Доклад по теме: «Духовно-нравственное воспитание неслышащих младших школьников».
статья на тему

Дергунова Татьяна Владимировна

В докладе представлены основные направления по духовно-нравственному воспитанию неслышащих младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_duhovno-_nravstvennoe_vospitanie.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое  государственное бюджетное специального (коррекционного)

образовательное  учреждение  для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательной школа-интернат I вида №1»

 

Доклад  по теме:

«Духовно-нравственное воспитание неслышащих младших школьников».

                Подготовила учитель начальных классов  Дергунова Т.В.

                                                             

                                                     г. Хабаровск

                                                           2015 г

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

«Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества должно                   быть мерилом жизненного смысла»

Ломоносов М.В.

Духовность-высший уровень развития личности, когда основными ориентирами её жизнедеятельности становятся человеческие ценности: любовь, доброта, понимание, сопереживание,  действие личности  во благо окружающих.                                                                                                          Стержнем духовных поисков человека выступают его нравственные идеалы. Через воспитание нравственных идеалов идёт формирование духовного сознания.                                                                                                                            В сочетании духовность и нравственность  составляют основу личности.                   Духовно-нравственное воспитание – формирование продуктивного отношения  человека  к  обществу, самому себе через систему принятых в обществе норм, побуждение ребёнка к добрым поступкам.                               В проекте ФГОС духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация  обучающихся определены как задачи первостепенной важности.                                                                                                            Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной и культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.                                                                                                                        В процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, школу, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения  дополните льного образования, культуры и спорта, СМИ.                                                   Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно – нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования.  Школа является важнейшим социальным институтом, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося,  осуществляет целенаправленное, систематическое воспитательное воздействие, формирует у школьников нравственные привычки, поведение, чувства и сознание.                                                                                                  В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности:                                                          1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).                                                                                        2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.                                          3. Гражданственность — Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.           4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.                                                     5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.                                                            6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.                                                                                                                        7. Традиционные российские религии* включает представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.                                                                                                                                8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.      9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.      10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

Воспитание духовно-нравственного сознания неслышащих школьников сложная задача из-за нарушенного слуха  и недоразвития речи данной категории учащихся. Недостаток речевого развития отрицательно влияет на  умственное, нравственное развитие  обучающихся, ограничивает возможности познания окружающего мира и понимания таких понятий как «патриотизм», «долг», «совесть», «мораль», «ответственность» и т.д.         Задача учителя развивать духовно-нравственные сознание, заложенное природой в человека, формировать  у неслыщащих школьников нравственные привычки, поведение,  чувства.                                                                                                  На начальном этапе обучения и воспитания неслышащих младших школьников  учителя   формируют и развивают у детей элементарные нравственные привычки. К ним относятся гигиенические навыки,  нормы взаимоотношения  с окружающими ( уважение других детей, их чувств, мнения, забота, сочувствие, взаимопомощь, доброжелательность и внимание к окружающим, этикет); привычка к труду ( уход за своим рабочим местом, дежурство по классу, дежурство по школе, уборка класса, школьного двора). Соблюдение  требований  режима формирует у детей дисциплинированность, умение планировать и контролировать свои действия.                  Самообслуживание совершенствует  гигиенические и трудовые навыки.        Воспитание духовно-нравственного сознания тесно связано с уровнем речевого развития школьников, с их мышлением. По мере овладения речью ребёнок знакомиться с нравственными понятиями, которые закрепляются в практической деятельности (начинают с элементарных оценочных понятий «хорошо», «красиво» ,«отлично», школьники постепенно овладевают понятиями на конкретной основе: «вежливость», «дружба», «помощь», а затем понятиями отвлечённого характера, таких как «ответственность», «долг», «патриотизм».                                                                                     Основные  этапы  формирования  нравственного  сознания  неслышащих  младших  школьников:

  • Практическое овладение нормами поведения (через подражание, выполнения требования);
  • Изучение нравственных понятий (в процессе анализа поведения литературных героев , собственного опыта и поведения окружающих);
  • Применение знаний в деятельности (в поведении, общении).

Формирование нравственных понятий происходит  в процессе деятельности.     Основные виды деятельности:

  • урочная;
  • внеурочная (культурные практики);
  • внешкольная (социальные практики);
  • семейная.

Урочная деятельность- нравственного развития личности  идёт через формирование нравственных понятий  на уроках(например: в процессе чтения и разбора содержания произведения, когда учащиеся дают оценку поступкам  героев рассказов, сказок, басен, высказывают своё отношение к героям: порицают или одобряют их  действия, формирование у учащихся умения определять эмоциональный характер героев, создавать предпосылки для развития у детей способности к сопереживанию,  проведение смотров знаний, определение рейтинга успеваемости по четвертям).                  Внеурочная деятельность. Суть нравственных понятий  разъясняется  на классных тематических часах (  например: учитель создаёт проблемную ситуацию, а учащиеся находят свои пути выхода, в дальнейшем идёт обсуждение и оценивания действия каждого ученика). В начальной школе проведены  классные часы патриотического содержания: «Я- гражданин России», «День Защитника Отечества», «Подвиг, который мы будем помнить вечно», беседы на этические темы: «Давайте   знакомиться», «Культура общения- что это?», «Волшебный остров», «Полезные и вредные привычки», «Кто я?  Какой я?».Подготовка  к проведению праздников, связанных с традициями русского народа –«Масленица»), предметных и тематических недель («День Земли»), праздников, посвященных не только государственным символам России, но и Дню Победы, Дню Защитников Отечества,   викторины, выставки, дискуссии, игры, КТД «Мы вместе». Совместная деятельность воспитывает умение вести себя в коллективе, выстраивать свои отношения с окружающими.                                           Трудовая деятельность является одной из форм внеурочной деятельности: дежурство по школе, по классу, организация и проведение генеральных уборок и субботников по уборке школьной территории «Листопад», «Снежный двор», «Сделаем наш двор  чище!» ,серии классных часов «Я -дежурный», «Дежурим в столовой»,  «Все профессии  нужны».      Художественно-творческая деятельность также является одной из форм внеурочной деятельности. Это организация и проведение вечеров “Осенний бал”, “Новогодний утренник”, выставок детского творчества, участие в различных конкурсах,  посещение различных театров, музеев и т.д. Обеспечение условий для реализации детей в системе культурных ценностей осуществляется через активное сотрудничество с  библиотекой, которое способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа. Физкультурно-оздоровительная деятельность: Школьные мероприятия «День здоровья», «Шашечный турнир», «Веселые старты», «Сказочная эстафета», тематические классные часы: «О болезнях грязных рук», «Секреты здорового образа жизни», «В здоровом теле – здоровый дух», «Полезные и вредные привычки».                                                       Внешкольная деятельность. В течении учебного года выезжали с учениками в краеведческий музей, в художественный музей  и посетили выставки: «Изба переселенцев»; «Животные Хабаровского края»; «Рыбы Хабаровского края»; «Русская игрушка». Выезжали с учениками на экскурсии: «Памятные места города Хабаровска», «Ледовая сказка».Принимали участие в экологической акции «Чистый берег». Семейное воспитание -как условия духовно-нравственного воспитания школьников.  Наша  работа разнообразна и проявляется в различных формах деятельности: классные часы,  проведение семейных праздников в классе, конкурсов с привлечением родителей, выезд за город, а также просветительская деятельность со стороны учителя в некоторых вопросах воспитания.                                                                                                                          

Важно помнить, что духовно-нравственное воспитание - это целостная динамическая система, основным фактором которой является  ЛИЧНОСТЬ.                                                                                                              Результат воспитания – ВОСПИТАННАЯ ЛИЧНОСТЬ.                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС"

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС" для ознакомления с основной образовательной программой начальн...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников»

План проекта.  1.     Актуальность.2.     Выявление проблемы.3.     Цели и задачи педагогического проекта.4....

Обобщение опыта работы в форме ИПМ по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"

Сущность моего опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей....

Тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС».

Формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)...

Методическая разработка урока на тему: "Духовно - нравственное и патриотическое воспитание школьников"

Цели:- воспитание культуры поведения;- создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников.Задачи:- формирование цельной духовно нравственной личности;- воспитание ува...

Выступление на педсовете. Тема: "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в школе в свете реализации ФГОС"

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой и семьёй ФГОС ставят задачу воспитания отв...

Реферат на тему: Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в системе дополнительного и начального общего образования

Настоятельной потребностью современного российского общества является совершенствование его духовно-нравственной сферы. От улучшений нравственного климата в социуме во многом зависят и перспективы гар...