Причины школьной дезадаптации в 5 классе
статья (4 класс) на тему
В материале рассматриваются основные причины снижения успешности обучения в период перехода из начальной школы в среднюю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_shkolnoy_dezadaptatsii_v_5_klasse.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Переход детей из начальной школы в среднюю часто сопровождается возникновением различных проблем. Связано это с тем, что преподаватели еще очень мало знакомы со своими новыми учениками, плохо знают их сильные и слабые стороны, а дети попадают в ситуацию новых требований, в новые условия обучения. В результате у некоторых детей может наступить школьная дезадаптация, которая выражается в снижении успеваемости, нарушении правил поведения, конфликтности во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками и т.д. На что нужно обратить внимание родителю в 5 классе, если возникают проблемы?
Все причины дезадаптации можно разделить на физиологические, социальные и психологические.
Физиологические особенности детей данного возраста, связанные с физическим взрослением мы уже рассматривали. Сюда нужно, однако, добавить неврологические дисфункции (в частности минимальная мозговая дисфункция), неврозы, хронические заболевания, которые увеличивают утомляемость ребенка, уменьшают стабильность учебной работы. В такой ситуации единственный способ – укреплять здоровье ребенка и терпеливо ждать, когда произойдет компенсация дисфункций. У разных детей это происходит раньше, у других - позже (классе в 8-9).
О социальных проблемах этого возраста мы тоже говорили.
А вот психологические причины, лежащие в основе учебной дезадаптации, можно объединить в 3 группы:
1. Недостатки познавательной деятельности в широком смысле.
2. Недостатки в развитии мотивационной сферы.
3. Недостаточное развитие самооценки и рефлексии.
Анализируя причины 1 группы, можно вести речь о 3 основных причинах:
А) несформированность правильных приемов учебной деятельности.
Такой ребенок не умеет по настоящему учиться. Счет в уме, списывание текста, заучивание стихотворения – даже такие простые действия можно выполнять разными способами, рациональным и нерациональным. Они неодинаково эффективны и требуют разного количества времени для выполнения. Например, выполнение устных вычислений по письменному типу, подбор значения частного при письменном делении без использования приема округления, списывание текста не по предложениям, а по отдельным словам, заучивание текста без предварительной логической обработки и т.д. – все это неверные приемы учения.
Правильным приемам обязательно обучают в начальной школе, но есть дети, которые в силу своей изначально слабой школьной готовности к 1 классу, завышенной самооценки или некоторых других причин не принимают или не усваивают верные приемы учения. Иногда родители оказывают ребенку медвежью услугу, не прислушиваясь к учителю и объясняя что-то ребенку своим способом. Учитель на уроке может очень ограниченно отслеживать на уроке в классе процесс выполнения учебного действия, потому что для этого требуется индивидуальное сопровождение ребенка.
Б) недостаточная сформированность основных психических процессов.
Не все дети обучаются достаточно легко. При любой методике обучения, при самой лучшей ее организации одни ученики будут продвигаться успешно, а другие – нет. В этой связи говорят обычно об учебных способностях учащихся. Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека, к которым относят развитие мыслительных процессов (уровень сформированности процессов анализа, синтеза, сравнения), экономичность мышления, самостоятельность и гибкость мышления и т.д.
Именно мышление, а не память и внимание влияет на успешность учебной деятельности. Новый вид мышления – это основное новообразование младшего школьного возраста. Если в 1 классе мышление у ребенка наглядно-образное, то сейчас оно должно уже быть словесно-логическим (теоретическим).
Неумение и нежелание активно мыслить – это отличительная особенность детей с низкой обучаемостью. Психологи рассматривают интеллектуальную пассивность как следствие неправильного воспитания и обучения, когда ребенок не прошел в течение жизни до школы определенный путь умственного развития, не научился необходимым интеллектуальным умениям.
В начальной школе, безусловно, идет обучение мыслительным приемам, но ребенок, который пришел в 1 класс с недостаточно развитым мышлением, может, например, оказаться в 4 классе на том уровне, которого все остальные дети достигли в 3 классе. И с каждым годом обучения этот разрыв будет все больше увеличиваться. Не справляясь с мыслительной нагрузкой, такой ребенок начинает искать «обходные пути»: формировать неэффективные способы работы (лишь бы выполнить задание), списывает, прячется от учителя и т.д. Единственный способ помочь такому ребенку – это поместить его в такую учебную среду, в которой его мыслительные умения будут соответствовать по своему уровню общему уровню класса или пройти специальную коррекционную программу развития мышления.
В) природные особенности ребенка и трудности в обучении.
Это сила и подвижность нервной системы, которые находят свое отражение в темпераменте.
Сила нервной системы характеризует ее выносливость, работоспособность, помехоустойчивость к раздражителям. Подвижность определяется скоростными характеристиками нервных процессов – возбуждения и торможения.
Согласно данным психологов, слабые и инертные по своим нейродинамическим особенностям дети, хуже учатся. Для того чтобы учеба была успешной, таким детям следует выработать специальные приемы организации своей учебной деятельности в разных ситуациях. Многое зависит от учителя, но не каждый учитель будет в полной мере учитывать такие особенности на уроке. Ребенка нужно индивидуально учить справляться с ситуацией.
2-ая группа психологических причин дезадаптации связана с развитием мотивационной сферы и сформированностью психических новообразований.
Несформированность у учащегося положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной неуспеха. В числе основных мотивов учения школьников, которые должны быть сформированы в той или иной степени в этом возрасте должны быть следующие:
- удовлетворение от приобретения знаний,
- удовлетворение от развития умственных способностей,
- интерес к предмету или теме,
- стремление к определенному социальному положению в классе, семье,
- понимание необходимости подготовки к дальнейшей жизни и получения образования, профессии.
Психологи обнаружили, что приблизительно в 70% случаев дети с достаточно высоким уровнем мотивации даже при сравнительно низком уровне мышления достигают большей продуктивности в учебной деятельности.
О самооценке ребенка мы уже говорили. В этом возрасте она должна уже быть адекватной с крохотным креном в сторону повышенной. Достигается это за счет развития рефлексии – способности ребенка понимать свою психическую жизнь, осознавать причины, мотивы, результаты и последствия своих действий. Рефлексия формируется на уроке только отчасти, ведущую же роль в развитии рефлексии играет семья и общение.
Еще одно новообразование младшего школьного возраста - произвольность психических процессов, способность к саморегуляции и самоорганизации. Если ребенок до сих пор не может заставить себя выполнить какую-то учебную работу, не может сконцентрироваться на учебном материале и процессе выполнения действий, не всегда, может быть, интересных, то это явно говорит о том, что такой ребенок находится в группе риска, и ему обязательно нужна ваша помощь.
Нужно всегда помнить, что нормальному, здоровому ребенку обязательно можно помочь. И сделать это должны взрослые, прежде всего родители, потому что никому ваш ребенок не интересен в большей степени, чем вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие школьной дезаптации. Уровни и формы школьной дезадаптации.
Описание основных уровней и форм школьной дезедаптации....
Школьная дезадаптация. Причины, пути коррекции
Младший школьный возраст - Адаптация к школе ...
Причины школьной дезадаптации .
Причины школьной дезадаптации ....
Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»
Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...
Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»
Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...
Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»
Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...
Причины возникновения школьной дезадаптации
Причины возникновения школьной дезадаптации...