"Развитие функциональной грамотности по средствам театрального искусства. (Творческий проект)
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
"Развитие функциональной грамотности по средствам театрального искусства. (Творческий проект)
1 слайд
Творчество всегда являлось и является необходимой частью жизни. Ежедневно мы сталкиваемся с множеством задач, для решения которых требуется исключительно творческий подход.
Приобщить обучающихся к творчеству, выявить и реализовать их творческие способности – вот цель внедрения театральной деятельности в школьную жизнь. Кроме того, театр это мощная универсальная воспитательно-образовательная модель воспитания подрастающего поколения.
2 слайд.
30 ноября 2021 в Москве при участии Министра просвещения России Сергея Кравцова на площадке Театрального института имени Бориса Щукина, на котором говорили о развитии школьных театров в России. Эксперты обсуждали значение театральной педагогики и использования театрализованный игр в учебном занятии любого предметного курса, как немаловажный элемент в становлении личности ребенка. Для этого все образовательные организации стали участниками Всероссийского проекта «Школьная классика», который реализуется при поддержке Минпросвещения России.
3 слайд
История театра, где играют дети, непрерывна. Особенно яркие взлёты всегда приходятся на переломные эпохи, на то время, когда становится особенно важным реализовать две взаимообусловленные идеи.
- Первая заключается в том, чтобы передать молодому поколению культурные ценности прошлого в наиболее яркой, незабываемой форме, передать так, чтобы они вошли в плоть и кровь, стали личностно значимыми.
- Вторая идея заключается в воспитании поколения свободных творцов, способных генерировать принципиально новые идеи.
Одно без другого, как показывает исторический опыт, невозможно.
4 слайд
Своей многомерностью и многоликостью театр способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя.
Театральное искусство - обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка, на его творческое развитие.
«Чем многообразнее у ребёнка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества… Только богатый опыт рождает богатую фантазию – это же психологический закон» - писал Ш.А. Амонашвили в своей книге «Как живёте дети?»
Младший школьный возраст — наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество, особое место в котором занимает театр. Именно в нём наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить, играя.
«Театр» и «игра» - понятия неразделимые. Для детей театр – это единое волнующее зрелище. Они не расчленяют его, не различают и не оценивают в отдельности значения каждого из компонентов – пьесы, работы режиссёра, художника, композитора, актёров и т.д. Для младших школьников основным методом воспитания и развития творческих способностей является - театральная деятельность. Именно этот метод помогает развивать у детей учебно-познавательную и социальную мотивацию.
6,7,8 слайд
Самое естественное – начать с детьми занятия театральным искусством именно с игры (сценической импровизации)
Импровизация – это такая игра, которая включает в себя разнообразное множество игр, и каждая из этих игр никогда не имеет однозначного решения. Всё зависит от воображения и фантазии играющих. Проигрывая различные ситуации, жизненные или вымышленные мы учим детей мысленно ставить себя в самые неожиданные условия и естественно реагировать на них своим поведением в зависимости от собственных характеров и мировосприятия. На языке театра это называется действием в предполагаемых обстоятельствах.
В этой игре приходится ставить себя на место другого человека, входить в его положение – и на языке театра это называется перевоплощением.
В этой игре нужно вести себя в соответствии с поведением и отношением к себе партнёров – и на языке театра это называется взаимодействием.
Наконец в этой игре мы учим детей логически выражать свои мысли, последовательно действовать, быть наблюдательными и находить наблюдениям образное выражение.
Главное в игре не в том, что она чему-то учит, а в том, что она воспитывает чувства, делает их богаче и тоньше, развивает способность живо откликаться на окружающую жизнь и вызывает потребность в творческом проявление этих чувств.
Слайд 9
Театр игра – это первый этап развития творческих способностей. Далее надо дать понять детям, что театр- это труд. Именно художественный труд объединяет в себе те знания и навыки, которые получил ученик на других уроках. Например: прежде чем поставить театральную постановку (пьесу) необходимо, чтобы ребёнок приобрёл необходимые знания: знать о главных событиях, об интерьере, одежде, о музыке, танцах, которые были в данное время. Поэтому, театральная деятельность, на протяжении всех лет обучения в школе, несёт в себе постоянное развитие творческих знаний.
Слайд 10
Занимаясь творчеством, ребёнок приобретает способности и качества, которые помогают ему правильно переживать возникающие в его жизни ситуации. Ребёнок, занимающийся творчеством, готов к решению возникающих на его пути жизненных задач, его не пугают перемены – он воспринимает их как предложенные обстоятельства.
Во-первых, театральная постановка - «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося.
Во-вторых, разнообразие постановочных задач (сценических, актерских, оформительских) дает возможность каждому ученику максимально реализовать свои возможности и способности.
В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания. Это способствует эмоциональному сплочению коллектива.
В-четвертых, каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад в общий «продукт», понимая при этом зависимость общего успеха от усилий всех.
Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях.
(Неоценима и воспитательная роль театрализованной деятельности. Она учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому — преодолеть неуверенность в себе.
Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребенка.
Таким образом, игра – понятие многообразное. Именно она позволяет учащемуся развивать механизмы произвольного запоминания информации и увеличивать объём слуховой памяти, развивать психические функции воображения и творческие способности, формировать музыкальный и художественный вкус. Именно в игре человек учится представлять себя в ином статусе и соответствовать ему, осуществляя самоконтроль)
Слайд 11
Создание спектакля – это коллективный творческий проект - очень увлекательное, но вместе с тем непростое занятие. Именно участие в спектакле самая распространенная и практически реализуемая возможность постижения секретов искусства театра, обучения его законам, путь творческого роста. Можно выделить 3 основных этапа работы над спектаклем:
- Подготовительный
На первом этапе перед педагогом стоит задача выбрать такой материал для постановки, при работе над которым максимально раскроются индивидуальные особенности каждого учащегося отдельно и группы в целом.
Необходимо учитывать возрастные особенности маленьких актеров. Сюжет должен быть понятным, интересным, эмоционально насыщенным, способным побудить к внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность.
После того, как выбор сделан, переходим к знакомству учащихся со сценарием. Необходимо организовать не только внимание учащихся, но и вызвать у них активный интерес к предстоящему чтению, дать почувствовать значимость первого знакомства с постановкой. Сначала читает преподаватель, затем сами ребята по ролям.
Очень важно, чтобы во время чтения они увидели не просто слова героев, но и действия, которые обуславливают и сопровождают эти слова. Идет обсуждение сюжета и главной мысли сценической постановки, дается характеристика персонажей, подробный разбор их действий и поступков.
Преподаватель должен помочь учащимся выразить впечатления, мысли, чувства, возникшие при прочтении. Важно, чтобы высказался каждый, хотя бы кратко. Ребята определяют кто положительный герой, а кто отрицательный, каковы их поступки, кто из героев вызывает симпатию, а кто неприязнь и почему? Какое событие самое главное и влияет на весь ход событий, какая роль им близка и почему? Это обсуждение поможет определить первое впечатление и общий эмоциональный настрой группы. В качестве самостоятельной домашней работы даю задание дополнительно почитать книги, посмотреть фильмы, прослушать музыку, найти и проанализировать иллюстративный материал. Все это дает возможность окунуться в атмосферу происходящих событий, расширить кругозор, что в свою очередь активизирует ребенка к творческому процессу.
– Репетиционный
Во время репетиционного периода происходит освоение постановки в действии. Чтобы исполнители глубже проникли в смысл разбираемого события, необходимо чтобы все участники уяснили свои действия. Для этого сам спектакль делится на небольшие эпизоды, которые и подвергаются тщательному разбору для того, чтобы во всех деталях уяснить действия его участников. При первых же репетициях отдельных частей нужно выделить площадку для действия и наметить обстановку репетируемой сцены.
Преподаватель определяет степень индивидуальной актёрской подготовленности каждого учащегося и на основании этого распределяются роли.
Главная задача помочь в сценических условиях правдиво, эмоционально, целенаправленно подвести учащихся к сценическому воплощению, уточнить действия отдельных исполнителей, взаимоотношения персонажей, мотивы их поведения, особенности характера, акценты в развитии действия и т.д.
Все это способствует развитию и обогащению образных представлений, воспитанию внимания учащихся к образной стороне текста сценария.
Важно после каждого сыгранного эпизода пояснить, почему отдельные моменты в поведении исполнителей были верными, правдивыми, а другие – ошибочными, поставить ученикам такие задачи, которые вызвали бы у них активное стремление действовать точнее, правдивее, что поможет им сознательно и увлеченно действовать в обстоятельстве роли.
С самого начала работы над сценическим воспроизведением развить у ребят потребность в живом общении друг с другом, помнить о том, что образ на сцене создается в процессе живого взаимодействия партнеров.
Не забывать и о том, что важнейшим средством общения является слово, которое находится в тесной связи с действием. Учащиеся должны произносить слова роли четко и громко, с подбором нужной интонации.
Запоминание текста происходит через видение образа, простое заучивание текста приводит лишь к механическому воспроизведению.
Большое значение для раскрытия общего замысла спектакля имеет пластическое и пространственное решение каждой сцены. Иногда учащимся трудно передать смысл той или иной сцены из-за неправильного или неудобного расположения на сценической площадке.
Мизансцена определяется смысловым содержанием и общим замыслом спектакля
Преподаватель не навязывает готовые решения, а помогает найти более выразительную внешнюю форму поведения на сцене, фиксировать внимание учеников на более точных по смыслу и выразительных мизансценах, найденных ими в процессе общения с партнерами, уточняются линия поведения каждого персонажа, отбираются наиболее выразительные мизансцены.
После каждой репетиции преподаватель совместно с учениками проводит обсуждение проделанной работы. Все замечания должны быть аргументированными, корректными и доброжелательными.
- Завершающий
В этот период происходит переход репетиционного процесса на сцену. Преподаватель занимает место в зрительном зале для того, чтобы отчетливо выверить насколько точно работают на сцене актеры. Закрепляется непрерывная линия действия и сценическая выразительность исполнителей. Идет построение массовых мизансцен, и индивидуальность каждого исполнителя в ней. Затем начинается работа по прогонам отдельных эпизодов, а после и всего спектакля целиком. Как правило, таких прогонов от начала и до конца бывает несколько. От прогона к прогону выверяется общая композиция спектакля, уточняет детали, корректируются недоработки. К прогонным репетициям устанавливаются декорации, добавляется музыкальное оформление, актеры одеваются в костюмы и используют реквизит. Последняя проверка всей работы театрального коллектива перед выпуском спектакля — генеральные репетиция. Обычно ее назначают за два, три дня до премьеры. И день рождения спектакля - премьера. Очень значимое событие для всего коллектива. После выступления преподаватель публично на сцене поздравляет всех исполнителей и участников спектакля. После каждого выступления делается анализ актерской игры, отмечается, что удалось и даются указания в связи с замеченными недостатками исполнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приём технологии критического мышления как средство развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе
Прием технологии критического мышления "корзина идей" позволяет:быстро подготовить ребят к восприятию нового материала;научить видеть ошибки и исправлять их самостоятельно;научить видеть ...
Развитие функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства при использовании проектной технологии.
Развитие фукциональной грамотности на уроках ИЗО при использовании проектной технологии...
Методический проект "Грамотный покупатель" . Развитие функциональной грамотности.
Цель проекта: создание системы внеурочной деятельности для развития функциональной грамотности младших школьников....
«Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами цифровых образовательных ресурсов и сервисов»
Знакомство с цифровыми образовательными ресурсами и сервисами, которые помогут в формировании Функциональной грамотности младших школьников. Презентация...
Программа развития функциональной грамотности учащихся (проект)
Цель проекта: разработка, реализация и трансляция опыта создания условий в образовательной организации, построение эффективной модели сетевого взаимодействия на основе современных технологий, обеспечи...
"Развитие функциональной грамотности младших школьников средствами внеурочной деятельности и программ дополнительного образования"
В материале представлен опыт работы начальной школы по развитию функциональной грамотности младших школьников средствами внеурочной деятельности и программ дополнительного образования, реализуемых в о...
«Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»
Содержание позволит восполнить профессиональные дефициты в рамках формирования функциональной грамотности и позволит обновить форматы методического сопровождения педагогов....