"Блокада Ленинграда"
классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada.docx35.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

1.Формирование у учащихся знаний о героическом прошлом нашего народа, о нелегкой судьбе в годы войны величайшего города Ленинграда и его жителей, сражающихся с фашизмом. 

2. Воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению.
3. Приобщить учащихся к истории Отечества;

Ход воспитательного часа:

- Сегодня наш урок посвящен одному из городов нашей страны- Санкт-Петербургу. Санкт-Петербург, или раньше его называли Ленинград - один из красивейших городов мира. 

- Ребята, как вы считаете, почему речь пойдет об этом удивительном городе?

     - Сегодня мы поговорим еще об одном эпизоде войны, о блокаде Ленинграда. Стоит над Невой город Большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженик. У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя. Как назывался город на протяжении своего существования? (ответы детей.) Верно, Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Именно так звучит тема нашего урока "Блокадный Ленинград". Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900 дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

- Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России.

- Как вы думаете почему? Верно, в этот день в 1944 году нашими войсками была одержана большая победа. Фашисты отступили от Ленинграда. Голод, бомбежки, артобстрел - все это для ленинградцев ушло в прошлое.

Была война, прошла война.

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине

Идут легенды о войне.

-Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. 10 июля 1941 года немцы напали на Ленинград.

-Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город, наш народ как один поднялся на защиту своей Родины. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. А женщины рыли окопы вокруг города Солдаты устанавливали противотанковые укрепления. Началась эвакуация мирных жителей. (слайд 2-4)

Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады, отрезав Ленинград от всей страны. 

Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице "Астория". Но триумфального шествия не получилось. Москва и Ленинград обреклись на полное уничтожение - вместе с жителями. С этого и должно начаться то, что Гитлер имел в виду: разгромить русских как народ, то есть истребить, уничтожить.

Перед командующим группой армии "Север" генералом-фельдмаршалом фон Леебом фюрер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым. (слайд 5) Не удалось! Тогда Гитлер сделал ставку на голод. "Ленинград выжрет самого себя", - цинично пророчествовал он.

Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.

И летели листовки с неба        

На пороги замерзших квартир:

«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»

«Будет мир. Вам не снится мир?»

Дети, плача, хлеба просили.      

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.      

День похож на черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь.

Умирали - и говорили:      

- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

(Е. Рывина "Ночь".)

Всего-то только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов выдавали по карточкам. 20 ноября 1941 года рацион хлеба дошел до 125 г иждивенцам и 250 г рабочим. Крупу выдавали по 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок как мог...

- Это была блокада длинной в 900 дней и ночей. В блокадном кольце оказалось 2 млн 887 тыс. человек. Среди них около 400 тыс. детей. На защиту родного города поднялись все её жители. В городе построили 35 км. баррикад, 4170 дотов.(слайды 6-8)

- Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город. В среднем на каждый день блокады приходилось 300 разрывов и бомб. Месяцами, день за днём, фашистские батареи стреляли по городу залпами с интервалом в 5—10 мин. Днем они обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети. Артиллерийские обстрелы, начинавшиеся всегда внезапно, вызывали большие жертвы среди населения. Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. Иногда люди целые дни проводили в бомбоубежищах.

- Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей.

- Больше всего людей терзал голод.  С каждым днём в городе таяли запасы продовольствия. Ленинградцы варили суп из столярного клея, из кожи животных готовили студень, в домашних аптечках взяли все, что можно, казалось, применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин. В общественных столовых варили суп из дрожжей. Из водорослей готовили кисели. Единственным продуктом питания был кусочек черного хлеба, который выдавали по карточкам, но и его не хватало. Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется», была дороже денег.(слайд 9) 

 В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.(слайд 10 )

 Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. Лишь одна дорога связывала блокадный город с большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера.

  От неё зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года, когда толщина льда на Ладожском озере достигла всего 13см, по ледовой трассе к Ленинграду по ещё неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. С Большой Земли в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. По этой дороге в Ленинград везли продукты, медикаменты, снаряды. А из города вывозили обессилевших женщин, детей, раненых. Люди на этой дороге работали в необычайно сложных условиях. Машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов. Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали «Дорогой жизни».

- Наступил декабрь. Стужа была лютая. На улицах, во дворах образовались сугробы. Дома оставались без света, без воды, без отопления. 

Замёрзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, спускаться на лёд и делать проруби, потом под обстрелом доставлять воду домой. В городе остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу нужно было ходить пешком по занесённым снегом улицам. 

- Многие жители не перенесли этой зимы. Главной причиной смертности была дистрофия, т. е. голодное истощение.

Мертвых не успевали хоронить. В домах и на улицах лежали тысячи незахороненных трупов. Умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков. Смерть настигала людей везде.

- В осаждённом Ленинграде работали 39 школ.  Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Да, трудно поверить, но это факт – даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, тёплой одежды. Многие ленинградские дети учились. Они учились, несмотря ни на что. Опасен и тяжёл был путь в школу. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды и идти приходилось преодолевая снежные заносы.

    В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки коченели и мел выскальзывал из пальцев. (слайд 11) Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия.  Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось – и прямо в классе.

-Многие ленинградцы в блокаду вели дневники. Многим известна печальная история 11- летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. (слайд 12) На втором километре Дороге жизни, у деревни Ковалево, находится памятный комплекс, посвященный детям блокадного Ленинграда. На 14 метров уходит в высоту стебель «Цветка». (слайд 12) С одной стороны тропы установлены каменные страницы. На них выбиты строки из дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой. (слайд15) 

- Город не сдавался, продолжали работать заводы. Ленинград в течение всей войны оставался центром по производству оружия. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых орудий, 12000 миномётов и пулемётов, 10 миллионов снарядов и мин.

Уходили на фронт новые бойцы, тысячи жителей каждые сутки дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы, разбирали завалы, спасали людей из-под обломков рухнувших зданий.

Героями войны были не только взрослые, но и дети. У всех была одна цель-победа. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту. Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. (слайд16) 

-И только 27 января 1944 года, (слайд 17) враги были, отброшены от города на многие километры, и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады! Ленинград не только выстоял, но и победил. И остался единственным среди крупных городов Европы, куда ни разу за всю его историю не вошли завоеватели. Пришла долгожданная победа!

Такого дня не видел Ленинград!    

Нет, радости подобной не бывало.

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…

27 января 1944 над Невой прогремел салют: 24 залпа из 324 орудий в честь полного освобождения города.

За залпом залп, гремит салют.      

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Не утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом.

Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: "Их имена благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто". (слайд 18)

 Пискаревское мемориальное кладбище – один из символов Санкт-Петербурга, память о подвиге ленинградцев, выдержавших 900-дневную блокаду в годы Великой Отечественной войны. Это кладбище стало основным местом захоронения погибших жителей и защитников города.

В новом столетии в мемориальном комплексе появилась новая памятная плита «Блокадная парта», созданная в память о школьных учителях, работавших в блокадном Ленинграде, и детях, которые продолжали ходить на уроки, несмотря на голод и лишения.

Памятник-ансамбль «Разорванное кольцо»(слайд 19). Здесь начиналась «Дорога жизни».

- Есть еще один символ памяти и скорби, это минута молчания в память о павших воинах. Давайте и мы почтим память павших Ленинградцев в те страшные дни блокадного Ленинграда (звук метронома).(слайд 20)

 Заключение.

- Мы не должны забывать об одной из героических страниц истории Великой Отечественной войны. Войну, вместе со взрослыми на своих худеньких плечах вынесли дети, пережив порой то, что не под силу взрослым людям. Много лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Рефлексия:

- Какие чувства и впечатления у вас остались от нашего занятия?

- Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему?

 - Мы должны помнить, чтобы больше никогда такого не допустить. Мы стремимся к миру на всей планете. Нам жизнь дана на добрые дела. И если каждый передаст частичку своего тепла, мира, спокойствия другому, все будут жить в мире и согласии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января) Цели и задачи: Обучающие:- формировать коммуникативные (речевые) умени...

Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)

Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...

"Дети блокады" (сценарий к 72-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда)

Цель публикации этого материала - приобщение детей к историческому духовному и нравственному наследию Санкт- Петербурга. Этот материал будет полезен для проведения внеклассных занятий....

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»

Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...

Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...

Проектная работа по теме"Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-герой, получивший орден "Красной звезды"за снятие блокады Ленинграда"

quot;Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Васнецов Проектная работа по теме "Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-...

Мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда "Ты выстоял, великий Ленинград"

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями....