Мои права и обязанности
план-конспект занятия (1 класс)
Предварительный просмотр:
Тема «Мои права и обязанности»
Цель: создание условий для формирования у младших школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов
Задачи:
- познакомить воспитанников с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
- развивать умение называть свои права и анализировать поступки других;
- воспитывать уважение к другим людям.
План:
Организационный момент
Введение
- Основная часть
1.1 Инсценировка
1.2 Беседа «Мои права и обязанности»
1.3 Цветок «Права ребенка»
1.4 Игра «Разрешается – запрещается»
1.5 Анализ ситуаций
2. Подведение итогов
3. Рефлексия
Заключение
Ход занятия
Организационный момент
Введение
Ребята, сейчас у нас в школе проходит месячник правовых знаний «Лабиринты закона». И если мы обратимся к календарю, то увидим, что:
- 20 ноября – Всемирный день прав ребенка
- 10 декабря – День прав человека
- 12 декабря – День Конституции Российской Федерации
Сегодня наше занятие посвящено правам, которыми обладает каждый человек.
Приветствие
Но прежде, чем начнем серьезный разговор, давайте поприветствуем друга необычным способом:
- красиво улыбнемся друг другу;
- поздороваемся локтями;
- поздороваемся пятками;
- сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
- потереться носами (Новая Зеландия);
- пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
- крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
- показать язык (Тибет);
- очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).
Упражнение «Встаньте те, кто…»
- умеет веселиться;
- у кого есть старший брат или сестра;
- кто родился зимой;
- кто любит мороженое;
- у кого сейчас хорошее настроение.
Очень хорошо, что у вас хорошее настроение.
- Основная часть
1.1 Инсценировка
- Если ты не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим.
- Не имеете права! Хочу - играю, хочу - не играю – возмущённо ответил Паша.
- Как вы считаете, прав ли Паша?
- Беседа «Мои права и обязанности»
В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.
Тема нашего занятия: «Мои права и обязанности».
- Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?
- А что является моделью планеты Земля?
- Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем?
- Как называют людей, живущих в нашей стране?
Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту России, назовите столицу нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми.
Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.
- Какие правила вы знаете? (Ответы детей)
В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов.
Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека».
Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование и т.д.
Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще, но не о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!
Именно поэтому в 1989 году 20 ноября был принял особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка».
«Конвенция о правах ребенка» - это международное соглашение. В нем государства дают обязательства соблюдать права каждого ребенка. И наша страна, в 1990 году 1 октября, тоже подписалась под этим документом, а значит - пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах, т.е. о вас, ребята.
1.3 Цветок «Права ребенка»
- каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;
- дети имеют право жить с родителями;
- дети имеют право на медицинскую помощь;
- дети имеют право на обучение;
- дети имеют право на отдых;
- дети имеют право на охрану и защиту.
Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
1.4 Игра «Разрешается – запрещается»
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это… (разрешается)
Если кто того не знает:
Мать с ребенком разлучает.
Это… (запрещается)
Слушать мнение ребенка…. (разрешается)
Бить, наказывать ребенка…. (запрещается)
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться
Это –…. (разрешается)
Если трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа…. (запрещается)
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это….. (разрешается)
1.5 Анализ ситуаций
- Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!
- Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
- Кто прав?
- Почему Дима должен был выучить стих?
- О чем забыл Дима в сценке?
Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях.
- Перечислите, пожалуйста, свои обязанности
- Какие у вас есть обязанности в школе?
- Подведение итогов
- В каком документе записаны права детей?
- Посмотрите, какой чудесный цветок получился. Перечислите свои права по символам на лепестках. Этот цветок принесёт счастье только тому, кто, пользуясь правами, не забывает и об обязанностях!
- О каких обязанностях мы сегодня вспоминали?
- Рефлексия
- Что мы вынесли из сегодняшнего занятия?
- Что вы поняли, что вы уяснили для себя? Что запомнилось?
Заключение
В заключение я хотела бы вам вручить памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником вашей школьной жизни, а также Цветок «Мои права».
На этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо за работу!
- 20 ноября – Всемирный день прав ребенка
- 10 декабря – День прав человека
- 12 декабря – День Конституции Российской Федерации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"
Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"...
Урок русского языка и права "Глагол. Права и обязанности"
Интегрированный урок в 4 классе...
Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.
Воспитание правового самосознания учащихся....
« Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте»
Цели: Отрабатывать навыки основных правил поведения в общественном транспорте; Развивать логическое мышление, память, внимание;Оборудование: Памятка прав и обязанностей пассажиров; кружки трёх цветов ...
Права и обязанности учащихся, правила поведения в школе
Для классного уголка...
Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.
В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....
Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)
Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия ...