугоухости (1 степень по международной классификации). Статус детей меняется. Они уже способны воспринимать звуковые сигналы, надежно воспринимать неречевые звучания и реагировать на них. Однако ребенок продолжает вести себя в быту как глухой человек, опираясь на умения и навыки, сформированные ранее в условиях тяжелого нарушения слуха. Для него по-прежнему важны зрительные опоры и привычные средства восприятия речи и коммуникации: чтение с губ, письменная речь, дактилология, жестовая речь, привычка контролировать произношение при помощи кинестетических опор и др. До тех пор, пока не завершится первоначальный этап реабилитации, т.е. пока не произойдет перестройка коммуникации и взаимодействия ребенка с близкими на естественный лад, он сохраняет этот особый (переходный) статус. Благополучное завершение первоначального этапа реабилитации означает, что ребенок с кохлеарными имплантами встал на путь естественного развития коммуникации, и его статус вновь изменился - он начинает вести себя и взаимодействовать с окружающими как слышащий и начинает демонстрировать естественное («слуховое») поведение в повседневной домашней жизни. Выбор образовательного маршрута детей с кохлеарными имплантами зависит от точности определения его актуального социально-психологического статуса. До операции оценивается характер нарушения, степень его выраженности, время потери слуха, сроки и характер слухопротезирования, его эффективность, наличие вторичных нарушений развития, условия предыдущего воспитания и обучения. После подключения процессора состояние слуха детей меняется и уравнивается, поэтому более важными становятся различия в развитии вербальной и невербальной коммуникации и характеристика сенсорной основы, на которой она была сформирована.
Относительно позднооглохших детей важно отметить, что после операции кохлеарной имплантации позднооглохший ребёнок, не имеющий выраженных дополнительных отклонений в развитии, восстанавливает возможность коммуникации в течение 1-3 месяцев. В этом случае прекращается (а чаще всего предотвращается) процесс распада речи.
Таким образом, по варианту могут обучаться 1) глухие дети с кохлеарными имплантами, вступающие в коммуникацию и обладающие развернутой речью, которая или сформирована еще до операции на зрительно-слуховой или слухо-зрительной основе (дети с тяжелыми нарушениями слуха, обучение которых было своевременным и успешным), или имплантированные в раннем и дошкольном возрасте; 2) оглохшие дети со сформированной на нормальной сенсорной основе речью и коммуникацией.
АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся, перенесших операцию кохлеарной имплантации, определяется с учётом результатов первоначального (запускающего) этапа реабилитации (прежде всего, способности естественного развития коммуникации и речи), готовности ребёнка к освоению того или иного варианта АООП НОО, т.е. они должны иметь уровень общего и речевого развития близкий к возрастной норме.
Особые образовательные потребности слабослышащих и позднооглохших обучающихся
Особые образовательные потребности различаются у слабослышащих и позднооглохших обучающихся разных категорий, определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ограниченными возможностями:
специальное обучение должно начинаться сразу после выявления первичного нарушения развития;
следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды, в том числе с учетом дополнительных нарушений здоровья слабослышащих и позднооглохших обучающихся, а также использование разных типов звукоусиливающей аппаратуры (коллективного и индивидуального пользования) в ходе всего образовательно-коррекционного процесса;
требуется введение в содержание обучения специальных разделов учебных дисциплин и специальных предметов, не присутствующих в программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;
необходимо обеспечение непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей и внеурочной деятельности, так и через специальные занятия коррекционно-развивающей области;
необходимо использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения;
необходима индивидуализация обучения слабослышащих и позднооглохших обучающихся с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей;
необходимо максимальное расширение образовательного пространства - выход за пределы образовательной организации;
следует обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью реализации единых подходов в решении образовательно-коррекционных задач, специальную психолого-педагогическую поддержку семье обучающегося.
Цели и задачи коррекционного курса.
Цель программы: развитие и коррекцию высших психических функций эмоционально-волевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции.
Задачи
- обеспечения психолого-педагогической помощи обучающимся в овладении содержанием образовательной программы начального общего образования;
- обеспечения специальной психолого-педагогической помощи в формировании у обучающихся полноценной социальной (жизненной) компетенции, развития коммуникативных и познавательных возможностей;
- оказания непрерывной консультативно-методической помощи родителям (законным представителям) слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
- стимулировать познавательную активность обучающихся;
- развивать познавательные функции (речи, мышления, памяти, внимания, воображения);
- способствовать формированию адекватной самооценки и «Я-концепции»;
- создать условия для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы;
- способствовать развитию коммуникативных навыков и способности к полноценному социальному взаимодействию.
Принципами реализации коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» являются:
- соблюдение интересов слабослышащих и позднооглохших обучающихся; создание в образовательной организации условий для реализации их возможностей и особых образовательных потребностей, наиболее полноценного развития, социальной адаптации;
- приобщение обучающихся к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- взаимодействие всех специалистов образовательной организации, родителей (законных представителей) обучающихся при решении образовательно – коррекционных задач, а также оказании согласованной помощи в процессе формирования и развития личности ребенка, его адаптации и интеграции в обществе;
- учёт социальных факторов в формировании личности обучающегося; содействие созданию благоприятной социальной ситуации развития и обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающегося, его особыми образовательными потребностями;
- реализация в различных жизненных ситуациях достижений обучающихся в образовательно – коррекционном процессе, обеспечение подготовленности обучающихся к адаптации и интеграции в обществе, развития их самостоятельности при решении жизненных задач;
- обеспечение слухоречевого развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, максимальное обогащение их речевой практики, развитие жизненных компетенций при взаимодействии со слышащими детьми и взрослыми в условиях деятельности, интересной и полезной всем ее участникам.
Комплексное психолого – медико - педагогическое сопровождение обучающихся включает: проведение психолого - педагогическое обследования детей при поступлении в образовательную организацию с целью выявления их возможностей и особых образовательных потребностей, составления программы индивидуального маршрута с учетом фактического уровня общего и слухоречевого развития, индивидуальных особенностей; разработку рекомендаций к составлению коррекционных программ, учитывающих индивидуальные особенности обучающихся, в том числе программ по развитию восприятия устной речи и обучению произношению; проведение коррекционно – развивающей работы с учетом особых образовательных потребностей каждого обучающегося, его индивидуальных особенностей; мониторинг динамики общего и слухоречевого развития обучающихся, достижения планируемых результатов коррекционно – развивающей работы.
Общая характеристика коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (психологические)»
Федеральная рабочая программа по коррекционному курсу учитывает психологические особенности развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха. Определение варианта психокоррекционного курса, обучающегося (вариант АООП ) осуществляется на основе рекомендаций ЦПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико -педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» является частью программы коррекционной работы и обязателен для изучения. В соответствии с учебным планом ФАОП НОО для обучающихся с нарушением слуха на изучение курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» отводится 2 часа в неделю (68 часов в учебном году).
Направления и содержание программы коррекционной работы
Основное содержание программы коррекционной работы для слабослышащих и позднооглохших на ступени начального общего образования составляют следующие взаимосвязанные направления.
1. Коррекционно-развивающая работа (основные образовательные направления специальной поддержки основной общеобразовательной программы), обеспечивающая удовлетворение особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся, их интеграцию/инклюзию в общеобразовательной организации и освоение ими основной общеобразовательной программы начального общего образования и способствующая формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Коррекционно-развивающая работа включает систематическое психолого - педагогическое наблюдение в учебной и внеурочной деятельности; разработку и реализацию индивидуального маршрута комплексного психолого – педагогического сопровождения каждого слабослышащего и позднооглохшего обучающегося на основе психолого-педагогической характеристики, составленной по результатам изучения его особенностей и возможностей развития, включая уровень владения словесной речью (в устной и письменной формах), навыками коммуникации др., а также выявления трудностей в овладении содержанием начального основного образования, особенностей личностного развития, межличностного взаимодействия с детьми и взрослыми и др.; организацию и проведение специальных (коррекционных) занятий (индивидуальных и групповых), в том числе, направленных, на развитие восприятия и воспроизведения устной речи; консультирование всех участников образовательного процесса по вопросам организации и проведения учебной и внеурочной деятельности с учетом достижения всеми обучающимися планируемых результатов начального основного образования, формирования в образовательной организации психологически комфортной среды для обучающихся с нормальным и нарушенным слухом, их родителей, администрации и педагогического коллектива.
Содержание и формы коррекционно-развивающей работы:
- наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
- поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, социальным педагогом, администрацией общеобразовательной организации, родителями;
- составление психолого-педагогической характеристики учащегося с нарушением слуха при помощи методов наблюдения, беседы, диагностического обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками;
- особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребёнка.
- составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
- контроль успеваемости и поведения обучающихся в классе;
- формирование микроклимата, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с нарушением слуха чувствовал себя в школе комфортно;
- ведение обучающегося;
- организация индивидуальных занятий;
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы.
Содержание и формы коррекционно-развивающей работы психолога включает диагностику личностного, интеллектуального и психо-эмоционального развития детей; коррекцию недостатков в развитии памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.; популяризацию психологических знаний, консультирование участников образовательного процесса.
Занятия проводятся индивидуально и малыми группами с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, а также в форме бесед, тренингов и других форм.
Содержание и формы коррекционно-развивающей работы социального педагога: диагностика социального положения семей и внутрисемейных отношений; содействие коррекции внутрисемейных отношений, внутригрупповых отношений в образовательной организации; консультирование родителей, детей по вопросам социального взаимодействия, правовой и социальной защиты, работает с семьями обучающихся группы риска, участвует в профориентационной работе и других мероприятиях.
Занятия проводятся индивидуально и малыми группами, а также в форме бесед, тренингов и других форм.
Систематическое взаимодействие специалистов при сопровождении глухого обучающегося и его семьи осуществляется в ходе диагностической, консультативной, психолого-педагогической, информационно-просветительской работы.
Диагностическая работа включает проведение комплексного психолого–педагогического обследования слабослышащих и позднооглохших обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, изучения динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы начального общего образования, социальной ситуации развития и условий семейного воспитания и др. По результатам обследования осуществляется анализ успешности коррекционно-развивающей работы и ее изменение в соответствии с потребностями обучающихся, пожеланиями их родителей.
Педагог - психолог: проводит психологическое обследование каждого слабослышащего и позднооглохшего ребенка с использованием методов, адекватных задачам обследования и особенностям обучающегося, анализирует результаты обследования, разрабатывает на их основе рекомендации для всех участников образовательного процесса, в том числе, при необходимости, для организации и содержания коррекционной работы. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводит повторные обследования и/или направляет обучающегося на консультации в организации соответствующего профиля. Участвует в разработке комплексной психолого-педагогической и социально-педагогической программы сопровождения обучающихся. При необходимости привлекает медицинских работников образовательной организации для оказания консультативной помощи и сопровождения обучающихся.
Консультативная работа, обеспечивающая непрерывность специального сопровождения слабослышащих и позднооглохших и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. Консультативная работа включает выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы со слабослышащими и позднооглохшими, единых для всех участников образовательного процесса; консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы со слабослышащими и позднооглохшими учащимися; консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка.
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную работу по вопросам образования, социокультурного развития, социальной адаптации, коммуникации с детьми, имеющими нарушения слуха, их семейного воспитания, проведения коррекционной работы. Информационно-просветительская работа проводится со всеми участниками образовательного процесса в различных формах просветительской деятельности, включая дистанционные, – лекции, беседы, информационные стенды, индивидуальные консультации и др.
Психолого-педагогическая работа направлена на формирование комфортного психологического климата в образовательной организации для всех участников образовательного процесса и в условиях семейного воспитания. Психолого-педагогическая работа включает помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками, родителями, учителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.
Этапы реализации программы
Коррекционно-развивающая работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
• Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей их развития, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы общеобразовательной организации.
• Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации данной категории детей.
• Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
• Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корригирующая деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения обучающихся с нарушением слуха, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Овладение слабослышащими и позднооглохшими обучающимися социальной (жизненной) компетенцией
Итогом овладения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися компонентом социальной (жизненной) компетенции преимущественно являются личностные результаты. Специальные требования к ним определяются по каждому направлению развития жизненной компетенции.
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
Данное направление предусматривает развитие у обучающихся адекватных представлений о его собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, представлений о своих нуждах и правах в организации обучения.
Ожидаемые результаты:
• умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации;
• умение пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и/или имплантом и другими личными адаптированными средствами в разных ситуациях (радиосистемой, выносным микрофоном и т.п.);
• умение пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне в экстренных случаях;
• умение написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему собственного жизнеобеспечения (Я забыл ключи, жду тебя у подъезда; У меня болит живот, забери меня из школы; У меня не работает батарейка, а запасной нет. И др.);
• понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно;
• умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений (Я не слышу, помогите мне, пожалуйста; Меня мутит; терпеть нет сил; У меня болит …; Извините, эту прививку мне делать нельзя; Извините, сладкие фрукты мне нельзя; у меня аллергия на …);
• умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения (например, приём медицинских препаратов, вакцинация, ограничения в еде, режиме физической нагрузки);
• умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (Можно я пересяду? Мне не видно. / Я не разбираю этого шрифта. / Повернитесь пожалуйста, я не понимаю, когда не вижу Вашего лица. И т. д.);
• владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы (Мне надо спросить у мамы, можно ли мне …; Врач не разрешил мне …; Спросите у моей мамы, пожалуйста; свяжитесь с моими родителями. И т.д.);
• стремление самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками;
• умение обращаться к учителю в случае когда, по мнению ребёнка, возникает угроза жизни и здоровью (например, вымогательство, угроза расправы, насилие, склонение к противоправным действиям третьих лиц, к употреблению наркотических и психотропных веществ и т.д.);
• умение сформулировать возникшую угрозу и иметь для этого минимально необходимый запас слов и определений (Мне угрожают; Мне страшно; У меня отобрали…)
Овладение социальнобытовыми умениями, используемыми
в повседневной жизни
Данное направление работы предусматривает формирование активной позиции ребёнка и укрепление веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания: дома и в школе, стремления к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту; освоение правил устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды, покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т. д.), понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей; формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному; ориентировку в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми; формирование стремления и потребности участвовать в устройстве праздника, понимания значения праздника дома и в школе, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными.
Ожидаемые результаты:
• прогресс в самостоятельности и независимости в быту;
• прогресс в самостоятельности и независимости в школе (ребёнок умеет самостоятельно готовить к уроку рабочее место и убирать его после урока, переодеваться, собирать вещи в сумку и т.д., не обращаясь за помощью к взрослым).
• представления об устройстве домашней жизни; умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность за выполнение домашних дел;
• владение достаточным запасом фраз и определений для участия в повседневных бытовых делах.
• представления об устройстве школьной жизни; умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
• умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность. Прогресс ребёнка в этом направлении;
• владение достаточным запасом фраз и определений для включения в повседневные школьные дела (Скажи, пожалуйста, где кабине …; Скажи, пожалуйста, какой сейчас будет урок; Я бы хотел отвечать за …; Я могу помыть …; Давай я помогу тебе …; Я готов взять на себя…);
• стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, прогресс в этом направлении;
• умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности, выбирать ту долю участия (занятия, дела, поручения), которую действительно можно выполнить в соответствии с требованиями данного детского коллектива;
• владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении праздника (Поручите мне, пожалуйста, …; Я могу/не могу это сделать. Я могу, если мне поможет мама …; Я могу это сделать вместе с …; Мне поможет это сделать мама. Я плохо пою, потому что плохо слышу музыку. Но я умею рисовать…; Я хотел бы принять участие в оформлении праздника).
Овладение навыками коммуникации
Данное направление предусматривает формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях; расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении.
Ожидаемые результаты:
• умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
• умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
• умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
• умение получать и уточнять информацию от собеседника. Освоение культурных форм выражения своих чувств;
• умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации, проявляя гибкость в вариативности высказываний, в выборе средств общения, использовании речевых конструкций, форм, типичных для разговорной речи (в разговоре на доступную тему);
• умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (Можно я пересяду, мне не видно; Повернитесь, пожалуйста, я не понимаю, когда не вижу вашего лица; Я не понял; Я не расслышал. И т.д.);
• умение обращаться за помощью к взрослым и сверстникам в трудных случаях общения;
• владение простыми навыками поведения в споре со сверстниками (уважительно относиться к чужой позиции, уметь формулировать и обосновывать свою точку зрения, проявлять гибкость и т.д.);
• умение корректно выразить отказ и недовольствие, благодарность, сочувствие и т.д. (Нет, спасибо. К сожалению, я не могу. Извините, но мне это неприятно; Большое спасибо. Я вам/тебе очень благодарен, вы/ты мне очень помогли/помог; Мне так жаль. Могу ли я вам чем-нибудь помочь? Я вам/тебе искренне сочувствую; Это мамина вещь, поэтому брать её нельзя; Извини, но мне не разрешают меняться; Я не могу принять такой подарок. Он очень дорогой. И др.;
• умение получать и уточнять информацию от собеседника, используя продуктивные речевые высказывания, т. е. отвечающие ситуации общения и передающие мысль в наиболее понятной и лаконичной форме. (Повторите, пожалуйста, я не услышал; Я не совсем понял, что ты имеешь в виду; Правильно ли я вас/ тебя понял? Вы/ты сказали/ сказал, что... ). Освоение культурных форм выражения своих чувств;
• представления о внятности собственной речи и возможностях слышащих людей понимать её. Умение ребёнка следить за тем, понимает ли собеседник его речь (достаточно ли она внятная);
• владение достаточным запасом фраз и определений (Понятно ли я говорю? Нужно ли мне повторить сказанное? Пожалуйста, дайте мне знать, если моя речь станет непонятной (невнятной, неразборчивой);
• представление об особых способах коммуникации людей с нарушением слуха между собой;
• владение достаточным запасом фраз и определений (Понятно ли я говорю? Нужно ли мне повторить сказанное? Пожалуйста, дайте мне знать, если моя речь станет непонятной (невнятной, неразборчивой);
• представление об особых способах коммуникации людей с нарушением слуха между собой.
• расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели.
Дифференциация и осмысление картины мира
Данное направление предусматривает расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности; формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребёнка. Формирование умения ребёнка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком; формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой; развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.).
Ожидаемые результаты:
• адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
• способность прогнозировать последствия своих поступков для себя и окружающих;
• понимание значения символов, фраз и опредёлений, обозначающих опасность, и умение действовать в соответствии с их значением (Опасно для жизни; Не подходи, убьёт; Осторожно, скользко; Осторожно, сосульки; Купаться в этом месте запрещено; Не заплывать за буйки. И др.);
• использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации;
• расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и др. Включение их в повседневную жизнь ребёнка;
• владение запасом фраз и определений, достаточным для выражения своих впечатлений, наблюдений, действий, коммуникации и взаимодействия с другими людьми в пределах расширяющегося личного пространства.
• умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве;
• умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день, и т.д.);
• умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;
• владение достаточным запасом фраз и определений для передачи личных впечатлений, их взаимосвязи с явлениями окружающего мира (У меня такое хорошее настроение, потому что сего дня первый день каникул; Обычно в июне мы всей семьёй уезжаем на море, поэтому я очень стараюсь закончить учебный год без троек и избежать дополнительных занятий; Сегодня дождливый день, и поэтому экскурсии в парк не будет; Мама просила купить хлеб и что-нибудь сладкое, но сейчас обеденный перерыв, и придётся ждать, когда откроется булочная; Мы с мамой мечтаем во время зимних каникул поехать на юг, а папа считает, что менять климат зимой вредно для здоровья. И т. д.).
• развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность;
• развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности;
• владение достаточным запасом фраз и определений для включения в совместную со взрослым и сверстниками исследовательскую деятельность (Что это такое? Что это значит? Как это происходит? Почему? Что будет, если…; Давайте попробуем сделать так...; Как это работает? Объясните мне, пожалуйста, как...; Я впервые обратил внимание...; Я заметил, что...; Я попробовал, и у меня получилось...; Я не могу понять, почему...; Это что-то новое...; Мне это незнакомо...; Я раньше не замечал, а сейчас увидел...; Это очень интересно... давайте ничего не будем делать, только понаблюдаем...; Я долго наблюдал и понял, что... И т. д.);
• накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.
• умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
• умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми, иметь для этого достаточный запас фраз и определений.
Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей
Данное направление коррекционной работы направлено на формирование знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях со взрослыми (с учётом их социальных ролей) и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми; со слышащими людьми на основе устной речи и, при желании обучающихся, с лицами, имеющими нарушения слуха, на основе жестовой речи; расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребенка в ближнем и дальнем окружении; формирование знаний о морально -нравственных ценностях (с учетом возраста ребенка, особенностей его развития) и их реализация в повседневной жизни; формирование представлений о социокультурной жизни лиц с нарушенным слухом; освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов; овладение речевым этикетом; целенаправленная организация общения учащихся с нарушенным слухом конкретной школы между собой и со слышащими детьми.
Ожидаемые результаты:
• знание правил поведения в разных социальных ситуациях со взрослыми (с учётом их социальных ролей) и детьми разного возраста: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т. д., в том числе правил речевого этикета при устной коммуникации;
• использование словесной речи для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса (извините, не могли бы вы; я не помешаю вам?; будьте добры; можно мне…? и др.);
• умение адекватно применять те речевые средства, которые соответствуют коммуникативной ситуации. Правильно употреблять в устной речи обращение «вы» или «ты» согласно статусу собеседника;
• умение пользоваться голосом разной интенсивности с учётом конкретной ситуации.
• умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы, умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умение корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др.
• понимание недопустимости выяснения информации сугубо личного характера при общении с учителем или незнакомым взрослым (например, не задавать нескромные вопросы, касающиеся личной жизни педагога, его отношения к религии т. п.);
• умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
• умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
• умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
• расширение круга освоенных социальных контактов.
• умение общаться с учащимися с нарушенным слухом своей школы на темы, соответствующие возрасту детей.
Оценка достижения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.
Для оценки результатов освоения Программы коррекционной работы (специальные требований к развитию социальной (жизненной) компетенции учащихся) используется метод экспертной группы. Данная группа объединяет всех участников образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с ребёнком. Задачей такой экспертной группы является выработка общей оценки достижений слабослышащего или позднооглохшего ребёнка в сфере жизненной компетенции, которая обязательно включает мнение семьи, близких ребенка. Основой оценки продвижения ребенка в жизненной компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и дома.
Методы и приемы работы с ребенком:
В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы:
- использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей);
- пошаговость предъявления материала;
- использование заданий в наглядно-действенном и наглядно-образном плане;
- речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения;
- учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей;
- эмоционально окрашенная подача материала;
Ожидаемые результаты:
- Создание комфортных коррекционно-развивающих условий для обучающихся с ОВЗ, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей обучающегося 4 класса.
- В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- увеличить гибкость и скорость мышления;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- развивать свою память
- концентрировать и переключать свое внимание;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
По окончании курса проводится повторная диагностика по выявлению динамики развития познавательных процессов по методикам:
1. Тесты для определения уровня логического мышления «Матрицы Ровена», «Простые аналогии».
2. Для определения степени конценрации и распределения внимания «Корректурная проба»
3. Методика «Заучивание 10 слов» для определения состояния памяти, внимания, утомляемости.
4. Определение индивидуальных особенностей ребенка, выявление в ходе тестирования (скорость включения в работу, понятливость, быстрота реакции, степень утомляемости).
Содержание программы
Основная задача психологического развития обучающихся 1-х классов состоит в развитии психомоторной сферы, сенсорно-перцептивной сферы, познавательных процессов, эмоционально-личностной и мотивационной сферы, формирование предпосылок овладения учебной деятельностью, процессов самоконтроля и саморегуляции. Основная цель блока программы направленного на работу с «предметными чувствами» - ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.
Модуль 1. Диагностический (4 часа)
Психологическая диагностика.
Модуль 2. Адаптационный (16 часов)
«Будем знакомы: я рада тебя видеть, ты рад меня видеть!»
«Я – школьник»
«Для чего нужно ходить в школу»
«Правила школьной жизни»
«Игры в школе»
«Я и ТЫ = ШКОЛА»
«Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться»
Модуль 3. Развитие познавательных способностей (24 часов)
«Учимся мыслить образно»
«Учимся мыслить образно»
«Устанавливаем закономерности»
«Развиваем логику»
«Устанавливаем закономерности»
«Учимся анализировать»
«Самый внимательный»
«Учимся обобщать»
«Развиваем мышление»
«Что сначала, что потом»
«Испытай свою смекалку»
«Учимся ориентироваться»
«Учимся обобщать!»
«Учимся познавать и запоминать!»
Модуль 4. Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы (24 часов)
«Знакомство»
«Знакомство продолжается»
«Знакомство со школой»
«Я теперь школьник»
«Что значит быть школьником?»
«Знакомство с Пси– Магом»
«Королевство Внутреннего мира»
«Сказка оволшебных зеркалах – 1»
«Сказка о волшебных зеркалах – 2»
«Что я знаю о себе?»
«Что я знаю о себе и других?»
«Я – это кто?»
«Мои ощущения»
«Мое восприятие мира»
«Мое внимание»
Всего за учебный год: 68 часов
Во 2 классе представляется важным дальнейшее развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития. Способствовать овладению средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей.
Модуль 1. Диагностический (6 часа)
Психологическая диагностика.
Модуль 2. Развитие познавательных способностей (30 часов)
«За тридевять земель, в тридесятое царство...»
«От альфы до омеги»
«Не боги горшки обжигают»
«Не попадись на удочку»
«Брать быка за рога»
«Зри в корень»
«Кот в мешке»
«В два счёта»
«Методом проб и ошибок»
«Кто ищет, тот всегда найдёт»
«Завязать узелок»
«Видеть насквозь»
«Крепкий орешек»
«Да здравствует абракадабра»
«Бей прямо в цель»
Модуль 3. Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы (32 часов)
«Мои летние впечатления»
«Какой я?»
«Психология – знакомая незнакомка»
«Мои желания»
«Сказка о борьбе мотивов»
«Мои мотивы»
«Какие мотивы удругих?»
«Загадка Психоочистителя– 1»
«Загадка Психоочистителя– 2»
«Что такое память?»
«Виды памяти»
«Какая у меня память?»
«Эмоциональная память»
«Как лучше запоминать?»
«Я умею запоминать!»
Всего за учебный год: 68 часов
Основной упор в психологическом развитии учеников 3 класса делается на формирование у них словесно-логического понятийного мышления, развития произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действий, способности к рефлексии. Удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления. Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объема самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей. На занятиях обучающиеся учатся адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций, взаимодействовать в паре и группе, оказывать взаимопомощь в совместной деятельности.
Модуль 1. Диагностический (6 часа)
Психологическая диагностика.
Модуль 2. Развитие познавательных способностей (30 часов)
«Развитие понятийного мышления»
«Развитие понятийного мышления»
«Развитие произвольной памяти»
«Развитие непроизвольной памяти»
«Развитие вербального мышления»
«Развитие вербального мышления»
«Учимся ориентироваться в пространстве»
«Развитие произвольности»
«Развитие вербального мышления»
«Развитие памяти»
«Развитие зрительно - двигательной координации»
«Устанавливаем закономерности»
«Развиваем помехоустойчивость»
«Развитие опосредованной памяти»
«Развитие пространственного мышления
Ориентировка на плоскости»
Модуль 3. Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы (32 часов)
Новая встреча с психологией
Начало путешествия в Страну Общения
Что взять с собой в путешествие?
Что я знаю о себе?
Как и почему начинаются споры?
Сказка о конфликте и контакте.
Качества, важные для общения.
Мы умеем выражать свои эмоции!
Как мы понимаем эмоции других?
Как мы умеем сопереживать!
Какие мы в общении?
Я общительный или замкнутый?
Королевство Разорванных Связей.
Свои и чужие.
Робинзоны.
Всего за учебный год: 68 часов
Занятия в 4 классе продолжают развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей.
Большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание — к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей. Обучающиеся 4 класса продолжают учиться адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций.
Модуль 1. Диагностический (6 часа)
Психологическая диагностика.
Модуль 2. Развитие познавательных способностей (30 часов)
«Учимся образно мыслить!»
«Учимся обобщать и делать выводы!»
«Учимся устанавливать закономерности!»
«Учимся логично мыслить!»
«Учимся себя контролировать!»
«Секреты мнемотехники!»
«Учимся себя контролировать!»
«Учимся мыслить по аналогии!»
«Учимся сравнивать и обобщать!»
«Размышляй-ка!»
«Стороны света!»
«Размышляй-ка!»
«Учимся правильно ориентироваться!»
«Учимся быть внимательными!»
«Учимся обобщать!»
Модуль 3. Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы (32 часов)
Знакомьтесь — психология!
Я — это интересно!
Что мы знаем об общении
Общение — дело общее
Как хорошо уметь... слушать
Активное и пассивное слушание
Как важно уметь задавать вопросы
Практикум активного слушания
Поговорим без слов
Практикум неречевого общения
Практикум неречевого общения(продолжение)
Речь.
Берегите, пожалуйста, речь!
А умеете ли вы спорить?
Научно- практическое исследование конфликта
Всего за учебный год: 68 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» является частью программы коррекционной работы и обязателен для изучения.
Программа курса строится по модульному принципу, который позволяет максимально индивидуализировать ее содержание в соответствии с особенностями обучающихся. Количество часов на изучение каждого модуля может варьироваться – уменьшаться или увеличиваться при сохранении общего объема часов на весь курс. Помимо этого, педагог-психолог может значительно редуцировать содержательный объем модуля или совсем исключить его, если функция или познавательный процесс, на коррекцию которых направлен модуль, наиболее сохранны у ребенка.
Во время занятий по курсу «Психокоррекционные занятия» педагог-психолог: формирует желаемые психологические качества и умения; ориентируется в динамике происходящих изменений, что позволяет осуществлять профилактику нарастания негативных тенденций; стремится сгладить негативные моменты, оказать психотерапевтическое воздействие на обучающихся, повысить групповой статус «неблагополучных» учеников; уточняет для себя содержание индивидуальных психокоррекционных занятий; корректирует запланированное содержание занятий в соответствии с возможностями обучающихся.
Домашние задания, которые иногда предлагаются педагогом-психологом (пронаблюдать за встречающимися по дороге в школу ориентирами, принести детские фотографии, рассказать о своей семье) обязательными не являются, однако их выполнение (игнорирование) несет в себе дополнительную диагностическую информацию о протекании процесса адаптации к школе, формировании учебной мотивации, ответственности, просоциального поведения и пр.
1 класс
Модуль | Тема | Кол-во часов |
Модуль 1. Диагностический (4 часа) | Психологическая диагностика Начало года Промежуточная диагностика Конец учебного года | 4 |
Модуль 2. Адаптационный (16 часов) | «Будем знакомы: я рада тебя видеть, ты рад меня видеть!» «Я – школьник» «Для чего нужно ходить в школу» «Правила школьной жизни» «Игры в школе» «Я и ТЫ = ШКОЛА» «Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться» | 2 2 2 2 2 3 3 |
Модуль 3. Развитие познавательных способностей (24 часов) | «Учимся мыслить образно» «Устанавливаем закономерности» «Развиваем логику» «Устанавливаем закономерности» «Учимся анализировать» «Самый внимательный» «Учимся обобщать» «Развиваем мышление» «Что сначала, что потом» «Испытай свою смекалку» «Учимся ориентироваться» «Учимся обобщать!» «Учимся познавать и запоминать!» | 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 |
Модуль 4. Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы (24 часов) | «Знакомство» «Знакомство продолжается» «Знакомство со школой» «Я теперь школьник» «Что значит быть школьником?» «Знакомство с Пси– Магом» «Королевство Внутреннего мира» «Сказка оволшебных зеркалах – 1» «Сказка о волшебных зеркалах – 2» «Что я знаю о себе?» «Что я знаю о себе и других?» «Я – это кто?» «Мои ощущения» «Мое восприятие мира» «Мое внимание» | 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 |
Всего за учебный год: | 68 часа |
2 класс
Модуль | Тема | Кол-во часов |
Модуль 1. Диагностический (6 часа) | Психологическая диагностика Начало года Промежуточная диагностика Конец учебного года | 6 |
Модуль 2. Развитие познавательных способностей (30 часов) | «За тридевять земель, в тридесятое царство...» «От альфы до омеги» «Не боги горшки обжигают» «Не попадись на удочку» «Брать быка за рога» «Зри в корень» «Кот в мешке» «В два счёта» «Методом проб и ошибок» «Кто ищет, тот всегда найдёт» «Завязать узелок» «Видеть насквозь» «Крепкий орешек» «Да здравствует абракадабра» «Бей прямо в цель» | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Модуль 3. Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы (32 часов) | «Мои летние впечатления» «Какой я?» «Психология – знакомая незнакомка» «Мои желания» «Сказка о борьбе мотивов» «Мои мотивы» «Какие мотивы удругих?» «Загадка Психоочистителя– 1» «Загадка Психоочистителя– 2» «Что такое память?» «Виды памяти» «Какая у меня память?» «Эмоциональная память» «Как лучше запоминать?» «Я умею запоминать!» | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 |
Всего за учебный год: | 68 часа |
3 класс
Модуль | Тема | Кол-во часов |
Модуль 1. Диагностический (6 часа) | Психологическая диагностика Начало года Промежуточная диагностика Конец учебного года | 6 |
Модуль 2. Развитие познавательных способностей (30 часов) | «Развитие понятийного мышления» «Развитие понятийного мышления» «Развитие произвольной памяти» «Развитие непроизвольной памяти» «Развитие вербального мышления» «Развитие вербального мышления» «Учимся ориентироваться в пространстве» «Развитие произвольности» «Развитие вербального мышления» «Развитие памяти» «Развитие зрительно - двигательной координации» «Устанавливаем закономерности» «Развиваем помехоустойчивость» «Развитие опосредованной памяти» «Развитие пространственного мышления Ориентировка на плоскости» | 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Модуль 3. Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы (32 часов) | Новая встреча с психологией Начало путешествия в Страну Общения Что взять с собой в путешествие? Что я знаю о себе? Как и почему начинаются споры? Сказка о конфликте и контакте. Качества, важные для общения. Мы умеем выражать свои эмоции! Как мы понимаем эмоции других? Как мы умеем сопереживать! Какие мы в общении? Я общительный или замкнутый? Королевство Разорванных Связей. Свои и чужие. Робинзоны. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 |
Всего за учебный год: | 68 часа |
4 класс
Модуль | Тема | Кол-во часов |
Модуль 1. Диагностический (6 часа) | Психологическая диагностика Начало года Промежуточная диагностика Конец учебного года | 6 |
Модуль 2. Развитие познавательных способностей (30 часов) | «Учимся образно мыслить!» «Учимся обобщать и делать выводы!» «Учимся устанавливать закономерности!» «Учимся логично мыслить!» «Учимся себя контролировать!» «Секреты мнемотехники!» «Учимся себя контролировать!» «Учимся мыслить по аналогии!» «Учимся сравнивать и обобщать!» «Размышляй-ка!» «Стороны света!» «Размышляй-ка!» «Учимся правильно ориентироваться!» «Учимся быть внимательными!» «Учимся обобщать!» | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Модуль 3. Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы (32 часов) | Знакомьтесь — психология! Я — это интересно! Что мы знаем об общении Общение — дело общее Как хорошо уметь... слушать Активное и пассивное слушание Как важно уметь задавать вопросы Практикум активного слушания Поговорим без слов Практикум неречевого общения Практикум неречевого общения(продолжение) Речь. Берегите, пожалуйста, речь! А умеете ли вы спорить? Научно- практическое исследование конфликта | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 |
Всего за учебный год: | 68 часа |
Список литературы
- Айзенк Г. Проверьте свои способности. – Сб.: 1996.
- Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Развивающме задачи, упражнения, задания. Чч. I – М.: РОСТ, 1997-1999.
- Волкова С.И., Столярова Н.Н. Тетрадь с математическими заданиями. 3 класс. М.: Просвещение, 1994.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развитие творческих способностей. – Киров, 2004.
- Голубь В.Т. Графические диктанты. – М.: Вако, 2004.
- Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. – Ярославль: 1998.
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М.: 1998.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. – ТЦ Учитель, 2000
- Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. – М.: Луч, 1995.
- Сборник загадок/сост.: М.Т.Карпенко.- М.: Просвещение. 1988.
- Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. – М.: Олма – Пресс, 1998.
- Елена Языканова: Развивающие задания. 1 класс. Тесты, игры, упражнения. ФГОС. Экзамен, 2019 г.2) Елена Языканова: Развивающие задания. 2 класс. Тесты, игры, упражнения. ФГОС. Экзамен, 2019 г.
- Елена Языканова: Развивающие задания. 3 класс. Тесты, игры, упражнения. ФГОС. Экзамен, 2019 г.
- Елена Языканова: Развивающие задания. 4 класс. Тесты, игры, упражнения. ФГОС Экзамен, 2019 г.
- Белинская Е.В. «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников».- СПб.: Речь, 2006г
- Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. – М.: смысл, 2012
- Глозман Ж.М., Соболева А.Е. нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста. М.: Смысл, 2013
- Зинкевич – ЕвстигнееваТ.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2001
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М.,
- «Академия развития», 2002
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа для развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). - М., «Академия развития», 2008
- Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер,2013.
- Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Книголюб, 2007
- Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов/сост. И.В. Возняк и др. – Волгоград: Учитель, 2014
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофихиологии: Практическое руководство для учителей родителей. – М., 2001.
- Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Коррекционно – развивающая технология для детей периода интенсивного роста. – Тверь, 2012.
- Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). М., 2015
- Юным умникам и умницам, Задания по развитию познавательных способностей, (1 -4)класс, Рабочая тетрадь, Холодова О.А., 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" для детей с РАС (вариант 8.4)
Коррекционно-развивающий курс «Сенсорное развитие» входит в обязательную часть учебного плана АООП обучающихся с РАС, вариант 8.4. Программа рассчитана в соответствии с учебным планом...
Аннотация к рабочей программе по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 1-4 классах
Рабочая программа логопедических занятий, составленная с учетом рекомендаций адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с интеллектуальной не...
Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» ЗПР 3,4 класс
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с ОВЗ и оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального обще...
Рабочая программа коррекционного курса "Психокоррекционные занятия" для 6-7 классов 9.1
Рабочая программа коррекционного курса "Психокоррекционные занятия" для 6-7 классов 9.1...
Рабочая программа коррекционного курса "Психокоррекционные занятия" для 1-4 классов 9.1
Рабочая программа коррекционного курса "Психокоррекционные занятия" для 1-4 классов 9.1...
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)» для обучающихся с ОВЗ основного общего образования, вариант 5.1, 5.2. (1-4 класс)
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)» для обучающихся с ОВЗ основного общего образования, вариант 7.1, 7.2. (1-4 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА«Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)»для обучающихся с ОВЗ основного общего образован...