Мои права и обязанности
план-конспект занятия (1 класс)

***

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx405.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Мои права и обязанности»

Цель: создание условий для формирования у младших школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов

Задачи:

- познакомить воспитанников с основными правами и свободами, изложенными в    Конвенции о правах ребенка;

- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

- развивать умение называть свои права и анализировать поступки других;

- воспитывать уважение к другим людям.

План:

Организационный момент

Введение

  1. Основная часть

1.1 Инсценировка

     1.2 Беседа «Мои права и обязанности»

     1.3 Цветок «Права ребенка»

     1.4 Игра «Разрешается – запрещается»

     1.5 Анализ ситуаций

2. Подведение итогов

3. Рефлексия

Заключение

Ход занятия

Организационный момент

Введение

Ребята, сейчас у нас в школе проходит месячник правовых знаний «Лабиринты закона». И если мы обратимся к календарю, то увидим, что:

  • 20 ноября – Всемирный день прав ребенка
  • 10 декабря – День прав человека
  • 12 декабря – День Конституции Российской Федерации

Сегодня наше занятие посвящено правам, которыми обладает каждый человек.

Приветствие

Но прежде, чем начнем серьезный разговор, давайте поприветствуем друга необычным способом:

  • красиво улыбнемся друг другу;
  • поздороваемся локтями;
  • поздороваемся пятками;
  • сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
  • потереться носами (Новая Зеландия);
  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
  • показать язык (Тибет);
  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

Упражнение «Встаньте те, кто…»

- умеет веселиться;

- у кого есть старший брат или сестра;

- кто родился зимой;

- кто любит мороженое;

- у кого сейчас хорошее настроение.

Очень хорошо, что у вас хорошее настроение.

  1. Основная часть

     1.1 Инсценировка

- Если ты не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим.

- Не имеете права! Хочу - играю, хочу - не играю – возмущённо ответил Паша.

- Как вы считаете, прав ли Паша?

  1. Беседа «Мои права и обязанности»

В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.

Тема нашего занятия: «Мои права и обязанности».

- Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?

- А что является моделью планеты Земля?

- Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем?

- Как называют людей, живущих в нашей стране?

Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту России, назовите столицу нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми.

Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.

- Какие правила вы знаете? (Ответы детей)

В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов.

Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека».

Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование и т.д.

Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще, но не о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.

Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и  нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!

Именно поэтому в 1989 году 20 ноября был принял особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка».

«Конвенция о правах ребенка» - это международное соглашение. В нем государства дают обязательства соблюдать права каждого ребенка. И наша страна, в 1990 году 1 октября, тоже подписалась под этим документом, а значит - пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах, т.е. о вас, ребята.

          1.3 Цветок «Права ребенка» 

  • каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;
  • дети имеют право жить с родителями;
  • дети имеют право на медицинскую помощь;
  • дети имеют право на обучение;
  • дети имеют право на отдых;
  • дети имеют право на охрану и защиту.

Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

         1.4 Игра «Разрешается – запрещается» 

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это… (разрешается)

Если кто того не знает:

Мать с ребенком разлучает.

Это… (запрещается)

Слушать мнение ребенка…. (разрешается)

Бить, наказывать ребенка…. (запрещается)

Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться

Это –…. (разрешается)

Если трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа…. (запрещается)

Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –

Это….. (разрешается)

        1.5 Анализ ситуаций 

- Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

- Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

- Кто прав?

            - Почему Дима должен был выучить стих?

- О чем забыл Дима в сценке?

Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях.

   

    - Перечислите, пожалуйста, свои обязанности

- Какие у вас есть обязанности в школе?

  1. Подведение итогов

- В каком документе записаны права детей?

- Посмотрите, какой чудесный цветок получился. Перечислите свои права по символам на лепестках. Этот цветок принесёт счастье только тому, кто, пользуясь правами, не забывает и об обязанностях!

- О каких обязанностях мы сегодня вспоминали?

  1. Рефлексия

- Что мы вынесли из сегодняшнего занятия?

- Что вы поняли, что вы уяснили для себя? Что запомнилось?

Заключение

В заключение я хотела бы вам вручить памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником вашей школьной жизни, а также Цветок «Мои права».

На этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо за работу!

        

       

        

       

  • 20 ноября – Всемирный день прав ребенка
  • 10 декабря – День прав человека
  • 12 декабря – День Конституции Российской Федерации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"

Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"...

Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.

Воспитание правового самосознания учащихся....

« Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте»

Цели: Отрабатывать навыки основных правил поведения в общественном транспорте; Развивать логическое мышление, память, внимание;Оборудование: Памятка прав и обязанностей пассажиров; кружки трёх цветов ...

Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.

В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....

Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)

Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню  прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия ...