Духовно-нравственное воспитание обучающихся в межкультурном пространстве российской школы за рубежом
статья
Межкультурное пространство российской школы за рубежом – условие эффективной самореализации всех участников образовательного процесса. Одна из задач деятельности педагогического коллектива заключается в создании подпространств культур: родной, российской, иноязычной как основного условия межкультурного взаимодействия. В межкультурном пространстве школы учитываются современные тенденции социальных преобразований в мировом пространстве, создаются условия для становления культуры коммуникации, самореализации, социализации личности в поликультурном мире.
Скачать:
Предварительный просмотр:
О.В. Пушкарева
учитель начальных классов
Улан-Баторского филиала
«Российский экономический
университет имени Г.В. Плеханова»
Духовно – нравственное воспитание обучающихся в межкультурном пространстве российской школы за рубежом
«Воспитать ум ребенка, не привив ему
нравственных ценностей, значит,
воспитать угрозу для общества»
Теодор Рузвельт
Межкультурное пространство российской школы за рубежом – условие эффективной самореализации всех участников образовательного процесса. Одна из задач деятельности педагогического коллектива заключается в создании подпространств культур: родной, российской, иноязычной как основного условия межкультурного взаимодействия. В межкультурном пространстве школы учитываются современные тенденции социальных преобразований в мировом пространстве, создаются условия для становления культуры коммуникации, самореализации, социализации личности в поликультурном мире.
Под межкультурным пространством автор понимает пространственно – предметное окружение обучающихся как условие их обучения и воспитания, совокупность созданных подпространств как предмет проективной деятельности педагогов, моделирование разных типов культурных конструктов в образовательной среде с целью глубокого понимания своей и иных культур.
Языковая культура является частью общей культуры человека. Превращение индивида в личность предполагает:
- активную речемыслительную деятельность;
- социализацию человека, в результате которой личность становится средоточием культуры общества;
- усвоение социальной психологии народа.
Данные аспекты важны для становления личности, так как процесс присвоения национальной культуры и формирование социальной психологии возможны только посредством языка, они отражают ценностное отношение к определенной этноязыковой культуре, что важно для формирования активной жизненной позиции и гражданских качеств.
«Межкультурное обучение – образовательно – развивающий процесс, в ходе которого обе культуры (родная и иностранная) играют существенную роль и возникают как культурные удаления, так и культурные сближения, в результате чего возникает новое – «межкультура», характеризующаяся новым взглядом на свое собственное существование и на собственную личность». (П. Бердичевский).
Межкультурное пространство включает урочную и внеурочную деятельность, культурные ценности образования: обеспечение связей и коммуникаций в сообществах, наследование и создание новых ценностей, включение ребенка в мир культур. Характерными признаками межкультурного пространства школы являются принадлежность его участников к разным культурам и осознание ими культурных отличий друг друга. Оно представляет собой межперсональное пространство в специальном контексте. Индикаторами межкультурного пространства являются личностные и институциональные показатели
Личностные показатели | Институциональные показатели |
Личностные качества Высокая мотивация изучения языков Межкультурная компетентность Языковая компетентность Коммуникативная компетентность | Билингвизм Переход на ФГОС Социальная среда Социализация обучающихся |
В условиях межкультурного пространства школы особую значимость приобретает духовно – нравственное воспитание личности гражданина. Ценности, которые важно выработать у учащихся, не новы. Это то, что было актуально всегда. Духовно – нравственное воспитание являлось первоочередным во все времена. Современная школа, выполняя социальный заказ, должна воспитать гражданина и патриота.
«Духовно – нравственное воспитание личности гражданина – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей. Носителями этих ценностей являются народ, государство, семья, культурно – территориальные сообщества, традиционные религиозные объединения, мировое сообщество.» (Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России», с.9)
«Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях своего народа».
Основы воспитания, безусловно, закладываются в семье. Однако «наиболее системно, последовательно и глубоко духовно – нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.» (Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России», с.5).
Каким образом осуществляется духовно – нравственное воспитание гражданина через предметное обучение и внеурочную деятельность?
Гражданский аспект включен в преподавание всех учебных предметов. Традиционно воспитание гражданина осуществлялось на уроках гуманитарного цикла: литературе, русском языке. Сегодня формирование гражданской позиции наблюдается на уроках английского языка, математике, окружающего мира. Ученики включаются в социально значимые проекты, составляют и решают математические задачи, определяют вклад в развитие науки российских и монгольских ученых.
Воспитательная работа – важный компонент духовно – нравственного становления человека. В.Г. Белинский писал: «Воспитание – великое дело, им решается участь человека». Несмотря на социально – экономические условия существования школы, неоднозначное отношение общества к труду педагога, учитель занимает второе по значимости место после родителей. Главная его задача – духовно – нравственное воспитание нового поколения. Со времен К.Д.Ушинского среди педагогов господствует убеждение, что школа – это место, где ребенок не только учится читать, писать, считать и рассуждать, но и приобретает твердые нравственно – этические устои. В основе этики поведения человека, его нравственной ориентации и характера множество бесспорных истин: нельзя плохо обращаться с детьми, унижать других людей, мучить животных, думать только о себе, лгать, воровать, не выполнять обещание; и, напротив, следует уважать других и заботиться о них, быть верным слову. Становление личности всегда предполагает восприятие определенной системы ценностей и нравственно – этических принципов.
Одним из направлений работы классного руководителя являются этические беседы с детьми. Материалы для беседы дают события, происходящие в городе, стране и мире, литературные источники. Для этических бесед с учащимися автор использовала материалы, изложенные Маленковой Л.И. Книга Маленковой содержит разнообразный методический материал для обсуждения с детьми. Высказывания, крылатые выражения можно использовать в качестве эпиграфов, а тексты – как материал для обсуждения. Например, рассуждения А.П. Чехова о воспитанных людях или небольшой фрагмент из воспоминаний космонавта Г.С. Титова о том, как выработать характер.
В школьном возрасте актуально воспитание сострадания и доброты. В православных литературных календарях достаточно материала для организации беседы со школьниками. Так в календаре 2014 года представлен рассказ К.Д. Ушинского «Слепая лошадь» (с.138 – 141), который ученики внимательно слушают, активно обсуждают отношение Уседома к Догони – Ветру, решение Новгородского вече, приводят примеры из жизни об отношении к животным. Воспитывая в детях добро, учитель выполняет очень важную роль: взращивает в человеке человеческое.
Важное влияние на процесс самоопределения личности оказывают традиции народа, его культурно – творческая среда, возможности которой активно применяются в практике современного воспитания. Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение человека неразрывно связано с определением в культуре, с формированием коммуникативного ядра личности, выбором нравственных позиций и ценностей, определяющих характер его взаимоотношений с обществом.
Значимым направлением в работе считаю учебно – исследовательскую деятельность школьников. Она способствует их гражданскому становлению, требует приобретения новых знаний, меняет ценностные ориентиры, учит ответственности и организации.
Таким образом, межкультурное пространство школы способствует духовно – нравственному воспитанию учащихся. Организаторами его являются педагоги, работа которых - яркая иллюстрация мысли М.В. Ломоносова: «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества должно быть мерилом жизненного смысла».
Литература:
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Никонов Р.В. Формирование межкультурного пространства (из опыта работы МБОУ «СОШ № 49 с углубленным изучением английского языка») Чита, ЗабКИПКРО, 2013, с. 109.
- Маленкова Л.И. Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога. – Педагогическое общество России, 2000. – с. 230.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».
Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6 II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание ответственного, инициативного и компетентного граждан...
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования
Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...
Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся 3 класса
Программа используется для внеурочной деятельности в 3 классе....