Внеклассное мероприятие "Покормите птиц» 4 класс.
план-конспект занятия (4 класс)
Цели:
1.Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним.
2.Расширить знания детей о птицах.
создать атмосферу доброжелательности, веселья;
обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним отношение;
выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
"Покормите птиц»
4 класс.
Цели:
1.Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним.
2.Расширить знания детей о птицах.
создать атмосферу доброжелательности, веселья;
обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним отношение;
выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способности.
Задачи:
Образовательные:
1.Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.
3. обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах.
Воспитательные:
Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра. Красоты, справедливости к окружающему миру.
Развивающие:
1.Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
2.Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
Предметные результаты:
Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях
Правильно подбирать корм для птиц
Уметь изготовить простейшую кормушку
Знать правила подкормки птиц
Личностные:
Формирование интереса к изучению родной природы
Понимать важность заботы о зимующих птицах
Повышение уровня мотивации учебной деятельности
Формирование бережного отношения человека к птицам
Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения в природе
Познавательные УУД:
- Наблюдать и различать зимующих птиц по рисункам, по описаниям и в природе, знать их названия
- Изготавливать простейшие кормушки
- Подбирать для птиц корм
- Запомнить правила подкормки птиц
Коммуникативные УУД:
- Участие в диалоге
- Обсуждать, слушать и понимать речь других
- Отвечать на вопросы
- Работать в группе
Регулятивные УУД:
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять
- Определять и формулировать цель своей деятельности
- Оценивать свои достижения
- Учиться делать самооценку своей деятельности на уроке
Оборудование: Компьютер, мультимедиа, слайды, рисунки с изображением зимующих птиц ( для оформления класса), творческие работы детей (выставка кормушек), карточки с надписями корма для птиц
Ход мероприятия
Ведущий: Ребята, сегодня мы поговорим о природе. А вот о чем именно, вы узнаете, если отгадаете загадку
Снится ночью пауку, чудо - юдо на суку,
Длинный клюв и два крыла:
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это: (птица)
С -1
Ведущий: Ребята, мы предлагаем вам поучаствовать в акции «Покормите птиц» .
С-2
15 января отмечается всероссийский экологический праздник «День зимующих птиц России». Этот день начали отмечать в память о замечательном писателе Евгении Носове.
Как — то раз, прочитав стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц
зимой» Евгений Носов, чтя память о поэте, каждую осень стал вывешивать
кормушки для птиц. А чтобы привлечь к кормлению птиц всех жителей
родного города — расклеивал на видных местах листовки со стихотворением
Александра Яшина «Покормите птиц зимой»
С-3
Читают дети
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
С-4
Ведущий: Ребята , давайте вспомним:
- В какое время года можно услышать голоса птиц?
- А как вы думаете, можно сейчас услышать такое чудесное птичье пение? Почему?
- А как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные)
- А почему они улетают? (нет насекомых, которыми они питаются, нет семян)
- А как называются птицы, которые не улетают? (зимующие)
- Каких зимующих птиц вы знаете? (воробьи, вороны, синицы, сороки, дятлы)
Ведущий: Птицы - наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов от вредителей. Многим птицам приходится очень трудно и им приходится покидать родные места, улетая в теплые края. Сегодня мы будем говорить о зимующих птицах.
Читают ученики
С-5
1.Как птицам перезимовать?
Известно, что у птиц,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
2.У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
3.Но кто же им даёт приют,
Когда снега метут?
Бывают птицы разные.
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
5.Другие- те народ иной,
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
6.К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
7.Но если долго снег идёт
И долго длится вьюга
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Ведущий: Воробьи, вороны, синицы, сороки, дятлы и многие другие зимующие птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками. Но во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм съеден.
С-6
Ведущий: Смотрите, а вот и наша кормушка. Посмотрим какая первая птица прилетит к ней.
Зимой на ветке яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это : (снегири)
С-7
Ученик (чтение сообщения): Снегирь - очень красивая птица. Она в ярко- красных нарядах. Снегири не суетятся и не торопятся.
Они ещё и галантны. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступят лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака. Летают снегири легко и красиво. Они обычно держатся стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку.
Ведущий: -Какое же любимое лакомство у снегиря?
(вывешивает гроздь рябины)
-Ещё любит семечки арбуза, тыквы.
-Ребята, кто знает как поёт снегирь?( фонограмма)
- А вот еще одна птица прилетела к нашей кормушке, отгадайте и ее:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
С-8
Ученик (чтение сообщения): Все синицы птицы лесные. А прилетают синицы ближе к жилью человека не от хорошей жизни: трудно им, голодно в лесу зимой, и поэтому летят туда, где легче прожить, прокормиться. В это время синицы становятся всеядными птицами т.е. едят крошки хлеба, крупу, кусочки сала и мясо. И все-таки очень много птиц гибнет зимой: из 10 синиц до весны доживет всего1 -2. Гибнут не от холода, а от голода. Голодная синица не переносит даже слабых морозов.
Ведущий: Послушайте голос синички (фонограмма)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей)
С-9
Ученик (чтение сообщения): Воробей - маленькая подвижная птичка, с округлой головой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый к концу заострённый. Спокойно переносит холод. Когда им холодно, они прячут лапки в пушистое оперенье своего брюшка. Они чистоплотные, охотно купаются в снегу. Знаете ли вы, что воробей назван так давным - давно за то, что стаи полевых воробьёв, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих маленьких птичек, кричали: "Вора бей".
Так и остались они воробьями, хотя давно уже ничего не опустошают.
Ведущий: Чем питается воробей? (крупой, хлебом, зерном)
.
- Послушайте его голос.( фонограмма)
Ведущий: Вот и новый гость.
У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт? (Клёст).
С-10
Ученик (чтение сообщения): : Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.
А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.
- Клестов ещё называют " северными попугайчиками". Они искусно лазают по деревьям, цепляясь за ветки лапками и кривыми клювами. Для клестов
зима тоже трудное время года. Питаются клесты семенами хвойных деревьев, а зимой их много.
Ведущий: - А это что за птица?
Он в своей лесной палате
Носит чёрненький халатик.
Он деревья лечит:
Постучит и легче. (Дятел)
-Его называют « доктором леса» Почему?
С-11
Ученик (чтение сообщения): : Дятел - птица с красивым пёстрым оперением: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Это одна из очень полезных птиц наших лесов. В отличие от других насекомоядных, он никогда не улетает на зиму, работая круглый год по уничтожению вредителей. Питается дятел летом древесными насекомыми, а зимой - семенами хвойных деревьев.
Ведущий: -Все слышали дятла? Давайте ещё раз послушаем. ( фонограмма)
-Чем питается? ( личинками насекомых)
-И последняя гостья, угадайте
К нам с ветрами прилетели
Стаи ярких …
Песню севера запели
Для детишек ….
(Свиристели)
С-12
Ученик (чтение сообщения): Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Зимой главная пища свиристелей - ягоды рябины, а также плоды шиповника, барбариса. Зимой свиристели кочуют стайками в поисках корма и зачастую полностью снимают урожай с этих кустарников.
Названа она так потому, что слово «свиристеть» на старорусском языке означает "громко кричать, свистеть". Песня свиристеля — нежная журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри», похожая на звучание свирели.
Ведущий: Вот послушайте ( фонограмма)
Чтобы птицы не погибли, нужно развешивать кормушки. Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интересней сделать её самим.
Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.
С-13
Читает ученик
Где утром к опушке прошёл человек.
Следы заметает до вечера снег.
Но всюду- у еле приметной дорожки
В кормушки насыпаны зёрна и крошки.
Слетайтесь, слетайтесь,
Лесные пичуги!
Теперь не страшны вам
Холодные вьюги.
В холодные вьюги,
В голодные вьюги
Мы помнить и думать
Должны друг о друге.
С-14
Ведущий: Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормить птиц можно только белым хлебом, а вот чёрный хлеб опасен.
У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несолёное сало, сыр и мясо. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки.
Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо- семечки подсолнуха. Умные птицы не глотают семечки целиком, а мастерски выклёвывают зёрнышко.
Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».
С-15
Читают дети
1. Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели.
К нам синицы прилетели.
2. А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
3. А в четверг со всех краёв —
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей.
Голубь лакомился кашей.
4. А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел певец весенний-
Путешественник – скворец…
Вот и зимушке конец.
С-16
Ведущий: Ребята, а вы знаете, как нужно правильно крепить кормушки?
- Укрепляя не обламывать ветки, не повреждать стволы деревьев.
- В кормушке не должно быть снега.
- Не бросать возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм.
- Следить, чтобы корм в кормушке был постоянно, иначе птички к пустой кормушке не будут прилетать.
- Необходимо также знать, чем нужно кормить птиц.
Ведущий: Сейчас мы с вами немножко поиграем, для этого вам нужно из предложенных продуктов питания выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для здоровья птиц.
С -17
Игра «Зимнее лакомство для птиц» (выбор ответа)
- Рябина
- Апельсины
- Макароны
- Семечки
- Картофель
- Хлеб
- Котлеты
- Шоколадные конфеты
- Яблоки
- Пшено
- Чеснок
- Сало
- Кусочки сырого мяса
Ведущий: Если вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зёрна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, пока не появится первая зелень.
С-18
Ведущий: Сегодня мы с вами поговорили о разных зимующих птицах. С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы всегда должны помнить об этом, насыпая корм в кормушки. Давайте не забывать о зимующих птицах, и помогать им выживать в холодное время.
Древний философ Конфуций сказал: «Боги дали нам птиц, чтобы мы видели, что такое красота. Но мы редко смотрим в небо и забываем про красоту и свободу». Так давайте почаще смотреть в небо и помнить: все птицы интересны, все нужны, всех надо беречь - ведь они наши соседи по планете, наши друзья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья"
Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися начальных классов. Главная ме...
Внеклассное мероприятие "Птицы весной"
Мероприятие приурочено к Дню птиц, материал сопровождается презентацией...
Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья"
На мероприятии учащиеся закрепляют знания о пользе птиц, которые они приносят человеку; о бережном отношении к птицам. В материале предоставлена научная информация о птицах....
Внеклассное мероприятие "Птицы весной"
классный час...
Внеклассное занятие «Птицы зимой»
Цели:Обобщить знания детей о зимующих птицах.Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.Воспитывать заботливое отношение к птицам....
Внеклассное мероприятие "Птицы - зто красота и тайна"
Данное внеклассное мероприятие познакомит обучающихся с птицами и их повадками. Дети узнают о значении птиц в жизни человека....
Внеклассное мероприятие "Птицы зимой"
Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды. Углубление теоретических знаний обучающи...