Без прошлого нет настоящего
классный час
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 6
г. Бор Нижегородской области
Сценарий занятия
«Без прошлого нет настоящего»
4 – 5 класс
Учитель:
Дрожникова И.В.
г.о.г. Бор
2022 -2023 учебный год
Цель: воспитывать у обучающихся глубокое уважение к семье; способствовать пониманию важности семейных традиций, ценностей и реликвий, необходимости выстраивать взаимоотношения с представителями старшего поколения на основе любви, доверия, уважения друг к другу и взаимопомощи; формировать умения высказывать, аргументировать своё мнение и работать в группе.
Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи, патриотизм, любовь, уважение, доброта, взаимовыручка, благодарность, совместный труд.
Планируемые результаты
Личностные: внимательное отношение ко всем членам семьи; развитие представлений о семейных ценностях и необходимости бережного отношения к традициям; понимание, что любовь к близким подкрепляется делами: оказанием помощи, бережным отношением и заботой, стимулирование творческой активности.
Метапредметные: работа с информацией; участие в коллективной творческой работе и коллективном обсуждении вопросов занятия; формулирование своего мнения в процессе беседы; восприятие и актуализация информации с помощью зрительных образов, понимание их смысла и назначения; установление соответствия знаковых исторических событий страны с жизнью людей.
Предметные: расширение представлений о семье как коллективе близких людей.
Оборудование: перед доской на столах – выставка мини-проектов (семейных реликвий, фотоальбомов), которые будут представлять ученики, проектор, ноутбук.
Ход занятия.
Часть 1. Мотивационная
Учитель начинает занятие, сообщая его тему: «Без прошлого нет настоящего». В свободной форме проводится краткая беседа с детьми, где они высказывают свои предположения о содержании занятия.
Показ мультфильма https://disk.yandex.ru/i/ALN-gN5JoI6fzA
Часть 2. Основная
Учитель. Не случайно сегодняшнее занятие мы начинаем с мультфильма, посвященного семье. Речь сегодня пойдет о семейных традициях и реликвиях. Кто нам может о них рассказать? (Мама, папа, бабушка, дедушка)
Как же здорово, когда в семье есть мудрые, добрые, всегда готовые нам помочь мамы и папы, бабушки и дедушки! Почти в каждой семье есть свои особые семейные традиции. Некоторые из них передаются из поколения в поколение; есть те, которые появились недавно.
«Традиция» - это (ответы детей)
«Традиция» - переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности. Традиции - это основа уклада семьи, семьи - дружной крепкой, у которой есть будущее.
Давайте попробуем назвать слова, которые у вас ассоциируются со словом «реликвия».
Реликвия – это (ответы детей)
….Итак, это, прежде всего, семейные фотографии, особо чтимые, дорогие вещи, оставшиеся после известных, уважаемых или дорогих вам людей. Вещи, с которыми связаны события, воспоминания, - и есть реликвия.
Добрая память о родителях, дедушках, бабушках всегда переходила к их потомкам. Именно это заставляло большинство людей дорожить своим образцовым поведением, примером или поступками. Когда мы говорим о семейных реликвиях и традициях, мы видим фотографии родственников в доме на стене, бабушкино кольцо, которое передается из поколения в поколение, много других вещей. В каждой семье они свои. Я хочу предложить вашему вниманию рассказ о своей семейной реликвии.
Моей семейной реликвией являются старинные карманные часы. Эти часы передаются из поколения в поколение нашей семьи по линии моего отца.
Данные часы принадлежат моему дедушке Кирюхину Павлу Петровичу. Он работал на железной дороге машинистом. Мой папа Кирюхин Владимир Павлович был третьим ребёнком в семье. Часы для него являлись вещью, которая хранит светлую память об его отце. Ведь он был совсем маленьким мальчиком, когда не стало моего дедушки.
Они не кварцевые, они механические. Были изготовлены в Германии. Корпус у часов серебряный, стрелочки золотые, а циферблат фарфоровый.
Не смотря на то, что часы нерабочие, они для нашей семьи ценные. Эти часы – родные, близкие, памятные, волшебные, семейные, неприкасаемые.
Работа творческих групп
Ученики класса, готовясь к занятию, объединились в группы, каждая из которых имела отдельное задание (создание мини-проектов):
- я группа – представить семейную реликвию
- я группа - представить семейную традицию
- я группа - представить семейные фотографии
Учитель. Семейная реликвия - это невидимая нить, которая соединяет семью, это огонёк памяти, который согревает нашу душу. Мы делаемся добрее и чище, когда прикасаемся к реликвии. Она помогает нам чтить и любить свой род.
Ученик (ца)
У хозяев в каждом доме
Есть что-то такое, что всем дорогое.
О прошлом семьи расскажет оно,
О том, что в семье это было давно.
Семейной реликвией это зовётся,
И память о ней мы свято храним.
Чтоб в будущем все поколения наши
Могли бы гордиться предком своим!
1-я группа - представить семейную реликвию.
Беседа
Понравилась ли вам презентация? Почему?
Учитель. Прекрасным способом выражения уважения к семье, роду, предкам являются национальные обычаи и традиции.
Ученик (ца)
Наши семьи (и все это знают)
Ценностей много объединяет.
И очень любит русский народ
Традиции наши под Новый год.
9 мая всех нас сближает,
В бессмертном полку все семьи шагают
Традиции - радость встречи несут,
Сближают, к патриотизму ведут.
2-я группа представляет семейные традиции.
Беседа
«Корни семьи – это ее традиции». «В той семье, где нет традиций, нет единства и будущего». Согласны ли вы с такими утверждениями?
Учитель. Семейный альбом — это как имя и фамилия: в нем содержится история семьи, рода и целых поколений. Семейный альбом – это
машина времени, переносящая в уже ушедшие времена. Он нам нужен, как связь времен — прошлого, настоящего и будущего. Давайте заглянем в семейные альбомы наших участников.
Ученик (ца)
Альбом возьму, перелистаю,
В нём фотографий череда.
О днях ушедших вспоминаю
Что не вернутся никогда.
Иные снимки пожелтели,
Тех, кто на них, давно уж нет.
Но эти фото уцелели
И берегутся столько лет.
Вот лиц знакомых вереница
И тех с кем мало был знаком.
В альбоме каждая страница
Святая память о былом…
3-я группа представляет семейные фото.
Беседа
1.Можно ли считать фотографии семейными реликвиями? Почему?
2.Согласны ли вы с тем, что семейные фото – это больше, чем история одного рода, это часть нашей истории? Аргументируйте свой ответ.
Учитель. Память о своих предках – это естественная потребность человека придерживаться своей родословной, оберегая таким образом семейные реликвии, традиции, и передавать их по наследству следующим поколениям. Родители не только пытались передать своим детям в наследство навыки труда и поведения, но и оставить о самих себе добрую память.
Часть 3. Заключение
Метод «Микрофон»С помощью воображаемого микрофона дополните предложение: «В семье для меня самое ценное…».
Учитель. Семейные фотографии, реликвии, рассказы о традициях, которые передаются от поколения к поколению, - это больше, чем история одного рода, это часть нашей истории. Каждый из вас живет в своей семье, среди близких и дорогих людей. И от вас зависит, какой будет память о ваших родителях, дедушках и бабушках. Дорожите этой памятью, преумножайте ее своими добрыми делами, чтобы увековечить в родословной.
Приложение 1.
Памятка для презентации семейных традиций.
- Выберите традицию, которой придерживается ваша семья.
- Выясните, с какими событиями она связана, когда эта традиция появилась, почему она прижилась в семье.
- Выясните, есть ли фотографии или какие-то другие вещи, связанные с этой традицией.
- Каково ваше отношение к этой традиции.
- Оформите полученную информацию для выступления.
Памятка для проведения презентации семейных реликвий.
- Посоветуйтесь с родителями, какие домашние реликвии вы можете взять на урок.
- Выясните, что это за вещи, когда они появились в вашей семье, при каких обстоятельствах.
- Расспросите, почему к этим вещам в вашей семье особое отношение, в чем их ценность.
- Каково ваше отношение к этим вещам?
- Почему сохранение этих вещей в семье в дальнейшем является важным?
- Оформите полученную информацию для выступления.
Памятка для презентации семейных фото.
- Спросите родных, какие фото из семейных альбомов для них особенно дороги.
- Соберите информацию: кто изображен на фото, какое событие.
- Попросите родных поделиться воспоминаниями о тех временах, когда было сделано фото.
- Почему сохранение этих фото в семье в дальнейшем является важным?
- Оформите полученную информацию для выступления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по кубановедению : «Без прошлого нет настоящего »
Формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого....
План-конспект открытого классного часа: "Город Сызрань-прошлое и настоящее"
Тема занятия:« Сызрань: прошлое и настоящее»Форма проведения: устный журналЦели и задачи:- ознакомление детей с историей возникновения и развития г. Сызрани, с его первыми жителями, культурной и общес...
Классный час:"Герои Отечества: прошлое и настоящее"
Классный час "Герои Отечества: прошлее и настоящее" содержит материал, который позволит повысить интерес к истории своего Отечества, способствует воспитанию уважительного отношения к истор...
Тест по окружающему миру по теме "Прошлое и настоящее глазами эколога"
Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Прошлое и настоящее глазами эколога". Программа "Школа России" 4 класс....
ИЗ ПРОШЛОГО – В НАСТОЯЩЕЕ
Урок русского языка по УМК «Гармония» 3класс, наблюдение за окончаниями глаголов настоящего времени, за их способностью передавать значения числа и лица; развивать речь учащихся....
Связь прошлого с настоящим
Презентация для 2 класса на урок окружающего мира....
Смоленский Собор. Прошлое и настоящее
Собор во имя Смоленской иконы Божьей матери расположен рядом с нашей школой и естественно дети начинают интересоваться, а кто его построил, а когда. С группой учащихся мы решили написать реферат в кот...