"Дети блокады" (сценарий к 72-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда)
методическая разработка (4 класс) на тему
Цель публикации этого материала - приобщение детей к историческому духовному и нравственному наследию Санкт- Петербурга. Этот материал будет полезен для проведения внеклассных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дети блокады | 39.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дети блокады» (сценарий к 72 годовщине полного снятия блокады Ленинграда)
Цель:
Воспитание у школьников патриотизма, духовности, любви и чувства гордости
за свою страну и свой город.
Задачи:
- приобщение подростков к историческому, культурному и
духовному наследию Санкт-Петербурга;
- воспитание уважения к ветеранам, участникам ВОВ;
- раскрытие творческих способностей школьников.
Звучит песня «Пусть свечой зажжется память»
1-й ведущий:
Страшней того, что было в Ленинграде,
Сегодня в мире больше не найти!
Ведь речь пойдет сегодня о блокаде,
О страшном времени, о горестном пути!
(Л.Деулина)
2-й ведущий:
Сегодня с вами нам представить сложно,
Что испытали ленинградцы в той войне.
Понять и осознать нам невозможно,
Что миллионы погибали на Неве!
(Л.Деулина)
1-й ведущий:
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война
и уже 8 сентября 1941 года немцы были у стен Ленинграда.
Началась блокада нашего города, которая длилась долгих 900 дней
4 сентября 1941 года в 11 часов дня над Ленинградом впервые просвистел
вражеский снаряд. 6 сентября 1941 года на город упали первые бомбы.
2-й ведущий:
Снаряды разрывались в переполненных трамваях,
в очередях, в общественных местах, на улицах.
1-й ведущий:
Блокада. Блокада. Блокада.
Не вспомнить печальнее слова.
Для жителей Ленинграда
Нет горше слова такого.
Мороз. Тишина и нет света.
И печка-буржуйка не дышит.
«Все умерли». Девочка Таня
В дневник свой об этом запишет.
(Л.Деулина)
2-й ведущий:
Блокадникам хлебушек снится
Не тот, сыровато-тяжелый,
А белый, воздушный, в крупицах
Муки нулевого помола.
А хлебушек, вот он, блокадный:
Из пыли обойной и жмыха,
Из солода, сои, сырой и нескладный,
Но был он так дорог в военное лихо!
С утра, спозаранку, вставали
И к булочным молча спешили.
Голодные думы им спать не давали,
О хлебе лишь мысли их были
(Л.Деулина)
1-й ведущий:
Рисуют блокадные дети
Ту жизнь, что пред ними проходит.
И что есть больнее на свете,
Того, что в войну происходит?
Ведь разве забудешь те санки,
Что воду зимою возили?
Из Мойки, Невы и Фонтанки
Блокадники воду ту пили.
И в путь свой последний и вечный
Те санки всех близких возили.
И в памяти той, человечьей,
Они – горя символом были.
(Л.Деулина)
2-й ведущий:
А голод, мороз, артобстрелы –
Все это на руку смерти.
Но оставались те целы,
В ком души не умерли, верьте.
И чтобы спасти уцелевших,
Они огороды сажали.
И детям, больным, ослабевшим
Ростки новой жизни давали.
(Л.Деулина)
1-й ведущий:
В цехах, на заводах, трудились
Мальчишки и девочки наши.
Они собирать научились
«Максимы», «Катюши», «Калаши».
Они у станков умирали
От голода, бомб и снарядов.
На место умерших вставали
Подростков и женщин отряды.
И верили люди и ждали,
Что будет победа за ними.
Ведь столько они испытали,
Что веру никто не отнимет!
(Л.Деулина)
2-й ведущий:
На начало блокады в городе оставалось около 2,5 млн. человек,
из них 400 тыс. детей. Вот как об этом писала Ольга Берггольц:
В бомбоубежище, в подвале, (звук метронома)
Нагие лампочки горят...
Быть может, нас сейчас завалит.
Кругом о бомбах говорят...
(Ольга Берггольц)
Но с каждым днем жителей становилось все меньше и меньше.
Город оставался без электричества, запасов продовольствия.
… Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб - довесочек беды.
Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
…Мы умирали…
Город жил - исполнен
Малых наших сил.
(Г.Семенов «Мужество»)
1-й ведущий:
Но ленинградцы продолжали сражаться и работать.
Кольцо смертельное сжималось все сильнее
И враг всё ближе, ближе, ближе подступал.
И билось сердце Ленинграда всё больнее,
Но город жил, работал и стоял.
(Л.Деулина)
Мужчин в городе почти не осталось и работали, в основном, женщины и дети.
2-й ведущий:
Написано немало о военных детях,
О том, что умирали, как герои.
Их имена запомнятся в столетьях,
Их души вечные летают над Землею.
(Л.Деулина)
И сейчас мы покажем сценки о детях блокады, основанные
на воспоминаниях участников тех событий.
Рассказ наш о девчонках и мальчишках…
Они ведь были такими же, как вы.
Веселые и бойкие, любили книжки,
И перед трудностями не склоняли головы.
(Л.Деулина)
1-й ведущий:
Одни МПВО бойцами были
И город от пожаров защищали,
Другие просто Родину любили,
В голодном городе как все недоедали,
(Л.Деулина)
2-й ведущий:
Учились в школе, помогали взрослым,
Карикатуры на фашистов рисовали…
И у станков стояли голодные подростки…
Со взрослыми наш город отстояли!
(Л.Деулина)
Сцена 1
Висит вывеска «Штаб МПВО». Стоят скамейки и стол.
На столе табличка "Сентябрь 1941 года".
Сидят мальчишки и девчонки и поют песню "Катюша"
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой…
Входит начальник штаба МПВО. Ребята вскакивают и строятся. Раздается команда:
«Взвод, смирно! По порядку номеров рассчитайсь!» Ребята: «Первый, второй…»
Затем начальник штаба говорит:
«Ребята, вы теперь бойцы МПВО и вам доверено очень почетное задание:
охранять Смольный от пожаров. Работа будет у вас тяжелая, но вы
должны помнить, что охранять вы будете сердце нашего города.
Мы, взрослые, надеемся на вас и уверены, что нас не подведете».
В это время звучит сигнал тревоги, затем раздаются бомбёжка и стрельба
зениток. Начальник штаба кричит: «За мной, на крышу!»
Ребята вместе с нач.штаба убегают тушить пожар.
1-й ведущий:
Первый сбитый самолет упал на Таврический сад.
Вбегают двое ребят. Они возбуждены, тяжело дышат.
Один (Коля), отдышавшись, говорит другому
Коля (Толе):
Ты знаешь, что видел я сейчас?
Наш истребитель "мессершмидта" сбил!
Взорвался немец в Таврическом у нас…
Ведь он, гаденыш, город наш бомбил!
(Л.Деулина)
Толя:
Да, наши летчики – герои,
Пощады немцу не дадут!
А немцы сами себе яму роют:
Услышат победный наш салют!
(Л.Деулина)
Коля:
Эх, хорошо б увидеть «мессера» остатки!
Но сил уж нет, нырну сейчас в сон сладкий.
Хоть пару часиков ещё поспать бы надо,
А то не сможем ведра тяжеленные таскать.
Я так мечтаю о простой награде:
Чтоб вволю дали, наконец, поспать!
(Л.Деулина)
И Коля тут же, зевая, укладывается на скамейку. Толя ложится
на другую. Звучит сигнал тревоги. Ребята тут же вскакивают
и едва проснувшись, с полузакрытыми глазами, бегут на свои посты.
2-й ведущий:
Пришла зима 41-го…В Ленинграде страшный голод…
1-й ведущий:
Вот отрывок из Ленинградской поэмы Ольги Берггольц
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
2-й ведущий:
Только одна ниточка - «Дорога жизни» - по Ладожскому озеру связывала город
с Большой землей. Только по ней можно было доставить в осажденный
город хлеб и снаряды, вывезти людей.
(звучит музыка «Песня о Ладоге»)
Казалось, что конец земли.
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочной стоят.
(О.Берггольц)
Сцена 2
Табличка «Ноябрь 1941 года». Вбегает Марина. В руках у нее газета.
Марина:
Я принесла весть радостную вам:
О Ладоге в газете прочитала.
Машины с хлебом едут к нам,
Жить веселей, ребята, стало!
Мы больше хлеба будем получать,
Аж целых двести грамм!
Быстрее станем фрицев гнать,
Ох, и достанется врагам!
(Л.Деулина)
Лиза (мечтательно):
Эх, съела б щас я пирожок с капустой,
Вкуснее нет на свете ничего.
Живот прирос к спине, в нём пусто...
Вот только мало будет одного.
(Л.Деулина)
Коля:
Ты, Лиза, до войны была пампушкой,
Зато сейчас стройна ты как берёзка.
Ты хочешь снова стать толстушкой?
Тогда ты станешь, как бочка-водовозка!
(Л.Деулина)
Коля смеется и показывает Лизе рисунок (на нём бочка с руками,
ногами и с головой, похожей на Лизину) Все смотрят на рисунок
и хохочут, и Лиза в том числе
Толя:
А я, ребята, верю, что Дорога жизни -
Это победа над вражеской блокадой.
Она поможет ленинградцам выжить,
А нам трудиться еще больше надо!
(Л.Деулина)
1-й ведущий:
Главным подвигом юных жителей города была учеба. 39 ленинградских школ
работали без перерыва даже в самые тяжелые зимние дни.
Участники поют песню «Дети блокады»
Наш город родной над Невой
Не сломлен суровой войной.
Он в годы блокады, жестокой, нещадной,
Сражался и в холод и в зной!
Припев:
Нас память уносит назад,
Туда, где сирены гудят,
Где рвутся снаряды, а дети блокады
В глаза… лютой… смерти глядят.
Был в городе голод и мор.
Изрытый бомбежкою двор.
Но дети взрослели и выжить сумели,
Все помнится им до сих пор.
Припев:
Нас память уносит назад,
Туда, где сирены гудят,
Где рвутся снаряды, а дети блокады
В глаза… лютой… смерти глядят.
Но выстоял русский народ.
И память об этом живет
В сердцах поколений.
И точное время
Ведёт непрерывный отсчёт.
Припев:
Нас память уносит назад,
Туда, где сирены гудят,
Где рвутся снаряды, а дети блокады
В глаза лютой смерти глядят.
Блокадные ночи и дни,
Как долго тянулись они.
О, сколько утрат познал Ленинград
В суровые годы войны.
В суровые… годы… войны.
2-й ведущий:
Сотни юных ленинградцев были награждены орденами,
тысячи – медалями «За оборону Ленинграда»
1-й ведущий:
В осажденном Ленинграде композитор Дмитрий Шостакович
создал 7-ю Ленинградскую симфонию
Победную симфонию Седьмую
Исполнил в филармонии оркестр.
И люди слушали блокадную, седую,
Родную музыку, звучавшую окрест.
(Л.Деулина)
2-й ведущий:
И это ленинградское звучанье
Сливалось со слезами на глазах.
И получила музыка признанье:
Она бессмертной стала в их сердцах!
(Л.Деулина)
1-й ведущий:
В суровых военных условиях не отпала потребность людей в веселой оперетте.
Кристина:
Гремели пушки в осажденном Ленинграде,
От взрывов дыбилась, ворочаясь, земля.
Но музы не молчали, жизни ради
Они звенели, город, для тебя.
(Л.Деулина)
Лиза:
Их голоса звучали в песнях и сонетах,
Им вторил симфонический оркестр,
И юмором веселой оперетты
Бойцов на стойкость заряжал любой артист.
(Л.Деулина)
Кристина:
В голодном городе работали актеры,
Трудились музыканты и певцы.
Превозмогали боль в ногах танцоры,
Совсем, как настоящие бойцы.
(Л.Деулина)
Лиза:
Искусство души ленинградцам согревало
И трудности им помогало превозмочь.
К любви и к жизни их искусство призывало,
Надежды светом озаряло ночь.
(Л.Деулина)
Кристина:
А композиторы симфонии писали,
Всю душу, сердце в музыку вложив.
Слова горячие писатели искали, Чтоб в строчки гневные, разящие сложить.
(Л.Деулина)
Лиза:
Карикатуры и плакаты боевые
Художники писали все смелей.
Их «Карандаш» на сводки фронтовые
Все ярче откликался и острей.
(Л.Деулина)
Сцена 3
На сцене стоит печка-буржуйка (на ней стоит чайник и кружка),
стол, стулья. На столе табличка "Декабрь 1941 г.". Толя что-то рисует
на большом листе бумаги, рядом с ним сидит Марина и разговаривает с ним.
Входят две девушки: Лиза и Кристина.
Лиза:
Ребята, где у вас чайник горячий?
Насквозь мы промерзли совсем.
Ходили в театр, там холод собачий,
Но оперетта понравилась всем.
(Л.Деулина)
Кристина:
Артисты так вдохновенно играли,
Так пели, что просто нет слов!
И так грациозно они танцевали,
Как будто нет войны и холодов!
(Л.Деулина)
И она поет: «Красотки, красотки, красотки кабаре…»
Толя
(отрываясь от рисования):
Ты все пела, это дело,
Так пойди же попляши!
Согреешь танцем ноги, тело,
Да и тепло добавишь для души.
(Л.Деулина)
Коля:
А ну-ка нам спляши сначала,
Ты ноженьки не все стоптала?
Тебе, моя душа, я обещаю:
Получишь после танца чаю.
(Л.Деулина)
Кристина берет за руки Колю и Лизу, и они начинают выделывать
"па" под мелодию оперетты "Сильва" (Без женщин жить нельзя на свете, нет…)
Остальные ребята хохочут.
Затем Кристина и остальные садятся за стол. Тут Толя и Коля,
нахохотавшись, вдруг встают и, подбоченясь, выдают частушки
Коля
На осине две веревки,
Любо-дорого смотреть.
Скоро Гитлер с Муссолини
Будут рядышком висеть.
Толя:
Русский веник крепко парит,
Хлещет немцев между глаз:
Раз - ударит, два - ошпарит,
Спустит шкуру в третий раз.
Коля:
Ой, на улице туман,
Полное затмение.
Глянул Гитлер на Москву
И лишился зрения.
Толя:
Лез к Москве фашист-мошенник
Через надолбы и рвы -
Крепкий русский подзатыльник
Получил взамен Москвы
Коля:
Скоро Гитлеру могила,
Скоро Гитлеру капут!
Куда руки, куда ноги
Наши пули разнесут!
Толя:
Что вы, фрицы, приуныли?
Что носы повесили?
Видно, жарких оплеух
Наши вам отвесили.
Все ребята хохочут, притопывают, присвистывают, прихлопывают в ладоши.
Отсмеявшись, Лиза спрашивает: «А где обещанный чай?»
Коля подходит с чайником к столу, наливает всем чай. Ребята пьют, разговаривают,
смеются. Снова сигнал тревоги. Все вскакивают и бегут на свои посты.
2-й ведущий:
Они ребятами простыми были
И им хотелось петь и танцевать.
Но очень они город свой любили,
Готовы были жизни за него отдать.
Еще душою детскою стремились
Туда, где взрослые фашистов бьют.
На фронт не брали их, они сердились,
Боялись, что без них фашистов перебьют.
Но вот и очередь до них дошла,
Со Смольным наши мальчики прощались.
Судьба не всех их до победы довела,
Не многие из них в живых остались.
(Л.Деулина)
Сцена 4
Звуки бомбёжки и стрельбы зениток. Тепло одетый мальчик (Кирилл) в валенках,
обмотанный шарфом, тяжело переваливаясь, бежит и вдруг, обо что-то споткнувшись,
падает. Рядом падает бежавшая за ним женщина в платке и полушубке. Она лежит
без сознания. Пальцы рук ее разжались и из них выпадают карточки. Кирилл увидел это,
моментально схватил карточки и бросился бежать домой.
Дома Кирилл разделся и стал рассматривать карточки, а потом схватился за голову.
Кирилл:
О, боже! Карточки на хлеб украв,
Обрек на смерть я целую семью!
Я понимаю же, конечно, что неправ,
Но так мне жаль румяную буханочку мою.
Она мне по ночам порою снится,
Дразня поджаристою корочкой своей.
Лишь стоит мне смежить ресницы,
Она уж тут как тут, и нет ее милей.
Что совершил я преступленье, знаю,
Но не могу я карточки отдать.
На хлеб их завтра поменяю…
А что же маме мне сказать?
(Л.Деулина)
Кирилл прячет карточки и ложится спать. Приходит его мать.
Она подходит к Кириллу, гладит его по голове, вздыхает и уходит.
Сцена 5
Кирилл встает, одевается и идет в булочную. На сцене вывеска «Булочная».
За столом стоит продавец и выдает по карточкам хлеб. Кирилл протягивает
карточки и получает свой хлеб. Он отходит от продавца и тут видит
ту женщину, у которой он украл карточки. Ее провалившиеся,
блуждающие глаза остановились на буханке хлеба, которую держит Кирилл.
Рядом с ней ребенок. Он серьезно, не мигая, смотрит на хлеб. Женщина
протягивает руку за подаянием. Кирилл застыл как вкопанный и
несколько секунд смотрел на ребенка. Затем быстро сунул в руки
женщины хлеб и выбежал из булочной.
1-й ведущий:
Кирилл ведь был совсем ребенок,
Но мужества ему не занимать.
И он впитал в себя с пеленок:
Нельзя ведь беззащитных обижать.
И он голодным не остался:
Приехал с фронта в тот день отец.
Счастливый случай тут вмешался
И голоду пришел конец!
(Л.Деулина)
2-й ведущий:
А вот и год сорок четвертый,
В календаре - 27 января.
Салютом праздничным объятый,
Наш город праздновал не зря.
(Л.Деулина)
1-й ведущий:
Освобожденный от блокады,
Торжествовал и плакал Ленинград.
Он выстоял и выдержал осаду,
И не подвел тебя, Россия, младший брат!
(Л.Деулина)
2-й ведущий:
За залпом залп гремит салют,
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
(Ю.Воронов)
1-й ведущий:
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом.
(Ю.Воронов)
2-й ведущий:
День снятия блокады наступил,
Его так долго, трудно ждали.
Живым ребятам радость подарил,
И вместе этот день они встречали.
(Л.Деулина)
Сцена 6
Звучит песня «Мальчишки у стен Ленинграда». Кучкой стоят двое повзрослевших
ребят из МПВО и две девушки. Кто-то смеется, кто-то вытирает платком глаза,
кто-то обнимается. Вдруг вбегает Кирилл и еще один мальчишка. Они вопят
во все горло: «Ура, блокаде конец!» и бросают вверх шапки.
Раздаются звуки салюта. Хор поет «Песню о Ленинграде».
Песня о Ленинграде (Заветный камень)
Ты помнишь, мой друг, как в блокадные годы
Наш город стонал, но держался.
И он испытал боль утрат и невзгоды,
Но лютому зверю не сдался!
И город наш славный, герой-Ленинград,
Блокадникам нашим товарищ и брат,
Наш город родной стоит над Невой,
Не сломлен суровой войной!
Наш город родной стоит над Невой,
Не сломлен суровой войной!
Наш город в блокадном кольце умирая,
Победу ковал дни и ночи.
В холодных цехах, на ходу замерзая,
Трудился Мальчишка-рабочий.
С народом таким не смогли совладать
Ни голод, ни смерть, ни фашистская рать,
Наш город-солдат прошел он сквозь ад,
Бессмертным он стал, Ленинград!
Наш город-солдат прошел он сквозь ад,
Бессмертным он стал, Ленинград!
От прадедов наших могилы остались
И мирное небо над нами.
Их мужество, честь нам в наследство достались,
Их слава не меркнет с годами.
Мы память о них будем вечно хранить,
Чтоб наши потомки не смели забыть,
Кто город спасал, его отстоял
И кто за него умирал!
Кто город спасал, его отстоял
И кто за него умирал!
Всё дальше и дальше уходит блокада,
Всё меньше блокадников с нами.
Всё глуше и глуше её канонада,
Звучит она тише над нами.
Живая ведь память уходит сейчас,
Легендою в землю уходит от нас.
Пусть в сердце живет и нам не дает
Забыть нашу память народ.
Пусть в сердце живет и нам не дает
Забыть нашу память народ.
(Л.Деулина)
Звучит "Концерт №2" Рахманинова
1-й ведущий:
Около 2 миллионов ленинградцев погибло в тяжелые дни блокады.
Сломя зловещий гул орудий
Пронеслась войны гроза.
Но всё также память людям
Смотрит пристально в глаза.
К солнцу тянутся берёзки,
Пробивается трава,
Но на скорбном Пискарёвском
Обожгут сердца слова:
2-й ведущий:
Здесь лежат ленинградцы,
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…
1-й ведущий:
Это им посвящены печальные и торжественные слова
О.Берггольц на мемориале Пискаревского кладбища-музея.
2-й ведущий:
... Медленной, суровой вереницей идут и идут люди по Пискарёвскому кладбищу.
Вот как писал Юрий Воронов:
Время - лекарь. И эту роль
Повторяет оно со всеми.
Но бывает людская боль,
Над которой не властно время.
Вот опять через несколько лет!
Эта женщина в День Победы
Не венок, не цветок, а хлеб
Принесла на могилу деду...
1-й ведущий:
Давайте почтим память погибших минутой молчания.
Слышен звук метронома
А сейчас мы хотим поздравить наших гостей с 72-й годовщиной
полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
С годовщиною блокады поздравляем!
И желаем вам здоровья, долгих лет.
Мира без войны мы вам желаем,
И над старостью желаем вам побед.
(Л.Деулина)
2-й ведущий:
И всегда пусть будет дух ваш молод,
И сердца пусть бьются горячей!
Низко кланяется вам родной наш город,
Вам спасибо от учителей и от детей!
(Л.Деулина)
С праздником, дорогие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа, посвященного 69 годовщине снятия блокады Ленинграда
В сценарии имеются материалы о блокадном Ленинграде , о подвиге ленинградцев: детей и взрослых, интересные факты из жизни блокадного Ленинграда....
Презентация "70-летие полного снятия блокады Ленинграда"
27 января 2014 года исполнится 70 лет со Дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками Сколько бы лет ни...
Литературно- музыкальная композиция "Народная память"( к 71 годовщине снятия блокады Ленинграда)
Мы подготовили эту литературно- музыкальную композицию к общешкольной линейке, посвященной 71 годовщине снятия блокады Ленинграда.В композиции участвуют учащиеся 3- 4 классов....
сценарий мероприятия "71-я годовщина снятия блокады Ленинграда"
Материал о снятии блокады Ленинграда...
Сценарий мероприятия, посвященного Дню полного снятия Блокады Ленинграда
Сценарий "Блокада Ленинграда" и презентация...
Сценарий к 72-й годовщине снятия блокады Ленинграда " Вечер-Реквием"
Сценарий посвящен 72 годовщине снятия блокады Ленинграда...
Презентация к дню полного снятия блокады Ленинграда
Презентация и сценарий мероприятия к дню полного снятия блокады Ленинграда (75 лет)...