Доклад на тему:Духовно-нравственное воспитание
статья (3 класс)
В докладе говоритс о влиянии дховно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Сергокалинская СОШ №2 имени Героя России Магомеда Нурбагандова»
Доклад на тему:
«Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»
Подготовила: Абдусаламова Надежда Лаврентьвна,
учитель начальных классов.
2023 уч.год
Тема: «Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»
В наше сложное время потеря духовных ценностей и ориентиров проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу за судьбы наших детей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гармонично развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно- нравственных свойств личности школьника.
Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки. Ключевой фигурой между учеником и конкретным изучаемым предметом является учитель.
Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
-Нравственных чувств
- Нравственного облика
- Нравственной позиции
- Нравственного поведения
По словам К.Д. Ушинского, учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений».
Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.
Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания.
Это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи своего внутреннего духовного мира.
Таким образом, духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Я работаю с этими детьми уже 3-й год. Из опыта работы могу сказать, что в классе есть дети из семей, в которых родители, в основном, занимаются работой, созданием материальной базы, а не воспитанием ребёнка .У детей недостаточно сформирована мотивация к обучению, необходимо
развивать и корректировать психические процессы: кратковременную и долговременную память, логическое, наглядно-образное мышление, внимание. Для этого я пригласила школьного психолога. Она провела тестирование детей. По итогам тестирования она подготовила сообщение для родителей на собрании.
Учащиеся в начальных классах, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу.
Продуктивной формой урока может стать ролевая игра. Инсценировка игры учит учащихся анализировать сложные проблемы человеческих отношений, в разрешении которых важно не только правильное решение, но и обоюдное поведение, отношения, тон и т.д.
Воспитание духовно-нравственных качеств личности реализуются в следующих
видах деятельности учащихся:
Познавательная – работа над учебным материалом, включающим в себя фольклорные произведения.
Ценностно-ориентировочная – моделирование различных отношений к языку, культуре, окружающей среде через игровые модели, формирование умения принимать решения в ситуации выбора.
Эстетическая – развитие способности выражать свои эмоции, чувства, настроения художественными средствами: в стихах, рисунках.
Коммуникативная деятельность, или общение, являющееся условием познания
Мероприятия, способствующие формированию духовно- нравственных качеств у обучающихся:
- Классные часы и беседы на темы: «Урок мира», «День космонавтики», «Герои отечества», «В мире доброты», «Моя малая родина» и мн.др.
Ежегодно готовим с детьми праздник «День матери», «День отца», «День пожилого человека». на который приглашаем пап, мам и бабушек, готовим для них подарки и поздравления.
Проводим уроки мужества и готовим подарки к 23 февраля, классный час ко «Дню Победы»
Дети готовят рассказы и рисунки о профессиях своих родителей, пишут письма солдатам.
Конечно же много говорим о победе советского народа в ВОВ, участвуем в выставках работ, рисунков, готовили презентации. Ежегодно вспоминаем о погибших в Беслане «День памяти и скорби».
И конечно же знакомимся с бытом, традициями своего (даргинского и русского) народа. Ведь не зная своей истории, истории развития своей страны, невозможно развиваться самому.
В.М. Бехтерев писал:
«Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты».
Духовно-нравственное воспитание учащихся происходит во всех видах урочной и внеурочной деятельности. Я выбрала следующие темы для проведения внеурочных мероприятий, вот лишь некоторые из них:
«Спешите делать добро»,
«Кому легче жить культурному или некультурному человеку?»,
«Россия- родина моя!»,
«Книга- твой друг и учитель!»,
«Еще раз о товариществе и дружбе»,
«Вредные привычки. Как от них избавиться?»,
«В дружбе - сила»,
«Люди, на которых хотим быть похожими».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Духовно - нравственное воспитание учащихся"
Духовно-нравственное воспитание учащихся....
Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание воспитанников с ОВЗ"
Самоанализ работы воспитателя в школе-интернате....
Доклад на тему: "Духовно - нравственное воспитание как приоритетная задача образовательных стандартов нового поколения".
Из опыта работы по курсу "Основы Религиозных Культур и Светской Этики "...
Доклад по теме: «Духовно-нравственное воспитание неслышащих младших школьников».
В докладе представлены основные направления по духовно-нравственному воспитанию неслышащих младших школьников...
Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьника"(из опыта работы)
Цель данного мероприятия формирование основ нравственности младших школьников средствами внеурочной деятельности, становление субъектной позиции младших школьников....
Доклад на тему"Духовно–нравственное развитие и гражданско–патриотическое воспитание обучающихся как основа воспитательной работы гимназии (из опыта работы)"
В докладе раскрыт опыт работы учителя по теме"Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся"....
Доклад на тему «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников»
Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может...
- Мне нравится (1)