Разработка воспитательного мероприятия
материал

Обобщать знания о природе, о животных и растениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_vospitatelnogo_meropriyatiya.docx652.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка воспитательного мероприятия

Автор: Кочева Марина Владимировна

Цель: Обобщать знания о природе, о животных и растениях.

Оборудование: мультимедийное  устройство, проектор, кроссворд.

Слайд 1.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит грамзапись птичьих голосами.

 Учитель. Угадайте, о чем сегодня пойдет речь?

Слайд 2

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

 Заходя в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

 Дети. Это лес. Входит Лесовичок.

У. Поприветствуйте Лесовичка!

Дети читают стихотворение «Русский лес»

Русский лес

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

 Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

 Весь в росе, как в серебре?

 Кто в глуши твоей таится?

 Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

Раздается стук в дверь. Почтальон вносит конверт, на котором написано: «Экстренное сообщение».

Лесовичок (читает текст).

 «В окрестностях наших лесов появился нарушитель спокойствия, разрушитель птичьих гнезд, губитель растений и животных — Лесогуб».

Думаю, надо послать наших дозорных -юных друзей природы поймать злодея.

Два ученика уходят.

 — А вы пока ответьте на мои вопросы:

• Какие виды лесов вы знаете?

• Какие леса растут в нашей местности?

• Чем радуют нас леса?

 Дети отвечают. Затем на сцену выводят Лесогуба.

Лесогуб. Сказал, отпустите! Все равно всех погублю! Я, может быть, этих птиц,

букашек, зверюшек с детства не люблю: кусаются, колются, щиплются!

Лесовичок. Что же ты, Лесогуб, в природе живешь и ее же обижаешь?

Лесогуб. Я бедненький сиротка! В школу не ходил, правил не учил.

Лесовичок. А хотел бы ты научиться беречь лес и все, что в лесу? Хотел бы узнать о животных и растениях?

Лесогуб. Да!

Лесовичок. Тогда садись за парту, а в конце урока если сдашь экзамен, то мы пустим тебя снова в лес.

Сегодня мы собрались, чтобы проверить знания по разделу «Природа». Соревнуются три команды. Им предстоит отгадывать загадки, решать кроссворды, вспоминать пословицы и поговорки, изображать животных и многое другое.

РАЗМИНКА

У. Каждая игра начинается с разминки, поэтому мы не будем нарушать традицию. Каждая команда должна ответить на три вопроса. За правильный ответ - 1 балл.

1. Что это за трава, которую слепые узнают? (Крапива.) Слайд 3.

2. Самое глубокое озеро в мире. (Байкал.)   Слайд 4. 

3. На каком материке нет рек? (В Антарктиде.)  Слайд 5.

4. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.) Слайд 6.

5. Что делает еж зимой? (Спит.) Слайд 7.

6. Из какого дерева делают спички? (Из осины.) Слайд 8.

7. Какие дрова самые жаркие? (Дубовые, березовые.) Слайд 9.

8. Из какого дерева делают лыжи? (Из березы.) Слайд 10.

9. Из какого дерева делают пианино? (Из ели.) Слайд 11.

КОНКУРС 1.

«КТО  Я?»

У. Ребята, на наш адрес пришло еще 3 письма. Угадайте, кто их написал.

Письмо 1

У меня на голове черная шапочка. Спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадайтесь, кто я? (Синица.) Слайд 12.

Письмо 2

Я хищник, охотящийся из засады. Молчаливый, скрытный, бесшумно передвигающийся зверь. Могу часами караулить добычу, которую выслеживаю главным образом с помощью слуха. Из засады бросаюсь молча, делаю несколько стремительных прыжков, но если добыча ускользает, то ее не преследую. Хватаю и удерживаю добычу острыми когтями. С их помощью лазаю по деревьям. (Кошка.)

Письмо 3

Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, всех будить. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда по дереву. Мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелететь с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не слишком заметная. Кто же я? (Поползень.)

КОНКУРС 2.

«КРОССВОРД «ДАРЫ ЛЕСА»

Слайд 13.

C:\Users\install\Pictures\2013-03-21\001.jpg

Команда, которая первой правильно решит кроссворд, выигрывает.

По горизонтали:

2. Невысок и коренаст, Поглядеть решил на нас, Приподняв с утра под елками Лист с прилипшими иголками.

4. Растут на ветках группками, Покрытые скорлупками.

5. Не балует дуб детей -Одевает без затей:

Все из его семейки Носят тюбетейки.

6. Каждой весною Лапы еловые Старые лампы Меняют на новые.

По вертикали:

1. Чем больше колец, Тем старше жилец.

3. Ловит солнышко лучистое, Зрея на опушке. Покраснеет - и душистая Попадает в кружки.

Ответы

По горизонтали: 2. Гриб. 4. Орех. 5. Желудь. 6. Шишки.

По вертикали: 1. Дерево. 3. Земляника.

КОНКУРС 3

«живая пантомима»

Командам надо изобразить дрессированного медведя в цирке; утку, которая обучает своих утят ходить «гуськом»; обезьян в зоопарке.

Физкультминутка. Рекламная пауза

Лесовичок. Леса России... Широко раскинулся на карте зеленый океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березки, темные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, таежные дебри. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с жизнью дерева. Более 10 ООО различных изделий производят из древесины. Без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслима, однако с каждым годом лес все больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истреблялось.

 Чтец 1.

Привет тебе, мой край родной,

С твоими теплыми лесами,

 С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

Чтец 2.

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями

Дерев, поимых родником,

Там, где, овеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом...

Лесовик. О чем писал любитель природы Михаил Пришвин?

«Мы - хозяева нашей природы, и она для нас - кладовая с великими сокровищами жизни. Рыбе  вода, птице — воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу -значит охранять Родину».  Слайд 14.

Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? Почему мы дружим с ним, для чего он нам нужен?

Дети отвечают, затем на доске открывается запись:

Слайд 15.

Лес - это наше богатство!

Лес - это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.

Лес - это дом для зверей и птиц.

Лес - это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать богатый урожай.

Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

конкурс 4.

 «узнай растение»

У. О каком растении идет речь? Все команды получают загадки об одном и том же растении:

Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко:

Ведь дорожку до зари

Освещают фонари -

На больших столбах подряд

Лампы белые висят.

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

 Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной.

Цветок - как бубенчик,

 Беленький венчик...

Цветет он не пышно,

 Звенит ли - не слышно. (Ландыш.) Слайд 16.

- С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полях появляется много цветов, в том числе и ландыш.

Предлагаю вам ролевую игру. Речь в ней будет идти о ландыше.

Команда 1 - «Потребители».

Команда 2 - «Юные хранители природы».

Команда 3 - «Эксперты».

Потребитель - человек, который стремится жить, больше получая от других, чем отдавая.

Эксперт - специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса.

Команды 1 и 2 отвечают на вопрос: хорошо или плохо рвать большие букеты ландышей?

«Эксперты» (делают общий вывод). Вы должны найти ключевые слова, относящиеся к вашей «профессиональной деятельности», и включить их в свой ответ.

На доске: Слайд 17.

цветы,..., завянут,..., богатство, подарить ..., букет, беречь, пахнут, вред,..., в лесу,..., стоят, исчезнут, правила, уют ..., пустой,... поведения, не нанести,..., природа

Возможные варианты ответов:

«Потребители». Нарвать букет ландышей - это хорошо. Цветы красивые. Их можно подарить кому-нибудь. Они хорошо пахнут. Когда дома стоят цветы, становится уютно.

«Юные хранители природы». Нарвать букет ландышей - это плохо. Цветы быстро завянут, и их выбросят. Если будешь рвать большие букеты, нанесешь вред природе. Цветы быстро исчезнут. Лес станет некрасивым, пустым!

«Эксперты». Леса - богатство нашего края! Их нужно беречь! Находясь в лесу, не нужно забывать правила поведения в нем, чтобы не нанести вред природе.

- Почему мы заговорили о ландышах? Люди их рвут, не задумываясь. А ведь чтобы ландыш зацвел, с того дня, как семечко упадет в землю, должно пройти 10 лет. Если мы сохраним красоту зеленых растений, то и животные нам отплатят красотой. Ведь все в природе взаимосвязано.

КОНКУРС 5.

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ»

Бим-бом-бом!

Начинается погром.

 Выезжаем на природу

 -Сколько здесь в лесу народу!

Здесь костер и там костер,

Банки, склянки, всякий сор.

Представьте, что вы оказались в лесу или на берегу озера. Перед вами горы разбросанного мусора. А ведь в лесу живут животные и птицы, и это наносит им непоправимый вред.

Правила поведения в природе

1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.

2. Не повреждай кору деревьев.

3. Не собирай березовый сок. Помни, что это вредит дереву.

4. Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения остаются в природе. Помни, что букеты можно составлять

из тех растений, которые выращены человеком.

5. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много.

6. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повредить веток.

7. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что все грибы очень нужны в природе.

8. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

9. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз, других насекомых.

10. Не разоряй гнезда шмелей.

11. Не разоряй муравейники.

12. Береги лягушек, жаб и головастиков.

13. Не убивай змей, даже ядовитых.

14. Не лови диких животных и не уноси их домой.

15. Не подходи близко к гнездам птиц: по твоим следам их могут отыскать

и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.

16. Не разоряй птичьи гнезда.

17. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной, в начале лета: она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.

18. Не лови здоровых птиц и не уноси их домой, детенышей зверей — тоже.

В природе о них позаботятся взрослые животные.

19. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.

20. Не шуми в лесу, в парке. Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.

Перед вами экологические знаки. Подумайте, что же означает каждый знак. Слайд 18.

Работа команд сравнивается.

КОНКУРС 6.

«ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»

Слайд 19.

У. Закончите пословицы и поговорки:

1. Не за то волка бьют, что сер, а за то... (что овцу съел).

2. Два медведя в одной берлоге ... (не уживутся).

3. Не та собака пугает, что лает, а та ... (что молчит да хвостом виляет).

4. Волка ноги ... (кормят).

5. Не учи орла летать, а соловья ... (петь).

6. Здоровое дерево дятел ... (не долбит).

КОНКУРС 7.

«ЗАГАДОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

У. Расшифруйте названия животных:

Слайд 20.

льдоша    соль     бекал    зока    бакоса    вайруем    девьдем    баобчак     шаугкял

У. Наша игра подходит к концу. Мы должны определить, можно ли отпустить в лес Лесогуба. Проведем для него небольшой экзамен.

Дети задают Лесогубу вопросы, связанные с правилами поведения в лесу.

— Вот и закончилась игра,

 Расходиться нам пора.

На табло взгляните все

-Подведем итог игре.

Жюри называет команду победителей.

- Давайте же стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы цвели цветы, пели птицы! Закончим игру словами Евгения Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Литература

1. Грекова Л.И. В союзе с природой. - М.: ЦГЛ; Сервисшкола, 2003.

2. Голубева Е. Занимательное естествознание. - СПб., 1998.

3. «Я иду на урок в начальную школу». Природоведение. - М.: Первое сентября, 2000.

4. Михеев А.В., Соловьева М.П. Охрана природы. - М.: Просвещение, 1993.

5. Педагогическое творчество. - 2000. -№ 3.

6. Педсовет. - 1999. - № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.

Цели занятия:1.    Познакомить детей с правилами дорожного движения.2.    Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Мероприятие в группе продлённого дня МБОУ СОШ№1 им. М. П. Кочнева. Тема мероприятия: С детства дружбой дорожи!

Данное мероприятие развивает направление коммуникативных компетенций детей через общение, через игровую деятельность.Такие мероприятия помогают развивать коллектив как целостный групповой субъект....

Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.

Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...

"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...

Мероприятие по ПДД совместно с родителями в рамках мероприятий "Добрая дорога детства".

В целях профилактики дорожно-транспортного травматизма, закрепления навыков безопасного поведения на дорогах проводится конкурсно-развлекательная программа. В ней принимают участие две команды - ...