Технологическая карта урока педагогики "Энергия. Какой она бывает и что делает? " (Рабочая программа "ПроЭнергию", 3 класс)
план-конспект урока (3 класс)

Куракина Мария Сергеевна

Цель деятельности учителя:

знакомство учащихся понятием «энергия». Знакомство с классификацией источников энергии.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание роли энергии в жизни человека и мира, бережного отношения ресурсам энергии

Предметные: научатся отличать и называть источники и виды энергии

Метапредметные: самостоятельно выбирать признак для группировки; проводить простейшие классификации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Школа: МАОУ «Академический лицей №95»

                            Студент: Куракина Мария Сергеевна  

Класс/возраст: 3 класс, 9-10 лет

                            Методист: Мирзоян Регина Владимировна

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Название курса: «ПРОэнергию»

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное

Класс /возраст детей: 3-7 класс, 9-10 лет.

Тема: «Энергия. Какой она бывает и что делает? ».

Цель: знакомство учащихся понятием «энергия». Знакомство с классификацией источников энергии.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание роли энергии в жизни человека и мира, бережного отношения ресурсам энергии

Предметные: научатся отличать и называть источники и виды энергии

Метапредметные: самостоятельно выбирать признак для группировки; проводить простейшие классификации.

Оборудование: раздаточный материал, доска

Форма проведения: занятие

Дата проведения: 14.11.23

Ход внеурочного занятия

Время 

Содержание

Формируемые УУД

Примечание

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение деятельности

1

мин

Приветствует обучающихся. 

-Добрый день, ребята. Меня зовут Мария Сергеевна. Сегодня внеурочное занятие у вас проведу я.

- Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.

Приветствуют учителя. 





Выполняют задание.

Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место

Коммуникативные УУД: 

- слушать и понимать речь других

Э
/ ЯЫЧВС АМПИТРОЬЛБДЖЭ

ЭЖДЛТОИРПАЕКВУЫФЦЙ

5

мин

- Ребята, вспомните, какую тему мы с вами изучили на прошлом уроке?

-Верно, давайте повторим. Скажите из каких частей состоит лампа?

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Снимок экрана 2023-05-16 223836.png

- Молодцы, значит, мы можем двигаться дальше.

- Посмотрите на слайд и разгадайте ребус:

https://fsd.multiurok.ru/html/2023/04/23/s_6445323d09d67/phpN6mWsu_1_1_2_Razrab-otkr-ur_Tepl-proc_html_5d88eeab2f9f0d11.jpg

Молодцы, подумайте, какая тема нашего занятия будет сегодня?

- Давайте поставим цель с помощью опорного слова: узнать…

- План нашего занятия запутался, помогите расставить его в правильной последовательности.

ПЛАН:

1. Выполним самостоятельную работу.

2. Сделаем вывод

3. Узнаем, что такое энергия, и какая она бывает?

- История света

1 часть – Тело накала

2 часть – Цоколь

3 часть – Стеклянная колба

- Энергия

Тема занятия: «Энергия»

Цель: узнать что такое энергия и какие виды энергии бывают

ПЛАН:

1. Узнаем, что такое энергия, и какая она бывает?

2. Выполним самостоятельную работу.

3. Сделаем вывод

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

- настраивать себя на продуктивную работу.

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

- настраивать себя на продуктивную работу.

Основной

30 мин

- Ребята, сейчас Лампик предлагает составить определение слову «энергия». Кто сможет попробовать?

- Посмотрите на слайд, вам нужно вставить недостающие слова. Давайте рассуждать.

Энергия – это источник …, способность совершать ….

- Как и где мы можем увидеть энергию?

- Энергию мы можем наблюдать в действии. Например: солнечный свет греет.

- Давайте запишем определение, которое мы составили, в тетрадь. Откроем тетрадь на странице 14. Записываем определение.

- Но и человек и лампа и автомобиль выполняют свою работу при помощи энергии, но энергия у этих предметов разная. Какая бывает энергия, мы с вами сейчас узнаем, проведя небольшой эксперимент.

- У вас на партах, лежит по листочку бумаги. Подумайте, как мы можем передвинуть его, без помощи рук?

- Верно, подуем на него.

- Произошло движение, с помощью чего?

- Мы узнали первый вид энергии, энергия ветра.

- А теперь посмотрите на слайд, кто знает что это?

- Солнце, как источник энергии, уже давно интересует человека. Всего за 9 минут Земля получает больше энергии от Солнца, чем человечество производит за весь год.

- Солнце нагревает атмосферу и поверхность Земли, оно формирует погоду и климат нашей планеты. Благодаря солнечной энергии дуют ветры, осуществляется круговорот воды в природе, нагреваются моря и океаны, развиваются растения. Именно благодаря солнечному излучению на Земле существуют ископаемые виды топлива.

- Так вот солнечные батареи являются наиболее эффективными устройствами для превращения солнечной энергии в электрическую.

- Солнечные батареи способны создавать электрическую энергию постоянно или накапливать ее для дальнейшего использования.

- Используется такой вид энергии и в космосе, и для энергообеспечения зданий, электромобили, так же в сельском хозяйстве.

- Мы узнали такой вид энергии как энергия солнца.

- Следующий вид энергии – Грозовая энергия.

- Грозовая энергетика — это способ получения энергии путём поимки и перенаправления энергии молний в электросеть. Данный вид энергетики использует возобновляемый источник энергии и относится к альтернативным источникам энергии. Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим её громом.

- Следующий вид энергии – сила трения.

-  Когда две поверхности трутся друг о друга, трение между ними генерирует тепловую энергию. Этот феномен обычно наблюдается, когда мы трем наши руки энергично вместе, и они становятся теплыми. Давайте попробуем.

- Жара сгенерировала результат преобразования механической энергии в тепловую за счет трения.

- Следующий вид энергии – энергия воды.

- Вода уже давно считается источником жизни на Земле. Она представляет собой одно из непростых и удивительных явлений. Она имеет большое число уникальных свойств, на практике которые человечество может выгодно для себя во многих случаях использовать. Энергию воды, наряду с солнечной энергией, а также ветровой энергией можно рассматривать как возобновляемый источник энергии.

- Исследования показывают, что энергия воды, была освоена людьми для своих целей еще в древности. Мы можем вспомнить архимедов винт и речные мельницы. Основная идея их работы достаточно проста, но при этом вода может сделать много полезного: под действием движущегося потока воды вращается колесо. При этом происходит превращение кинетической энергии воды в механическую работу колеса. Интересно, что такой же принцип наблюдается на современных гидроэлектростанциях. Но на них происходит переход механической энергии в электрическую.

- Теперь рассмотрим электроэнергию.

- Никакая деятельность человека невозможна без использования энергии.

- Электрическая энергия – наиболее удобный вид энергии.

- Она считается основой цивилизации

- В нашей стране производится и потребляется огромное количество электроэнергии

- Основной источник электрической энергии – электро-станции. Электричество поступает от электростанций по толстым проводам – кабелям. Кабели, подвешенные высоко над землей на опорах, несут электричество в города.

- В городах под землей к каждому дому проложены кабели. Затем электрический ток течет по всему дому по проводам, встроенным в стену.

- Среди различных видов энергии, которые существуют, у нас есть химическая энергия.                      

- Она содержится или возникает в результате химических реакций между молекулами одного или нескольких соединений.

- Пища, которую мы едим каждый день, является идеальным примером химической энергии и ее использования. Эти продукты содержат различные органические вещества, необходимые для обеспечения нашего организма энергией, как если бы они были топливом для автомобильных двигателей.

- Следующий вид о котором мы поговорим – ядерная энергия.

- Атомная энергия — это энергия, получаемая из атома. Каждый атом состоит из частичек энергии. Эта энергия объединяет все частицы атома вместе. Поэтому в атомной энергии ядро атома является источником энергии. Эта энергия выделяется при расщеплении атома.

- Выполним задание в тетради, вам нужно определить вид энергии на картинках.

https://sun9-18.userapi.com/impg/saDKAiTUDu0_FlakIAV8FuWVHROVujK0Z_upvw/6cMRvvucpvs.jpg?size=977x2160&quality=95&sign=f78236ed3a010981c57c96b568e571dd&type=album

- Работать мы будем в группах, вспомним правила такой работы.

- Первый ряд, подходят к первой парте. Второй, к третьей. Третий ряд, к пятой парте. Начинаем работать.

-Проверим задание, по ответам на слайде.

- С видами энергии мы разобрались, а знаете ли вы, какие источники энергии бывают?

- Сейчас мы это проверим, работая в парах в тетради. Вам нужно соотнести картинки. Но перед тем как начать работать, вспомним правила работы в парах.

Снимок экрана 2023-05-17 003420

- Проверим по эталону на слайде.

- Источники энергии на Земле делят на две большие группы: возобновляемые и невозобновляемые.

- К невозобновляемым источникам энергии относятся ископаемые виды топлива, которые включают уголь, нефть и природный газ, потому что потребовались миллионы лет для их формирования. После того, как ископаемые виды топлива используют они безвозвратно будут потеряны.

- К возобновляемым источникам относится то, что можно использовать снова, потому что может быть создано заново довольно быстро. Как думаете что это за источники?

- Основной источник энергии на планете – это природа: солнце, вода, ветер (способны выработать огромное количество энергии).

- Почему грозовая энергия или сила трения не является основным источником энергии?

- Электричество, пар, горячая вода и др. – вторичный вид энергии, после ее преобразования их первичных источников.

- А теперь заполним схему в тетради. Нужно вписать основные источники энергии.

Снимок экрана 2023-05-17 003456

Самостоятельная работа.

- Сейчас выполним самостоятельную работу.

- Соедините линиями названия  животных и механизмов с соответствующими им источниками энергии. Далее сравним с ответами на слайде.

корова                        топливо

человек                         электричество

птица                        трава

лампочка              пища

автомобиль            зерно               

Ответы детей.

Энергия – это источник движения, способность совершать работу.

Ответы детей.

Записывают определение.

- Подуть на него.

- С помощью ветра.

- Солнечная батарея.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

1. Энергия солнца.

2. Электрическая энергия.

3. Сила трения.

4. Грозовая энергия.

5. Химическая энергия.

6. Энергия ветра.

7. Энергия воды.

8. Ядерная энергия.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/18/s_5e22d2d8db7dc/s1320977_0_1.jpeg

Ответы детей.

Выполняют задание в парах.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/02/05/k_5a789593770be/454971_8.jpeg

Заполняют схему вместе с учителем

- солнце, ветер, вода.

Ответы детей.

Самостоятельная работа

корова                        трава

человек                         пища

птица                        зерно

лампочка              электричество

автомобиль     топливо

Познавательные УУД:

-преобразовывать информацию из одной формы в другую

- подробно пересказывать небольшие тексты

Коммуникативные УУД:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

Познавательные УУД:

-преобразовывать информацию из одной формы в другую

- подробно пересказывать небольшие тексты

Коммуникативные УУД:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

Познавательные УУД:

-преобразовывать информацию из одной формы в другую

- подробно пересказывать небольшие тексты

Коммуникативные УУД:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

Рефлексия

2-3 мин

- Какая тема занятия у нас была сегодня?

- Какую цель мы ставили?

- Смогли ли мы её достичь?

-Посмотрим на план. Все ли пункты плана выполнили?

- Посмотрите на слайд, мы видим лампочки. Подумайте, какое у вас настроение и соотнесите с настроением лампочки. Кто выбрал первую лампочку? Вторую? Третью?

- Спасибо за занятие!

Тема занятия: «Энергия»

Цель: узнать что такое энергия и какие виды энергии бывают.

- Да

Оценивают себя.

Познавательные УУД:

-систематизировать, обобщить изученное;

Коммуникативные УУД:

- формировать навыки речевой деятельности.

Регулятивные УУД:

- осуществлять контроль, различать результат и способ действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"

Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....

Технологическая карта урока математики "Какая бывает форма" (1 класс)

Данный материал предлагается в помощь учителям начальных классов, работающих по УМК "Перспектива"....

Технологическая карта урока 2 КАКОЙ БЫВАЕТ РЕЧЬ?

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):научатся: различать устную и письменную речь; высказываться о значении языка и речи в жизни людей;получат возможность научиться: работать с...

Технологическая карта урока технологии "Какие бывают ткани? Изготовление изделий из нетканых материалов (ватных дисков)"

Тема урока: «Какие бывают ткани? Изготовление изделий из нетканых материалов (ватных дисков)» Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: освоение младшими школьни...

Технологическая карта урока технологии «Какие бывают ткани?» Изделие: аппликация из ватных дисков (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока «Какие бывают ткани?»Изделие: аппликация из ватных дисковТип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование условий для знакомства с знакомство с историей п...

Технологическая карта урока по русскому языку "Бывают ли у согласных сильные и слабые позиции?" 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о сильных и слабых позициях согласных звуках.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Учить опред...

Технологическая карта урока математики «Какая доля?» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока: создание условий для открытия и осмысления обучающимися нового понятия «Доли».Задачи урокаДидактические:познакомить обучающихся с понятием «доля», с образованием до...