Рабочая программа "Мир профессий"
рабочая программа (2 класс)
Программа по внеурочной деятельности «Мир профессий» разработана основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная программа разработана для проведения внеурочной деятельности с учащимися начальных классов и имеет социальную направленность. Программа носит познавательный характер и может помощь детям познакомится с миром профессий и особенностями разных профессий.
Актуальность данной программы заключается в то, что современному обществу требуется человек со сформированной мотивацией к профессиональному самоопределению, грамотно разбирающийся в современном рынке труда, умеющий как можно в более раннем возрасте осуществлять осознанный выбор в пользу той или иной профессии. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у них появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая цель. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности.
Одной из способностей младших школьников является способность к профессиональному самоопределению, которая позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и при этом оставаться самим собой. Через выбор профессии ребенок определяет место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 74.97 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Мир профессий»
для 2 класса на 2021 учебный год
Составитель программы:
Вершкова Марина Юрьевна
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………………...3
Учебно-тематический план………………………………………………………...10
Содержание изучаемого курса…………………………………………………….15
Мониторинговая карта определения личностных и метапредметных результатов освоение курса……………………………………………………………………...20
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение……………….23
Список литературы…………………………………………………………………24
Приложения к программе………………………………………………………….26
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по внеурочной деятельности «Мир профессий» разработана основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная программа разработана для проведения внеурочной деятельности с учащимися начальных классов и имеет социальную направленность. Программа носит познавательный характер и может помощь детям познакомится с миром профессий и особенностями разных профессий.
Актуальность данной программы заключается в то, что современному обществу требуется человек со сформированной мотивацией к профессиональному самоопределению, грамотно разбирающийся в современном рынке труда, умеющий как можно в более раннем возрасте осуществлять осознанный выбор в пользу той или иной профессии. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у них появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая цель. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности.
Одной из способностей младших школьников является способность к профессиональному самоопределению, которая позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и при этом оставаться самим собой. Через выбор профессии ребенок определяет место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии.
Данная программа направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.
Нормативно-правовая база
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11. 2010г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009г. № 373 (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г.)»;
- Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009г. № 373;
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»);
- СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Письмо Комитета по образованию от 15.09.2014 N 03-20-3717/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности».
Цель: создание условий для ознакомления с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
Задачи:
- познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий, особенностями, назначением, важностью каждой из них;
- формировать положительное отношение к труду и людям труда;
- формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
- развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников;
- побуждать к осознанному профессиональному выбору в будущем.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
Программа данного курса представляет систему занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, на расширение кругозора учащихся 8 – 10 лет.
Место курса в учебном плане:
- Рабочая программа курса «Мир профессий» реализуется в рамках проведения внеурочной деятельности с обучающимися 2 класса.
- На изучение курса отводится:
- 1 год - одно занятие в неделю
- Общий объем занятий: 34
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий » состоит из 6 разделов:
- «Введение в мир профессий»
- «Профессия в школе»
- «Знакомство с различными профессиями»
- «Проект «Азбука профессий»
- «Профессия моих родителей»
- «Итоговые занятия»
Ценностные ориентиры содержания программы:
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность человечества – осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Основное направление внеурочной деятельности – социальное. Программа внеурочной деятельности по профориентационной работе в начальной школе направлена на подготовку основ для пред профильной ориентации у учащихся младших классов путем создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий, формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе.
Основные принципы реализации программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- принцип систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип практической направленности.
Форма организации занятий: индивидуальная, групповая.
Формы проведения занятий:
- классные часы и беседы о профессиях;
- конкурсы рисунков, загадок;
- экскурсии;
- встречи с людьми разных профессий;
- проектная работа;
- письменные работы: эссе;
- диагностика учащихся;
- сюжетно-ролевые игры;
- праздник.
Процесс изучения каждого раздела включает следующие этапы:
- знакомство с темой занятия;
- изучение нового материала (рассмотрение определенной профессии);
- практическая работа или сюжетно-ролевые игры по тематике занятия.
Изучение программы внеурочной деятельности «В мире профессий» тесно связано с такими дисциплинами как: «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Окружающий мир».
Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
- овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
- формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
- учить высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии;
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Формы проведения итогов реализации программы:
Система оценивания знаний и умений учащихся проводится посредством листов педагогических наблюдений, тестирование учащихся, участие в массовых мероприятиях, создание портфолио по материалам проекта.
1.Создание проекта «Азбука профессий» и систематизация материалов проекта в папку.
2. Создание выставки рисунков «Моя будущая профессия».
3. Итоговый концерт для родителей и детей «Все профессии важны, все профессии нужны!».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ /п | Тема занятия | Количество часов | В том числе | Форма организации деятельности учащихся при проведении занятия | ||||
Теория | Практика | |||||||
Раздел 1. Введение в мир профессий – 5 ч. | ||||||||
1 | «Зачем человек трудится?» | 1 | 1 | Беседа, игра, анкетирование | ||||
2 | «Какие профессии ты знаешь?» | 1 | 1 | Дискуссия, игра, рассказ | ||||
3 | «Мир интересных профессий» | 1 | 1 | Беседа, рассказ | ||||
4 | «Чем пахнут ремесла?» | 1 | 1 | Беседа, анкетирование, дискуссия | ||||
5 | «Кем я хочу стать?» | 1 | 0.5 | 0.5 | Конкурс рисунков, беседа | |||
Раздел 2. Профессия в школе - 2 ч. | ||||||||
1 | «Профессия- учитель» | 1 | 1 | Конкурс загадок, беседа, рассказ | ||||
2 | «Профессия-библиотекарь» | 1 | 1 | Экскурсия, беседа | ||||
Раздел 3. Знакомство с различными профессиями – 10 ч. | ||||||||
1 | «Профессия- пожарный» | 1 | 1 | Экскурсия, рассказ, сюжетно-ролевая игра | ||||
2 | «Профессия- парикмахер» | 2 | 2 | Рассказ, практическая работа, сюжетно-ролевая игра | ||||
3 | «Кто готовит нам обед?» | 2 | 2 | Интервью, рассказ, игры | ||||
4 | «Профессия- полицейский» | 2 | 2 | Экскурсия, рассказ, конкурс | ||||
5 | «Профессия – врач» | 1 | 1 | Пресс-конференция, рассказ, сюжетно-ролевая игра | ||||
6 | «Кто рисует картины?» | 2 | 1 | 1 | Анкетирование, конкурс рисунков, викторина | |||
Раздел 4. Проект «Азбука профессий» - 12 ч. | ||||||||
1 | Организационное занятие. Предъявление заданий группам | 2 | 2 | Проект, объяснение | ||||
2 | Представление мини-проектов на буквы А-Д | 2 | 2 | Проект | ||||
3 | Представление мини-проектов на буквы Е-К | 2 | 2 | Проект | ||||
4 | Представление мини-проектов: на буквы Л-Р | 2 | 2 | Проект | ||||
5 | Представление мини-проектов: на буквы С-Я | 2 | 2 | Проект | ||||
6 | Оформление результатов проекта в папку «Азбука профессий» | 1 | 1 | Проект, анкетирование | ||||
Раздел 5. Профессия моих родителей – 3ч. | ||||||||
1 | Мини-проект «Кем работают мои родители?» | 2 | 2 | Проект | ||||
2 | Встреча с родителями | 1 | 1 | Пресс-конференция | ||||
Раздел 6. Итоговые занятия - 2ч. | ||||||||
1 | Эссе на тему «Кем я хочу быть?» | 1 | 1 | Практическая работа, анкетирование | ||||
2 | Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | 1 | 1 | Праздник |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «МИР ПРОФЕССИЙ»
год обучения в 2 классе:
Раздел 1. Введение в мир профессий – 5 часов.
- «Зачем трудиться человек?» - 1 час.
Беседа о труде человека. Дети узнают, зачем человеку нужно трудиться. Работа с понятиями: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде».
- «Какие профессии ты знаешь?» - 1 час.
Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях.
Игра «Угадай профессию!».
- «Мир интересных профессий» -1 час.
Знакомство с необычными профессиями: дегустатор, дрессировщик, спасатель, режиссёр и др. Беседа о специфики данных профессий. Описание и виды деятельности каждой профессии.
- «Чем пахнут ремесла?» - 1 час.
Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», обсуждение произведения, дискуссия: почему бездельник не пахнет никак?
- «Кем я хочу стать?» - 1 час.
Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?», обсуждение произведения, создание рисунков на тему «Моя будущая профессия». Организация выставки рисунков.
Раздел 2. Профессия в школе – 2 часа.
- «Профессия – учитель» - 1 час.
Знакомство с профессией учитель, дети узнают, каким должен быть учитель, проведение сценки «На уроке», конкурс загадок на тему «Школа».
- «Профессия-библиотекарь» - 1 час.
Экскурсия в библиотеку. Описание профессии библиотекаря и его деятельности. Беседа об особенностях профессии библиотекаря.
Раздел 3. Знакомство с различными профессиями – 10 часов.
- «Профессия - пожарный» - 1 час.
Экскурсия в пожарную часть. Интервьюирование одного из работников. Рассказ об особенностях профессии пожарного. Сюжетно-ролевая игра «Я пожарный», практика: противопожарная безопасность.
- «Профессия - парикмахер» - 2 часа.
Описание и рассказ об особенностях данной профессии. Введение понятий: парик, пробор, прядь, чёлка, локон, кудри. Практическая работа: создать эскиз причёски. Аттракцион «Что нужно для парикмахера» (среди многих предметов найти нужные и перенести их на другой стол).
- «Кто готовит нам обед?» - 2 часа.
Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара. Введение понятий: поварня, кухонная утварь, шумовка, мутовка, ступка, дуршлаг. Игры «Из чего готовят борщ», «Ох, и крутится мама на кухне», «Как у матушки на кухне».
- «Профессия - полицейский» - 2 часа.
Знакомство с профессией (в школу приходит представитель данной профессии), рассказ об особенностях данной профессии. Конкурс рисунков «Работа полиции».
- «Профессия – врач» - 1 часа.
Знакомство с профессией врача. Описание профессии врача и его деятельности. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице».
- «Кто рисует картины?» - 2 часа.
Описание профессии художника и его деятельности. Рассказ о типах художников: живописец, художник-график, фотохудожник, художник-мультипликатор. Качества необходимые художнику: воображение; способность воспринимать и различать цвета и их оттенки; оригинальность, находчивость; развитое пространственно-образное мышление; самостоятельность; наблюдательность; открытость для восприятия нового; чувство гармонии и вкуса. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я - художник».
Раздел 4. Проект «Азбука профессий» 12 часов.
- Организационное занятие. Предъявление заданий группам - 2 час.
Разделение на 4 группы, объявление заданий для каждой группы и ознакомление с требованиями предъявляемые к выполнению работы. Коллективная работа: составление азбуки профессий.
- Представление мини-проектов «Профессии на буквы А-Д» - 2 часа.
Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Д. Краткое описание профессий и их особенности, предоставление продукта (рисунки, загадки, мини-сценка о профессиях).
- Представление мини-проектов «Профессии на буквы Е-К» - 2 часа.
Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Е-К Краткое описание профессий и их особенности, предоставление продукта (рисунки, загадки, мини-сценка о профессиях).
- Представление мини-проектов «Профессии на буквы Л-Р» - 2 часа.
Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р. Краткое описание профессий и их особенности, предоставление продукта (рисунки, загадки, мини-сценка о профессиях).
- Представление мини-проектов «Профессии на буквы С-Я» - 2 часа.
Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я. Краткое описание профессий и их особенности, предоставление продукта (рисунки, загадки, мини-сценка о профессиях).
- Оформление результатов проекта. - 1 час.
Создание и оформления папки «Азбука профессий» и оглашение результатов проекта.
Раздел 5. Профессия моих родителей – 3 часа.
- Мини – проект «Кем работают мои родители?» - 2 часа.
Защита мини-проектов «Профессия моих родителей», описание, специфика и особенности профессий родителей.
- Встреча с родителями
Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?», родители рассказывают о своих профессиях, о трудностях и особенностях.
Раздел 6. Итоговые занятия - 2 часа.
1. Эссе на тему: «Кем и каким я хочу быть?» - 1 час.
Дети рассказывают в эссе о своей будущей профессии. Описывают качества, которыми должен обладать человек данной профессии, также рассказывают об особенности деятельности. Так же в работе дети отражают пользу профессии для общества.
2. Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» - 1 час.
Праздник для детей и родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!»
МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА
№/п | Критерии | Показатели | Инструментарий | Сроки проведения | |
1 | Метапредметные: Регулятивные УУД: - Учить высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану - Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. -Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии. - Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений . Познавательные УУД: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -Добывать новые знания: находить ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: -Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | 1.Знания о труде как об основном виде человеческой деятельности. 2.Понимание значения труда для жизни общества и каждого человека. 3.Знания об основных профессиях, их особенностях 4 Знания о необычных и интересных профессиях людей 5.Навыки трудовой деятельности. 6.Проявление трудолюбия, старательности. 7.Добросовестность, активность, ответственность в учебном труде. | Вводное тестирование «Зачем нужен труд?», Тестирование «Какая это профессия?» Анализ продуктов трудовой деятельности. Систематизация материалов проекта | Осень 2021 года В течение изучаемого курса | |
2 | Личностные: -умение донести свою позицию до других: оформлять свою устную речь; -интерес к выбору своей будущей профессии; -уважение и интерес к людям других профессий; -расширение кругозора о мире профессий; -готовность и способность учащихся к саморазвитию; -сформированность мотивации к учению и познанию; - овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении; - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. | 1.Отношение к труду и людям труда 2. Интерес к трудовой и профессиональной деятельности. 3. Желание овладеть какой-либо профессией | Беседа «Кем быть?» Методика «Продолжи предложение» Анкета для выявления трудового сознания младших школьников. | Зима 2021 года В течение изучаемого курса Весна 2021 года |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методические компоненты комплекса | Учителя | Ученика |
Алгоритмы деятельности | Технологические карты занятий | Раздаточный материал |
Контрольно-измерительные материалы | Вводное тестирование «Зачем нужен труд?», тестирование «Какая это профессия?», беседа «Кем быть?», методика «Продолжи предложение», итоговая анкета для выявления трудового сознания младших школьников. | Бланки с текстом теста, итоговый тест |
Информационное - обеспечение | Мультимедийные презентации | Раздаточный материал |
Учебно-методическое обеспечение программы курса
Материально – техническое обеспечение программы курса
Условия проведения | Средства технического оснащения |
Кабинет начальных классов | Компьютер, проектор, экран, колонки. |
Экскурсии на места работы людей различных профессий |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя:
1.Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. - №1. С.6-13.
2.Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М., 1968.
3.Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 1991.
4.Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текс ]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.
5.Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994
6. Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
7.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.
8.Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте [Текст] / сост. А. Дмитриева, А. Попова. – М.: Прометей, 1993
9.https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/sistema_vneklassnykh_zaniatii_napravlennykh_na_formirovanie_gotovnosti_uchashchi.
10.https://nsportal.ru/shkola/vneklassnayarabota/library/2020/01/23/proforientatsionnye-igry.
11.https://multiurok.ru/files/diagnostiki-po-trudovomu-vospitaniiu-mladshikh-shk.html.
Литература для детей и родителей:
1.Энциклопедия «Мир профессий». – М.: Изд. «Знание», 2005.
2.Энциклопедия «Я познаю мир». – М.: Изд. Дрофа, 2007.
3.https://ljubimaja-professija.ru/skazki-o-professiyakh.html.
5.http://dochkiisinochki.ru/stixi-pro-professii-dlya-detey.html.
6.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/05/02/spisok-hud-literatury.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Тест «Зачем нужен труд?» (Электронный ресурс - режим доступа: https://pochit.ru/biolog/107533/index.html?page=2, свободный - (Дата обращения: 09.12.2020))
Цель: изучить уровень информированности младших школьников о труде.
1.Можно ли прожить всю жизнь не трудясь? Как ты к этому относишься?
а) не знаю, не задумывался – 2 балла
б) можно, но это неинтересно – 3 балла
в) можно, и это интересно, можно делать все что хочешь – 1 балл
2. Зачем люди трудятся?
а) чтобы получать деньги – 2 балла
б) труд приносит радость, делает человека уважаемым в обществе – 3 балла
в) не знаю – 1 балл
3.Ты хотел бы, чтобы твоя работа была:
а) интересной и полезной людям – 3 балла
б) не обязательно интересной, но высокооплачиваемой – 2 балла
в) я об этом еще не думал – 1 балл
4. Кого можно назвать трудолюбивым человеком?
а) того, кто трудится честно, выполняет качественно свою работу – 2 балла
б) того, кто трудится с любовью – 3 балла
в) не знаю – 1 балл
Критерии оценки:
Высокий уровень – 12 баллов
Средний уровень – 8-11 баллов
Низкий уровень – 7 и менее баллов
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Тест «Какая это профессия?» (Электронный ресурс - режим доступа: https://pochit.ru/biolog/107533/index.html?page=2, свободный - (Дата обращения: 09.12.2020))
Цель: проверить усвоение знаний по пройденному материалу.
1.Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными работами?
а) художник
б) оформитель
в) маляр – 1 балл
2.Чем занимается хлебороб?
а) печет хлеб
б) выращивает хлеб – 1 балл
в) сеет зерно
3. Как называется профессия, представитель которой проектирует здания?
а) строитель
б) чертежник
в) архитектор – 1 балл
4. Представитель, какой профессии лечит животных?
а) врач
б) животновод
в) ветеринар – 1 балл
5. Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди – представители этих профессий?
Критерии оценки:
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Высокий уровень – 20 и более баллов
Средний уровень – 15-19 баллов
Низкий уровень – 14 и менее баллов
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Методика незаконченных предложений (Электронный ресурс - режим доступа - https://studbooks.net/2585330/pedagogika/
metodika_neokonchennyh_predlozheniy, свободный - (Дата обращения: 09.12.2020))
Цель: выяснить понимает ли ученик что такое труд, его пользу.
1.Каждый человек должен трудиться, потому что…
2. Труд должен приносить…
3. Я хотел (а) бы выбрать профессию …
4. Моя будущая работа требует…
Критерии оценки:
Высокий уровень. Учащийся понимает, что труд должен приносить пользу людям, чувство удовлетворения себе. У учащегося имеются определенные профессиональные интересы, он знает, какие качества необходимо развивать в себе, чтобы овладеть выбранной профессией.
Средний уровень. Учащийся представляет трудовую деятельность как средство достижения материального благополучия. У учащегося имеются определенные профессиональные интересы, но он не задумывается о том, какие качества необходимо развивать в себе, чтобы овладеть выбранной профессией.
Низкий уровень. У учащегося отсутствуют представления о значении труда для него самого, для окружающих. Отсутствуют осознанные профессиональные интересы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Анкета для выявления трудового сознания младших школьников (Электронный ресурс - режим доступа - https://infourok.ru/anketa-dlya-viyavleniya-trudovogo-soznaniya-mladshih-shkolnikov-461064.html, свободный - (Дата обращения: 09.12.2020))
Цель: проверить усвоение знаний за весь курс программы.
- Для чего нужно трудиться?
- Какова цель труда?
- Какие ты знаешь профессии?
- Какие профессии самые нужные людям?
- Какие профессии самые сложные?
- Какой труд сложнее: умственный или физический?
- Кем ты хочешь стать после окончания школы?
- Нужно ли любить свою профессию?
- Что нужно, чтобы стать профессионалом, хорошим специалистом?
10.Какие учебные предметы ты любишь больше других?
11. Как ты учишься?
12. Какое твое любимое занятие в школе и дома?
13. Какое поручение тебе хотелось бы выполнить?
14. Какие книги ты читаешь?
15. Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?
16. Считаешь ли ты полезным тот труд, который тебе приходится делать?
Критерии оценивания: данные обрабатываются, и делается вывод о степени усвоения знаний детьми.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
сценарий праздника для 2 класса
Вершковой Марины Юрьевны
Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны»
2020
Цель: создание условий для расширения кругозора и познавательного интереса детей к профессиям.
Задачи:
- выявить уровень знаний обучающихся о профессиях;
- расширить знания детей о мире профессий;
- формировать интерес к профессиям;
- активизировать познавательную, творческую деятельность учащихся.
Оборудование и технические средства:
- компьютер;
- интерактивная доска.
Оформление: Музыкальное оформление: Фанфары - начало праздника, эстрадный ансамбль МультиКейс «Кем быть», Непоседы «Быть человеком».
Наглядное:
мультфильм «Все профессии нужны, все профессии важны».
Декорации, реквизит, атрибуты: газета для конкурса «Бюро находок», шкатулка и карточки с фразами людей различных профессий, шары и картинки профессий.
Условия и особенности реализации: стулья для детей и родителей, светлый кабинет, украшенные доска и класс в тематике праздника.
Предварительная работа: внеклассное мероприятие «Все профессии важны, все профессии нужны» учащиеся готовят под руководством учителя, распределяются стихотворения, загадки, разучивается песня «Кем быть». Подготовительный этап длится больше двух недель (репетиция 3 раза в неделю по 40 минут)
Этап мероприятия | Деятельность ведущих (концертме́йстера, действующих лиц, гостей) мероприятия |
Начало мероприятия | Учитель: Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы проводим праздник «Все профессии нужны, все профессии важны». Внимание на экран. Демонстрация мультфильма «Все профессии нужны, все профессии важны». Дорогие ребята! Ваши родители, трудятся каждый на своем месте, приумножая богатства нашей Родины. Но придет время, когда и вы станете взрослыми, когда вам самим придется строить дома, растить хлеб, учить детей, лечить людей. На свете существует множество профессий, и готовиться к ним нужно с малых лет. 1 ребенок. Мы растем и день, и ночь. Умными становимся. Мы трудом своим помочь Родине готовимся. 2 ребенок. Мы ребята – дошколята, Вам, друзья, хотим сказать, Что мечты у нас крылаты И дела мечтам подстать. 3 ребенок. Мы вчера с подружкой Надей Разговор вели в детсаде. Обсуждали с ней вопрос – Кем нам быть? Вопрос не прост! 4 ребенок. Можно стать, коль научиться Поваром, врачом, юристом, Будь талант, для всех бы стала Петь, как Пугачева Алла. 5 ребенок. Я люблю простор полей Под солнышком лучистым. Подрасти бы поскорей И стать бы трактористом |
Основная часть | Учитель: Да, мечты у вас, ребята, «крылатые». А какие пословицы и поговорки о труде знают ваши родители? Терпенье и труд – все перетрут. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Под лежачий камень и вода не течет. Сделал дело, гуляй смело. Входит Труд в комбинезоне (взрослый). Труд: Знаю это точно, будет так всегда: Без меня не вынешь и рыбку из пруда. - Здравствуйте, дорогие ребята! Позвольте представиться! Учитель: Простите, уважаемый, может быть, ребята сами догадались кто вы такой? -Ребята, Назовите главного героя нашего праздника, кто это? Все: Труд! Труд: Молодцы! Вы угадали, я – труд! И мне очень приятно, что на празднике в мою честь, вы все такие нарядные. Учитель: Труд, сейчас тебе ребята покажут какие стихотворения, и загадки о профессиях подготовили (родители и труд отгадывают загадки) Ребенок. Он в халате белом Лечит все болезни смело, У него рецепт возьми 2 слайд (на экране врач) Ребенок: Кто детей учит читать, писать, Чтобы умными стать? (Учитель) Учитель выучит всему, Научит грамоте, письму (на экране учитель) 3 слайд Ребенок: Нам даёт товар и чек Не философ, не мудрец И не суперчеловек, А обычный ... продавец на экране продавец) 4 слайд Ребенок: Дайте ножницы, расчёску, Он вам сделает причёску. Парикмахер непременно 5 слайд Ребенок: Без этой профессии никак нельзя, ведь он строит всем дома. Строитель нам построит дом И мы в нём дружно заживём (Строитель) 6 слайд Ребенок: За порядком он следит. 7 слайд Ребенок: Скажите, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты. (Повар) (на экране повар) 8 слайд Ребенок: Ежедневно спозаранку, В руки он берет баранку Крутит, вертит так и сяк, 9 слайд Костюм нарядный выходной Искусно нам сошьёт (Портной ) ( на экране портной) 10 слайд. Ребенок: Звери, птицы, все, кто болен, Кто здоровьем недоволен! Вас зовёт ветеринар Перевяжет, даст отвар. 11 слайд Ребенок: Она может ставить банки Мазать ссадины и ранки Она делает уколы всем ребятам и знакомым. Она лаской. Добрым словом помогает стать здоровым (Медсестра) (на слайде медсестра) 12 слайд Ребенок: В микроскоп он смотрит, Видно, опыты проводит. Дела нет ему до скуки — Весь в работе, весь в науке (Ученый) 13 слайд Ребенок: С сумкой тяжелой обходит район Письма нам в ящик кладет ….(Почтальон) Труд вместе с детьми поет песню о профессиях людей – «Кем быть» (дети заранее вместе с учителем разучивают слова песни) Труд: Профессий много на Земле, Учитель: У каждой профессии есть орудия труда, необходимые для выполнения своих профессиональных обязанностей. Я назову вам группу предметов. Вы определите, к какой профессии относятся эти предметы: «Цветной коллаж». д) шприц, укол, белый халат, бинт, больной; (врач)
Учитель: посмотрите, кто к нам пришел в гости? (на слайде повар) Дети: Повар Учитель: Повар приготовил нам задание. Нужно назвать блюда, приготовленные из следующих продуктов:
Труд: Какие же вы ребята молодцы справились с заданием! Труд: Пока я шел к вам на праздник, купил газету - В рубрике «Бюро находок» потерянные вещи людей разных профессий. Определим людям, каких профессий мы должны вернуть потерянные вещи?
Учитель: е) Я выписываю вам такие лекарства: микстуру от кашля, сироп и таблетки (врач) ё) Дети готовимся к тихому часу (воспитатель) ж) Могу принять ваш заказ (официант) з) Для приготовления рагу, необходимо…(повар) и) Нужно зайти в магазин за красками и новым мольбертом ( художник) й) Сейчас проведем осмотр вашего кота (ветеринар) |
Заключительная часть | Учитель: Мы знаем много профессий, каждая из них по-своему нужна и важна. Каждый из вас выберет в жизни свою дорогу, свою профессию. Хочу пожелать вам здоровья и чтобы вы росли трудолюбивыми. Коллективная работа. Дети на шары приклеивают картинку своей будущей профессии (под песню «Быть человеком») Труд: Сколько их не сосчитать, Труд: Спасибо, вам за теплый прием, до свидания! Учитель: Учитель: «Все профессии нужны, все профессии важны!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...
Тема: Лучшая профессия – это…. «Все профессии важны, все профессии нужны»
Тема: Лучшая профессия – это…. «Все профессии важны, все профессии нужны»...
Проектная деятельность на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны». (Профессия – ветеринар)
В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями...
Веселый урок о профессиях "Все профессии нужны, все профессии важны"
Занимательное знакомство с различными профессиями....
Внеурочное мероприятие с краеведческим материалом «Профессии людей моего края: профессии бабушек и дедушек, профессии современности, профессии будущего.»
Вопрос «Кем быть?» жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие пр...
Рабочий лист "Профессия"
Данный рабочий лист поможет родготовиться к проекту "Все профессии важны"...
Методическая разработка внеурочного занятия "Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия парикмахера"
Представлена методическая разработка внеурочного занятия «Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия парикмахера»Цель занятия: сформировать представления о профессии парикмахера (...