Урок, приуроченный к Всероссийской военно-патриотической просветительской акции Знание. Герои
материал (1 класс)
Цель акции: увеличить количество молодежи с активной гражданской
и патриотической позицией, а также повысить престиж военных профессий.
Цели:
- дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из современной жизни.
Задачи:
- развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию, анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;
- воспитывать чувство патриотизма, а также чувство гордости и уважения к народу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vserossiyskaya_voenno-patrioticheskaya_aktsiya.docx | 35.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок, приуроченный к Всероссийской военно-патриотической просветительской акции Знание. Герои
Цель акции: увеличить количество молодежи с активной гражданской
и патриотической позицией, а также повысить престиж военных профессий.
Цели:
- дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из современной жизни.
Задачи:
- развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию, анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;
- воспитывать чувство патриотизма, а также чувство гордости и уважения к народу.
Оборудование и материалы: презентация (компьютер, проектор, экран), аудиозапись (колонки).
Планируемые результаты: уважение к подвигам Героев Отечества, развитие нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного присвоения общечеловеческих нравственных ценностей.
Сценарный план урока
Работа по теме мероприятия: В начале занятия для создания эмоционального настроя ученики слушают аудиозапись стихотворения Анны Ахматовой:
Есть люди что правду в страданьях несут Они за нее умирают и верят
Подвижники света, что гордо идут С мечем побеждая лютого зверя О люди такие куются как сталь
Им небо дает высшие силы
Их души одна бесконечная даль И так же они бесконечно красивы А мы как всегда, в делах и быту,
И ценность для нас деньги — бумага, Забыли про душу ее красоту,
Забыли, что значит такое отвага
Забыли, но это совсем не беда
Мы вспомним, конечно ведь помнить должны Что смелое сердце берёт города
Что подвиги нашим потомкам важны Что подвиг не смерть, а жизни глоток, Той жизни достойной, и нужной другим Что подвиг бессмертен, что подвиг высок,
Что подвиг как воздух необходим Что подвиг в крови, что подвиг в сердцах Что подвиг нам крылья дает для полета
Что подвиг кричит в миллион голосах Что подвиг семья, доброта и забота
Что подвиг здоровье, быть нужным родным Что подвиг в себе сохранить человечность Что подвиг дать счастье детям своим
И детям детей и так целую вечность…
Стихотворные строки написаны на слайде, чтобы они были некоторым эпиграфом занятия.
-Ребята, как вы думаете о чём мы будем говорить на занятии?(О героях и их подвигах)
Опрос обучающихся:
Кто такой герой?
Учитель: Действительно, понятий слова «герой» много. Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие словарь Сергея Ивановича Ожегова:
Герой :
Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
Главное действующее лицо литературного произведения.
Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.
Какие качества он проявляет? (Любовь, ум, справедливость, миролюбие, любовь, милосердие, нравственность)
Как становятся Героем России? (дети высказывают своё мнение)
Героя России и любой другой страны, дают за героический поступок. К примеру 15 августа после отказа двигателей самолета на борту с двумя сотнями людей, Дамир Юсупов и Георгий Мурзин совершили благополучную аварийную посадку без единой жертвы в кукурузном поле около Москвы.
Теперь стало понятно, что звание героя страны можно получить героическим поступком спасая жизни людей, а иногда и ценой собственной жизни.
Подвиг что это? (дети высказывают свое мнение)
Подвиг – это героический поступок, совершенный человеком в тяжелое время. Часто данное явление связывают с временами военных действий, так как война демонстрирует человеческую доблесть, героизм и отвагу.
Подвиг – это ещё и состояние души, способность к доброму делу, которое необходимо. Случается, что подвигом может стать неожиданная помощь в нужный момент. Даже сейчас в мирное время возникают ситуации, когда люди совершают подвиг, даже не задумываясь об этом. ... К подвигу нельзя подготовиться, подвиг – это всегда случайность. Никогда не знаешь, случится беда или нет, не знаешь, будешь ли ты нужен там или тут.
Героизм что это значит для вас? (дети высказывают свое мнение)
Это качество человека, схожее по смыслу с храбростью, самоотверженностью и смелостью одновременно.
Героизм – это готовность совершению поступка любой в момент и никогда не пожалеть о нем. Настоящий герой не будет раздумывать о последствиях поступка. Не будет думать, о наградах и почестях. Героизм должен быть заложен в душе. Герой это не всегда сильный, как Илья Муромец, воин. Настоящий герой силен духом. Бывает, что с виду невзрачный человек способен на героический поступок.
Герои поэты – кто они?
Так получилось, что эти люди – не авторы «первого ряда», их не называют «великими» или « гениальными». Их вклад в русскую (советскую) литературу, может быть, и весьма скромен, но это не умаляет их огромных человеческих достоинств и не умаляет главного – подвига, который они совершали ежедневно, сражаясь во время Великой Отечественной войны.
Вспомним некоторых из них…
Борис Васильев
Он мог погибнуть в 34-м году от тифа, в 41-м в окружении, в 43-м - от минной растяжки. На фронт мальчишка ушел добровольцем, прошел кавалерийскую и пулеметную полковые школы, воевал в воздушно-десантном полку, учился в Военной академии. В послевоенный период работал на Урале испытателем гусеничных и колесных машин. Был демобилизован в звании инженер-капитана в 1954 году; причина демобилизации – желание заниматься литературной деятельностью.
Военной теме автор посвятил такие произведения, как «В списках не значился», «Завтра была война», «Ветеран», «Не стреляйте в белых лебедей». Известным Борис Васильев стал после публикации в 1969 году повести «А зори здесь тихие…», поставленной в 1971 году на сцене театра на Таганке Юрием Любимовым и экранизированной Станиславом Ростоцким в 1972 году. По сценариям писателя было снято приблизительно 20 фильмов, среди которых «Офицеры», «Завтра была война», «Аты-баты, шли солдаты…».
Хусен Андрухаев
Этот адыгейский поэт прожил всего 21 год. Родился в 20-м, погиб в 41-м… В безвыходной ситуации он в бою двумя гранатами подорвал себя и фашистских солдат, которые его окружили. Звание Героя ему присвоили посмертно. Сборники его стихов вышли уже после войны…
Вот четверостишие из его стихотворения «Песня молодости»:
Сердце молодое веселится –
Все мы рады радостью одной.
И летит, крылатая, как птица,
Песня над свободною страной.
Николай Майоров
Ещё школьником Майоров начал писать стихи. Он участвовал с ними в школьных вечерах, публиковался в стенгазете. А во время учёбы на истфаке МГУ он становится слушателем поэтического семинара в Литературном институте им. Горького. Руководитель семинара П.Г. Антокольский говорил о Майорове: «Его поэтическая лирика, повествующая об искренней мужской любви, органична в этом поэтическом мире». Летом 1941 года вместе с другими студентами поэт роет противотанковые рвы под Ельней. А уже в октябре он узнаёт о том, что его просьба о зачислении в армию удовлетворена. 8 февраля 1942 года политрук пулемётной роты Николай Майоров был убит в бою на Смоленщине...
...Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не до любив,
Не докурив последней папиросы.
Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,
Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте. (Фрагмент стихотворения «Мы», дата неизвестна)
И ещё много героев –поэтов, художников и других творческих личностей знала наша страна. Писатели-фронтовики, вопреки сложившимся в советское время тенденциям к лакированию правды о войне, изображали суровую и трагическую военную и послевоенную действительность. Их произведения – правдивое свидетельство времени, когда Россия воевала и победила.
Ребята, как вы считаете в какой профессии можно стать героем? (Обсуждение с детьми 5-ти профессий, которые могут быть опасными)
-Давайте посмотрим 5 самых опасных профессий
5. Высотники
Кровельщики и промышленные альпинисты, а также строители-высотники. Как вы понимаете, основной фактор риска для этих профессий - высота. Работать на высоте - это опасно и одновременно романтично. Надежная страховка и слаженная команда помогают высотникам в работе.
4. Пожарный и спасатель
Спасение пострадавших - это напряженная работа, как психологически, так и физически. Пожарные рискуют погибнуть от огня и от вдыхания дыма. У спасателей круг задач, а значит опасностей, шире: они разбирают завалы зданий, устраняют последствия аварий, землетрясений, оползней, наводнений и других техногенных и природных катастроф. Когда бы и где бы ни случилась беда, работа спасателей сопряжена с риском для здоровья и жизни. Они вынуждены отправляться в самые опасные места, где могут получить ранения и даже погибнуть.
3. Военный
Рисковать жизнью и при необходимости отдать свою жизнь за жизнь другого - это обязанность военного. Кажется, что может быть опаснее?. Среди военных профессий есть одна особенно рискованная - это сапер, который ошибается только один раз в жизни.
2. Шахтер
Работать под толщами земли - это ежеминутный риск: обвалы и осыпания горной породы, возможность взрыва метана. В том числе добыча полезных ископаемых медленно, но верно разрушает здоровье шахтера: он вдыхает мелкие частицы, угарный газ и метан. Но шахтеры осознанно идут на эту необходимую для общества работу. За что отдаем им дань уважения!
1. Лесоруб
Самая смертельно опасная работа - лесоруб. Лесозаготовщики рубят деревья и транспортируют древесину. Это одна из старейших мужских профессий, условия труда которой не сильно изменились с древних времен: лесорубы работают в сложных условиях в дождь, снег, мороз, и все так же основная опасность - это смерть от упавшего дерева.
Работа по теме (Викторина)
Школьникам предлагается поучаствовать в исторической викторине «Герои исторических эпох» позволяет актуализировать знания школьников о героях
отечественной истории.
- слайд. ХVII век. К. Минин, Д. Пожарский, И. Сусанин Первый слайд презентации позволяет вспомнить героев, о которых уже шла речь на занятии по теме «День народного единства». Напомнить о том, что Минину и Пожарскому удалось собрать народное
ополчение, чтобы освободить Москву от захватчиков. И. Сусанин намеренно завёл
польский отряд в непроходимое место, из которого они не смогли выбраться, за что и был убит врагами.
- слайд. ХIХ век. А.В. Суворов, М.И. Кутузов. А.В. Суворов, великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей воинской карьере. Автор книги «Наука
побеждать», военачальник, с именем которого связано основание Севастополя как города крепости. М.И. Кутузов, прославленный военачальник и стратег, под руководством которого была выиграна Отечественная война 1812 года. Героически участвовал во взятии Очакова и штурма крепости Измаил, показывая собою личный пример храбрости и неустрашимости.
- слайд. ХХ век. Г.К. Жуков, Ю.А. Гагарин. Г.К. Жуков, талантливый военачальник, который прошёл героический путь от командира до маршала. Почти все крупные операции Великой Отечественной войны проходили под его командованием: контрнаступление под Москвой, оборона Ленинграда, наступления под Сталинградом, взятие Берлина. За выдающиеся заслуги в Великой Отечественной войне в народе Г.К. Жукова назовут Маршалом Победы. Ю.А. Гагарин, лётчик-космонавт, который первым совершил полёт в космос.
(Работа с каждым слайдом презентации строится по следующему алгоритму: педагог открывает слайд, предлагает угадать героя и рассказать, чем он прославился. За тем даёт небольшой комментарий к событиям или портретам героев)
Творческая работа
-Ребята предлагаю вам нарисовать своего героя и рассказать почему он или она для вас герой (Дети рисуют своего героя и представляют его)
Наша беседа подходит к концу. Давайте подведем итог сегодняшнего классного часа. Гете писал: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно остаться человеком». Помните, о том, что в жизни всегда есть место подвигу и человеческой доброте, но путь к ним лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем, строящим прекрасную, светлую жизнь. Не стоит бездействовать в ожидании подвигов. Нужно просто жить и совершать поступки, достойные человека. Нужно думать не только о себе, но и о тех, кто с вами рядом. И мир будет ярким и красивым!
Ребята, В настоящее время существует специальный интернет – проект «Герои России», который рассказывает о подвигах простых людей.
Благодарю вас за общение, мне было приятно провести с вами беседу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение военно-патриотической игры Зарница
Положение о проведении игры Зарница...
Военно-патриотическое направление. Классный час "Герои былых времен"
Это история о подвигах российских солдат и обычных людей. Даже в нашем современном мире есть мето подвигу, пока на Земле есть добрые люди с большим сердцем...
Фестиваль военно-патриотической песни «К ПОДВИГУ ГЕРОЕВ СЕРДЦЕМ ПРИКОСНИСЬ».
Песни Великой Отечественной войны… Они по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения. С первого дня войны и до праздничног...
Организация и проведение I этапа Всероссийской детско-юношеской военно-патриотической игры «Зарница» на базе образовательного учреждения.
Выступление на региональной конференции...
Аппликация для урока технологии на военно -патриотическую тему.
Материал содержит поэтапное изготовление открытки-аппликации к 23 февраля для детей 7-9 лет.Доступный материал: цветной картон и бумага, интересное исполнение. Работа выполнима за один урок. На оборот...
Всероссийская акция, посвященная Дню защитника Отечества, в рамках военно – патриотического направления, Сценарий видеоролика, посвященный увековечиванию памяти Детей Героев Великой Отечественной войны «Дети войны».
Сценарий видеоролика «Дети войны».Задачи:Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье;Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «дет...
Всероссийская детская культурно-просветительская акция «Я — россиянин».
Фонд «Ноосфера» выступил с инициативой о проведении Всероссийской детской культурно-просветительской акции «Я — россиянин» для школьников России,...