Причины возникновения школьной дезадаптации
статья (3 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края | |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Причины возникновения школьной дезадаптации
Выполнили:
студентки Ш-32 группы
Шабатура Елизавета.
Ейск, 2023 г.
Проблема школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте
Согласно данным выборочных исследований, уже в начальных классах выявляется около 25-30% детей с проблемами в преодолении школьной дезадаптации, проявляющейся в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий. Несвоевременное распознавание их характера и природы, отсутствие специальных корригирующих программ приводят не только к хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, но и к вторичным нарушениям психосоциальному развитию ребенка, к различным формам отклоняющегося поведения. Не менее остро эта проблема сказывается на качестве учебного воспитательного процесса, дестабилизируя учебную деятельность других учащихся и отвлекая на себя значительную часть усилий педагогов.
Школьная дезадаптации рассматривается как вполне самостоятельный феномен формирующийся в результате несоответствия социопсихологичского или психофизиологического статуса ребенка, требованиям новой социальной ситуации, то есть ситуации школьного обучения.
Дети, испытывающие трудности в выполнении школьных требований, составляют так называемую «группу риска» возникновения школьной дезадаптации.
Школьная дезадаптация – это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, то есть это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром. В формировании и развитии школьной дезадаптации играют роль социально-средовые, психологические и медицинские факторы.
Изначальную причину дезадаптации нужно искать в соматическом и психическом здоровье. ребенка, то есть в органическом состоянии ЦНС, нейробиологических закономерностях формирования мозговых систем. Это надо делать не только когда ребенок приходит в школу, но и в дошкольном возрасте.
Очень сложно разделить генетические и социальные факторы риска, но изначально в основе возникновения дезадаптации в любых ее проявления лежит биологическая предопределенность, которая проявляется в особенностях онтогенетического развития ребенка. Но это практически не учитывается, ни в программах дошкольного образования, ни в программах школьного обучения. По этому, медики, физиологи и валеологи открыто заявляют, что здоровье детей ухудшаются. Ряд исследований показал, что здоровье ребенка за время учебы ухудшается, чуть ли не в 1,5-2 раза по сравнению с моментом поступления в школу.
Анализ зарубежной и отечественной психологической литературы показывает, что термином «школьная дезадаптация» фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения. В их числе: агрессия по отношению к людям и вещам, чрезмерная подвижность, постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться в работе, неуверенность в принятии решения, повышенная возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других, лживость, заметная уединенность, чрезмерная угрюмость и недовольство, достижения ниже норм хронологического возраста, завышенная самооценка, постоянные побеги из дома или школы, сосание пальцев, обгрызание ногтей, энурез, лицевые тики и (или) гримасничанье, запоры, поносы, дрожание пальцев рук и прерывистый почерк, говорение с самим собой.
Природа школьной неуспеваемости может быть представлена самыми разными факторами, в связи, с чем углубленное изучение ее причин и механизмов осуществляется не только в рамках педагогики, сколько с позиции педагогической и медицинской (а в последнее время и социальной) психологии, дефектологии, психиатрии и психофизиологии. Краткое обобщение результатов этих исследований позволяет перечислить основные факторы, способные стать причина школьной неуспеваемости:
- Недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность.
- Длительная и массивная психическая деривация.
- Соматическая ослабленность ребенка.
- Нарушения формирования отдельных психических функций и познавательных процессов.
- Нарушения формирования так называемых школьных навыков (дислексия, дизграфия, дискалькулия).
- Двигательные нарушения.
- Эмоциональные расстройства.
Перечисленные нарушения следует рассматривать как факторы риска, способные при определенных условиях стать причиной школьной неуспеваемости, но отнюдь не определяющие ее фатально.
Обычно рассматриваются 3 основных типа проявлений школьной дезадаптации:
- Неуспешность в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а так же в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент школьной дезадаптации);
- Постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а так же к перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный компонент школьной дезадаптации);
- Систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент школьной дезадаптации).
У большинства детей имеющих школьную дезадаптацию, довольно часто могут быть прослежены все три приведенных компонента. Однако преобладание среди проявлений школьной дезадаптации того или иного компонента зависит, с одной стороны, от возраста и этапа личностного развития, а с другой – от причин, лежащих в основе формирования школьной дезадаптации.
Обобщенно картину школьной дезадаптации можно представить следующим образом:
Форма дезадаптации | Причины | Коррекционные мероприятия |
Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности | Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей | Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям |
Неспособность произвольно управлять своим поведением | Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений) | Работа с семьей; Анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение |
Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы) | Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей | Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика |
Школьный невроз или «фобия школы», - неумение разрешить противоречия между семейными и школьными «мы» | Ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем) | Необходимо подключение школьного социального педагога, психолога- семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей |
Подводя итог описания признаков и факторов школьной дезадаптации, следует подчеркнуть как минимум, 3 основных момента, важных для верного понимания сущности этого феномена, а так же для формулировки общих принципов его диагностики.
Во-первых, каждый из перечисленных факторов крайне редко встречается в «чистом», изолированном виде и, как правило, сочетается с действие других факторов, образуя сложную иерархизированную структуру нарушения школьной адаптации.
Во-вторых, действия любого фактора носит не прямой характер, а реализуется через целую цепь опосредстований, причем на разных этапах формирования дезадаптации мера патогенности каждого из факторов и его место в общей структуре нарушений не являются постоянными.
В – третьих, становление картины школьной дезадаптации происходит не просто на фоне, а в неразрывной динамической связи с симптомами психического дизонтогенеза, что, однако, не дает оснований для их отождествления, но диктует при этом необходимость анализа и их соотношения в каждом конкретном случае.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьная дезадаптация. Причины, пути коррекции
Младший школьный возраст - Адаптация к школе ...
Причины школьной дезадаптации .
Причины школьной дезадаптации ....
Причины школьной дезадаптации в 5 классе
В материале рассматриваются основные причины снижения успешности обучения в период перехода из начальной школы в среднюю...
Причины возникновения неуспеваемости в младшем школьном возрасте.
Младший школьный возраст считается важным периодом яркого развития и лучшего преобразования познавательных процессов. Высокая сензитивность этого возрастного периода обуславливает большие потенциальны...
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ
В данной статье указаны наиболее частые причины возникновения школьных трудностей учащихся начальной школы....
«Как предупредить возникновение школьной дезадаптации у первоклассников».
Материалы из родительского собрания...
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ
ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ Почему трудности в обучении детей стали вечной проблемой школы? Педагоги-ученые основную причину возникновения трудностей в обу...