Доклад на тему:Духовно-нравственное воспитание
статья (3 класс)

Абдусаламова Надежда Лаврентьевна

В докладе говоритс о влиянии дховно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Сергокалинская СОШ №2 имени Героя России Магомеда Нурбагандова»

Доклад на тему:

«Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»

Подготовила: Абдусаламова Надежда Лаврентьвна,

учитель начальных классов.

C:\Users\User\Desktop\фото 3  класс\IMG-20230914-WA0028.jpg

2023 уч.год

Тема: «Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»

В наше сложное время потеря духовных ценностей и ориентиров проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу за судьбы наших детей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гармонично развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно- нравственных свойств личности школьника.

Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки. Ключевой фигурой между учеником и конкретным изучаемым предметом является учитель.

Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

-Нравственных чувств

- Нравственного облика

- Нравственной позиции

- Нравственного поведения

По словам К.Д. Ушинского,  учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений».  

Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания.

 Это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи своего внутреннего духовного мира.

Таким образом, духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

  Я работаю с этими детьми уже 3-й год. Из опыта работы могу сказать, что в классе есть дети из семей, в которых родители, в основном, занимаются работой, созданием материальной базы, а не воспитанием ребёнка .У детей недостаточно сформирована мотивация к обучению, необходимо

развивать и корректировать психические процессы: кратковременную и долговременную память, логическое, наглядно-образное мышление,  внимание. Для этого я пригласила школьного психолога. Она провела тестирование детей. По итогам тестирования она подготовила сообщение для родителей на собрании.

Учащиеся в начальных классах, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу.

Продуктивной формой урока может стать ролевая игра. Инсценировка игры учит учащихся анализировать сложные проблемы человеческих отношений, в разрешении которых важно не только правильное решение, но и обоюдное поведение, отношения, тон и т.д.

Воспитание духовно-нравственных качеств личности реализуются в  следующих

                             видах  деятельности  учащихся:

Познавательная – работа над учебным материалом, включающим в себя фольклорные произведения.

Ценностно-ориентировочная – моделирование различных отношений к языку, культуре, окружающей среде через игровые модели, формирование умения принимать решения в ситуации выбора.

Эстетическая – развитие способности выражать свои эмоции, чувства, настроения художественными средствами: в стихах, рисунках.

Коммуникативная деятельность, или общение, являющееся условием познания

Мероприятия, способствующие формированию духовно- нравственных качеств у обучающихся:

- Классные часы и беседы на темы:  «Урок мира», «День космонавтики», «Герои отечества», «В мире доброты», «Моя малая родина» и мн.др.

Ежегодно готовим с детьми праздник «День матери», «День отца», «День пожилого человека».  на который приглашаем пап, мам и бабушек, готовим для них подарки и поздравления.

Проводим уроки мужества и готовим подарки к 23 февраля, классный час ко «Дню Победы»

Дети готовят рассказы и рисунки о профессиях своих родителей, пишут письма солдатам.

Конечно же много говорим о победе советского народа в ВОВ, участвуем в выставках работ, рисунков, готовили презентации. Ежегодно вспоминаем о погибших в Беслане «День памяти и скорби».

И конечно же знакомимся с бытом, традициями своего (даргинского и русского) народа. Ведь не зная своей истории, истории развития своей страны,  невозможно развиваться самому.

В.М. Бехтерев писал:

«Целью  всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты».

Духовно-нравственное воспитание учащихся происходит во всех видах урочной и внеурочной деятельности. Я выбрала следующие  темы для проведения внеурочных мероприятий, вот лишь некоторые из них:
«Спешите делать добро»,

 «Кому легче жить культурному или некультурному человеку?»,

 «Россия- родина моя!»,

 «Книга- твой друг и учитель!»,

«Еще раз о товариществе и дружбе»,

 «Вредные привычки. Как от них избавиться?»,

«В дружбе - сила»,

«Люди, на которых хотим быть похожими».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Духовно - нравственное воспитание учащихся"

Духовно-нравственное воспитание учащихся....

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание воспитанников с ОВЗ"

Самоанализ работы воспитателя  в школе-интернате....

Доклад по теме: «Духовно-нравственное воспитание неслышащих младших школьников».

В докладе представлены основные направления по духовно-нравственному воспитанию неслышащих младших школьников...

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьника"(из опыта работы)

Цель данного мероприятия формирование основ нравственности младших школьников средствами внеурочной деятельности, становление субъектной позиции младших школьников....

Доклад на тему"Духовно–нравственное развитие и гражданско–патриотическое воспитание обучающихся как основа воспитательной работы гимназии (из опыта работы)"

В докладе раскрыт опыт работы учителя по теме"Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся"....

Доклад на тему «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников»

           Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может...