Конспект занятия "Разговоры о важном. С.В. Михалков" (3-4 класс)
план-конспект
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РК ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» Технологическая карта классного часа «С.В.Михалков. 110 лет со дня рождения » Составили студентки 321 группы Гарбуз Снежана Евгеньевна, Игнатькова Анна Александровна МАОУ СОШ № 38, класс 4б каб. № 19 Дата проведения занятия: 13.03.2023 Смена 1 Номер урока 1 Начало урока 08:00 ФИО учителя школы: Гурдиш-Туголукова Галина Викторовна ФИО преподавателя-консультанта: Данилович Ольга Николаевна Допущена к проведению классного часа: ____________________, дата ________ (Подпись преподавателя) _____________________ дата _______ (Подпись учителя) | Цель классного часа: расширять представления обучающихся о творчестве С. В. Михалкова, развивать познавательную активность и интерес к творчеству писателя. Задачи Личностные:Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;У ребенка сформирована учебная мотивация. Метапредметные: Регулятивные: У ребенка развита рефлексия; Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку;Ученик способен к волевому усилию. Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений;У ребенка сформированы умения анализа и синтеза. Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации; Оборудование У учителя: проектор, компьютер, колонки, рабочие листы, распечатки отрывков из стихотворения У учащихся: ручка Образовательные ресурсы: https://razgovor.edsoo.ru |
Ход классного часа:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |
Вступительный | Звучит гимн - Здравствуйте, ребята! В марте отмечается очередной юбилей известного советского поэта, военного журналиста, писателя и общественного деятеля. На протяжении всей своей жизни он писал детские книги и придумывал сценарии для мультипликационных и художественных фильмов. А чтобы узнать о ком идёт речь, послушайте отрывки из его произведений и определите их названия: 1) В доме восемь дробь один -Кто вспомнил название стихотворения? -Верно, это стихотворение «Дядя Стёпа». Следующий отрывок: 2) Кто на лавочке сидел, Дело было вечером, -А кто вспомнил название этого отрывка? -Да, верно, это стихотворение называется «А что у вас?» или «Дело было вечером» - Ребята, а кто же автор этих стихотворений? О ком мы сегодня будем вести речь? - Да, автор этих весёлых произведений – Сергей Владимирович Михалков. И сегодня, 13 марта, исполняется 110 лет со дня его рождения. Сергей Михалков – автор многих известных произведений, о нём и его творчестве мы сегодня и поговорим. | Слушают гимн стоя - Дядя Стёпа -А что у вас? (Дело было вечером, делать было нечего) - Это Сергей Михалков | Личностные: У ребенка сформирована учебная мотивация. Познавательные:У ребенка сформированы умения анализа и синтеза. Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации. | |
Основной | - Книги Сергея Владимировича известны многим поколениям, они – на все времена! Произведения Сергея Владимировича наполнены мягким юмором и поучительны, поэтому неудивительно, что они интересны и любимы всеми и в наши дни. Михалков работал в разных жанрах: писал пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов, сочинял стихи и басни. И у нас есть возможность увидеть Сергея Владимировича на экране и послушать, как он читает свои стихи. Демонстрация видео. С. Михалков читает стихи. -Из какого произведения читает отрывок Сергей Владимирович? -Конечно, из поэмы «Дядя Стёпа». Дядя Стёпа, по фамилии Степанов и по имени Степан, не просто герой необычно высокого роста, но и пример доброты, справедливости и чести. - А вот вы увидели Сергея Михалкова в молодости, каким он вам показался? - Конечно, Михалков чувствовал детей, знал, как они воспринимают мир, поскольку и сам в душе оставался ребёнком. Посмотрите, с каким восхищением ребята смотрят на автора, как внимательно его слушают. «Поэт из страны детства», – говорили о Михалкове. -Но не только весёлые детские стихи были в творчестве писателя. В первые дни Великой Отечественной войны Михалков был мобилизован для работы армейской печати, так началась его деятельность военного писателя-корреспондента. Давайте посмотрим: Демонстрация видео «С.В. Михалков – военный корреспондент» (дикторский текст): В годы Великой Отечественной войны Михалков работал военным корреспондентом в газетах «Сталинский сокол» и «Во славу Родины», где печатались его стихи и рассказы, очерки и заметки, басни и даже юморески о фронтовой жизни солдат. Поэт на совесть служил своим согражданам, создавая правдивые статьи о происходящем на фронте. Он вместе с нашими войсками сражался за Сталинград, был контужен, а после награждён боевыми орденами и медалями. Многое готов был отдать для победы: например, вместе с художниками Кукрыниксами передал полученную Сталинскую премию на покупку тяжёлого танка КВ. По сценариям поэта сняты фильмы «Бой под Соколом», «Боевой киносборник № 12» и «Фронтовые подруги», за который он получил Государственную премию СССР. В первый же год войны Михалков написал строки, которые навсегда отложились в памяти каждого фронтовика: «…Но никогда такой народ, Как русский наш народ, Не упадёт и не умрёт И в рабство не пойдёт!..» После окончания Великой Отечественной войны на гранитной плите около Могилы Неизвестного Солдата в Москве высечены слова, которые предложил поэт: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». -Выполняя задания редакции в действующей армии, Сергей Владимирович писал очерки о героях фронта, стихи и заметки. В своих произведениях Михалков обращается ко всем читателям: солдатам и офицерам, труженикам тыла и родным бойцов. Это весь народ, вставший на защиту Родины. -Давайте прочитаем выразительно несколько отрывков из стихотворения С. В. Михалкова «Быль для детей». Мы дадим вам минутку на подготовку. Кто желает? Раздаем распечатки -Пока вы готовитесь, я начну: Эту быль пишу я детям… Летней ночью, на рассвете, Гитлер дал войскам приказ И послал солдат немецких Против всех людей советских – Это значит – против нас. Ученик 1: И, когда Россия встала В этот трудный грозный час, «Всё – на фронт»! – Москва сказала, «Всё дадим!» – сказал Кузбасс. Ученик 2: «Будет каждый верный воин И накормлен, и напоен, Всей страной обут, одет». – «Всё – на фронт!» – Москва сказала. «Всё!» – страна ей отвечала. – «Всё – для будущих побед!» … Ученик 3: Дни бежали и недели, Шёл войне не первый год. Показал себя на деле Богатырский наш народ Ученик 4: Слава нашим генералам, Слава нашим адмиралам И солдатам рядовым – Пешим, плавающим, конным, В жарких битвах закалённым! Слава павшим и живым, От души спасибо им! - Сейчас мы познакомились с произведением «Быль для детей». Для кого оно написано? Каким чувством пропитано? - Конечно, они написаны для подрастающего поколения и призывают знать историю, гордиться своими предками, которые сражались за нашу страну. - Ребята, а еще по многим произведениям С.В. Михалкова созданы мультфильмы. Давайте посмотрим мультфильм «Как старик корову продавал» по мотивам стихотворения С.В. Михалкова Мультфильм «Как старик корову продавал» - Действительно, несчастная корова перестала приносить хозяину доход, стала обузой. С утра стоит на базаре старичок, делает безуспешные попытки избавиться от животинки, но желающих купить корову всё не находилось. А позже появляется озорной скоморох, который может продать любой товар. - Как вы думаете, что хотел сказать автор?
-А теперь давайте немного отдохнем, все выходим из-за парт и повторяем за нами: Как живешь? -Вот так! (Показывают большие пальцы.) -Как идешь? -Вот так! (Шагают на месте) -Как бежишь? -Вот так! (Бег на месте.) -Ночью спишь? -Вот так! (Кладут обе руки под щеку.) -А грозишь? -Вот так! (Грозят пальцем) -Как скачешь? -Вот так! (Прыгают на месте) -А плачешь? -Вот так! (Трут глаза кулачками) -Топаешь? -Вот так! (Топают) -Хлопаешь? -Вот так! (Хлопают) -Молодцы, садитесь. Продолжаем работать. -Ребята, поэтическое дарование Михалкова проявилось не только в детских стихах и мультфильмах, но и в создании важного государственного символа. Какого? Давайте вспомним, как у нас начинается наш первый день учебной недели? - Конечно, мы слушаем гимн России, а С. Михалков – автор его слов. Как это произошло? В 1943 году был объявлен конкурс на создание гимна, и Сергей Михалков вместе с военным журналистом начали работу. По словам Михалкова, они «старались писать текст простыми ясными словами, ведь гимн должен быть понятным любому человеку государства: от школьника до академика». Свою версию гимна друзья отправили Дмитрию Шостаковичу – советскому композитору, а сами уехали на фронт. Но именно их вариант гимна был утверждён и впервые прозвучал по радио в новогоднюю ночь 1944 года. Но время шло, страна менялась, и после ещё одной редакции Сергея Владимировича появился гимн России, который впервые прозвучал в Большом Кремлёвском дворце в канун Нового 2001 года. - А как нужно слушать гимн, напомните нам пожалуйста? - Верно, гимн нужно слушать стоя, при чем нужно стоять ровно, желательно молча или подпевая гимн, тем самым показывая уважение и любовь к своей Родине. В следующий понедельник, мы понаблюдаем, как вы запомнили данные правила. - А еще у нас приготовлено творческое задание. Сейчас мы раздадим вам рабочие листы. - Итак, в задании 1. среди представленных произведений нужно выбеать книги С.В. Михалкова, а в ответ выписать номера этих книг. 1 - Дядя Стёпа 2 – Важный совет 3 – Три поросенка 4 - Новогодняя быль 5 – Гуси-Лебеди - Ребята, какие книги вы поставите на полку, посвященную С. Михалкову? - Почему книга 5 не подходит? - Молодцы, продолжаем! В задании 2 нужно решить кроссворд. Посмотрите на слайд, на нем прописаны вопросы. У вас есть несколько минут для решения кроссворда. 1. Произведение, в котором содержится мораль (нравоучение) и высмеиваются пороки людей (басня) 2. Что случилось с елочкой в канун Нового года? (нарядили) 3. Время суток, когда делать нечего. (вечер) 4. Одна из профессий С.В. Михалкова: человек. который освещает события в газетах и журналах (корреспондент) 5. Вставьте пропущенное слово: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная … народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! (мудрость) 6. Решите загадку С.В. Михалкова: Важно по двору ходил С острым клювом крокодил, Головой весь день мотал, Что-то громко бормотал. Только это, верно, был Никакой не крокодил, А индюшек лучший друг Угадайте – кто?.. (индюк) 7. Вдруг Какой-то лапой дверь, Прыгаем через порог… Кто же это? (щенок) 8. Кем был Дядя Стёпа? (милиционер) 9. Мы сидим и смотрим в окна. Тучи по небу летят. На дворе собаки мокнут, Даже лаять не хотят. Где же ... ? (солнце) 10. Главная заслуга С.В. Михалкова (гимн) - Ребята, что у вас получилось? Давайте проверим - В задании 3 нужно угадать героя по его описанию. Также даем вам несколько минут на выполнение. 1. Лихо мерили шаги Две огромные ноги: Сорок пятого размера Покупал он сапоги. (Дядя Стёпа) 2. Да так ли! Уж выглядит больно худой! — Не очень жирна, но хороший удой. (корова) 3. Нос распух, не видно глаза, Перекошена щека, И, впиваясь, как игла, На хвосте жужжит пчела. (щенок) 4. Отыскал на кухне угол — С головой забрался в уголь, Вылез чёрный — не узнать. (ТрезОр) - Ребята, давайте проверим. - Молодцы! Переходим к следующему заданию: В каком произведении поются эти строки? «Нам не страшен серый волк, Серый волк, серый волк! Где ты ходишь, глупый волк, Старый волк, страшный волк?» (Три поросенка) - Сегодня мы упомянули, что в душе С.В. Михалков оставался ребёнком. В каком стихотворении он признается в страхе темноты? (Сила воли) - А что же такое сила воли? (такая сила, которая не даёт нам бросить дело, когда мы сталкиваемся с трудностями) - Молодцы, справились со всеми заданиями. Ребята, не выбрасывайте рабочий лист. Посмотрите, на нем написано важное высказывание С.В. Михалкова, кто готов прочитать? «Я к вам обращаюсь, товарищи, дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!» - Действительно, книги – это огромный мир знаний, откройте его для себя! Книги здорово развивают нашу фантазию и мышление, помогают приобрести жизненный опыт. Всегда при чтении я представляю внешность героев, все их действия, и создается ощущение, что я смотрю фильм. | Смотрят видеоролик - Из произведения Дядя Стёпа Ответы детей Смотрят видеоролик Выразительное чтение - Для детей - Патриотизм Смотрят мультфильм -Старик, скоморох, корова, барин -Старик пытается продать свою старенькую корову - Понимание двоякое: корова дает так много молока, что руки устают её доить и корова совсем не дает молока, поэтому выдоить хоть что-то из нее очень сложно -Перед покупкой товары нужно проверять, нельзя полностью доверять продавцам, бережно относиться к животным, не бросать их Ответы детей - Он написал гимн России - Гимн нужно слушать стоя, мужчины без головных уборов Выполняют работу на рабочих листах - 1, 2, 3, 4 - «Гуси-лебеди» - это народная сказка | Личностные: Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку. Регулятивные: Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.Ученик способен к волевому усилию Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации; | |
Заключительный | - Пришло время подвести итоги. Мы с вами много узнали о жизни и творчестве С. В. Михалкова -Почему мы сегодня говорили именно о С.В. Михалкове? - Верно, что нового вы о нём узнали? Какие произведения вспомнили? С какими новыми произведениями познакомились? Какие его произведения еще можете назвать? - Что показалось вам самым интересным? А может, что-то оказалось скучным? -А наш классный час подошел к концу, спасибо за работу! До свидания! | - Сегодня, 13 марта, 110 лет со дня его рождения. - «Новогодняя быль», «Трезор», «Щенок», «Дядя Стёпа», «Три поросёнка», «Сила воли», «Как старик корову продавал» | Регулятивные: У ребенка развита рефлексия. Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И. Токмакова "Купите собаку",С.Михалков "Важный совет".УМК "Школа России".1 класс литературное чтение.
УМК "Школа России".1 класс литературное чтение....
Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства) 2 класс Школа России
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства)Цели урока:- расширять читательский кругозор детей. Ознакомить учащихся со стихотворением С.В. Михалкова «Мо...
Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой щенок» 2 класс Школа России
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок»Цели урока:- расширять знакомство детей с творчеством СВ. Михалкова;- учить анализировать текст, подтверждать высказывания цита...
Конспект литературного чтения. С.В.Михалков Если. 3 класс.
Тема: С. В. Михалков «Если»Цель: организовать деятельность обучающихся с целью расширения знаний детей о жизни и творчестве С.В.Михалкова; совершенствовать навык чтения, умения формулировать вопр...
Конспект урока по литературному чтению "С. Михалков .Если" (3 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "С.Михалков . Если". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России&quo...
Конспект урока "С. Михалков «Если»" (3 класс, УМК "Школа России)
Тема урока: С. Михалков «Если»Цели урока: работать над техникой и выразительностью чтения, развивать воображение, логическое мышление, обучать правильному построению ответов на поставленны...
Конспект урока "С.В. Михалков "Если"" 3 класс
Дата: 09.04.19...